Комплекс «На зарядку все подряд.» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Комплекс «На зарядку все подряд.»

2019-05-27 210
Комплекс «На зарядку все подряд.» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«По порядку стройтесь в ряд! На зарядку все подряд! Мы растем смелыми, на солнце загорелыми. Ноги наши быстрые, метки наши выстрелы. Крепки наши мускулы, и глаза не туск­лые. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!»

1. И.п. — о.с. 1—8 — шаги на месте (на носках), на шаг ле­вой — пальцы в кулаки, на шаг правой — пальцы разогнуть.

2. И.п. — о.с. 1 — присед, хлопок в ладоши перед собой; 2 — встать, хлопок в ладоши над головой. Повторить 2—4 раза.

3. И.п. — о.с. 30 с смотреть в окно на дальний маленький предмет.

4. я.д. — сидя за партой (столом). 1—6 — круговые враще-ия глаз по часовой стрелке; 7—

Методические указания:

Слова текста учащиеся произносят до начала ходьбы на месте.

Упражнения 1 и 7 выполняются легко. Следить за осанкой.

Упражнение 2 выполняется с мышечным напряжением. Во время приседа спина должна быть прямая.

Упражнения Зи4 содействуют укреплению мышц глаз. Не включать в работу мускулатуру лица, шеи и др.

Упражнение 5 содействует расслаблению мышц глаз, арти­куляционного аппарата. Применяется и для снятия мышечно­го напряжения при продолжительном пользовании голосом.

Упражнение 6 направлено на совершенствование моторики пальцев рук. Движения на счет 1—4 выполнять без зритель­ного контроля.

Далее предлагаются варианты физкультминуток с проговариванием текста и синхронным выполнением упражнений.

Оздоровительная задача - это профилактика заболева­нии, предусматривающая повышение иммунитета к неблаго­приятным факторам внешней среды, расширение биологиче­ских возможностей организма, формирование культурно-ги­гиенических навыков.

Воспитательная задача состоит в формировании физиче­ских, морально-волевых и эмоциональных проявлений личности. Сущность коррекционно-компенсаторных задач заклю­чается в следующем:

1) в исправлении недостатков физического и биологическо­го развития;

2) в совершенствовании функциональных возможностей анализаторов;

3) в исправлении или выравнивании дефектов речи;

4) в коррекции недостатков задержки психического разви­тия (ЗПР, дефицитарного психического развития);

5) в возмещении нарушенных функций за счет сохранных (т. е. по принципу компенсации) и др.

 

3. Преимущественное использование физкультуры, как средства для коррекции функциональных систем школьника.

4. Моделирование жизненных ситуаций (бытовых, экст­ремальных и т. п.) посредством широкого использова­ния нестандартного оборудования или архитектуры, а также специально продуманных заданий (игр, эста­фет, состязаний и т. п.).

5. Одно из приоритетных направлений физкультуры — укрепление здоровья детей.

6. Использование специальных упражнений для создания физиологических и психологических условий в целях исправления (коррекции) двигательных и речевых на­рушений, ЗПР и др.

7. Акцентирование на коррекционно-компенсаторных формах воздействия средств и методов физического воспитания на функциональные системы учащихся-логопатов.

8. Дифференцированный подход к методам обучения и к способам ведения урока, исходя из персональной ха­рактеристики каждого ученика (пол, возраст; уровень физического, биологического и психического развития; функциональное состояние основных систем организма; тип ВНД, интеллект; вид речевой патологии и т. д.).

Это основные рекомендации при проведении уроков физ­культуры в речевой школе. Кроме того, эффективность урока во многом определяется, помимо прочих условий, и рациональ­ностью организационно-методических форм управления дея­тельностью. Профессиональное мастерство педагога состоит в том, чтобы от минимально необходимого числа упражнений и занятий получить максимально возможную образовательную отдачу.

Накопленный опыт позволяет выделить ряд методических положений по организации урока, обеспечивающих его высо­кий КПД.

  1. Рациональный выбор методов организации учебного про­цесса: с акцентом на фронтальный метод — на этапах разучива­ния и освоения новых упражнений; групповой — на этапах закрепления и совершенствования двигательных навыков (преимущественно с 4—5 классов); метод индивидуальных заданий — для успевающих либо отстающих учеников.

2. Выбор способов (вариантов выражений зависит от сложности поставленной задачи, интенсивности действий суммарной физической нагрузки, уело во снарядов, их пропускная способность, температура состояние занимающихся и пр.). Здесь требуется продумать варианты построении и перестроений учеников, размещения я использования снарядов. К примеру, разучивание прыжков со скакалкой целесообразно организовать в две смены- одна группа учащихся выполняет серии прыжков, вторая смена, от­дыхая, наблюдает, контролирует и оценивает попытки одно­классников.

Практика подтвердила высокую продуктивность уроков на многих видах при организации учебной деятельности в парах, тройках, в отделениях (группах из 4—5 человек) — одни вы­полняют задания, другие оказывают взаимопомощь, страху­ют, корректируют работу своих товарищей.

3. Своевременная подготовка спортзала (площадка), ра­бочих мест, инвентаря и рациональное использование обору­дования и снарядов в ходе занятия. Именно здесь надо иметь и варианты разметок зала и площадки, и традиционные места хранения и установки снарядов или тренажеров, применять самые экономные способы раздачи и сбора мелкого инвентаря.

4. Оптимальное количество попыток и необходимые дози­ровка и темп выполнения упражнений, регламентируемые жителем на основе задач урока (а не «сколько получится.». 5-есь важно соблюдать правило: лучше дать, меньше особенно тщательно соблюдать дозировку двигательного уси­лия ребенка, чаще использовать релаксацию (расслабление) задания на перераспределение мышечного тонуса, прежде всего в предплечье, в области воротниковой зоны. Наконец, не менее важно точно соизмерять физическую нагрузку, предлагаемую ученикам, с учетом того, чтобы они сохраняли работоспособ­ность и достаточную активность на последующих занятиях.

Специалисты считают, что оптимальная моторная плотность уроков физической культуры в массовой школе при средней интенсивности выполнения упражнений составляет 50—70%; в речевом учреждении обозначенный показатель соответствен­но ниже. Между тем, повышение моторной плотности занятий до величины более 80% при средней их эффективности отри­цательно сказывается на восстановительных процессах.

Таким образом, наиболее целесообразным является прове­дение уроков физической культуры среди логопатов в замед­ленном и среднем темпе. Быстрый же темп применять лишь эпизодически, например, во время проведения подвижных игр, отдавая предпочтение при этом играм с умеренной и кор­ригирующей психофизической нагрузкой.

Задача учителя при выборе организационно-методических форм управления деятельностью учащихся — предусмотреть не только оптимальные показатели урока в целом, его отдель­ных частей, но и величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) как показателей физиологической кривой на протяже­нии всех 45 мин занятия, В этой связи нелишне-напомнить, что, например, среднему уровню физической нагрузки со­ответствует частота пульса не более 145 уд./мин (7—9 лет), 165 уд./мин (10—15 лет) и 180 уд./мин (16 лет).

Условия и содержание уроков вынуждают часто к длитель­ным паузам между подходами. Даже если они используются для наблюдения за работой товарищей, эти задержки снижа­ют рабочую установку, функциональную готовность к очеред­ным усилиям.

Заполнение пауз может быть разным. Так основное задание, большое по суммарной нервно-мышечной нагрузке, требует значительных энергозатрат и обязательного отдыха (в том чис­ле, с элементами произвольного расслабления мышц и упраж­нениями на нормализацию дыхания). К примеру, в средних и старших классах эти паузы отдыха оправданы при лазаний по канату, выполнении силовых упражнений, комбинаций на

Вариант активного отдыха может быть заполнен выполнениедополнительных упражнений или заданий. Здесь важно соблюдать такие условия:

а) задания должны быть структурно или функционально связаны с основным упражнением — это в случае веду­щей установки на освоение техники и высокое качество исполнения;

б) упражнения даются на другие мышечные группы для скорейшего восстановления «рабочих потенциалов» — это при установке на высокий результат при избиратель­ных нагрузочных упражнениях.

Задача учителя физической культуры — не только правиль­но показывать, объяснять и организовывать репродуктивную деятельность учащихся, но и умело руководить также учеб­ным процессом.

Насущной проблемой любого урока является активизация учения школьников, формирование у них познавательной са­мостоятельности. На каждом занятии должно присутствовать то, что требует современная педагогика — активная работа мысли. И для того, чтобы обучение было развивающим, оно переменно должно включать деятельность самого ученика чаемым материалом. Реализация такого обучения требует идеальной организации учебного процесса. позиции усиления образовательной направленности уро-» физической культуры, учитель обязан выделять время на приятие и осмысливание учащимися установочной информации., на уяснение и запоминание терминологии и других знаний, на проектирование собственных действий  и самооценку исполненных попыток, на осмыслено стимулирует функцию речедвигательного анализатора и активизирует познавательную деятельность логопатов, С этой целью весьма полезны, например: повторение инструк­ций учителя для более полного понимания и усвоения их; проговаривание предстоящего задания или правил игры; речевой материал, связанный с темой урока; произношение речевок, чистоговорок, считалок и т. п.; ролевые игры со звуковым вы­ражением; анализ проделанного на занятии и др.

Итак, можно утверждать, что моторная плотность урока и выбор методов организации и способов выполнения упраж­нений должны определяться не только с позиций количества повторений для освоения определенного двигательного на­выка, коррекции тех или иных функциональных систем, но и в зависимости от возможности занимающихся и с учетом ак­тивизации учения как познавательной деятельности.

Однако, даже абсолютно безупречное выполнение всех пе­речисленных ранее требований, предъявляемых к современ­ному уроку физической культуры, не обеспечит позитивный результат, если педагог при обучении детей не руководствует­ся принципами гуманизации и демократизации образова­ния. Общий смысл указанных понятий (принципов) сводится к осознанной необходимости выстраивать отношения между учителем и учеником в форме взаимопонимания, взаимоува­жения и взаимодействия. Поэтому закономерно, что гумани­стическая педагогика выделяет, как образец, такие важные позиции в деятельности учителя:

подход к образовательным программам с точки зрения максимально возможного развития творческой инициа­тивы школьника;

— разработка учебного процесса учителем вместе с учащи­мися на солидарной основе;

стремление создать эмоционально-стимулирующую удаление пристального внимания собственной ини­циативе ученика;

— стремление установить в классе атмосферы искренности, уважения, теплоты, взаимной приязни между педагогом и детьми;

- ограничение роли учителя ролью консультанта и ис­точника знаний, всегда готового придти на помощь учащимся;

создание для каждого школьника реальных познаватель­ных альтернатив и стремление учителя поощрять учени­ков к самореализации;                         

— совместное обсуждение педагогом и учащимися проблем воспитания и способов их оценки;

— отказ в дальнейшем от использования отметки, как фор­мы давления на ученика.

Далее — о специфике уроков физической культуры сучащи­мися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной ме­дицинской группе (СМГ). Данные уроки необходимо строить по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части.

I. Вводная часть урока.

Задачи:

— организовать учащихся;

— определить ЧСС;

— составить представление о самочувствии детей;

— ознакомить с содержанием занятий;

— создать благоприятное эмоциональное настроение;

— способствовать постепенной подготовке организма к по­вышенным нагрузкам.

Организация учащихся для занятий физическими упраж­нениями строится на воспитании у них потребности приходить на уроки в опрятной спортивной форме, умения находиться в строю, выполнять команды, отдавать рапорт учителю, от­вечать на приветствия.

Подсчет ЧСС самими школьниками и все упражнения ввод­ной части при условии правильного и четкого их выполнения также в значительной мере организуют учащихся для работы на уроке.

Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями.

Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохра­нении правильной осанки во время движений, особенно во вре­мя ходьбы. Именно в первой части урока надо последователь­но добиваться свободной походки с сохранением правильной осанки.

Продолжительность вводной части колеблется от 3—6 до 10—15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основном — короче.

II. Основная часть урока.

Задачи:

гармоническое общее и специальное развитие сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом;

— воспитание двигательных качеств;

— совершенствование двигательных умений и навыков;

— воспитание морально-волевых качеств,

В начале основной части целесообразно использовать упраж­нения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т. п.

Опыт показывает, что даже на малоподвижную игру орга­низм учащихся реагирует резким учащением ЧСС, повыше­нием артериального давления; как правило, показатели ЧСС и артериального давления медленно возвращаются к норме. Поэтому играм на уроке необходимо уделять особое внимание. Их лучше проводить за 15—20 мин до окончания урока. После них обязательно проводятся медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых в положении сидя не менее 1 мин.

После игры и отдыха рекомендуется включать в урок обще-развивающие упражнения, но в спокойном, несколько замед­ленном темпе, с паузами для отдыха по 10—12 с.

Нельзя относиться к общеразвивающим упражнениям лишь как к средству развития и укрепления опорно-двигательного аппарата (ОДА). Они одновременно являются действен­ном средством воспитания умения не только экономно, но  двигаться, улучшают общую координацию движений- чтобы у занимающихся появилась уверенность в своих силах:: способностях, учителю необходимо, добиваясь правильного выполнения упражнений, отмечать даже незначительные ус­пехи в двигательной деятельности. Важно также научит

Целесообразно применять простые упражнения для рук различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, уп­ражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Про­должительность заключительной части 5—10 мин.

При 30-минутном уроке продолжительность его частей со­ставляет 5—10, 15—20, 5 мин.

Следует добавить, что эмоциональная окрашенность урока зависит от многих факторов, таких, как порядок, освещенность и чистота в зале, качество оборудования, внешний вид зани­мающихся, оптимистичный тон команд и объяснений, инте­ресное образное замечание, вызывающее оживление среди де­тей. Однако учителю следует соблюдать определенное чувство меры, ибо излишнее эмоциональное возбуждение оказывает неблагоприятное воздействие на учащихся, создает нервную и физическую перегрузку, что особенно нежелательно в заня­тиях со школьниками, отнесенными к СМГ.

Ведущим принципом в работе является дифференцирован­ный подход, дозирование нагрузки на уроке с учетом индиви­дуальных особенностей школьников. При этом необходимо со­блюдать следующие условия:

построение на уроке не по росту, а по степени физичес­кой подготовленности; на правом фланге более подготов­ленные дети (группа «А»), на левом - менее (группа позволяет дифференцировать нагрузкусучетом индивидуальных способностей (например, ученики на правом фланге продолжают приседания, на левом - от- дыхаютит. д.);

— перед каждым уроком у школьников определяется ЧСС; дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, ставятся на ле­вый фланг;

— при проведении эстафет более подготовленные школь­ники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости делают два повторения, ме­нее подготовленные— одно и т. д.;

— при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 мин;

— в первой четверти.5—7 мин основной части урока уделя­ется выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, рекомендованных врачом в зависимости от диагноза заболевания.

В специальных медицинских группах, как правило, зани­маются школьники с различными заболеваниями. Поэтому следует учитывать противопоказания к занятиям отдельны­ми видами упражнений.

Для имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные из­менения и др.) противопоказаны упражнения, выполнение ко­торых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с рез­ким ускорением темпа, со статическим напряжением. Данным детям рекомендуются общеразвивающие упражнения, охва­тывающие все мышечные группы, в исходном положении ле­жа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 с в конце I четверти первого года обучения до 2,5—3 мин в конце второго года обучения).

Школьникам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) про­тивопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание дыхательным гаражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Это крайне важно для учащихся-логопатов при формировании навыка ритмичного речевого дыхания (быстрый вдох — пауза — про­должительный выдох).

Для школьников с нарушениями нервной системы огра­ничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряже­ние (например, упражнения в равновесии на повышенной опо­ре), ограничивается время игр и т. д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, ку­вырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

В процессе занятий физическими упражнениями учителям необходимо учитывать особенности каждого возраста.

Часть детей младшего возраста имеет нарушения осанки. Наибольшее число дефектов отмечается в форме плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий и положения ло­паток, отстаивание нижних углов лопаток, сведенность плеч вперед), в снижении дееспособности стопы (плоскостопие). Для исправления ранее возникших нарушений осанки рекоменду­ются корригирующие упражнения (лежа, на четвереньках и др.). Танцевальные упражнения также помогают улучшить осанку. В занятиях со школьниками 1-3 классов применяются по        тельные танцевальные упражнения, танцевальные связывая наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений их назначением, правилами выполнения, влиянием  с младшими детьми можно прибегать к методическим приемам, связанным с использова­нием внешних ориентиров и ограничителей параметров дви­жения которые помогают почувствовать, правильно ли оно выполняется. Большое место отводится игровым методам вы­полнения учебных заданий.

Характерным для школьников 4—8 классов является про­цесс полового созревания. Эндокринные влияния в этот пери­од могут несколько ухудшить состояние здоровья, что значи­тельно усложняет педагогический процесс. Резкое увеличение длины тела, нарушение механизмов управления двигатель­ными и вегетативными функциями сказываются на процессе овладения двигательными навыками.

Под влиянием занятий физическими упражнениями сдви­ги вегетативных функций (дыхательной, кровообращения и т. д.) в подростковом возрасте проявляются менее заметно. Для подростков (особенно мальчиков) характерна склонность к переоценке сил, они отличаются нестабильностью поведения, большой впечатлительностью. Учителю все это важно прини­мать в расчет при постановке учебных заданий в процессе физического воспитания школьников СМГ. Целесообразно приучать учащихся 4—8 классов сознательно анализировать, оценивать и регулировать мышечные ощущения.

В старшем возрасте ярко выражена способность учащихся к отвлеченному мышлению, они в состоянии целесообразно пользоваться приобретенными ранее знаниями и двигатель­ным опытом в различных условиях жизни.

У школьников старших классов более отчетливо выявляет­ся разница в увеличении силы мышц правой и левой полови­ны тела, поэтому особое внимание уделяется симметричному развитию мышц обеих сторон тела.

В старшем школьном возрасте у девушек, как правило за­канчивается половое созревание. Общий двигательный режим не должен изменяться в зависимости от фаз менструального цикла. Однако у некоторых девушек в период менструаций по­вышается восприимчивость к холоду, обостряется рефлекс са­мосохранения, быстро наступает утомление и т. п. Поэтому в эти дни рекомендуется предлагать им гимнастические упраж­нения эмоционального характера (танцевальные упражнения, элементы художественной гимнастики); время выполнения медленного бега необходимо уменьшать до 20—40 с, следует исключать прыжки, сокращать количество упражнений, стро­го индивидуально дозировать время участия в играх. Как по­казывает опыт, для многих девушек, отнесенных к СМГ, ха­рактерно состояние неуверенности в своих силах. Учителю необходимо вселять в них бодрость, веру в возможность вос­становления состояния здоровья средствами физкультуры.

В занятиях с юношами большое значение приобретает при­менение упражнений с отягощениями, вес которых подбира­ется с учетом физической подготовленности школьников (от 0,5 до 3—5 кг). Необходимо, чтобы упражнения с отягощения­ми выполнялись без задержки дыхания, натуживания.

Состояние здоровья, низкий уровень физической подготов­ленности, а также психологические особенности школьников с ослабленным здоровьем предъявляют повышенные требо­вания к соблюдению дидактических принципов в обучения Физическим упражнениям. От учителя требуются особая чут­кость, внимание, такт, полная осведомленность о педагогиче­ской и врачебной характеристике школьников.

контролировать правильность движений не только самим ученикам, но и учителю.

Особого внимания требует методика проведения игр. Вклю­чение в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что на занятии со школьниками СМГ она должна быть закончена за 7—10 мин до завершения урока. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать неза­метное утомление учащихся, поэтому учителю следует при­стально следить за первыми его признаками, своевременно за­канчивать игру, предупреждая возникновение переутомления.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Неотъемлемой частью системы мероприятий по физиче­скому воспитанию в речевом учреждении является лечебная физкультура (ЛФК). Некоторые средства ЛФК могут быть ис­пользованы и непосредственно во время урока физкультуры, особенно в СМГ, для коррекции наиболее распространенных дефектов (нарушения походки и осанки, отставания и разви­тии силы туловища и конечностей, слабости дифференцировки двигательных актов и прочее). Необходимо включать эле­менты ЛФК и в другие формы физического воспитания (ФВ) логопатов.

В речевой школе, как правило, значительное внимание уде­ляется ЛФК с целью исправления (коррекции) деформаций ОДА (позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей). Осуществляется это обычно с помощью занятий корригирую­щей гимнастики.

Недостаточное и негармоничное развитие мышечной сис­темы значительно задерживает формирование навыка пра­вильно держать свое тело. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что еще в боль­шей степени ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений. В то же время, помимо мышечной слабости, воз­никновению различных деформаций ОДА способствуют и дру­гие факторы, включая социальные и бытовые.

Так, из условий семейного уклада и быта в комплексе при­чин, влияющих на формирование правильной осанки и стопы.

Вот, к примеру, комплекс упражнений для формирования.мышечного корсета, и увеличения подвижности суставов

Упражнения стоя

1. Ходьба высоко на носках, на пятках, на наружных и внут­ренних сводах стоп. Каждым способом по 10—15 м.

2. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Смотреть на отведенную назад руку. Амплитуда предельная.

3. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны ту­ловища — «насос».

4. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверху, голову при­поднять, прогнуться. Наклоны вперед до касания пола.

5. И.п. — о. с., носки врозь. Пружинящие приседания на нос­ках, колени в стороны, руки вперед.

6. И.п. — то же, что в упражнении 5. Приседание на носках, руки впереди. Приседать медленно, вставать быстро.

7. И.п. — о.с, ноги на ширине плеч. Круговые движения ру­ками в боковой плоскости вперед—вверх и в обратном направле­нии. Начинать медленно, постепенно убыстряя движение.

Упражнения 2—7 выполняют с гантелями.

Упражнения в положении лежа на спине (выполняют с гантелями)

1 Ип - лежа на спине, руки вверху. Потянуться в момент

4. И.п. — то же, но руки в стороны, ноги под углом аи-. ц0 очередные движения прямыми ногами влево и вправо до каса ния пола,

5. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно-поднимание и опускание прямых ног.

6. И.п. — лежа на спине, руки вверху. Поочередное сгибе ние и разгибание ног с захватом за голень.

7. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты. Поочередные движения согнутых ног влево и вправо до каса­ния пола.

8. И.п. — лежа на спине, руки за головой. Сгибание и разги­бание туловища.

Упражнения в положении лежа на боку

1. И.п. — лежа на правом боку, правая рука вперед—вверх. Одновременные движения в сторону левой рукой и левой но­гой. То же лежа на левом боку.

2. И.п. — лежа на правом боку, правая рука под головой. Одновременные движения левой рукой назад и левой ногой вперед. То же лежа на левом боку, левая рука под головой.

3. И.п. — то же. Одновременное поднимание обеих ног..

Упражнения в положении лежа на животе

1. И.п. — лежа на животе, руки согнуты. Поочередное под­тягивание правой и левой ног, касаясь коленом локтей (ими­тация переползания по-пластунски на месте).

2. И.п. — лежа на животе, руки вверху. Одновременное под­нимание обеих ног.

3. И.п. — упор лежа. Сгибание и разгибание рук.

Упражнения в положении стоя на голове

Вводить по мере роста подготовленности, разучивая отдель­ные элементы.

1. Из стойки на лопатках левая нога вперед, правая — на-гад и наоборот.

2. Из стойки на голове — сгибание и разгибание ног.

Несомненно, что самое главное заключается в предотвращу сбоя в работе функциональных систем организма детей в целом и возникновения дефектов ОДА в частности. Однако, если этого сделать не удалось, необходимы своевременные и комплексные меры оздоровительного воздействия, включая и ЛФК. Причем, определенные элементы средств лечебной физкультуры должны применяться в режиме всего дня: во время проведения утренней гигиенической гимнастики, физкульт­минуток, уроков физкультуры, занятий корригирующей гим­настики, спортивного часа на прогулках и т. д.

Теперь о конкретных примерах оздоровительного воздей­ствия лечебной физкультуры. Так, в приведенных ниже зада­ниях, упражнения ЛФК способствуют в основном выправле­нию позвоночника, укреплению стопы, а также восстановлению ритма и глубины дыхания.

Примерный комплекс упражнений ЛФК на утренней гигиенической гимнастике

1. Ходьба на месте с продвижением вперед. Потягивание с отведением рук за голову, назад.

2. И.п. — о.с. Поочередное отведение рук. Махом вперед ле­вую руку вверх, правую назад, и наоборот.

3. И.п. — ноги врозь, руки вверх. Поворачивая туловище вправо, наклониться к правой стопе. То же в другую сторону.

4. И.п. — о.с. Выпад правой вперед, руки в стороны. То же левой ногой.

5. И.п. — упор на коленях, голову приподнять. Правую но­гу назад, вверх и прогнуться. То же левой ногой.

6. Стоя на гимнастической палке, держась за спинку стула, присесть и встать.

7. Прыжки на месте ноги скрестно, ноги врозь.

8. Ходьба с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Дышать глубоко.

Каждое упражнение повторяется 6—8 раз.

Примерный комплекс упражнений ЛФК на физкультминутке

  1. И.п. — сидя, руки на парте. Руки вверх, потянуться, вер­нуться в и.п.

2. И.п. — сидя за партой, держаться за край стула. Опираясь на спинку стула, прогнуться, вернуться в и.п.

3. И.п. — стоя за партой, руки за спиной (с захватом за пред плечья). Подняться на носки, вернуться в и.п.

4. И.п. — о.с. (встать между рядами парт). Два наклона на­зад, руки на пояс; полуприсед, руки вперед (2—3 раза).

5. И.п. — о.с, руки на поясе. Массу тела передать на левую ногу, правую на носок. Смена положения ног.

Примерный комплекс специальных упражнений ЛФК на уроке физической культуры

1. Ходьба с подбрасыванием и ловлей малого мяча.

2. Ходьба по перевернутой гимнастической скамейке с мя­чом, поднятым над головой.

3. Продвижение по наклонной скамейке в упоре на коленях.

4. Передвижение (вверх, вниз) приставными шагами по гим­настической стенке. Наступать на рейку средней частью стопы.

5. Прыжки с высоты на гимнастические маты (высота регулируется в зависимости от возраста и физической подго­товленности детей).

6. Ходьба на носках в приседе с гимнастической палкой за спиной.

7. Лазанье по канату, обхватывая его средней частью стоп.

8. Многоскоки на резиновой дорожке.

9. Разновидности ходьбы и бега (2—3 мин).

Корригирующая гимнастика

Многие элементы лечебной физкультуры (ходьба, бег, висы, улоры, лазанье, игры, дыхательные и корригирующие упраж­нения и др.) составляют основу и корригирующей гимнастики, являющейся одной из форм физического воспитания детей-логопатов жатое. К средствам, корригирующей гимнастики относятся специальные (избирательные) упражнения, способные устра­нить мышечно-связочную недостаточность ОДА и, как следствие. ликвидировать дефекты позвоночника, грудной клетки нижних конечностей. Причем, подбор комплексов упражнений осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (пола, возраста, состояния их здоровья, физического я психического развития, вида речевой патологии и т д) Кроме того, задания, предлагаемые занимающимся, должны быть доступными для каждого из них, иметь определенную направлен­ность воздействия, быть строго дозированными и выполняться из различных исходных положений (стоя, сидя и лежа).

Как правило, в комплексы корригирующей гимнастики включаются общеразвивающие упражнения без предметов, на­правленные на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей, корригирующие упражнения с предметами, а также задания для развития равновесия.

Указанные выше упражнения должны занимать особое ме­сто по формированию навыка правильной осанки, главным признаком которой является отсутствие отклонения в форме позвоночного столба (см. рис. 6). Между тем, осанка зависит и от многих других факторов, а именно:

— положения головы;

— формы грудной клетки;

— наклона таза;

— положения костей плечевого пояса и ниж­них конечностей;

— формы передней брюшной стенки;

— формы стопы.

В целом, критерием правильной осанки сле­дует считать такое взаиморасположение костей скелета, при котором создаются наилучшие ус­ловия для работы внутренних органов, а стало быть, и для сохранения здоровья.

В этой связи главная задача состоит, безус­ловно, в предупреждении деформаций позво­ночника, грудной клетки и нижних конечно­стей. И начинать профилактику надо с элемен­тарных вещей: самоконтроля и устранения неправильных (порочных) поз или привычек. Вот простой способ самоконтроля. Станьте спи­ной к двери (стене без плинтуса) — при правиль­ной осанке двери должны касаться пятки, ик­ры, ягодицы, лопатки, затылок. При круглой спине и сутулости затылок в привычном для человека положении не касается стены.

Несколько подробнее о необходимости само­контроля за положением головы и плечевогопояса Так, на занятиях постоянно приходится слышать ука­зания учителя физкультуры относительно положения головы. Это очень важно, так как наклон головы вперед или назад вызывает повышение тонуса мышц соответственно либо перед­ней, либо задней поверхности туловища, что, естественно, облегчает сгибание или разгибание позвоночника. Данное обстоятельство желательно учитывать не только при выпол­нении упражнений, но и в других случаях. Иначе, привычка частых и невынужденных наклонов головы вперед вполне мо­жет привести и к сутулости, что допустить никак нельзя.

Вырабатывая правильную осанку, нужно непременно сле­дить и за положением плеч. Асимметричность их — довольно распространенное нарушение, особенно у детей. Причиной ее может быть неравномерное развитие мускулатуры. Например, из-за постоянного выполнения одной рукой трудоемкой рабо­ты, неправильного положения за столом или партой, привычки носить тяжелые вещи все время в одной руке.

Асимметричность плеч, если с ней не бороться, может привести к наиболее трудоисправимому искривлению по­звоночника — сколиозу. Поэтому, обнаружив такое наруше­ние, надо немедленно обратиться к врачу. Если сколиоза еще нет, следует приступить к выполнению рекомендованных ни­же упражнений корригирующей гимнастики. Их лучше делать перед зеркалом — это поможет постоянно контролировать по­ложение плеч.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.