Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-05-27 | 210 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«По порядку стройтесь в ряд! На зарядку все подряд! Мы растем смелыми, на солнце загорелыми. Ноги наши быстрые, метки наши выстрелы. Крепки наши мускулы, и глаза не тусклые. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд!»
1. И.п. — о.с. 1—8 — шаги на месте (на носках), на шаг левой — пальцы в кулаки, на шаг правой — пальцы разогнуть.
2. И.п. — о.с. 1 — присед, хлопок в ладоши перед собой; 2 — встать, хлопок в ладоши над головой. Повторить 2—4 раза.
3. И.п. — о.с. 30 с смотреть в окно на дальний маленький предмет.
4. я.д. — сидя за партой (столом). 1—6 — круговые враще-ия глаз по часовой стрелке; 7—
Методические указания:
Слова текста учащиеся произносят до начала ходьбы на месте.
Упражнения 1 и 7 выполняются легко. Следить за осанкой.
Упражнение 2 выполняется с мышечным напряжением. Во время приседа спина должна быть прямая.
Упражнения Зи4 содействуют укреплению мышц глаз. Не включать в работу мускулатуру лица, шеи и др.
Упражнение 5 содействует расслаблению мышц глаз, артикуляционного аппарата. Применяется и для снятия мышечного напряжения при продолжительном пользовании голосом.
Упражнение 6 направлено на совершенствование моторики пальцев рук. Движения на счет 1—4 выполнять без зрительного контроля.
Далее предлагаются варианты физкультминуток с проговариванием текста и синхронным выполнением упражнений.
Оздоровительная задача - это профилактика заболевании, предусматривающая повышение иммунитета к неблагоприятным факторам внешней среды, расширение биологических возможностей организма, формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитательная задача состоит в формировании физических, морально-волевых и эмоциональных проявлений личности. Сущность коррекционно-компенсаторных задач заключается в следующем:
|
1) в исправлении недостатков физического и биологического развития;
2) в совершенствовании функциональных возможностей анализаторов;
3) в исправлении или выравнивании дефектов речи;
4) в коррекции недостатков задержки психического развития (ЗПР, дефицитарного психического развития);
5) в возмещении нарушенных функций за счет сохранных (т. е. по принципу компенсации) и др.
3. Преимущественное использование физкультуры, как средства для коррекции функциональных систем школьника.
4. Моделирование жизненных ситуаций (бытовых, экстремальных и т. п.) посредством широкого использования нестандартного оборудования или архитектуры, а также специально продуманных заданий (игр, эстафет, состязаний и т. п.).
5. Одно из приоритетных направлений физкультуры — укрепление здоровья детей.
6. Использование специальных упражнений для создания физиологических и психологических условий в целях исправления (коррекции) двигательных и речевых нарушений, ЗПР и др.
7. Акцентирование на коррекционно-компенсаторных формах воздействия средств и методов физического воспитания на функциональные системы учащихся-логопатов.
8. Дифференцированный подход к методам обучения и к способам ведения урока, исходя из персональной характеристики каждого ученика (пол, возраст; уровень физического, биологического и психического развития; функциональное состояние основных систем организма; тип ВНД, интеллект; вид речевой патологии и т. д.).
Это основные рекомендации при проведении уроков физкультуры в речевой школе. Кроме того, эффективность урока во многом определяется, помимо прочих условий, и рациональностью организационно-методических форм управления деятельностью. Профессиональное мастерство педагога состоит в том, чтобы от минимально необходимого числа упражнений и занятий получить максимально возможную образовательную отдачу.
|
Накопленный опыт позволяет выделить ряд методических положений по организации урока, обеспечивающих его высокий КПД.
2. Выбор способов (вариантов выражений зависит от сложности поставленной задачи, интенсивности действий суммарной физической нагрузки, уело во снарядов, их пропускная способность, температура состояние занимающихся и пр.). Здесь требуется продумать варианты построении и перестроений учеников, размещения я использования снарядов. К примеру, разучивание прыжков со скакалкой целесообразно организовать в две смены- одна группа учащихся выполняет серии прыжков, вторая смена, отдыхая, наблюдает, контролирует и оценивает попытки одноклассников.
Практика подтвердила высокую продуктивность уроков на многих видах при организации учебной деятельности в парах, тройках, в отделениях (группах из 4—5 человек) — одни выполняют задания, другие оказывают взаимопомощь, страхуют, корректируют работу своих товарищей.
3. Своевременная подготовка спортзала (площадка), рабочих мест, инвентаря и рациональное использование оборудования и снарядов в ходе занятия. Именно здесь надо иметь и варианты разметок зала и площадки, и традиционные места хранения и установки снарядов или тренажеров, применять самые экономные способы раздачи и сбора мелкого инвентаря.
4. Оптимальное количество попыток и необходимые дозировка и темп выполнения упражнений, регламентируемые жителем на основе задач урока (а не «сколько получится.». 5-есь важно соблюдать правило: лучше дать, меньше особенно тщательно соблюдать дозировку двигательного усилия ребенка, чаще использовать релаксацию (расслабление) задания на перераспределение мышечного тонуса, прежде всего в предплечье, в области воротниковой зоны. Наконец, не менее важно точно соизмерять физическую нагрузку, предлагаемую ученикам, с учетом того, чтобы они сохраняли работоспособность и достаточную активность на последующих занятиях.
|
Специалисты считают, что оптимальная моторная плотность уроков физической культуры в массовой школе при средней интенсивности выполнения упражнений составляет 50—70%; в речевом учреждении обозначенный показатель соответственно ниже. Между тем, повышение моторной плотности занятий до величины более 80% при средней их эффективности отрицательно сказывается на восстановительных процессах.
Таким образом, наиболее целесообразным является проведение уроков физической культуры среди логопатов в замедленном и среднем темпе. Быстрый же темп применять лишь эпизодически, например, во время проведения подвижных игр, отдавая предпочтение при этом играм с умеренной и корригирующей психофизической нагрузкой.
Задача учителя при выборе организационно-методических форм управления деятельностью учащихся — предусмотреть не только оптимальные показатели урока в целом, его отдельных частей, но и величины частоты сердечных сокращений (ЧСС) как показателей физиологической кривой на протяжении всех 45 мин занятия, В этой связи нелишне-напомнить, что, например, среднему уровню физической нагрузки соответствует частота пульса не более 145 уд./мин (7—9 лет), 165 уд./мин (10—15 лет) и 180 уд./мин (16 лет).
Условия и содержание уроков вынуждают часто к длительным паузам между подходами. Даже если они используются для наблюдения за работой товарищей, эти задержки снижают рабочую установку, функциональную готовность к очередным усилиям.
Заполнение пауз может быть разным. Так основное задание, большое по суммарной нервно-мышечной нагрузке, требует значительных энергозатрат и обязательного отдыха (в том числе, с элементами произвольного расслабления мышц и упражнениями на нормализацию дыхания). К примеру, в средних и старших классах эти паузы отдыха оправданы при лазаний по канату, выполнении силовых упражнений, комбинаций на
Вариант активного отдыха может быть заполнен выполнениедополнительных упражнений или заданий. Здесь важно соблюдать такие условия:
а) задания должны быть структурно или функционально связаны с основным упражнением — это в случае ведущей установки на освоение техники и высокое качество исполнения;
|
б) упражнения даются на другие мышечные группы для скорейшего восстановления «рабочих потенциалов» — это при установке на высокий результат при избирательных нагрузочных упражнениях.
Задача учителя физической культуры — не только правильно показывать, объяснять и организовывать репродуктивную деятельность учащихся, но и умело руководить также учебным процессом.
Насущной проблемой любого урока является активизация учения школьников, формирование у них познавательной самостоятельности. На каждом занятии должно присутствовать то, что требует современная педагогика — активная работа мысли. И для того, чтобы обучение было развивающим, оно переменно должно включать деятельность самого ученика чаемым материалом. Реализация такого обучения требует идеальной организации учебного процесса. позиции усиления образовательной направленности уро-» физической культуры, учитель обязан выделять время на приятие и осмысливание учащимися установочной информации., на уяснение и запоминание терминологии и других знаний, на проектирование собственных действий и самооценку исполненных попыток, на осмыслено стимулирует функцию речедвигательного анализатора и активизирует познавательную деятельность логопатов, С этой целью весьма полезны, например: повторение инструкций учителя для более полного понимания и усвоения их; проговаривание предстоящего задания или правил игры; речевой материал, связанный с темой урока; произношение речевок, чистоговорок, считалок и т. п.; ролевые игры со звуковым выражением; анализ проделанного на занятии и др.
Итак, можно утверждать, что моторная плотность урока и выбор методов организации и способов выполнения упражнений должны определяться не только с позиций количества повторений для освоения определенного двигательного навыка, коррекции тех или иных функциональных систем, но и в зависимости от возможности занимающихся и с учетом активизации учения как познавательной деятельности.
Однако, даже абсолютно безупречное выполнение всех перечисленных ранее требований, предъявляемых к современному уроку физической культуры, не обеспечит позитивный результат, если педагог при обучении детей не руководствуется принципами гуманизации и демократизации образования. Общий смысл указанных понятий (принципов) сводится к осознанной необходимости выстраивать отношения между учителем и учеником в форме взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодействия. Поэтому закономерно, что гуманистическая педагогика выделяет, как образец, такие важные позиции в деятельности учителя:
|
— подход к образовательным программам с точки зрения максимально возможного развития творческой инициативы школьника;
— разработка учебного процесса учителем вместе с учащимися на солидарной основе;
стремление создать эмоционально-стимулирующую удаление пристального внимания собственной инициативе ученика;
— стремление установить в классе атмосферы искренности, уважения, теплоты, взаимной приязни между педагогом и детьми;
- ограничение роли учителя ролью консультанта и источника знаний, всегда готового придти на помощь учащимся;
создание для каждого школьника реальных познавательных альтернатив и стремление учителя поощрять учеников к самореализации;
— совместное обсуждение педагогом и учащимися проблем воспитания и способов их оценки;
— отказ в дальнейшем от использования отметки, как формы давления на ученика.
Далее — о специфике уроков физической культуры сучащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Данные уроки необходимо строить по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части.
I. Вводная часть урока.
Задачи:
— организовать учащихся;
— определить ЧСС;
— составить представление о самочувствии детей;
— ознакомить с содержанием занятий;
— создать благоприятное эмоциональное настроение;
— способствовать постепенной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
Организация учащихся для занятий физическими упражнениями строится на воспитании у них потребности приходить на уроки в опрятной спортивной форме, умения находиться в строю, выполнять команды, отдавать рапорт учителю, отвечать на приветствия.
Подсчет ЧСС самими школьниками и все упражнения вводной части при условии правильного и четкого их выполнения также в значительной мере организуют учащихся для работы на уроке.
Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями.
Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохранении правильной осанки во время движений, особенно во время ходьбы. Именно в первой части урока надо последовательно добиваться свободной походки с сохранением правильной осанки.
Продолжительность вводной части колеблется от 3—6 до 10—15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основном — короче.
II. Основная часть урока.
Задачи:
— гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом;
— воспитание двигательных качеств;
— совершенствование двигательных умений и навыков;
— воспитание морально-волевых качеств,
В начале основной части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т. п.
Опыт показывает, что даже на малоподвижную игру организм учащихся реагирует резким учащением ЧСС, повышением артериального давления; как правило, показатели ЧСС и артериального давления медленно возвращаются к норме. Поэтому играм на уроке необходимо уделять особое внимание. Их лучше проводить за 15—20 мин до окончания урока. После них обязательно проводятся медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых в положении сидя не менее 1 мин.
После игры и отдыха рекомендуется включать в урок обще-развивающие упражнения, но в спокойном, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха по 10—12 с.
Нельзя относиться к общеразвивающим упражнениям лишь как к средству развития и укрепления опорно-двигательного аппарата (ОДА). Они одновременно являются действенном средством воспитания умения не только экономно, но двигаться, улучшают общую координацию движений- чтобы у занимающихся появилась уверенность в своих силах:: способностях, учителю необходимо, добиваясь правильного выполнения упражнений, отмечать даже незначительные успехи в двигательной деятельности. Важно также научит
Целесообразно применять простые упражнения для рук различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность заключительной части 5—10 мин.
При 30-минутном уроке продолжительность его частей составляет 5—10, 15—20, 5 мин.
Следует добавить, что эмоциональная окрашенность урока зависит от многих факторов, таких, как порядок, освещенность и чистота в зале, качество оборудования, внешний вид занимающихся, оптимистичный тон команд и объяснений, интересное образное замечание, вызывающее оживление среди детей. Однако учителю следует соблюдать определенное чувство меры, ибо излишнее эмоциональное возбуждение оказывает неблагоприятное воздействие на учащихся, создает нервную и физическую перегрузку, что особенно нежелательно в занятиях со школьниками, отнесенными к СМГ.
Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на уроке с учетом индивидуальных особенностей школьников. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
— построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности; на правом фланге более подготовленные дети (группа «А»), на левом - менее (группа позволяет дифференцировать нагрузкусучетом индивидуальных способностей (например, ученики на правом фланге продолжают приседания, на левом - от- дыхаютит. д.);
— перед каждым уроком у школьников определяется ЧСС; дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, ставятся на левый фланг;
— при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости делают два повторения, менее подготовленные— одно и т. д.;
— при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 мин;
— в первой четверти.5—7 мин основной части урока уделяется выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, рекомендованных врачом в зависимости от диагноза заболевания.
В специальных медицинских группах, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. Поэтому следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений.
Для имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Данным детям рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 с в конце I четверти первого года обучения до 2,5—3 мин в конце второго года обучения).
Школьникам с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо уделять внимание дыхательным гаражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Это крайне важно для учащихся-логопатов при формировании навыка ритмичного речевого дыхания (быстрый вдох — пауза — продолжительный выдох).
Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (например, упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т. д.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
В процессе занятий физическими упражнениями учителям необходимо учитывать особенности каждого возраста.
Часть детей младшего возраста имеет нарушения осанки. Наибольшее число дефектов отмечается в форме плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, отстаивание нижних углов лопаток, сведенность плеч вперед), в снижении дееспособности стопы (плоскостопие). Для исправления ранее возникших нарушений осанки рекомендуются корригирующие упражнения (лежа, на четвереньках и др.). Танцевальные упражнения также помогают улучшить осанку. В занятиях со школьниками 1-3 классов применяются по тельные танцевальные упражнения, танцевальные связывая наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений их назначением, правилами выполнения, влиянием с младшими детьми можно прибегать к методическим приемам, связанным с использованием внешних ориентиров и ограничителей параметров движения которые помогают почувствовать, правильно ли оно выполняется. Большое место отводится игровым методам выполнения учебных заданий.
Характерным для школьников 4—8 классов является процесс полового созревания. Эндокринные влияния в этот период могут несколько ухудшить состояние здоровья, что значительно усложняет педагогический процесс. Резкое увеличение длины тела, нарушение механизмов управления двигательными и вегетативными функциями сказываются на процессе овладения двигательными навыками.
Под влиянием занятий физическими упражнениями сдвиги вегетативных функций (дыхательной, кровообращения и т. д.) в подростковом возрасте проявляются менее заметно. Для подростков (особенно мальчиков) характерна склонность к переоценке сил, они отличаются нестабильностью поведения, большой впечатлительностью. Учителю все это важно принимать в расчет при постановке учебных заданий в процессе физического воспитания школьников СМГ. Целесообразно приучать учащихся 4—8 классов сознательно анализировать, оценивать и регулировать мышечные ощущения.
В старшем возрасте ярко выражена способность учащихся к отвлеченному мышлению, они в состоянии целесообразно пользоваться приобретенными ранее знаниями и двигательным опытом в различных условиях жизни.
У школьников старших классов более отчетливо выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела, поэтому особое внимание уделяется симметричному развитию мышц обеих сторон тела.
В старшем школьном возрасте у девушек, как правило заканчивается половое созревание. Общий двигательный режим не должен изменяться в зависимости от фаз менструального цикла. Однако у некоторых девушек в период менструаций повышается восприимчивость к холоду, обостряется рефлекс самосохранения, быстро наступает утомление и т. п. Поэтому в эти дни рекомендуется предлагать им гимнастические упражнения эмоционального характера (танцевальные упражнения, элементы художественной гимнастики); время выполнения медленного бега необходимо уменьшать до 20—40 с, следует исключать прыжки, сокращать количество упражнений, строго индивидуально дозировать время участия в играх. Как показывает опыт, для многих девушек, отнесенных к СМГ, характерно состояние неуверенности в своих силах. Учителю необходимо вселять в них бодрость, веру в возможность восстановления состояния здоровья средствами физкультуры.
В занятиях с юношами большое значение приобретает применение упражнений с отягощениями, вес которых подбирается с учетом физической подготовленности школьников (от 0,5 до 3—5 кг). Необходимо, чтобы упражнения с отягощениями выполнялись без задержки дыхания, натуживания.
Состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, а также психологические особенности школьников с ослабленным здоровьем предъявляют повышенные требования к соблюдению дидактических принципов в обучения Физическим упражнениям. От учителя требуются особая чуткость, внимание, такт, полная осведомленность о педагогической и врачебной характеристике школьников.
контролировать правильность движений не только самим ученикам, но и учителю.
Особого внимания требует методика проведения игр. Включение в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что на занятии со школьниками СМГ она должна быть закончена за 7—10 мин до завершения урока. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления.
Лечебная физкультура (ЛФК)
Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому воспитанию в речевом учреждении является лечебная физкультура (ЛФК). Некоторые средства ЛФК могут быть использованы и непосредственно во время урока физкультуры, особенно в СМГ, для коррекции наиболее распространенных дефектов (нарушения походки и осанки, отставания и развитии силы туловища и конечностей, слабости дифференцировки двигательных актов и прочее). Необходимо включать элементы ЛФК и в другие формы физического воспитания (ФВ) логопатов.
В речевой школе, как правило, значительное внимание уделяется ЛФК с целью исправления (коррекции) деформаций ОДА (позвоночника, грудной клетки, нижних конечностей). Осуществляется это обычно с помощью занятий корригирующей гимнастики.
Недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает формирование навыка правильно держать свое тело. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что еще в большей степени ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений. В то же время, помимо мышечной слабости, возникновению различных деформаций ОДА способствуют и другие факторы, включая социальные и бытовые.
Так, из условий семейного уклада и быта в комплексе причин, влияющих на формирование правильной осанки и стопы.
Вот, к примеру, комплекс упражнений для формирования.мышечного корсета, и увеличения подвижности суставов
Упражнения стоя
1. Ходьба высоко на носках, на пятках, на наружных и внутренних сводах стоп. Каждым способом по 10—15 м.
2. И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Смотреть на отведенную назад руку. Амплитуда предельная.
3. И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища — «насос».
4. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверху, голову приподнять, прогнуться. Наклоны вперед до касания пола.
5. И.п. — о. с., носки врозь. Пружинящие приседания на носках, колени в стороны, руки вперед.
6. И.п. — то же, что в упражнении 5. Приседание на носках, руки впереди. Приседать медленно, вставать быстро.
7. И.п. — о.с, ноги на ширине плеч. Круговые движения руками в боковой плоскости вперед—вверх и в обратном направлении. Начинать медленно, постепенно убыстряя движение.
Упражнения 2—7 выполняют с гантелями.
Упражнения в положении лежа на спине (выполняют с гантелями)
1 Ип - лежа на спине, руки вверху. Потянуться в момент
4. И.п. — то же, но руки в стороны, ноги под углом аи-. ц0 очередные движения прямыми ногами влево и вправо до каса ния пола,
5. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно-поднимание и опускание прямых ног.
6. И.п. — лежа на спине, руки вверху. Поочередное сгибе ние и разгибание ног с захватом за голень.
7. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги согнуты. Поочередные движения согнутых ног влево и вправо до касания пола.
8. И.п. — лежа на спине, руки за головой. Сгибание и разгибание туловища.
Упражнения в положении лежа на боку
1. И.п. — лежа на правом боку, правая рука вперед—вверх. Одновременные движения в сторону левой рукой и левой ногой. То же лежа на левом боку.
2. И.п. — лежа на правом боку, правая рука под головой. Одновременные движения левой рукой назад и левой ногой вперед. То же лежа на левом боку, левая рука под головой.
3. И.п. — то же. Одновременное поднимание обеих ног..
Упражнения в положении лежа на животе
1. И.п. — лежа на животе, руки согнуты. Поочередное подтягивание правой и левой ног, касаясь коленом локтей (имитация переползания по-пластунски на месте).
2. И.п. — лежа на животе, руки вверху. Одновременное поднимание обеих ног.
3. И.п. — упор лежа. Сгибание и разгибание рук.
Упражнения в положении стоя на голове
Вводить по мере роста подготовленности, разучивая отдельные элементы.
1. Из стойки на лопатках левая нога вперед, правая — на-гад и наоборот.
2. Из стойки на голове — сгибание и разгибание ног.
Несомненно, что самое главное заключается в предотвращу сбоя в работе функциональных систем организма детей в целом и возникновения дефектов ОДА в частности. Однако, если этого сделать не удалось, необходимы своевременные и комплексные меры оздоровительного воздействия, включая и ЛФК. Причем, определенные элементы средств лечебной физкультуры должны применяться в режиме всего дня: во время проведения утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, уроков физкультуры, занятий корригирующей гимнастики, спортивного часа на прогулках и т. д.
Теперь о конкретных примерах оздоровительного воздействия лечебной физкультуры. Так, в приведенных ниже заданиях, упражнения ЛФК способствуют в основном выправлению позвоночника, укреплению стопы, а также восстановлению ритма и глубины дыхания.
Примерный комплекс упражнений ЛФК на утренней гигиенической гимнастике
1. Ходьба на месте с продвижением вперед. Потягивание с отведением рук за голову, назад.
2. И.п. — о.с. Поочередное отведение рук. Махом вперед левую руку вверх, правую назад, и наоборот.
3. И.п. — ноги врозь, руки вверх. Поворачивая туловище вправо, наклониться к правой стопе. То же в другую сторону.
4. И.п. — о.с. Выпад правой вперед, руки в стороны. То же левой ногой.
5. И.п. — упор на коленях, голову приподнять. Правую ногу назад, вверх и прогнуться. То же левой ногой.
6. Стоя на гимнастической палке, держась за спинку стула, присесть и встать.
7. Прыжки на месте ноги скрестно, ноги врозь.
8. Ходьба с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Дышать глубоко.
Каждое упражнение повторяется 6—8 раз.
Примерный комплекс упражнений ЛФК на физкультминутке
2. И.п. — сидя за партой, держаться за край стула. Опираясь на спинку стула, прогнуться, вернуться в и.п.
3. И.п. — стоя за партой, руки за спиной (с захватом за пред плечья). Подняться на носки, вернуться в и.п.
4. И.п. — о.с. (встать между рядами парт). Два наклона назад, руки на пояс; полуприсед, руки вперед (2—3 раза).
5. И.п. — о.с, руки на поясе. Массу тела передать на левую ногу, правую на носок. Смена положения ног.
Примерный комплекс специальных упражнений ЛФК на уроке физической культуры
1. Ходьба с подбрасыванием и ловлей малого мяча.
2. Ходьба по перевернутой гимнастической скамейке с мячом, поднятым над головой.
3. Продвижение по наклонной скамейке в упоре на коленях.
4. Передвижение (вверх, вниз) приставными шагами по гимнастической стенке. Наступать на рейку средней частью стопы.
5. Прыжки с высоты на гимнастические маты (высота регулируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей).
6. Ходьба на носках в приседе с гимнастической палкой за спиной.
7. Лазанье по канату, обхватывая его средней частью стоп.
8. Многоскоки на резиновой дорожке.
9. Разновидности ходьбы и бега (2—3 мин).
Корригирующая гимнастика
Многие элементы лечебной физкультуры (ходьба, бег, висы, улоры, лазанье, игры, дыхательные и корригирующие упражнения и др.) составляют основу и корригирующей гимнастики, являющейся одной из форм физического воспитания детей-логопатов жатое. К средствам, корригирующей гимнастики относятся специальные (избирательные) упражнения, способные устранить мышечно-связочную недостаточность ОДА и, как следствие. ликвидировать дефекты позвоночника, грудной клетки нижних конечностей. Причем, подбор комплексов упражнений осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (пола, возраста, состояния их здоровья, физического я психического развития, вида речевой патологии и т д) Кроме того, задания, предлагаемые занимающимся, должны быть доступными для каждого из них, иметь определенную направленность воздействия, быть строго дозированными и выполняться из различных исходных положений (стоя, сидя и лежа).
Как правило, в комплексы корригирующей гимнастики включаются общеразвивающие упражнения без предметов, направленные на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних конечностей, корригирующие упражнения с предметами, а также задания для развития равновесия.
Указанные выше упражнения должны занимать особое место по формированию навыка правильной осанки, главным признаком которой является отсутствие отклонения в форме позвоночного столба (см. рис. 6). Между тем, осанка зависит и от многих других факторов, а именно:
— положения головы;
— формы грудной клетки;
— наклона таза;
— положения костей плечевого пояса и нижних конечностей;
— формы передней брюшной стенки;
— формы стопы.
В целом, критерием правильной осанки следует считать такое взаиморасположение костей скелета, при котором создаются наилучшие условия для работы внутренних органов, а стало быть, и для сохранения здоровья.
В этой связи главная задача состоит, безусловно, в предупреждении деформаций позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. И начинать профилактику надо с элементарных вещей: самоконтроля и устранения неправильных (порочных) поз или привычек. Вот простой способ самоконтроля. Станьте спиной к двери (стене без плинтуса) — при правильной осанке двери должны касаться пятки, икры, ягодицы, лопатки, затылок. При круглой спине и сутулости затылок в привычном для человека положении не касается стены.
Несколько подробнее о необходимости самоконтроля за положением головы и плечевогопояса Так, на занятиях постоянно приходится слышать указания учителя физкультуры относительно положения головы. Это очень важно, так как наклон головы вперед или назад вызывает повышение тонуса мышц соответственно либо передней, либо задней поверхности туловища, что, естественно, облегчает сгибание или разгибание позвоночника. Данное обстоятельство желательно учитывать не только при выполнении упражнений, но и в других случаях. Иначе, привычка частых и невынужденных наклонов головы вперед вполне может привести и к сутулости, что допустить никак нельзя.
Вырабатывая правильную осанку, нужно непременно следить и за положением плеч. Асимметричность их — довольно распространенное нарушение, особенно у детей. Причиной ее может быть неравномерное развитие мускулатуры. Например, из-за постоянного выполнения одной рукой трудоемкой работы, неправильного положения за столом или партой, привычки носить тяжелые вещи все время в одной руке.
Асимметричность плеч, если с ней не бороться, может привести к наиболее трудоисправимому искривлению позвоночника — сколиозу. Поэтому, обнаружив такое нарушение, надо немедленно обратиться к врачу. Если сколиоза еще нет, следует приступить к выполнению рекомендованных ниже упражнений корригирующей гимнастики. Их лучше делать перед зеркалом — это поможет постоянно контролировать положение плеч.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!