Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-05-27 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Возбудимость | Степень ускорения пульса, уд. /мин |
Нормальная: слабая средняя живая | 0—6 7-12 13 — 18 |
Повышенная: слабо заметно значительно | 19—24 25-30 31 и более |
Увеличение этой разницы в числе ударов по сравнению с нормой указывает на повышенную возбудимость вследствие утомления, нарушения привычного режима жизни, тренировки. Разница свыше 25 свидетельствует о переутомлении или заболевании.
Предлагаемый тест следует проводить в одни и те же часы до еды, перед занятиями гигиенической гимнастикой.
Все вышеуказанные пробы и тесты в основном пре, означены для обследования двигательного аппарата подростков и старшеклассников.
Очень прост и показателен тест «Руки вверх!», когда педагог быстрым движением поднимает обе свои руки и просит сделать то же самое ученика. Быстро и одновременно — вот главное требование к выполнению! Более слабая рука поднимается медленнее, не полностью выпрямляется, а поэтому ее кисть находится ниже кисти противоположной руки.
Серию «ручных» тестов продолжает кистевая динамометрия в положении отведения руки в сторону. Здесь важно следить за правильностью захвата испытуемым динамометра и направления приложения усилия. Очень часто дети нажимают кончиками пальцев на корпус прибора, а не на специальную ручку-пластинку. Если показания динамометра на одной руке соответствуют норме, а на другой значительно отстают, можно предварительно констатировать слабость, недоразвитие этой руки. Если же и более сильная рука не выжимает «нормальных» показателей, то имеет место регресс с обеих сторон, что более подходит на вариант общего отставания в развитии.
Следующий в программе исследования —- тест «Самолет Школьнику предстоит подойти к зеркалу, развести прямые руки в стороны и красиво (ровно) удерживать их. На более ел; бой стороне рука станет опускаться быстрее или на больший: угол. Если упражнение «Самолет» не показывает асимметрии,' его усложняют тем, что в каждую руку обследуемого вкладывают гантели или любой другой груз весом 300—500 г. В указанном тесте может также обозначиться тенденция к сгибанию руки в локте, что свидетельствует о слабости этой руки (тест «Бомбардировщик»).
|
Далее — задание с условным названием «Сорви яблоко», при котором ученику необходимо достать игрушку, подвешенную над ним на резинке или жгуте. Ребенок потянется к игрушке более сильной (удобной) рукой, если разница между ними значительна. Если обе руки развиты примерно одинаково, то обследуемый будет пользоваться ими в равной степени или
чаще правой, так как именно ею для большинства людей легче манипулировать.
Доступен каждому и информативен тест «Висит груша» при котором школьнику предлагается захватить пальцами обеих рук трубку или гимнастическую палку, которую педагог приподнимает вместе с ребенком так, чтобы его ноги оторвались от пола на несколько сантиметров. Здесь очень показательным будет являться хват руками, его симметричность, особенности расположения пальцев, степень их сжатия. Более слабая рука раньше разгибает пальцы.
Очередное упражнение называется «Брось мне мяч!», при котором педагог внимательно фиксирует, какой рукой ученик предпочитает чаще выполнять бросок. Усложненным вариантом этого теста является задание «Брось мне сразу два мяча!» (в каждой руке ребенок держит один мяч). Данный тест имеет три разновидности броска: снизу, сбоку, сверху из-за головы. Это позволяет более объективно определить «бросковую разницу. Здесь важное диагностическое значение имеет, какая рука раньше выпустит мяч, по какой траектории он полетит и на какое расстояние или с каким усилием брошен мяч.
|
Описанный выше тест можно усложнить заменой одного обычного теннисного мяча на утяжеленный (для метания или хоккейный). В данном случае интерес будет представлять сведение о том, какой рукой чаще испытуемый бросает утяжеленный мяч.
Дает информацию для размышления и тест «Снайпер», при котором ученик должен попасть в мишень диаметром 100 см с пятью концентрическими окружностями через каждые 20 см. Задание выполняется поочередно обеими руками. Обращать внимание на точность попадания в «яблочко», кучность бросков, их силу, явные промахи и др.
Очень чувствительным является тест «Пирамидка» — поочередное нанизывание четырех шариков одного цвета на ось каждой рукой с фиксацией времени сборки. Конечно, более «пораженная» рука покажет худшие результаты. Кроме того, педагогу обязательно нужно проанализировать особенности захвата шарика пальцами, траектории его перемещения, соответствие мышечных усилий выполняемому заданию и т. л
Перечень «ручных» диагностических тестов можно дополнить такими эффективными методиками, как «Пуговки и «Спички». В первом тесте ребенку следует сначала правой а затем левой рукой нанизать на шнурок, допустим, 5 пуговиц. Во втором тесте ему предстоит собрать в коробок 10 спичек, разложенных по полу в пределах детского обруча. В обоих случаях необходимо фиксировать время выполнения заданий. О состоянии сенсорных возможностей пальцев рук вам ска жет тест «Морские камешки», при котором обследуемый должен найти на ощупь из множества камешков единственный экземпляр, предъявленный ему перед заданием. Камешки в мешочке должны быть различной конфигурации, размера и веса, но обязательно с идеально гладкой, отшлифованной поверхностью. Тревожным сигналом является неспособность школьника определенной рукой или обеими руками выявить «вслепую» необходимый камешек.
Далее диагностику продолжат «ножные» тесты. Самый простой и привлекательный из них — тест. «Футбол». Педагог подталкивает ногой мяч ученику и командует: «Бей!». Эти движения повторить несколько раз, наблюдая, какой ногой предпочитает бить испытуемый. Катить мяч нужно сначала по средней линии к ребенку, а затем несколько левее или правее от него, в зависимости от того, какой ногой он чаще будет наносить удар. Если ученик произведет удар также и «слабой» ногой (которой он не пользовался), когда мяч будет направлен точно на нее, то можно говорить о незначительной разнице в степени развития ног. Здесь также важно учитывать силу удара каждой ногой и его точность.
|
Весьма наглядным считается тест «Встань с коленок», в котором школьнику следует встать с коленок в вертикальное положение. Как правило, испытуемый выберет для опоры при вставании более сильную (развитую) ногу.
К категории «ножных» тестов относится и упражнение «Зайка», при котором обследуемого просят попрыгать на месте на двух ногах одновременно. Как при повышенном тонусе, так и при гипотонии прыжки будут слабыми, невысокими. Однако если для мышечной гипертонии характерным является напряженно-разгибательная постановка стопы, то при пониженном тонусе мышц наблюдается распластанность стопы, отсутствие амортизации при приземлениях.
Для того, чтобы лучше почувствовать разницу в степени поражения ног, тест «Зайка» желательно выполнить на каждой ноге в отдельности. При подскоках можно предварительно определить состояние равновесия у ребенка по тому, как он балансирует, по характеру компенсаторных движений туловищем и конечностями и т. д.
От подскоков можно перейти к прыжкам в длину с местам максимально возможное расстояние — это упражнение Бается «Кузнечик». Показательным является, во-первых, результат прыжка, а, во-вторых, особенности движения пой при отталкивании и приземлении.
Более объективное представление о состоянии равновесия I у школьника может дать тест «Журавлик», при котором ученика просят постоять на одной ноге, согнув в колене другую. Руки при этом могут быть: на поясе, в положениях «в стороны», «вперед», «за головой», «вверху»; глаза открыты, но при необходимости задание выполняется без зрительного контроля.
Предлагается еще один «ножной» тест — «Наклон в глубину», который позволяет определить состояние тонуса мышц задней поверхности ног. Испытуемый становится на ступеньку высотой 20—25 см, стопы располагаются вместе, носки на краю ступеньки. При проведении данного обследования педагогу следует фиксировать ладонями с обеих сторон коленные суставы, дабы избегать сгибания ног в коленях и получения неточных результатов.
|
Школьник должен постараться сделать как можно более глубокий наклон вперед—вниз с касанием вытянутыми пальцами ладоней соответствующей отметки установленной спереди ступеньки линейки. Если имеет место напряжение мышц нижних конечностей — ребенок не достает до уровня поверхности, на которой стоит. Наоборот, при сниженном тонусе он может опустить ладони ниже уровня стояния более чем на 10 см.
Получив предварительную информацию об особенностях двигательного статуса индивидуума, необходимо провести еще несколько «общих», или «центральных», тестов на точность, координацию, равновесие.
К их числу относится тест «Слепая ходьба» на проверку динамического равновесия ученика, его способности сохранять устойчивую вертикальную позу при движении. Вкратце это двигательное задание заключается в следующем: испытуемый 2—3 раза проходит с открытыми глазами по начерченной мелом или краской четырехметровой прямой. Затем ему закрывают повязкой глаза, поворачивают на месте по три раза в одну и другую стороны, а далее, поставив ребенка точно по линии.
подают команду: «Иди!». В специальном протоколе отмечаются: длина пути, форма траектории передвижения, характер движений, скорость перемещения, эмоции и др.
Целесообразно и упражнение «Задний ход», когда школьнику предлагается пройти сначала по прямой линии, а затем переступая из обруча в обруч, спиной вперед. Первоначально! задание выполняется в положении стоя, а затем (в качестве усложнения) в позе на четвереньках.
Далее рекомендован тест «Ну-ка, развернись», в котором обследуемый, стоя на диске «Здоровье», должен развернуться при помощи маховых движений рук и поворотных движений ног на 360' вокруг вертикальной оси. В первую очередь обращается внимание на избранную ребенком сторону поворота, время его выполнения, согласованность, плавность, ритмичность, рациональность движений.
В тесте «Зеркало» ученику необходимо обойти 5 кеглей, стоящих через 1 м, спиной вперед, глядя в зеркало, стоящее напротив. Это задание позволит установить степень зрительно-моторной координации, его пространственной ориентировки и умения управлять своими движениями.
Ведя наблюдение за приведенными выше «общими» тестами, необходимо обращать пристальное внимание на следующие параметры движений:
1. Быстрота движений (его интенсивность):
— низкая (вялая);
— средняя (нормальная);
— высокая.
2. Длительность выполнения упражнения:
— короткая;
— средняя;
— продолжительная.
|
3. Ритмичность движений:
— неритмично;
— умеренно-ритмичо;
— ритмично (плавно, слитно, законченно).
4. Рисунок движений:
— точность;
— координация;
— рациональность (адекватность).
5. Распределение усилий:
— недостаточное (слабое);
— быстроистощаемое;
— чрезмерное;
— правильное (адекватное) и др.
Очень о многом говорит мимика ребенка и характер его жес т икуляции. В частности, об отклонениях в неврологической состоянии обследуемого могут свидетельствовать такие проявления, как: подергивание век, щек, неестественные движения;; губами, нижней челюстью, гримасничанье, покачивание головой и др.
Руки ребенка, их движение — есть отражение состояния коры головного мозга (КГМ) ребенка, его центральной нервной системы (ЦНС). К неблагополучным признакам можно отнести порывистые взмахи руками в стороны—вверх (симптом «птичьего крыла»), вычурные «червеобразные* движения руками, их излишнее напряжение («деревянные руки»), потряхивания кистями, сильное сжимание всех или отдельных пальцев кисти и др.
Показательны также эмоции ребенка, возникающие в тот или иной момент его деятельности. Могут настораживать чрезмерное возбуждение, избыточная активность, потеря анализаторного контакта со взрослым («ничего не видит, ничего не слышит, ничего не понимает!»), агрессивность действий. Неестественны и сразу должны броситься в глаза также пассивность ребенка, его вялость, нежелание участвовать в двигательных действиях, выражение неудовольствия на лице, безразличие, заторможенность.
На основании полученной «тревожной» информации о двигательном статусе ребенка, может быть проведено его более глубокое комплексное обследование невропатологом, психологом, дефектологом, хирургом и другими специалистами. Полученные данные позволят отнести конкретного ребенка к той или иной типологической группе и разработать перспективную программу коррекции двигательных и других отклонений средствами физического воспитания.
Таким образом, способствуя полноценной деятельности как внешних, так и внутренних анализаторов, создаются физиологические условия для развития речи логопатов.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!