Показатели пульса при ортостатической пробе (по Раздольскому И.Я.) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Показатели пульса при ортостатической пробе (по Раздольскому И.Я.)

2019-05-27 213
Показатели пульса при ортостатической пробе (по Раздольскому И.Я.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возбудимость Степень ускорения пульса, уд. /мин
Нормальная: слабая средняя живая 0—6 7-12 13 — 18
Повышенная: слабо заметно значительно 19—24 25-30 31 и более

 

Увеличение этой разницы в числе ударов по сравнению с нормой указывает на повышенную возбудимость вследствие утомления, нарушения привычного режима жизни, трениров­ки. Разница свыше 25 свидетельствует о переутомлении или заболевании.

Предлагаемый тест следует проводить в одни и те же часы до еды, перед занятиями гигиенической гимнастикой.

Все вышеуказанные пробы и тесты в основном пре, означены для обследования двигательного аппарата подростков и старшеклассников.

Очень прост и показателен тест «Руки вверх!», когда пе­дагог быстрым движением поднимает обе свои руки и просит сделать то же самое ученика. Быстро и одновременно — вот главное требование к выполнению! Более слабая рука подни­мается медленнее, не полностью выпрямляется, а поэтому ее кисть находится ниже кисти противоположной руки.

Серию «ручных» тестов продолжает кистевая динамомет­рия в положении отведения руки в сторону. Здесь важно сле­дить за правильностью захвата испытуемым динамометра и на­правления приложения усилия. Очень часто дети нажимают кончиками пальцев на корпус прибора, а не на специальную ручку-пластинку. Если показания динамометра на одной ру­ке соответствуют норме, а на другой значительно отстают, мож­но предварительно констатировать слабость, недоразвитие этой руки. Если же и более сильная рука не выжимает «нор­мальных» показателей, то имеет место регресс с обеих сторон, что более подходит на вариант общего отставания в развитии.

Следующий в программе исследования —- тест «Самолет Школьнику предстоит подойти к зеркалу, развести прямые руки в стороны и красиво (ровно) удерживать их. На более ел; бой стороне рука станет опускаться быстрее или на больший: угол. Если упражнение «Самолет» не показывает асимметрии,' его усложняют тем, что в каждую руку обследуемого вклады­вают гантели или любой другой груз весом 300—500 г. В ука­занном тесте может также обозначиться тенденция к сгибанию руки в локте, что свидетельствует о слабости этой руки (тест «Бомбардировщик»).

Далее — задание с условным названием «Сорви яблоко», при котором ученику необходимо достать игрушку, подвешенную над ним на резинке или жгуте. Ребенок потянется к игрушке более сильной (удобной) рукой, если разница между ними значительна. Если обе руки развиты примерно одинаково, то обследуемый будет пользоваться ими в равной степени или

чаще правой, так как именно ею для большинства людей легче манипулировать.                                                 

Доступен каждому и информативен тест «Висит груша» при котором школьнику предлагается захватить пальцами обе­их рук трубку или гимнастическую палку, которую педагог приподнимает вместе с ребенком так, чтобы его ноги оторва­лись от пола на несколько сантиметров. Здесь очень показа­тельным будет являться хват руками, его симметричность, осо­бенности расположения пальцев, степень их сжатия. Более слабая рука раньше разгибает пальцы.

Очередное упражнение называется «Брось мне мяч!», при котором педагог внимательно фиксирует, какой рукой ученик предпочитает чаще выполнять бросок. Усложненным вариан­том этого теста является задание «Брось мне сразу два мяча!» (в каждой руке ребенок держит один мяч). Данный тест имеет три разновидности броска: снизу, сбоку, сверху из-за головы. Это позволяет более объективно определить «бросковую раз­ницу. Здесь важное диагностическое значение имеет, какая рука раньше выпустит мяч, по какой траектории он полетит и на какое расстояние или с каким усилием брошен мяч.

Описанный выше тест можно усложнить заменой одного обычного теннисного мяча на утяжеленный (для метания или хоккейный). В данном случае интерес будет представлять све­дение о том, какой рукой чаще испытуемый бросает утяжелен­ный мяч.

Дает информацию для размышления и тест «Снайпер», при котором ученик должен попасть в мишень диаметром 100 см с пятью концентрическими окружностями через каж­дые 20 см. Задание выполняется поочередно обеими руками. Обращать внимание на точность попадания в «яблочко», кучность бросков, их силу, явные промахи и др.

Очень чувствительным является тест «Пирамидка» — поочередное нанизывание четырех шариков одного цвета на ось каждой рукой с фиксацией времени сборки. Конечно, бо­лее «пораженная» рука покажет худшие результаты. Кроме того, педагогу обязательно нужно проанализировать особенности захвата шарика пальцами, траектории его перемещения, соответствие мышечных усилий выполняемому заданию и т. л

Перечень «ручных» диагностических тестов можно дополнить такими эффективными методиками, как «Пуговки и «Спички». В первом тесте ребенку следует сначала правой а затем левой рукой нанизать на шнурок, допустим, 5 пуго­виц. Во втором тесте ему предстоит собрать в коробок 10 спи­чек, разложенных по полу в пределах детского обруча. В обоих случаях необходимо фиксировать время выполнения заданий. О состоянии сенсорных возможностей пальцев рук вам ска жет тест «Морские камешки», при котором обследуемый дол­жен найти на ощупь из множества камешков единственный экземпляр, предъявленный ему перед заданием. Камешки в мешочке должны быть различной конфигурации, размера и веса, но обязательно с идеально гладкой, отшлифованной по­верхностью. Тревожным сигналом является неспособность школьника определенной рукой или обеими руками выявить «вслепую» необходимый камешек.

Далее диагностику продолжат «ножные» тесты. Самый простой и привлекательный из них — тест. «Фут­бол». Педагог подталкивает ногой мяч ученику и командует: «Бей!». Эти движения повторить несколько раз, наблюдая, ка­кой ногой предпочитает бить испытуемый. Катить мяч нужно сначала по средней линии к ребенку, а затем несколько левее или правее от него, в зависимости от того, какой ногой он чаще будет наносить удар. Если ученик произведет удар также и «слабой» ногой (которой он не пользовался), когда мяч будет направлен точно на нее, то можно говорить о незначительной разнице в степени развития ног. Здесь также важно учитывать силу удара каждой ногой и его точность.

Весьма наглядным считается тест «Встань с коленок», в котором школьнику следует встать с коленок в вертикаль­ное положение. Как правило, испытуемый выберет для опоры при вставании более сильную (развитую) ногу.

К категории «ножных» тестов относится и упражнение «Зайка», при котором обследуемого просят попрыгать на месте на двух ногах одновременно. Как при повышенном тонусе, так и при гипотонии прыжки будут слабыми, невысокими. Одна­ко если для мышечной гипертонии характерным является напряженно-разгибательная постановка стопы, то при пони­женном тонусе мышц наблюдается распластанность стопы, от­сутствие амортизации при приземлениях.

Для того, чтобы лучше почувствовать разницу в степени по­ражения ног, тест «Зайка» желательно выполнить на каж­дой ноге в отдельности. При подскоках можно предваритель­но определить состояние равновесия у ребенка по тому, как он балансирует, по характеру компенсаторных движений туловищем и конечностями и т. д.

От подскоков можно перейти к прыжкам в длину с местам максимально возможное расстояние — это упражнение Бается «Кузнечик». Показательным является, во-первых, результат прыжка, а, во-вторых, особенности движения пой при отталкивании и приземлении.

Более объективное представление о состоянии равновесия I у школьника может дать тест «Журавлик», при котором ученика просят постоять на одной ноге, согнув в колене дру­гую. Руки при этом могут быть: на поясе, в положениях «в сто­роны», «вперед», «за головой», «вверху»; глаза открыты, но при необходимости задание выполняется без зрительного конт­роля.

Предлагается еще один «ножной» тест — «Наклон в глу­бину», который позволяет определить состояние тонуса мышц задней поверхности ног. Испытуемый становится на ступень­ку высотой 20—25 см, стопы располагаются вместе, носки на краю ступеньки. При проведении данного обследования педа­гогу следует фиксировать ладонями с обеих сторон коленные суставы, дабы избегать сгибания ног в коленях и получения неточных результатов.

Школьник должен постараться сделать как можно более глубокий наклон вперед—вниз с касанием вытянутыми паль­цами ладоней соответствующей отметки установленной спере­ди ступеньки линейки. Если имеет место напряжение мышц нижних конечностей — ребенок не достает до уровня поверх­ности, на которой стоит. Наоборот, при сниженном тонусе он может опустить ладони ниже уровня стояния более чем на 10 см.

Получив предварительную информацию об особенностях двигательного статуса индивидуума, необходимо провести еще несколько «общих», или «центральных», тестов на точность, координацию, равновесие.

К их числу относится тест «Слепая ходьба» на проверку динамического равновесия ученика, его способности сохранять устойчивую вертикальную позу при движении. Вкратце это двигательное задание заключается в следующем: испытуемый 2—3 раза проходит с открытыми глазами по начерченной ме­лом или краской четырехметровой прямой. Затем ему закры­вают повязкой глаза, поворачивают на месте по три раза в од­ну и другую стороны, а далее, поставив ребенка точно по линии.

подают команду: «Иди!». В специальном протоколе отмечаются: длина пути, форма траектории передвижения, характер движений, скорость перемещения, эмоции и др.

Целесообразно и упражнение «Задний ход», когда школьнику предлагается пройти сначала по прямой линии, а затем переступая из обруча в обруч, спиной вперед. Первоначально! задание выполняется в положении стоя, а затем (в качестве усложнения) в позе на четвереньках.

Далее рекомендован тест «Ну-ка, развернись», в котором обследуемый, стоя на диске «Здоровье», должен развернуться при помощи маховых движений рук и поворотных движений ног на 360' вокруг вертикальной оси. В первую очередь обра­щается внимание на избранную ребенком сторону поворота, время его выполнения, согласованность, плавность, рит­мичность, рациональность движений.

В тесте «Зеркало» ученику необходимо обойти 5 кеглей, стоящих через 1 м, спиной вперед, глядя в зеркало, стоящее напротив. Это задание позволит установить степень зритель­но-моторной координации, его пространственной ориентиров­ки и умения управлять своими движениями.

Ведя наблюдение за приведенными выше «общими» теста­ми, необходимо обращать пристальное внимание на следую­щие параметры движений:

1. Быстрота движений (его интенсивность):

— низкая (вялая);

— средняя (нормальная);

— высокая.

2. Длительность выполнения упражнения:

— короткая;

— средняя;

— продолжительная.

3. Ритмичность движений:

— неритмично;

умеренно-ритмичо;

— ритмично (плавно, слитно, законченно).

4. Рисунок движений:

— точность;

— координация;

— рациональность (адекватность).

5. Распределение усилий:

— недостаточное (слабое);

— быстроистощаемое;

чрезмерное;

— правильное (адекватное) и др.

Очень о многом говорит мимика ребенка и характер его жес т икуляции. В частности, об отклонениях в неврологической состоянии обследуемого могут свидетельствовать такие проявления, как: подергивание век, щек, неестественные движения;;  губами, нижней челюстью, гримасничанье, покачивание головой и др.

Руки ребенка, их движение — есть отражение состояния коры головного мозга (КГМ) ребенка, его центральной нерв­ной системы (ЦНС). К неблагополучным признакам можно отнести порывистые взмахи руками в стороны—вверх (симп­том «птичьего крыла»), вычурные «червеобразные* движения руками, их излишнее напряжение («деревянные руки»), по­тряхивания кистями, сильное сжимание всех или отдельных пальцев кисти и др.

Показательны также эмоции ребенка, возникающие в тот или иной момент его деятельности. Могут настораживать чрез­мерное возбуждение, избыточная активность, потеря анали­заторного контакта со взрослым («ничего не видит, ничего не слышит, ничего не понимает!»), агрессивность действий. Не­естественны и сразу должны броситься в глаза также пассив­ность ребенка, его вялость, нежелание участвовать в двигатель­ных действиях, выражение неудовольствия на лице, безраз­личие, заторможенность.

На основании полученной «тревожной» информации о дви­гательном статусе ребенка, может быть проведено его более глубокое комплексное обследование невропатологом, психоло­гом, дефектологом, хирургом и другими специалистами. По­лученные данные позволят отнести конкретного ребенка к той или иной типологической группе и разработать перспективную программу коррекции двигательных и других отклонений средствами физического воспитания.

Таким образом, способствуя полноценной деятельности как внешних, так и внутренних анализаторов, создаются физиологические условия для развития речи логопатов.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.