Игра «Дракон кусает свой хвост» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Игра «Дракон кусает свой хвост»

2019-05-27 327
Игра «Дракон кусает свой хвост» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Описание: Звучит веселая музыка. Дети, построившись в колонну по одному, стараются крепко держаться друг за друга (за плечи)- По команде учителя первый ученик («голова драко­на») пытается поймать последнего игрока («хвост дракона»).

Условия:

1. Следить, чтобы дети не отпускали друг друга.

2. Следить, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выпол­няли все желающие.

 

Аутотренинг (аутогенная тренировка)

Средства восстановления, как известно, бывают самые раз личные. В основном на уроке применяют определенные физические упражнения, влияющие на общее состояние организма занимающегося. Единственный их недостаток в том, что процесс восстановления проходит без активного участия цент­ральной нервной системы (ЦНС). А ведь данные процессы во многом определяются психическим состоянием учащихся в данный момент занятий. Учитывая это, имеет резон включать в заключительную часть уроков элементы аутогенной трени­ровки, что дает возможность в последние минуты занятия воздействовать на восстановительные процессы организма школьников, формируя у них при этом навыки саморегуляции.

B аутогенной тренировке определены три основных пути "Действия на состояние ЦНС: тонус скелетных мышц и дыхания; представления, чувственные образы; слово (произносимое вслуx и мысленно). Эти воздействия используют последова­тельно и в комплексе.

Прежде чем приступать непосредственно к аутотренингу, необходимо предварительно вырабатывать у учеников определенные физические и психические навыки. Первым вырабатывается навык мышечного расслабления (релаксация), так как он является стержневым компонентом аутогенной тренировки. Поэтому овладение им имеет первостепенное значение.

А. Мышцы. Из курса анатомии и физиологии человека известно, что все части организма, а соответственно и мышцы имеют свое «представительство» в мозгу. Но не все они представлены в нем одинаково. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью рук и функциями мимических мышц. Поэтому основные, компонентом в структуре релаксации является расслаблена именно указанной мускулатуры, повышенный тонус которой особенно характерен для логопатов.

Несколько слов о механизме действия релаксации. Потом импульсов от напряженных мышц возбуждает определенные зоны ЦНС. Посредством мышечного расслабления уменьшает­ся импульсация в мозг, и как результат — снижается уровень бодрствования. Для лучшего освоения этого навыка аутоген­ной тренировки рекомендуется включать в заключительную: часть уроков, а также в домашние задания упражнения на рас­слабление определенных групп мышц:

1. Расслабление мышц лица (лба, век и т. д.) и шеи.

2. Расслабление мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, губ, нижней челюсти и т. д.).

3. Расслабление мышц рук (кисти, предплечья, плеча).

4. Расслабление мускулатуры туловища (живота, груди, спины).

5. Расслабление мышц ног (стопы, голени, бедра).

Б. Дыхание. После овладения учащимися навыками релак­сации следует приступать к обучению их управлению ритмом дыхания, причем, как обычного (вдох — выдох — пауза), так и речевого (быстрый вдох ртом — пауза —- продолжительный выдох). Установлено, что во время вдоха происходит актива­ция мозговых процессов, тогда как при выдохе наступает ус­покоение. Именно поэтому максимальное физическое усилие можно воспроизвести, задерживая дыхание на вдохе. А наибо-!(е полное расслабление мышц наступает в период глубокого выдоха. На уроках и дома школьники должны выполнять зада­ния, регулирующие дыхание в комплексе с релаксацией. На­пример: вдох — напряжение определенной группы мышц, выдох — расслабление. Лишь после формирования этих физических навыков имеет смысл переходить к отработке пси­хических навыков.

В. Внимание является важным и необходимым условием эф­фективности всех видов деятельности. Поэтому выработку психических навыков нужно начинать именно с внимания. И в добавление к ранее обозначенным упражнениям по раз­витию данного навыка можно присовокупить следующие за­дания:

а) фиксация внимания на движении секундной стрелки;

б) фиксация внимания на каком-либо (обязательно неинте­ресном) предмете — карандаше, ручке, палочке и т. д.

В этой связи целесообразно широко использовать и раз­личные игровые моменты. Так, например, весьма полезна и популярная психотехническая игра «Хромая обезьяна».

Описание: Детям предлагается закрыть глаза. Затем педа­гог объявляет классу: «Сейчас вы получите задание. Кто из вас почувствует, что с ним не справляется, должен хлопнуть в ла­доши или поднять руку. Внимание! Задание: не думать о хро­мой обезьяне».

Г. Чувственные образы. Добившись хорошего усвоения упражнений на совершенствование внимания, стоит при­ступить к выработке у учащихся более сложного навыка аутотренинга — чувственного образа. Так, реальные предме­ты, используемые в вышеизложенных заданиях по фиксации внимания на движении за секундной стрелкой, на каком-либо интересном предмете, заменяются воображаемыми. К примеру педагог обращается к ученикам: «Представьте, что у каждого из вас на ладони вытянутой вперед руки находится стакан с водой. Спокойно продвигаясь вперед, вообразите ваши ствия, направленные на то, чтобы пронести стакан, не расплескав ни капельки воды».

В эту же серию упражнений полезно включать задания та­кого типа:

а) ощутите тепло, распространяющееся с отдельных участ­ков (рук, ног) тела на все тело;

б) ощутите тяжесть, распространяющуюся по всему телу.

Развивает воображение и психотехническая игра «Термо­метр».

Описание: Учащиеся строятся в две шеренги. Затем они пово­рачиваются лицом друг к другу. Стоящим в первой шеренге сле­дует представить, что одна рука у них погружена в нагретый солн­цем песок или ванну с теплой водой. Игроки из второй шеренги должны, касаясь рук товарищей, определить, какая рука теп­лее — левая или правая. После этого ученики меняются ролями.

Д. Представления. Как одно из основных составляющих аутогенной тренировки, используемой на уроках, они долж­ны быть положительно-эмоциональными. Хорошо, если учи­тель настраивает учащихся вызывать, отдыхая от физических упражнений, в своем воображении такие картины:

а) летний день с зеленой лесной лужайкой;

б) берег моря с ритмичным шумом волн;

в) голубое небо с парящей в небе чайкой.

Эти и другие представления должны сочетаться с соответ­ствующими физическими ощущениями (тепло, освежающий ветерок) и внутренними переживаниями (расслабленность, безмятежность, покой).

Е. Слово воздействует на течение физиологических процес­сов не непосредственно, а путем повышения или понижения уровня активности нервных процессов. Эффективное воздей­ствие слова проявляется в течение самого аутотренинга, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно.

Когда школьники овладевают основными психическими и физическими навыками, пора приступать непосредственно к аутогенной тренировке. Для аутотренинга, исходя из сове­тов специалистов, применяются две позы.

Поза «кучер на дрожках» (рис. 4): сесть на гимнастическую скамейку, слегка согнуть спину, опустить голову; ноги слегка расставить, руки положить без упора на бедра так, чтобы сво­бодно свисали кисти.

Поза «лежа на спине» (рис. 5): лечь на спину на гимнастиче­ском мате, руки, слегка согнутые в локтевых суставах, положить «свободно вдоль туловища ладонями вниз, ноги развести,

Аутогенная тренировка состоит из успокаивающей и моби­лизующей частей. В успокаивающей части нужно добиться некоторого снижения уровня бодрствования мозга, во время стилизующей части — его повышения.

И то и другое достигается при соблюдении трех условий:

1) регуляций мышечного тонуса;

2) управления ритмом дыхания;

3) оперирования чувственными образами.

1. Регуляция мышечного тонуса.

Успокаивающая часть: полное расслабление всех мышц те­ла (релаксация).

Мобилизующая часть: повышение тонуса всех мышц тела.

2. Управление ритмом дыхания.

Успокаивающая часть (для неречевого ритма дыхания): от­носительно короткий вдох, плавный, медленный выдох, пауза.

Успокаивающая часть (для речевого ритма дыхания): ко­роткий вдох через рот, пауза, плавный, длительный выдох.

Мобилизующая часть: длительная фаза вдоха, пауза, отно­сительно короткий выдох.

3. Оперирование чувственными образами.

Успокаивающая часть: «Лежу на берегу реки», «Купаюсь

в море», «Лежу на светлой поляне».

Мобилизующая часть: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти».

Примерные формулы самовнушения, которые ученики мо­гут использовать в процессе аутогенной тренировки.

 

Вариант первый:

Успокаивающая часть.

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь...

2. Мое дыхание ровное, спокойное...

3. Мои руки полностью расслаблены... теплые... неподвижные...

4. Мои ноги полностью расслаблены... теплые... непод­вижные...

5. Моя шея расслаблена...

6. Мое туловище полностью расслаблено...

7. Мое лицо расслаблено...

а) расслаблен лоб,

б) расслаблены веки,

в) расслабление переходит на щеки,

г) расслаблен язык,

д) губы и зубы разжаты...

8. Состояние приятного полного покоя...

9. Весь мой организм отдыхает... и набирается сил... 10. Самочувствие отличное! (Пауза).

Мобилизующая часть.

1. Постепенно расслабление заканчивается.

2. Уходит чувство расслабленности и неподвижности из рук... ног... туловища... шеи... лица...

3. Все мышцы моего тела отдохнувшие... легкие... сильные...

4. Хорошее самочувствие сохранится надолго...

5. При счете «три» легко и просто откроются глаза и голова будет ясной, светлой, отдохнувшей.

Итак,

«раз» — расслабление начинает проходить и исчезает.,,

«два» -— удается подвигать руками и ногами, сжать паль­цы рук в кулаки, ощутить энергию, упругость, силу в мыш­цах отдохнувшего организма..,

«три» — открываю глаза, смотрю напряженно. Я бодр, ак­тивен, работоспособен и здоров. Готов приступить к очередным делам. Встать!

вариант второй:

Успокаивающая часть (звучит фонограмма с шумом лист­вы и пением птиц).

1. Я лежу на берегу реки в лесу...

2. Журчит вода, поют птицы...  

3. Шумит листва деревьев...

4. Я спокоен...

5. Я лежу на спине, смотрю в голубое небо...

6. Там плывут облака...

7. Надо мной качаются верхушки деревьев...

8. слушаю успокаивающий шум леса...

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.