Физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

2019-05-27 207
Физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способность человека осуществлять сложные по координа­ции движения, управлять ими и переключаться с одних дви­жений на другие, быстро производить новые двигательные акты в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды — все это свойства двигательной функции, обусловлен­ные биологическим и педагогическим факторам.

Биологический фактор связан с возрастными особенностя­ми детей и подростков, его влияние существенно сказывается на их двигательной функции. Биологическому развитию ее способствуют: созревание двигательного анализатора; воз­растные особенности коры больших полушарий (функцио­нальные ее возможности) и нервно-мышечного аппарата; био­логическая зрелость (половое созревание); явление акселера­ции; физическое развитие. Естественно, что все компоненты биологического фактора необходимо учитывать и действовать сообразно с их проявлениями.

Однако двигательная зрелость связана еще и с режимом двигательной деятельности. Следовательно, формирование и совершенствование двигательной функции возможно путем педагогического воздействия при соблюдении основных условий.

Первое условие — обучение двигательным действиям. Чем богаче двигательный опыт учащихся, чем большим запасом ус­ловно-рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у них и выражается в неумении ориентироваться в пространстве и со­вершать упражнения на тонкую дифференциацию. Естественно, что таким учащимся при обучении надо предлагать упражнения со сменой ситуаций и на развитие «мышечного чувства».

 

………………..

Следующей категории (вторая группа) логопатов прису­щи изъяны в точности движений, затруднения в их воспроиз­ведении, а также медлительность при выполнении заданий и дефицит силы; причем, если динамика движений не страда­ет, то их амплитуда недостаточно дифференцированна. Поло­жительной чертой данных учеников является их умение хо­рошо выполнять упражнения статического свойства.

У некоторых представителей второго уровня отмечается не­доразвитие ЦНС.

В процессе исправления двигательных нарушений необхо­димо уделить особое внимание подготовительным упражнени­ям, которые помогут занимающимся адаптироваться к основ­ной деятельности.

Третья группа представлена детьми, которые не способны регулировать темп движений. На занятиях они нередко про­сят учителя об облегчении задания или вовсе отказываются от выполнения упражнения по требованию; более того, довольно часто их поведение носит агрессивный характер.

Для этих учащихся типичны повышенные сухожильные рефлексы, поэтому педагогу важно строго дозировать нагруз­ку. В противном же случае при чрезмерном напряжении у за­нимающихся включаются тормозные процессы с целью эко­номии энергетических ресурсов организма. На уроках фи­зической культуры данные ученики предпочитают спортивные игры; очень любят похвалу и оценки.

Рекомендуется на занятиях предлагать таким ребятам боль­шой объем заданий координационного свойства; причем, по­лезно варьировать ситуации. Например, если вначале предло­жить стандартные условия, то затем — смена обстановки, а в заключении снова возвратиться на исходные позиции.

В четвертую группу входят дети, которые наряду с сохран­ной моторикой имеют отдельные нарушения опорно-двига­тельного аппарата (ОДА) фиксирующего характера, т. е. вро­жденные, а именно: сколиозы, лордозы, кифозы и их комби­нации. Представителям этого уровня свойственен астеничес­кий тип телосложения, характеризующийся худобой, высоким ростом, узкой и длинной грудной клеткой и слабой мускулатурой; кроме того, им присущи сильные сухожильные рефлек­сы. Эти учащиеся, особенно страдающие энурезом, не могут выполнять упражнения с большой моторной плотностью, и им противопоказаны большие силовые нагрузки.

Их слабая сторона — отсутствие концентрации внимания при выполнении задания, таким ученикам легче кого-то ко­пировать. Они не способны проанализировать действие, тем более цикл движений. Им свойственна избирательность в иг­ровых моментах; как правило, предпочитают «тихие» по тем­пу игры.

Для данных воспитанников речевой школы необходимы занятия лечебной физкультуры (ЛФК) и корригирующей гим­настики, на которых предлагаются регламентированные уп­ражнения не только для укрепления организма занимающих­ся, но и воспитания решительности.

Заключительный уровень (пятая группа) включает кон­тингент логопатов, двигательные недостатки которых явно просматриваются в динамической организации движений. Та­ким детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой. И хотя отдельно взятое задание они выполняют скрупулезно, серию действий в определенной последователь­ности им не осилить. Представители обозначенного уровня очень любят соревноваться и побежать в различных состя­заниях.

Педагог при работе с данной группой учащихся обязан пре­доставлять возможность занимающимся выполнять задания не более чем в среднем темпе с подробным объяснением и де­монстрацией элементов упражнений. Кроме того, следует учи­тывать, что движения должны быть преимущественно сило­вой направленности и строго дифференцированны.

Далее более подробно о коррекции двигательных наруше­ний логопатов.

Двигательное нарушение — это существенный признак не-сформированности двигательной сферы, которая может прояв­ляться ограничением объема и силы движений (парез, паралич), сбоем темпа и ритма, недостатками координации, наличием не­произвольных избыточных действий (гиперкинез) и т. п.

Двигательным нарушением называется отставание, ис­кажение или недоразвитие таких составляющих элемен­тов двигательной деятельности ребенка, как:

  1) схема движений (техника или способ);

2) комплекс двигательных способностей, или качеств(кондиционных и координационных); 3) анатомо-физиологические компоненты организма.

Нереализованный потенциал представленных трех состав­ляющих элементов двигательной сферы по отдельности или в совокупности приводит к снижению конечной результатив­ности движений, как минимум, на 10%. Для сравнения, легкой степенью двигательного нарушения считается уровень пока­занной школьником результативности, равный 67% от нормы; средней — 34-66%, тяжелой — менее 34%.

Необходимость развития двигательного анализатора, как уже отмечалось, требует исправления (коррекции) двигательного нарушения, т. е. его составляющих элементов, причем, не только до удовлетворительного уровня, но и с перспекти­вой на тотальное совершенствование.

Схему движений иначе можно представить, как способ выполнения, или технику.

Обучение техническим приемам основывается на приобретен­ных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается уме­лым применением подводящих и подготовительных упражне­ний, расчлененного и целостного методов обучения и развития двигательных способностей (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития, круговая тренировка) и др.

Эффективность процесса обучения во многом зависит не только от правильно поставленных общих и частных задач, но и от умения педагога активизировать учеников на занятиях. Под активизацией предполагается сознательная активность учащихся, когда они не только знают задачи и результаты предстоящей деятельности, но и хотят добиться цели, зная, как это делать, обладая соответствующими умениями.

Практика показывает, что создание реальных условий для активизации деятельности занимающихся заключается и в использовании современной аппаратуры (компьютеры, ви­деомагнитофоны, видеокамеры), иллюстрирующих пособий (видеофильмы, компьютерная графика, фото, рисунки, кон­турные схемы движении). Немаловажную роль играют и зву­ковые, световые, тактильные и вспомогательные (ориентиры) технические средства.

Широко известны, например, так называемые, предметные ориентиры. При обучении бегу — бег по узкому коридору, по кружкам («кочкам», полоскам), через набивные мячи; при обучении метаниям — броски мяча через препятствия опреде­ленной высоты, в пронумерованные круги; метание дротиков в обруч; при обучении опорному прыжку — приземление в обоз­наченный квадрат, соскок с касанием рукой предмета и т. п.

Большой эффект достигается также применением различно­го рода тренажеров, которые служат критериями наглядных результатов, допустим, приспособлений, способствующих уве­личению подвижности в суставах, развитию силы и скорости отталкивания и т. п.

Теперь, что касается осуществления педагогического прин­ципа «от общего — к частному». Например, при обучении школьников 3 класса технике броска малого мяча программой предусмотрены следующие общие задачи:

1. Развивать необходимые физические качества для овла­дения оптимальным способом метания малого мяча.

2. Учить технике метания малого мяча с места из-за головы на дальность.

Из общих задач вытекают более конкретные, частные за­дачи, решение которых будет планироваться на отдельных уро­ках (занятиях) учебного года:

1а. Развивать подвижность (гибкость) в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника.

16. Совершенствовать координацию (двигательную лов­кость) и быстроту движений.

1в. Развивать скоростно-силовые качества.

2а. Создать представление о технике метания малого мяча г. места способом «из-за головы через плечо.

26. Научить способу держания мяча и исходному положе­нию (и.п.) рук и ног при броске, стоя лицом вперед, ноги на ширине плеч.

2в. Научить броску мяча вперед и вперед-вверх из того же и.п., одной рукой, с акцентов на хлестообразное движение кистью.

Следующий компонент двигательного нарушения, требую­щий коррекции, — это комплекс двигательных качеств.

Прежде чем решить обозначенную проблему, важно акцен­тировать внимание на имеющихся пробелах двигательных спо­собностей, наиболее типичных для воспитанников речевой

 1. Основные нарушения в развитии кондиционных (фи­зических) качеств:

— недостаточное развитие силы основных мышечных групп (рук, ног, живота, спины);

— низкие показатели быстроты (частоты движений рук и ног, скорости одиночного сокращения);

— отставание в развитии выносливости к повторению бы­строй динамической работы, к статическим усилиям различных мышечных групп;

— слабость скоростно-силовых качеств;

— неудовлетворительное состояние гибкости и подвиж­ности в суставах.

2. Основные нарушения координационных способностей:

недостатки координации и зрительно-пространствен­ной ориентировки;

— нарушения темпа, ритма и равновесия;

— недостатки точности движений в пространстве и во времени;

— нарушения дифференцировки мышечных усилий;

— несформированность вестибулярных реакций.

Итак, владея информацией о сущности двигательных нару­шений логопатов, можно выбрать и конкретный материал для их исправлений с помощью специальных заданий, способст­вующих совершенствованию неполноценных двигательных способностей.

 

Примерные упражнения


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.