Со звуковым выражением. Упражнения для развития слуха — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Со звуковым выражением. Упражнения для развития слуха

2019-05-27 175
Со звуковым выражением. Упражнения для развития слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для формирования правильного звукопроизношения весь­ма полезными являются игры типа «Космонавты», «Запятнай пару» и другие.

Игра «Космонавты» (12 классы)

Цель: Дифференциация и автоматизация звуков. Развитие ориентировки в пространстве.                                                   

Описание: В центральном (малом) круге спортзала или площадки размещены гимнастические обручи («космические  ракеты»), число которых меньше количества участников иг­ры. Играющие ученики («космонавты») располагаются на рав­ноудаленном расстоянии от обручей по периметру большого круга. По сигналу педагога учащиеся, повернувшись направо и соблюдая дистанцию, начинают ходьбу против часовой стрел­ки и произносят слова:

«Ждут нас новые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет,

— Опоздавшим места нет».

 

После этого каждый игрок старается, опередив соперников, ссдять место в «космической ракете», т. е. встать в середину обруча. Тот ученик, кто не сможет выполнить данное задание, в следующих игровых эпизодах не участвует. Затем учитель сокращает число обручей, и игра возобновляется до тех пор. пока не определится победитель.

Игра «Запятнай пару» (1—2 классы )

Цель: Дифференциация звуков «к» — «г». Развитие ловко­сти и быстроты.

Описание: Дети строятся парами друг за другом. Послед­ним стоит водящий с мячом. По указанию педагога ребята начинают проговаривать считалку со следующими словами:

«Кинь-кинь, перекинь,

Давай вместе побежим.

Через воду и огонь.

Не догонит нас и конь.

Раз—два, догоняй,

Ну, попробуй-ка, поймай!»

После этих слов ученики первой пары выполняют ускорение до определенного ориентира на противоположной стороне спорт­зала (площадки), а водящий догоняет убегающих, стараясь точно бросить мячом в кого-либо из них. Игрок, в которого попадает мяч, впоследствии становится очередным водящим. Его же на­парник и бывший водящий, образуя новую пару, занимают ме­сто в конце группы детей. После подведения предварительных итогов следует продолжение игры, победителем которой счита­ется учащийся, избежавший участи быть водящим.

Для совершенствования слухового анализатора школьника полезно на занятиях применять задания по улучшению навыка точно улавливать направление звука. При решении данной за­дачи целесообразны упражнения и игры, связанные с реакцией детей на различные звуковые сигналы (свисток, хлопок, музы­кальная вставка и т. п.), причем, без участия зрительного контро­ля. Такими упражнениями могут быть, например, ходьба и бег с ускорением в направлении поданного звукового сигнала, а также игровые задания типа «Найди предмет», «Часовой и другие.

Игра «Найди предмет»

Цель: Ориентировка в пространстве с определением направ­ления звука.

Описание: В центре спортзала (площадки) располагается во­дящий ученик с повязкой на глазах, а на некотором расстоя­нии от него (5—10 м) — учитель с предметом в руках (куб, мяч и т. п.). После команды «Марш!» водящий начинает идти к предмету, ориентируясь при этом лишь по непрерывному звуковому сигналу, который подается учителем с помощью свистка. Причем, при неправильном направлении движения ученика, педагог соответственно понижает громкость звучания свистка вплоть до прекращения подачи сигнала. Победителем считается игрок, затративший наименьшее время для поиска предмета.

Игра «Часовой»

Цель: Развитие способности ориентироваться в пространст­ве с определением направления звука.

Описание: В центральном круге спортзала (площадки) на­ходится водящий с завязанными глазами — «часовой», а на лицевой линии — остальные ученики. По сигналу учителя все участники игры, кроме водящего, начинают двигаться через круг, стараясь бесшумно перейти на противоположную сторо­ну зала (площадки). При этом, если «часовой» услышит стук или шорох шагов, он останавливает передвижение учащихся, подавая команду «Стой!». После чего водящий ученик, ориен­тируясь на звук (шум), предпринимает поиск игроков. В результате выигрывает тот «часовой», кто выявит наибольшее количество «нарушителей».

В целях развития слуховых возможностей следует исполь­зовать на занятиях и приемы по улучшению способностей ло­гопатов анализировать и различать звуки.

Обозначенная задача может быть решена с помощью, напри­мер, следующих заданий:

— хлопанье в ладоши с различной громкостью;

— передвижение в ходьбе и беге на носках (тихо) и на всей ступне (громко);

— выполнение упражнений по условным сигналам: один    свисток — ходьба, один громкий свисток — частая ходь­ба; два свистка — бег и т. п.;

- игра на музыкальных инструментах (свирель, барабан, бубен и др.) с различной громкостью звучания;

— определение происхождения того или иного звука (шума) после прослушивания соответствующей фонограммы;

— синхронное выполнение упражнений под фонограмму в соответствии с характером музыки (так, гимнастиче­ские упражнения в ходьбе рекомендуется выполнять под музыку с четким ритмом и постоянством темпа, дыха­тельную гимнастику — под спокойную и расслабляющую мелодию и т. д.);

акцентированные действия (хлопанье в ладоши, прито­пы и т, п.), приуроченные к сильной доле музыкального аккомпанемента;

— звукоподражание (театр зверей, в мире птиц и т. д.). Существенное значение в плане совершенствования слухо­вого анализатора придается на занятиях и использованию раз­нообразных игровых моментов с участием зрительного, кож­ного, вестибулярного и других анализаторов. Предлагаются игры «Тихо — громко», «Угадай, чей голосок», «Кто придума­ет больше слов?», «Слушай хлопки», «Меткий бросок» и др.

Игра «Тихогромко»

Цель: Развитие слухового внимания, координации движе­ний и чувства ритма.

Описание: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выпол­няют движения: идут на носках, полным шагом, бегут. Кто ошибется, тот становится в конце колонны, а самые вниматель­ные окажутся впереди.

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений.

Описание: Один ребенок до окончания игрового задания зани­мает место в центре круга, другие дети произвольно бегают по остальной территории спортзала (площадки). По сигналу (свис­ток, музыкальный аккорд и т. п.) учащиеся становятся по кругу Друг за другом и, начиная ходьбу, произносят следующие слова: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!»

После этого кто-либо из детей называет имя водящего учени­ка. Водящий должен определить, кто из участников игры на­звал его имя.

Игра «Кто придумает больше слов?»

Цель: Развитие фонематического слуха. Активизация сло­варя, автоматизация разных звуков.

Описание: Дети образуют круг, в центре которого — водящий ученик. После того, как учитель произнесет какой-нибудь звук, водящий посылает мяч любому из игроков. Тот учащий­ся, кому адресована передача, должен назвать слово, которое

Игра «Слушай хлопки!»

Цель- Развитие слухового внимания. Совершенствование координации движений и функции равновесия.

Описание: Под звучание негромкой музыки ученики свобод­но передвигаются по спортзалу и по определенным звуковым сигналам (хлопкам) педагога принимают соответствующие позы: один хлопок — поза «аиста» (ребенок стоит на одной но­ге, поджав другую); два хлопка — поза «лягушки» (присед, пятки вместе, ноги врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу). В итоге побеждает тот игрок, кто без ошибок выполнит все предложенные задания.

Игра «Меткий бросок»

Цель: Развитие реакции и слухового внимания. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки и точности движений.

Описание: За лицевой линией спортзала в одну шеренгу рас полагаются игроки двух равнозначных по количественному со­ставу команд; у капитанов в руках имеется по одному малому (арабскому) мячу. На противоположной стене следует начер­тить десять кругов (диаметром 30—50 см), пронумеровав каж­дый из них при помощи мела (от нуля до девяти).

Игра начинается с момента звучания негромкой музыки. По­сле этого учитель называет какое-либо двузначное число, к примеру, «54», что является информацией и сигналом к дей­ствию для учащихся с мячом, а именно: они должны быстро добежать до линии, находящейся в 3—5 м от кругов с цифрами, и выполнить по одному броску в цель. Причем, если для представителя первой команды мишенью в данном случае является круг под номером 5, то для участника другой команды — круг под номером 4. После метания обоим игрокам следует как можно скорее возвратиться на исходные позиции и передать мячи сбоим партнерам, а самим занять место замыкающих в шеренгах. За­тем педагог называет другое двузначное число, и игра возобновляется. При этом участвуют в состязании уже другие члены команды и т.д. В итоге команда-победительница определяется по сумме набранных баллов (очков) из расчета: за попадание в цель —3балла; за лучший показатель по скорости — 1 балл.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.