Нарушения двигательной сферы при различных формах речевой патологии — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Нарушения двигательной сферы при различных формах речевой патологии

2019-05-27 940
Нарушения двигательной сферы при различных формах речевой патологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие речи и двигательной функции взаимообусловлены. Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы школьников с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями. Огромное внимание уде­лено этому вопросу в работе Г. А. Волковой.

Речевой аппарат состоит из трех отделов: центрального, провод­никового и периферического. В свою очередь части также выделяют три отдела: дыхательный, голосовой и ар­тикуляционный. Развитием движений артикуляционного аппа­рата занимается логопед, а вот развитие дыхательного и, частич­но, голосового отделов речевого аппарата должно осуществляться на уроках физкультуры, в процессе физкультминуток и др.

Опираясь на клинико-педагогическую классификацию, мож­но выделить следующие нарушения воспроизведения речи, при которых в той или иной степени страдает двигательная сфера:

1. При дислалии, ринолалии и дизартрии страдают звукопроизношение и тембр голоса.

2. При тахилалии, брадилалии, заикании нарушены темп и ритм речи.

3. При алалии, афазии выявляются системные нарушения речи, т. е. всех ее сторон, в том числе, в двигательной.

4. При афонии (дисфонии) — нарушения голоса.

При функциональной дислалии не отмечается серьезных на­рушений общей моторики. У части детей при обследовании вы­являются незначительные нарушения тонкой произвольной моторики рук и пальцев, и недостаточное развитие движений артикуляционного аппарата. При механических дислалиях в значительной степени нарушены речедвигательные акты и мимические движения. Могут выявляться нарушения фи­зиологического и речевого дыхания и голоса.

При ринолалии в большинстве случаев нарушена общая, тонкая произвольная, лицевая и речевая моторика. Дети физически плохо развиты, часто болеют. У них наблюдается астенизация организма, нарушения координации, плавности, чувства темпа и ритма движений.

При дизартрии нарушения двигательной сферы сводятся либо к гипертонусу, либо гипотонусу мускулатуры не только речевого аппарата, но и мышц всего тела. У детей нарушена произвольная общая, тонкая и артикуляционная моторика, на­рушена координация движений, встречаются патологические двигательные стереотипы.

При тахилалии и брадилалии наблюдается чрезмерное убы­стрение и замедление темпа речи. При брадилалии выявляет­ся общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, и, часто, брадикинезия — замедленный темп всех движений.

Большинство заикающихся имеют различные нарушения двигательной сферы. У одних они проявляются в сопутствующих движениях в момент речи, у других — это нарушение всей двигательной сферы в целом: нарушения координации, включаемости в процесс движения, их ритм. У части заикающихся нарушены не сами движения, а управляемость ими, т. е. от­сутствует согласованность движений различных групп мышц в заданном темпе.

Необходима работа над двигательной сферой по следующим направлениям:

1. Развитие управляемости движениями.

2. Быстрота включаемости движений.

3. Скорость переключаемости с одной серии движений на другую.

4. Распределение внимания в процессе контроля за движе­ниями.

При моторной алалии (или моторных формах афазии) страдает как артикуляционная моторика, так и двигательная сфера в целом. Нарушены произвольность движений, координация, темп, плавность. В тяжелых случаях у детей наблюдается апраксия — распад схем артикуляторного действия, напря­женность, замедленность определенных движений, распад артикуляторных действий на составляющие их элементы.

При афонии (дисфонии) нарушения двигательной сферы, как правило, вторичные. В силу эмоциональных проблем, переживания из-за своего заболевания у них появляется стеснительность, робость в поведении, движения становятся скованными и неловкими, избегают общения.

При всех вышеперечисленных формах речевых нарушений развитие и коррекция нарушений двигательной сферы является важной составляющей в комплексной работе логопеда, психо­лога, учителя, методиста по лечебной физкультуре, массажиста. Такая работа, проводимая систематически и целенаправленно, позволит перевоспитать речь через тренировку и развитие необ­ходимых качеств общей, тонкой и речевой моторики.

Особую группу учащихся представляют дети, у которых тяжелая речевая патология вторично осложнена задержкой психического развития. У таких школьников нарушения дви­гательной сферы проявляются наиболее ярко. Физическая подготовленность учащихся ниже возрастной нормы. Они физически мало активны, отличаются плохой координацией движений, не могут даже секунду стоять по стойке «смирно!», со­вершают конечностями, всем телом хаотичные движения, не замечая этого. При выполнении сложного задания у них часто возникают непроизвольные содружественные лишние движе­ния в различных отделах тела и конечностей, поверхностное и неритмичное дыхание. Дети не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом. Для многих характерна непра­вильная ходьба с одновременным движением одноименной ру­кой и ногой. Они не понимают, где у них правая, где левая рука или нога, при соответствующем вопросе одну и ту же руку (ногу) поднимают и как правую, и как левую.

Вместе с тем обнаруживаются такие особенности, которые связаны со своеобразием познавательной деятельности этих де­тей. Они отличаются плохой памятью, поэтому долго не могут запомнить свое место в строю, рядом стоящего товарища. Для них характерны затруднения в восприятии и понимании об­щепринятых строевых команд и игровых правил. На уроке воз­никает впечатление, будто дети не слышат учителя, хотя смот­рят на него и не отвлекаются, однако задания не воспринимают и не понимают. Они плохо знают названия частей тела и дви­жений, поэтому не могут осуществлять заданные движения по словесной инструкции, с трудом соотносят словесное описание с показом образца. При выполнении заданий и даже игр дети быстро утомляются и теряют к ним интерес. В процессе упраж­нений проявляется такая их отличительная особенность, как боязливость. Следует отметить также большую неловкость учеников в обращении с физкультурной формой: многие не умеют завязать шнурки на спортивной обуви, отличить лице­вую сторону одежды от изнаночной.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.