Формирование психологической базы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование психологической базы

2019-05-27 333
Формирование психологической базы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЧИ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

И СПОРТА                

Другой же важнейшей предпосылкой улучшения речевых возможностей детей является обеспечение психологических условий, т. е. формирование психологической базы речи. Под этим подразумевается в первую очередь совершенствование познавательной, или интеллектуальной, сферы, включаю­щей в себя такие понятия, как ощущения, восприятия, па­мять, мышление, воображение. Причем, качественный уровень перечисленных психических процессов следует рас­сматривать в зависимости как от формы протекания эмоций и чувств, так и от волевого усилия индивидуума, которое j заканчивается исполнением принятого решения.               \

В зависимости от того, какой из анализаторов является веду­щим в акте познания действительности, различают зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.

Наиболее дефектным считается слуховое восприятие; причем, перспектива его развития зависит от эффективности зрительно­го и осязательного восприятия. В связи с этим в первую очередь целесообразны упражнения на совершенствование двигатель­ного, зрительного и тактильного, а только затем — слухового анализатора. На базе же слухового восприятия — формирова­ние навыка ориентироваться в пространстве.

Для решения этой локальной задачи педагог должен на­учить своих подопечных следующему:

— умению ориентироваться в малом пространстве (слева-справа, сверху—снизу от себя и т. п.);

— способности управлять собственным телом;

— умению скопировать движения, выполненные учащим­ся, стоящим напротив;

— способности ориентировки в большом пространстве, т. е. по отношению к другим предметам.

Возможность достижения указанной цели представляете вполне реальной за счет применения специальных упражнений, в том числе игровых заданий. Вот некоторые примеры.

Игра «Часы»

Цель: Развитие ориентировки в пространстве и координации движений.

Описание: На площадке (в зале) рисуют циферблат часов диаметром 1—1,5 м. Играющие по очереди входят в центр и та и встают лицом в сторону цифры 12. Учитель называет с

деленный час, например 6 ч. Игрок должен совершить прыжок вокруг своей оси по ходу часовой стрелки с таким расчетом, чтобы повернуться лицом в сторону 6-часовой отметки. Определяют точность приземления. Играющим дают по 3—4 попытки, при­чем, каждый раз задание изменяется. Отмечают игроков, которые совершили больше точных поворотов. Игру можно проводить и между командами на меньшую сумму ошибок всех участников.

Игра «Поворот в круге»

Цель: Развитие ориентировки в пространстве и координа­ции движений.

Описание: На площадке (в зале) чертят круг диаметром 1 — 1,5 м и разбивают его на сектора по 30°. Каждый играющий входит б центр круга и в прыжке старается сделать наиболь­ший поворот вокруг своей оси. Побеждает игрок, сделавший поворот на большее количество градусов.

Игру можно организовать и как командную, в двух вариантах. В первом варианте игроки 2—3 команд (классов) совершают прыжки с вращением вправо, а во втором варианте — влево. Участник первой команды совершает прыжок из того сектора, в котором приземлился его соперник, но в другую сторону. Когда все игроки сделают по одной попытке, определяют победителя. Им считается коллектив, склонивший стрелку циферблата в свою сторону. По аналогичному принципу выявляют сильнейших и по окончанию прыжков с вращением влево. В итоге побеждает ко­манда, показавшая лучший результат по сумме двух этапов.

Учитывая специфику занятий физической культуры и спор­та, первостепенной задачей становится совершенствование па­мяти на координацию и последовательность движений, т. е. двигательной памяти.

Для реализации обозначенной конкретной цели наиболее предпочтительны упражнения на координацию, выполняемые сериями в условиях ограниченного времени. При этом учащим­ся надлежит точно воспроизвести в памяти порядок чередова­ния многочисленных технических приемов. Предъявляемым требованиям вполне соответствуют комплексы упражнений с элементами гимнастики и акробатики.

Комплекс 1. И.п. — о.с. 1. Левую руку — в сторону, левую ногу в сторону на носок. 2. Левую руку — вверх, левую ногу в и.п. 3. Правую руку — в сторону, правую ногу — в сторону на носок. 4. Правую руку — вверх, правую ногу в и.п. 5. Шаг ле­вой вперед, руки — вперед. 6. Шаг правой вперед, руки — в стороны. 7. Шаг левой назад, правую руку — вниз. 8. Шаг правой назад, левую руку — вниз.

Комплекс 2 (для юношей). Из основной стойки широкий вы­пад толчковой и кувырок вперед, ноги скрестно-выпрямляясь, поворот кругом и падение в упор лежа на согнутых руках, ле­вую (правую) ногу назад — упор лежа — упор присев — стойка на голове и руках —- упор присев — прыжок вверх с поворотом кругом.

Комплекс 3 (для девушек). Равновесие («ласточка») — вы­пад вперед и кувырок вперед — кувырок назад в положении лежа на спине, руки вверх — перекат влево прогнувшись — перекат вправо прогнувшись — «мост» — поворот кругом в упор присев — прыжок прогнувшись.

Комплекс 4 (для девушек). Из полуприседа, руки назад, ку­вырок вперед — перекат в сторону прогнувшись в упор лежа на согнутых руках — поворот кругом в сед — наклон вперед и перекатом назад стойка на лопатках — руки в стороны, пе­рекат вперед в упор присев — прыжок прогнувшись.

Эффективным средством для развития памяти являются и игры.

Игра «Испорченный телефон»

Цель: Развитие восприятия и памяти.

Описание; В классе (группе) выбирается один водящий. Он подходит к одному из играющих, стоящих к нему спиной, и втайне от других показывает ему какую-то позу (фигуру).

После этого водящий отворачивается и отходит в сторону. Ъгрок, которому показали позу, выбирает другого участника:: демонстрирует ему ту фигуру, которую он увидел и т. д.

Когда очередь дойдет до последнего ученика, то первая и по­следняя позы сравниваются.

 

Игра «Запомни движение»

 Цель: Развитие моторно-слуховой памяти.

Описание: Учитель показывает учащимся движения, со­стоящие из 3—4 действий. Дети должны повторить эти дейст­вия, сначала в том порядке, в котором показал педагог, а за­тем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть — встать — поднять руки — опус­тить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дож­дик»), повернуть ладони вниз — упор присев — встать.

Движение 3. Наклонить туловище вперед, назад, влево, вправо.

Движение 4. Присесть — встать — повернуть голову вправо — повернуть голову прямо.

Игра «Слушай и исполняй!»

Цель: Развитие внимания и памяти.

Описание: Учитель называет несколько действий, но при этом не демонстрирует их. Затем учащиеся должны повторить указанные движения в той последовательности, в какой они были перечислены педагогом.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову пря­мо, опустить голову вниз, поднять голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую ру­ку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево на 90", присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой но­ге, поставить правую ногу.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.