Функциональное состояние основных систем организма — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Функциональное состояние основных систем организма

2019-05-27 221
Функциональное состояние основных систем организма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Показатели

Испытуемые

ЧСС (раз) в мин ЧД (раз) в мин ЖЕЛ в см

Мальчики

Заикающиеся 90 24 1019
Нормально говорящие 84 20 1326

 

 

Заикающиеся 90 24 980
Нормально говорящие 84 20 1220

 

Даже элементарный анализ позволяет сделать вывод о том, что функциональные возможности дыхательной и сердечно­сосудистой системы (ССС) у логопатов ниже, чем у их сверст­ников из массовой школы. Это можно объяснить более слабой двигательной подготовленностью, меньшим объемом выпол­няемых движений и недостаточным развитием выносливости. " то же время качественное функциональное состояние спо­собствует увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), понижению частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД), что способствует работе сердца и легких в рациональном (щадящем) режиме.                                             

При определении оценки морфофункциональных возможностей организма исследуемых необходимо исходить не только от среднестатистического уровня, но и уметь определить наилучший для каждого в отдельности показатель соответствующий анатомо-физиологическим особенностям индивидуума.Это часто удается сделать с помощью оценочных таблиц штаб индексов и тестирования, что подтверждается нижеследующими примерами.

Допустим, оптимальную массу легко вычислить по форму­лам (см. табл. 3), зная при этом лишь персональные ростовые данные (расчеты предложены Киевским НИИ медицинских проблем физической культуры). Впрочем, с учетом небольших размеров грудной клетки, величина рекомендуемого веса должна быть скорректирована в меньшую сторону.

Таблица 3

Расчет оптимальной массы по возрасту (14—16 лет)

 

Возраст (лет)

Оптимальная масса (кг)

Мальчики Девочки
14 рост х 0,60- 47,4 рост х 0,95-100,1
15 рост х 0,89 -91,6 рост х 0,76 -66,8
16 рост х 0,68 - 55,8 ростх 0,61 -42,2

 

Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением дан­ных веса (в граммах) на данные роста (в сантиметрах). В част­ности, у учащихся подросткового и старшего школьного воз­раста показатели 325 г и 300 г соответственно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек) на 1 см роста являются сред ними.                                                                         Индекс пропорциональности между ростом и окружностью  грудной клетки вычисляется так: данные окружности грудной  клетки (в сантиметрах) в паузе умножают на 100 и дел величину роста (в сантиметрах). В норме этот индекс равен j 55%. Индекс выше 55% указывает на широкую грудь, а в 50% — на узкую грудь.                                             

Силовая выносливость мышц живота определяется тестированием, суть которого в поднимании туловища в сед из исходного положения (и.п.) — лежа на спине (темп движений -  15—16 раз в 1 мин). При этом нормальному развитию мышц «брюшного пресса» соответствует выполнение данного упраж­нения 15—20 раз (7—11 лет) и 25—30 раз (12—16 лет).

О развитии мускулатуры детей можно судить, например, по величине силы скелетных мышц (по силе сжатия кисти). Си­ла кисти считается удовлетворительной в том случае, если сум­ма показателей сил обеих кистей равняется массе тела. Для наглядности имеет смысл сопоставить усредненные показате­ли силы сжатия кисти учащихся речевой и массовой школ (см. табл. 4).

Таблица 4

Динамометрия

 

Величина силы сжатия кисти (кг)

 
Возраст

Учащиеся речевой школы

Учащиеся массовой школы

(лет) Мальчики (юноши) Девочки (девушки) Мальчики (юноши) Девочки (девушки)
7 11,5 10,5 11,5 9,0
8 12,5 11,0 13,0 10,5
10 18,5 13,5 15,0 12,01
12 20,0 13,5 19,0 16,0
13 21,5 18,5 26,0 25,0
15 25,0 24,0 34,0 28,0
16 38,0 25,5 40,0 29,0

Выше изложенные данные динамометрии позволяют кон­статировать, что, начиная с 12 лет (у девочек) и с 13 лет (у маль­чиков), наблюдается устойчивая тенденция к значительному отставанию показателей силы скелетных мышц у логопатов в сравнении с развитием обозначенной мускулатуры нормаль­но говорящих детей.

Если же учесть, что сила кисти является одним из показа­телей общего физического развития школьников, то активное ее развитие на уроках физкультуры является одной из норм компенсации двигательной недостаточности детей с наруше­ниями речи.                                                                          

Поэтому педагогам речевой школы необходимо прилагать  значительные усилия для развития такого двигательного качества, как сила. При этом учитель физической культуры должен знать, что, помимо общей мышечной массы величина мышечного напряжения, т.е. сила мышцы, зависит от характера нервных воздействий на нее.

Известно, что мышцы не всегда напрягаются целиком. В обыч­ных условиях, когда ученик не производит систематических мак­симальных усилий, его мышцы не развивают максимальных напряжений, не реализуют всю свою силу. В процессе же выпол­нения физических упражнений напряжение охватывает все двигательные единицы, всю мышцу — и сила занимающегося проявляется в полной мере. Вот в этом заключается особенность А тренировочного процесса.                                                     

Решая задачи силовой подготовки воспитанников речевого ч учреждения, необходимо применять разнообразные специаль­ные упражнения. Силовые упражнения создают основу для по­вышения уровня развития физических качеств и овладения различными двигательными умениями и навыками, преду­смотренными школьной программой, в которой указывается, что основными средствами силовой подготовки логопатов яв­ляются упражнения:

1) с преодолением веса собственного тела;

2) с преодолением сопротивления и веса тела партнера;

3) с различными отягощениями (штангой, гирями, ганте­лями, набивными мячами, мешочками с песком и др.);

4) с эспандером, амортизаторами и др.;

5)  в самосопротивлении и др.

ЖЕЛ (жизненная емкость легких) детей-логопатов с возрас­том хотя и прогрессирует, но первоначально уступает уровню максимального объема легких учащихся массовой школы на порядок (350-200 см3). Так, по данным, приведенным ранее, средние показатели ЖЕЛ у заикающихся 6-7 лет составляют 1019 см» (мальчики) и 980 см» (девочки), а у нормально го­ворящих соответственно 1325 см' и 1220 см'. К сожалению, эта тенденция сохраняется и в старших классах.

 

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.