Сюжетно-темапшкеская игра «Поход» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сюжетно-темапшкеская игра «Поход»

2019-05-27 152
Сюжетно-темапшкеская игра «Поход» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эту сюжетно-тематическую игру можно использовать при организации ежедневного «часа здоровья», спортивного часа в группах продленного дня (1—3 классы). Стихотворный текст совсем не обязательно заучивать наизусть — его можно зара­нее записать, а во время занятия прочесть.

После построения класса учитель объявляет: «Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю». По команде  На­право!» ученики начинают движение по залу (площадке) под текст, читаемый учителем:

Отправляемся в поход.

Сколько нас открытий ждет?

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

 

Крылья пестры? мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три. четыре.

П

Дети

Сколько выросло грибов У осинок и дубов. Мы грибочки собираем, Но колени не сгибаем.

После этих слов ученики имитируют сбор грибов, выпол­няя наклоны вперед с касанием пола ладонями (грибы можно изготовить из плотной бумаги или картона).

Следующая встреча — с лягушками:

Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок. Прыгать с пятки на носок.

Ребята имитируют прыжки лягушки с выносом прямых рук вперед—вверх.

Впереди показалась речка:

К речке быстрой мы спустились.

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

Ученики выполняют несколько наклонов вперед, «зачерп­нув ладонями воду», умываются. Учитель:

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - «брасс».

Основные формы физического воспитания логопатов

Выполняются движения рук, имитирующие плавание спо­собом «брасс». Следить за дыханием (вдох над водой, выдох в воду).

Учитель продолжает:

Одной, другой — это кроль.

Слегка наклониться вперед, попеременные «гребки» рука­ми, чередуя вдох с выдохом.

Качаясь на волне, плывем на спине.

Выполняются движения, имитирующие плавание на спи­не. Вдох под одну руку, выдох под другую.

Далее плавание продолжается другим способом:

Все к

к один пльше;

к дельфин.

Выполняются одновременные круговые вращения руками V     вперед.

Далее ученики «выходят из воды»:

Ш?                             Вышли на берег крутой

М отправились домой.

Построение в колонну по одному и заключительная ходьба. При подведении итогов игры следует спросить ребят о том, что они видели, с кем встречались в пути.

«Десантники» (Сюжетная игра используется во 2—4 клас­сах.)

Задачи.

1. Совершенствовать навыки выполнения упражнений в равновесии.

2. Содействовать развитию смелости и ловкости.

3. Прививать ребятам любовь к летному делу.

Оборудование и инвентарь: ранцевые портфели для каждо­го учащегося (дети приносят сами), 2—3 гимнастические ска­мейки, бревно, стенка, 4 гимнастических мата.

Место проведения: спортивный зал.

В начале занятия учитель сообщает учащимся, что сегодня у них пройдет необычный урок, что все они на эти 45 мин станут десантниками. А это люди сильные, смелые, отважные и отличию подготовленные. Десантники должны хорошо ориентироваться в обстановке, обладать чувством равновесия.

Упражнения

3. Ходьба с предметами, поддерживая их руками над голо­вой (обруч, скакалка, набивной мяч и пр)

4. Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча.

5. Ходьба с перешагиванием через набивные мячи.

6. Ходьба с подбрасыванием, ударами об пол и ловлей мяча.

7. Ходьба с хлопками в ладони под поднятой ногой.

8. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

9. Ходьба с предметом в левой (правой) руке (булавой, мячом, скакалкой).

10. Ходьба по бревну с приседанием, опусканием на одно ко­лено, вставанием в помощью рук, прыжками на месте толчком обеих ног, поворотами на носках на 90—180°(ру­ки в стороны).

11. Ходьба приставными и переменными шагами вперед, на­зад, левым (правым) боком.

12. Быстрая ходьба по бревну и рейке гимнастической ска­мейки.

Игру ребята начинают речевой «Мы в десантники пойдем, никогда не подведемЗвучит команда «Приготовиться к прыжку!» Юные «парашютисты» поочередно, соблюдая ос­торожность, прыгают вниз и направляются к «месту сбора», где их ожидает руководитель (учитель). Здесь они получают последние указания: передвигаясь по-пластунски, «десантни­ки» должны преодолеть участок «железной дороги» (две ска­мейки, установленные параллельно), подняться и короткими перебежками достичь речки.

«Переправы» в указанном месте не оказалось. Приходится использовать подручные средства. Дети выстраиваются вдоль гимнастических скамеек (это средства «переправы»), находясь к ним правым боком. Подняв скамейки, учащиеся переносят их к месту «переправы», опускают и начинают двигаться за­ранее обусловленным способом: опираясь руками о скамейку, ноги врозь, скамейка между ног; передвигаются вперед, поочередно перебирая ее руками, затем толчком обеих ног с выносом прямых рук вперед совершают прыжок, таким образом, условно завершая «переправу через водную прегра­ду». «Но сейчас, — говорит педагог, — переправившись через речку, мы попали в болото. Выбраться отсюда можно лишь прыжками по кочкам». На определенном расстоянии друг от друга на полу обозначены круги. Дети прыгают из одного кру­га в другой, имитируя прыжки по кочкам. Позади заболоченная местность». Юные «десантники» делают привал, во время которого учитель подводит итоги игры.

Задание на дом. Перемещаясь приставными и переменны­ми шагами по ограниченной площади, сделать 2—3 короткие пробежки.

Игры на уроках лыжной подготовки

«Скользи дальше». Предварительно сделав 3 шага разгона, участник игры от стартовой линии выполняет одновременное зат кивание палками и скольжение на лыжах до их останов-"    пиний дальше всех — победитель.

. От стартовой линии, с места лыжник делает одно палками, затем еще 3, передвигаясь одновременным Побеждает тот, кто, используя эти4 оттискивания, уедет дальше всех. Игру можно провести и между командами, отрабатывая технику одновременного развивая силу отталкивания палками

«Наодной Прокладываются параллельные лыжни длиной 25—30 м. Учащиеся строятся на старте с палками в руках и с одной лыжей иа ноге. По сигналу игроки скользят к финишу на одной лыже, отталкиваясь палками. Ногой без лыжи на снег наступать нельзя. Побеждает участник, пришед­ший к финишу первым и не нарушивший правил.

«До флажка». На пологом склоне устанавливают два флаж­ка: один вверху склона — стартовый, второй — внизу, до вы­ката. Играющие, стартуя от первого флажка, скользят вниз и стараются затормозить «плугом» точно у нижнего флажка. Начинать торможение можно в любом месте склона. Кто точнее затормозит у флажка после хорошего разгона — победитель.

Вариант. Торможение «упором*» при спуске со склона на­искось.

«Слалом». На пологом склоне расставляются ворота (из па­лок или флажков). Задача играющих: поочередно спуститься по трассе, проезжая точно в ворота и не сбив их.

Усложненный вариант. Спуск по трассе на время, которое фиксируется учителем по секундомеру.

«Попади в цель». Слева и справа от лыжни, сбегающей со склона, устанавливаются цели — снежная «баба», небольшой картонный щит и т. д. Школьники, спускаясь без остановки, должны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сдела­ет наибольшее число попаданий из 4—5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

Игры на прогулке

«Найди камешек;. Играющие стоят по кругу лицом к цен­тру вплотную друг к другу, РУКИ за спиной. В центре круга водящий. По сигналу дети передают друг другу за спиной ка­мешек, а водящий старается догадаться, у кого в данный за руки, начинают ловить медвежат. Пойманным считается тот, кого удалось схватить свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Когда на льдине оказываются два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ло­вить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата.

«Будь ловким!». Педагог вращает длинную веревку, один конец которой привязан к дереву. Дети стоят в затылок друг другу, по одну сторону вращающейся веревки и поочередно, выждав момент, пробегают под веревкой на другую сторону, стараясь избежать касания. Пробегать можно по одному, вдво­ем, парами, держась за руки и т. д. Руководитель называет самых ловких ребят.

«Чуткий часовой». Играющие стоят по кругу радиусом 5—6 м. В центре круга находится водящий с завязанными гла­зами. Около него разбросаны разные предметы (шишки, вет­ки, камешки). По зрительному сигналу педагога 2—3 игрока делают попытку приблизиться к предметам, чтобы схватить один из них. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен ука­зать направление, откуда доносится звук. Если он правильно указал направление, то игрок, не сумевший тихо подкрасться к предмету, становится водящим. В конце игры отмечаются самые чуткие часовые.

«Серые гуси». В различных местах поляны обозначаются «дома» для «.гусей (раскладываются обручи или фанерки). Ко­личество домов на 1 — 2 меньше, чем ребят.

Игра «Узнай цветок»

Цель: Развитие обоняния и глубокого вдоха, Оборудование: 2—3 наиболее знакомых живых цветка, на­пример, ландыш и т. д.

Описание: Все встают по кругу и закрывают глаза. Учитель подносит один цветок к одному из учащихся и дает понюхать и отгадать (узнать). Если ребенок по запаху узнал, он — водя­щий. При этом, нюхая цветок, участники игры должны делать глубокий вдох, не поднимая плеч, а затеммедленный, плав­ный выдох.

Игра «Четыре слова»

Цель: Расширить запас имен существительных в активном словаре детей.

Описание: Участники игры стоят полукругом. Руководи­тель бросает по очереди каждому из них мяч и говорит слова (какое-либо из четырех): «земля», «вода», «небо», «огонь». Игрок, поймав мяч, должен выполнить ответные действия в зависимости от конкретного слова. Так, на слова педагога «земля«или «вода» он должен соответственно дать название животного или рыбы. Если указано слово «небо», участнику игры следует дать название какой-либо птицы. Наконец, в по­следнем варианте игрок должен повернуться на 360. Ответив­ший неправильно — выбывает на один тур из игры.

Игра «Найди себе пару»

Цель: Учить детей употреблять в речи глаголы повелитель­ного наклонения. Развитие зрительно-пространственной ори-

Оборудование: Разноцветные флажки по количеству игро­ков (кегли или кубики).

Описание: По команде педагога учащиеся разбегаются, а по сигналу (зрительному, звуковому) - находят себе в пару игро­ка, имеющего такого же цвета флажок (кубик и т. п.). В игре принимает участие нечетное число учеников, чтобы)дин из играющих остался без пары. Все ребята говорят данному игроку: «Петя! (Маша, Витя и т. д.) Быстро пару выби-эйй!» Затем по команде дети опять разбегаются, и игра повто­ряется. Кстати, во время игры учащиеся должны держать флажки (кубики и т. п.) поднятыми вверх.

Игра «Холодно — жарко»

Цель: Обогащать словарь учеников наречиями-антонимами do значением образа действия.

Оборудование: Мяч.

Описание: Ребята стоят по кругу, в центре которого распо­лагается водящий. Его задача, поочередно выполняя передачу мяча игрокам, называть какое-либо слово-наречие. Принимая мяч от водящего, каждый участник игры обязан ответить на­речием-антонимом, например, «холодно — жарко» и т. д. Ес­ли игрок не ответит, он пропускает один тур.

Игра «Найди флажок»

Цель.'Учить детей правильно понимать и употреблять в речи наречия (места).

Оборудование: Флажок.

Описание: Учащиеся прячут флажок. Водящему указыва­ют ориентиры и направление, например: «Подойди к двери, поверни налево, пройди прямо, поверни направо. Ищи!» Игра «Краски»

Цель: Дифференциация свистящих («с», «з») и шипящих («ж», «ш», «ч») звуков. Совершенствование координации дви­жений.

Оборудование: Спортивный инвентарь. Описание: Каждый ученик имеет предмет определенного цвета (кубик, флажок, малый мяч и т. д.). Данные предметы участники игры прячут за спиной, чтобы не видел «покупать назначенный педагогом. «Покупатель» приходит к «продавцам» (детям), которые стоят в форме полукруга.Зачем пришел? За краской. За какой? За

которого предмет синего цвета, убегает вместе. Если же покупатель» назвал краску, которой или «она уже продана»,то ребята говоря тему: рожке на одной ножке!» «Покупателю» после

Игра «Тишина»

Цель: Дифференциация свистящих («с», «з») и шипящие («л») звуков. Формирование вестибулярных реакции

Описание: Учащиеся строятся вТишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши!»

Произнеся последние слова, дети останавливаются, прини­мают положение упора присев, опускают голову и закрывают глаза. В этом положении они находятся установленное время (10—20 с). Те, кто пошевельнулся, выходят из игры. Ребята, оставшиеся в строю до конца, становятся победителями.

Игра «Звонок на урок»

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи. Совершен­ствование быстроты и координации движений.

Описание: На противоположных концах площадки линия­ми обозначается два «класса». В «классах» рисуют квадра­ты — «парты». Их на 1 — 2 меньше, чем играющих в каждой команде. В центре площадки учащиеся образуют круг. По ко­манде педагога они начинают движение по кругу (разновид­ности ходьбы, танцевальные шаги), произнося при этом слова (желательно под музыку):

«Перемена, перемена,

Можно бег

 

Но нельзя нам забывает Что, когда звенит звон. Он зовет всех на урок. Нам опаздывать

Побыстрее в класс, друзья!» После этих слов все бегут в свои «классы щий старается занять «парту».

Игра «Придумай загадку»

Цель: Развитие речи и мышления.            

эту загадку отгадать. Далее новый водящий придумывает свою загадку и т. д.

Ниже предлагаются варианты загадок по определенным раз­делам (темам), а именно: «Животный мир», «Растительный мир», «Природа», «Человек, дело его рук и окружающие его предметы».

«Животный мир»

Белка.

В дупле на старом дубе Живу в густом лесу. Хожу в пушистой шубе, Орешки я грызу.

Петух.

Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу.

Еж.

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной.

Медведь.

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.

Поросенок.

Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце.

Рыба.

Крылья есть, да не летает,

НОГ Нет, in.....югчпппп,.

Белка.

С ветки на ветку, Быстрый, как мяч. Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал.

Лягушка.

Зелены мы, как трава,

Наша песенка: «Ква-ква».

Мышъ.

Живет в норке, Грызет корки. Небольшие ножки. Боится кошки.

Лиса.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее...

Щука.

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.

По:

Ahi

1емле хо Сорока.

Непоседа пестрая, птица длин­нохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Муравьи.

В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хло­почет.

Осел.

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами,

Да не лошадь.

> Комар. Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит: Сядет и укусит.

Дикобраз.

Ежик вырос в десять раз,

Получился...

Крокодил.

По реке плывет бревно.  И злющее оно! Тем, кто в речку угодил, У Нос откусит...

Черепаха.

Отгадайте,это кто Ходит в костяном пальто?

Пчела.

Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком.

Кузнечик.

С ветки на тропинку, С травки на былинку Прыгает пружинка — Зеленая спинка.

Овца.

По горам, горам, горам Ходит шуба да кафтан.

Цыпленок.

Явился в желтой шубке:

«Прощайте, две скорлупки1»

Жираф.

Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, Апотому, что он...

Зебры.

Что за коняшки — на всех тельняшки.

«Растительный мир»

Земляника.

Растет в траве Аленка В красной рубашонке, Кто ни пройдет, Ьсяк поклон отдает.

Рябина.

Весной зеленела, Летом загорала. Осенью надела Красные кораллыд

, Желудь.                              Арбуз.

В золотой клубочек              Сам алый, сахарный,

Спрятался дубочек.              Кафтан зеленый, бархатный.

Грибы.

Пока дети — каждый в берете,

Повзрослели — шляпы надели.

«Природа»

Снежинка.                          Сосульки.

С неба — звездой,                 Детки сели на карниз

На ладошку — водой.           И растут все время вниз.

Звезды.                               Снег.

Рассыпалось к ночи зерно,    На дворе горой,

Глянули утром — нет ничего. А в избе водой.

Дождь.                               Огонь.

Шел долговяз —                  Жевать не жую,

В землю увяз.                      А все пожираю.

«Человек, дело его рук и окружающие его предметы')

Глаза.                                Часы.

Брат с братом через дорожку Что всегда идет,

живут,               А с места не сойдет? А один другого не видят.

Язык.

Мяч.                                 Всегда он в работе, когда го-Бьют его рукой и палкой —                  ворим, Никому его не жалко.          А отдыхает, когда мы молчим. А за что беднягу бьют? А. за то, что он надут.           Сахар.

Бел, как снег.

Рукавица.                         В чести у всех.

Построили хлевец               В рот попал —

На пятеро оке и.                  Там и пропал.

Светофор.                           Соль.

Три глаза — три приказа,     В воде родится,

Красный — самый опасный.  Воды боится.

Игра «Пословицы»

Цель: Развитие речи и мышления.

Описание: Педагог предлагает простые пословицы. Учащие­ся должны определить свое объяснение смысла пословицы. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь», ребята интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нель­зя спешить». А иногда объяснение одной пословицы представ­ляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Вот примерные пословицы:

1. «Мал язык, да всем телом владеет».

 2. «От одного слова — да на век ссора».

 3. «Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь крас- но и слушать».

 4. «Сядем рядком да поговорим (да перетолкуем) ладком».

5. «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».

6. «Не радуйся нашедши, не плачь потерявши».

7. «С него всякая беда, как с гуся вода».

8. «Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится». 9 «От добрых рук ничего не уходит».

10. «Дело мастера боится (а иной мастер дела боится)».

11. *3а все браться — ничего не сделать».

12. «Каков уход, такой и плод».

13. «Больше дела — меньше слов».

 14. «Всякий человек у дела познается». 15 «Заработанный хлеб сладок».

 16. «У кого сноровка, тот и действует ловко».

17. «Без работы пряников не купишь». 18 «Глаза боятся — руки делают».

 23 «Ученье и труд вместе живут».

24 «Где ученье —там уменье..

25 «Почитай учителя, как родителя.

6. «Красна речь с притчею (с поговоркой)».

7. «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

8. «Пословица ведется, как изба веником метется»:_9. «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз». 30. «Старая пословица век не сломится». И др.

Плавание

Плавание является основой гидрокинезотерапии. У за­нимающихся плаванием формируются плавность движений и способность хорошо расслаблять мышцы, так как в работу включаются те группы мышц, деятельность которых необхо­дима для передвижения тела и удержания его на поверхности воды.

Плавание благотворно влияет на нервную систему, способ­ствуя образованию новых условно-рефлекторных связей, со­вершенствуя координацию движении. Плавание — одно из лучших средств повышения функциональных возможностей всех систем организма, закаливания и профилактики заболе­ваний.

Человек, погруженный в воду, теряет в весе столько, сколь­ко весит вытесненная им жидкость. Практическое взвешивание показало: человек средних габаритов весит в воде 2—3 кг. На этом основано одно па лечебных свойств плавания. «Гидроневе­сомость» позволяет разгрузить позвоночник, межпозвонковые диски расправляются и отдыхают. Возникают исключительно благоприятные условия для усиления обмена веществ. И, как указывалось ранее, дети, много и регулярно плавающие, бы­стрее растут. Кроме того, плавание рекомендуется как лечеб­ное средство при различных искривлениях позвоночника.

Погруженный в воду чел 1 не тратит усилий на поддержание позы. Пловец р<Во всех способах плавания необходимо усвоить глубокий и быстрый вдох, что, как известно, является актуальным и для отработки техники речевого дыхания логопатов. Данный на­вык требует отличной подвижности в суставах грудной клет­ки. Показатели спирометрии у пловцов намного превышают показатели людей, не занимающихся плаванием, с тем же рос­том и весом. Это исключительно важный момент. Установлено, что с возрастом жизненная емкость легких (ЖЕЛ) человека неуклонно снижается. Причем, главная причина ухудшения показателей ЖЕЛ заключается в снижении амплитуды дви­жений реберных суставов. У пожилых людей экскурсия груд­ной клетки составляет всего 1—2 см или даже полностью исче­зает. Постепенно формируется так называемый брюшной тип дыхания, при котором вдох происходит исключительно за счет | опускания купола диафрагмы. Плавание же позволяет до глу­бокой старости использовать суставы ребер по их назначению и сохранить юношескую экскурсию легких (10—16 см).

Спортивное плавание предъявляет чрезвычайно высокие требования к амплитуде движений в отдельных суставах. Очень сложно, например, как при плавании на спине без изгибания туловища завести абсолютно прямую руку точно за голову, да еще развернув ладонью наружу. В то же время кролисты сот­ни раз совершенно свободно проделывают эти движения. Осо­бенно подвижна и эластична у пловцов стопа.

Обучение плаванию новичков любого возраста начинается с выполнения подготовительных упражнений для освоения с водой. Овладение комплексом упомянутых упражнений созда­ет надежную базу для последующего освоения техники спортив­ных способов плавания. Поэтому подготовительные упражне­ния рекомендуются не только неумеющим плавать, но и тем, кто г применяет самобытные (неспортивные) способы. На занятиях с младшими школьниками подготовительные упражнения яв­ляются основным учебным материалом. Для детей среднего школьного возраста достаточно 5—7 занятий, чтобы освоиться с водой. Глубина бассейна (водоема) - 80-120 см, в зависимо­сти от возраста и подготовленности детей. Отдельные игры; 3) дыхательные упражнения;

4) всплывания;

5) лежания на воде;

6) скольжения в воде.

С целью постепенного усложнения заданий каждую после­дующую группу упражнений изучают только после освоения всех упражнений предыдущей группы.

Для наглядности предлагаются примерные задания для тех, кто не умеет плавать:

1. Ходьба по дну с поочередными и одновременными дви­жениями руками. 1 мин.

2. Погружение с головой в воду, держась за руки партнера (предварительно сделать глубокий вдох). 5—8 раз. То же самое упражнение, открывая в воде глаза. Затем выполнить упражнение, аналогичное предыдущему, но с выдохом в воду через рот и нос.

3. Скольжение на груди. Поднять руки вверх — вдох, затем опустить их и голову в воду, оттолкнувшись ногами от дна, скользить вперед — выдох. После 3 — 5 скольжений выполнить 5—8 выдохов в воду. Такое же задание с попеременными дви­жениями ног вверх — вниз с небольшой амплитудой. То же самое упражнение с работой ног и с гребковыми движениями руками под водой (после гребка рука без выноса из воды про­ходит вперед для следующего гребка). Далее — подобное зада­ние с участием рук и ног, поднимая голову из воды до подбо­родка — вдох; опуская голову в воду и выполняя движения ногами и руками — выдох.

Научившись плавать таким образом, в дальнейшем можно переходить к изучению спортивных способов плавания.

В заключение раздела «Плавание» предлагается учебный материал при начальном обучении детей плаванию.

Так, в частности, при обучении кролю на груди и на спине, рекомендуется следующая последовательность упражнений:

1. Упражнения по освоению с водой.

2. Дыхательные упражнения.

3. Скольжение на груди.

4. Движения ногами у бортика.

5. Скольжение на груди с последующими движениями ног.

6. Движения рук кролем на груди.

7. Согласование движения рук и ног при плавании кролем на груди.

9. Движение ног кролем на спине.

13. Плавание кролем на спине.

14. Стартовые прыжки.

15. Сдача учебных нормативов.

Самостоятельные формы двигательной активности детей

В числе основных задач физического воспитания в школе следует считать задачу, связанную с формированием у учащих­ся потребности в физическом самосовершенствовании. Физиче­ское самосовершенствование — понятие многогранное, вклю­чающее в себя и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, и необходимые знания, умения и навыки. В число их непременно входят навыки и умения самостоятельных занятий. Вот почему обучение учащихся умению самостоятельно заниматься является одной из веду­щих целей урока физической культуры.

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным заняти­ям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточ­но широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.

В первую очередь учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий. Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнасти­ки, динамических пауз во время приготовления уроков, вхо­дят в содержание самостоятельных занятий по развитию ос­новных качеств и т. п. Во-вторых, прочные навыки ходьбы стойка на руках и голове, элементы танцевальных упр метания различных предметов, мячей разного веса. В число их должны войти навыки и умения передвижения на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приемов спортивных игр и др.

Помимо овладения двигательными навыками и умения­ми необходимо овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, навыками контроля и самоконтроля, умениями организации условий для занятий, выбора необхо­димых упражнений, планирования их, т. е. распределения в течение определенного периода времени. Каждый ученик должен анализировать полученные результаты, в том числе измерять уровень развития основных двигательных качеств, подсчитывать изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС), измерять по­казатели физического развития. Важным качеством является способность организовывать и судить подвижные и спортивные игры, которые часто используются во время самостоятельных занятий, умение пользоваться иллюстрациями, таблицами, в ко­торых описаны те или иные упражнения. Необходимыми явля­ются и навыки пользования измерительными приборами: се­кундомером, измерительной лентой. Нужными окажутся, бес­спорно, и навыки и умения ухода за спортивным инвентарем и спортивной одеждой (просмолка и смазка лыж, смазка лыжных ботинок, точка коньков, стирка спортивных костюмов и т. п.), навыки и умения регистрации своих достижений, ведения днев­ника самоконтроля с четким анализом своих записей.

Нет необходимости доказывать, что, лишь овладев этим дос­таточно широким кругом навыков и умений, учащиеся по­лучают возможность грамотно и осмысленно заниматься фи­зическими упражнениями. Вместе с тем формирование их у учащихся будет успешным только в том случае, если учитель с первых шагов пребывания детей в школе начнет постепенно вомерно закладывать и совершенствовать у них необходимо в умения и навыки.

4. Руки в стороны, повороты туловища влево и вправо с на клонами влево-назад, вправо-назад (8-10 раз)

бить и встряхнуть ноги и повторить еще 8—10 раз

6. Круговые движения туловища вправо и влево (6-8 раз)

7. Свободные махи расслабленной ногой вперед и назад со встречными махами рук (5—6 раз).

8. Сгибание и разгибание рук в упоре (5—6 раз).

9. Расслабление мышц рук и встряхивание 15—20 с.

10. Прыжки со скакалкой — 2—3 мин.

11. Наклоны туловища вправо—влево со скольжением рук по туловищу и бедру (8—10 раз).

После упражнения спокойно походить 1 мин и проделать водные процедуры.

Комплекс упражнений для девочек 11—12 лет:

1. Ходьба на месте до 1 мин.

2. Разводя руки в стороны и поднимаясь на носки, потянуть­ся и прогнуться (5—8 раз).

3. Круговые движения рук в одну и другую сторону (8—10 раз).

4. Приседания (8—10 раз).

5. Наклоны с касанием пальцами рук пола (8—10 раз).

6. Из положения приседа стойка на одной ноге, положение «ласточка», держать 2—4 с (5—6 раз).

7. Выпады вправо и влево (5—6 раз).

8. Маховые движения ноги вперед, назад и в сторону (3—5 раз).

9. Круговые движения туловища в обе стороны (4—6 раз).

10. Сгибать и разгибать приподнятые ноги; после паузы дви­жения ног («велосипед») в положении лежа на спине - 1 мин.

11. Лежа на животе, прогнуться в пояснице и поднять от по­ла руки и ноги (5—6 раз).                                     ln t

12. Сгибать и разгибать руки в упоре (руки на стуле) (8-10 раз).

13. Прыжки со скакалкой 1 3 мин.

Комплекс упражнений для мальчиков 13-14 лет: <„дь6а на месте до 1 мин, спортивная ходьба

2. Развести руки в стороны, потянуться, Поднимаясь на нос­ки, прогнуться в грудной части (5—8 раз).

3. Согнутыми руками в локтях круговые движения наружу и внутрь. Выполнять ритмично и с ускорениями — 30—40 с.

4. Наклоны туловища, руки в стороны. Выполнять поворо­ты туловища и головы вправо и влево (8—10 раз). После паузы повторить.

5. Движение рук, как при беге, начинать плавно, затем бы­стро (3—5 раз по 5—10 с).

6. В упоре лежа сгибание и разгибание рук (6—8 раз); то же, но с подниманием одной ноги.

7. Приседания на обеих ногах (10—-12 раз), на одной ноге (3-5 раз).

8. Подскоки на одной ноге с расслаблением рук, плечевого пояса (20—30 с).

9. Поднять руки вверх, потянуться, наклонить туловище вниз, доставая пол ладонями (10—12 раз).

10. Палка на плечах, поднимаясь на носки, вытягивать руки с палкой, слегка прогибаясь. Опуская палку на плечи, сводить лопатки вместе и приседать.

11. Многоскоки (10—15 м).

12. Прыжки со скакалкой (3—5 мин). Спокойная ходьба 1— 2 мин и водные процедуры.

Комплекс упражнений для девочек 13—14 лет:

1. Поднимаясь на носки, развести руки в стороны (5—8 раз).

2. Разводя руки в стороны и поднимаясь на носки, поднять левую ногу вперед, то же другой ногой (10—12 раз).

3. Присесть, вставая, принять положение «ласточка» (6—8 у--*).

4. Бег на месте — 5 с.

5. Круговые движения рук в обе стороны (6—8 раз).

6. Наклоны туловища вправо и влево со скольжением рук по бокам и бедрам (10—12 раз).

7. Приседания, руки вперед, ноги вместе, то же ноги на ши­рине плеч (10—12 раз).

8. Подскоки — 30—40 с.

9. Потягивание и расслабление рук.

10. Круговые движения туловища (15—20 раз).

11. Лежа на спине, поднимание ног до касания пола за голо­вой (6—Враз).

12. Лежа на спине, движения ног «ножницы» (10—12 раз).

13. Лежа на спине, движения ног «велосипед» — от 30 до 60 с

14. Прыжки со скакалкой — 2—3 мин. После паузы повторить.

Комплексы упражнений различной трудности:

Комплекс 1.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (руки на повышен­ной опоре высотой 40—50 см); из стойки ноги вместе глубокие приседания; из стойки ноги врозь глубокий наклон туловища.

Комплекс 2.

1. Из основной стойки «восхождение на ступеньку» (ящик, стул и др.) с последующим соскоком.

2. Сгибание и разгибание рук из упора лежа сзади (руки на ящике, стуле).

3. Поднимание ног лежа на спине.

4. В стойке ноги врозь наклоны в стороны. I  5. Прыжки на обеих ногах через линии.

"   6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

7. Б стойке ноги врозь наклоны вперед.

8. В стойке ноги врозь круговые движения туловища. Количество повторений каждого упражнения увеличивает­ся постепенно: первый месяц комплекс повторяется три раза в день, а каждое упражнение выполняется один раз. Второй месяц — каждое упражнение повторяется уже дважды, третий месяц — трижды. Но весь комплекс повторяется без отдыха, непрерывно. Этот метод способствует развитию общей вынос­ливости. Для более сильных нагрузка увеличивается до 5—6 повторений каждого упражнения. А затем снова снижается до 3 раз, но зато весь комплекс повторяется трижды (с отдыхом между каждым кругом). Комплекс 2 рассчитан для тех, кто занимается четвертый год.

Комплекс 3 (для юношей).

1. Приседания со штангой (или другим отягощением) на плечах (вес 70—80% от максимального).

2. Жим лежа.

3. Из виса на гимнастической стенке (или перекладине) под­нимание ног до положения «угол».

4. Рывок штанги.

5 Прыжки с гирей (или другими отягощениями) через линии.

б' Подтягивание на перекладине.

1. Из положения седа на стуле (скамейке) с закрепленными носками наклоны назад.

Дозировка упражнений (и вес штанги) устанавливаются ин­дивидуально после определения максимального теста.

Комплекс упражнений (с резиновым амортизатором).

Перед выполнением комплекса — ходьба и бег (2—3 мин), 4—6 общеразвивающих упражнений, выполняемых с широ­кой амплитудой в среднем и быстром темпе.

1. И.п. — узкая стойка, руки со сложенным вдвое аморти­затором опущены вниз. 1 — амортизатор вверх; 2 — растягивая резину, развести прямые руки в стороны и опустить ее назад за спину (вдох); 3 — резину вверх; 4 — и.п. (выдох). Темп сред­ний (8—10 раз).

2. И.п. — присед на середине амортизатора, руками на уров­не плеч держать его концы. 1 — встать, растягивая резину (вдох); 2 — и.п. (выдох). Темп средний (12—15 раз).

3. И.п. — продеть резину в ручку двери и сесть на пол (или на табурет), концы намотать на кисти рук, прямые ноги упи­раются в дверь. 1 — наклон назад (вдох); 2 — и.п. (выдох). Темп медленный или средний (12—14 раз).

11. И.а. — продеть резиновый амортизатор в ручку двери, i стать спиной к месту крепления, обмотать резину вокруг пояса ) и отойти на 3—4 шага. Слегка наклонившись вперед, сильно

натягивая резину, бег на месте с высоким подниманием коле­ней. Дыхание равномерное. Темп быстрый (40—60 с).

Медленная ходьба, упражнения при глубоком дыхании и расслаблении мышц.

Главные выводи

Итак, резюмируя вышеизложенное, следует утверждать,

что совершенствование речевых возможностей логопатов

с помощью средств и методов физического воспитания

эффективно лишь при осуществлении комплекса основных

I мероприятий, а именно:

1. Реализация специальных (коррекционных) задач фи­зического воспитания: оздоровительно-профилактических, лечебно-восстановительиых и двигательных.

2. Развитие двигательного анализатора путем исправления в первую очередь двигательных нарушений.

3. Создание физиологических условий для совершенствова­ния речи за счет повышения уровня функциональных воз­можностей анализаторов {речедвигательного, двигательного, вестибулярного, зрительного, кожного, слухового и др.).

4 Обеспечение психологических условии (формирование психологической базы речи) посред


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.