Игра «Что изменилось в строю?» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Игра «Что изменилось в строю?»

2019-05-27 426
Игра «Что изменилось в строю?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Развитие внимания и памяти,

Описание: Учащиеся класса (группы) находятся в шеренге по стойке «Вольно!», т. е. ноги врозь, руки за спиной. Выбира­ется или назначается один водящий. Ему предоставляется 30 с для того, чтобы он изучил следующее: кто за кем стоит; положение головы, рук, ног; расстояние между учениками и т. д. После этого водящий на короткое время (20—30 с) по­кидает место проведения занятия. Сразу же после его ухода Дети с помощью педагога совершают ряд изменений в строю, например: меняются местами, увеличивают интервал в шерен-1 опускают руки вдоль туловища и т. д.

Возвратившись обратно в спортзал (на площадку), водящий обязан точно определить перемены в строю.

После подведения итогов выбирается или назначается дру­гой водящий, и игра возобновляется.

В целях обеспечения условий для полноценной мыслитель­ной деятельности логопатов важно создать (смоделировать) проблемные ситуации. С этой точки зрения весьма эффектив­ны задания на межпредметные связи. Так, в данном случае предлагаются игры с элементами математики, способствую­щие развитию логики мышления учащихся младшего звена.

Игра «Мишень» (1 класс)

Цель: Сравнение чисел. Получение нового числа прибавле­нием еще одного (двух, трех) к предыдущему. Совершенство­вание навыка передачи и ловли мяча.

Описание: На площадке (в зале) размечают несколько кон­центрических кругов радиусом 2, 3, 4 м. Играющие встают на линию самого большого круга. Водящий с мячом занимает ме­сто в центре. По сигналу водящий начинает поочередно бросать мяч стоящим на линии круга игрокам, называя при этом ' любое число от 1 до 10. Поймавший мяч должен к названному числу прибавить единицу, полученную сумму произнести вслух и послать мяч назад водящему. Тот, поймав мяч, пере­дает его следующему играющему с новым заданием и т. д. Иг­рок, поймавший мяч, правильно выполнивший сложение и возвративший мяч водящему, делает шаг к центру, перехо­дя во второй круг. Находясь на этом круге, он теперь должен прибавлять к числу, названному водящим, число 2, а на сле­дующем, еще более близком к центру круге — число 3. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из учащихся не дой­дет до центра. После чего данный ученик становится водящим. Итак, не поймавший мяч или неверно выполнивший сложе­ние, остается на своем круге. Для учащихся 3—4 классов можно использовать задания с умножением на 2 и 3.                     

Игра «Найди меньшее число» (24 классы)

  Цель: Сравнение чисел. Получение нового числа прибавле­ние еще одного к предыдущему. Совершенствование навыков ведения и передачи мяча.

Описание: Класс делится на две команды, каждая строится  колонну по одному на линии старта. У первых номеров — по мячу. Перед командами на расстоянии 10—12 м в обручах ле­жат картонные карточки с числами от 1 до 10. Количество кар­точек должно превышать число играющих на 5—6. Числа на карточках могут повторяться. С правой стороны от обруча обоз­начается линия финиша. По сигналу первые номера бегут с мячом к обручу, находят карточку с наименьшим числом и кладут ее на линию финиша. Затем, взяв мяч, производят им удары о пол, количество которых соответствует числу, ука­занному в карточке. Возвратившись к своей команде, первые номера передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. После этого задание выполняют вторые номера и т. д.

Игра «Вызов номеров» (14 классы)

Цель: Закрепление навыков быстрого выполнения матема­тических действий. Развитие быстроты. Совершенствование навыков ведения и передачи мяча.

Описание: Две равные по числу участников команды рас­полагаются в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 15—20 м. Игроки каждой команды рассчитываются по поряд­ку. На площадке (в зале) на равном расстоянии от соперников лежат два мяча. Учитель предлагает учащимся решить какой-либо пример на сложение или вычитание (2 + 4 =?). Ученики оперативно находят ответ — 6. Это значит, что играющим под данными номерами следует устремиться к центру площадки (зала), овладеть мячом и после дриблинга доставить его своей команде указанным способом. Причем, количество ударов о пол при ведении мяча должно соответствовать номеру участ­ника состязания. В итоге соперникам присуждают поощри­тельные баллы в зависимости от правильности выполнения ма­тематических действий и скорости совершения технических приемов, а именно — 2 и 1, в случае же ошибок — 0 баллов. После этого оба мяча возвращают на исходные позиции, игра возобновляется, педагог предлагает для решения другой при­мер. Подбирают такие варианты, чтобы в результате матема­тических действий число в ответе не превышало количество участников каждой команды. Побеждает коллектив, набрав­ший наибольшую сумму баллов (очков). Играя с учащимися 3—4 классов, можно использовать примеры с двузначными числами, а также задания на умножение и деление.

В плане формирования психологической базы речи детей-логопатов особенно стоит отметить творческое воображение,

развитие которого возможно за счет создания проблемных си­туаций частого изменения обстановки, а также применения наглядного материала и нестандартного оборудования. С этой целью полезно использовать игры типа «Переправа», «Фигу­ры» и т. п.

Игра «Переправа»

Цель: Развитие творческого воображения. Совершенствова­ние равновесия и зрительно-пространственной ориентировки.

Описание: За лицевой линией спортзала (площадки) парал­лельно друг другу на расстоянии 3—5 м располагаются две рав­ные по числу участников команды. В распоряжение игроков предоставляются вспомогательные средства для «переправы» (гимнастический мат, скамейка, две веревки), а также груз (на­пример, туристическая палатка). По сигналу участники игры обязаны максимально быстро перебраться с грузом за проти­воположную лицевую линию и вернуться обратно. При этом запрещается вставать ногами на покрытие зала или площад­ки, условно обозначенное как «вводное препятствие». В случае каждой персональной ошибки предполагается начисление 5 штрафных секунд. В итоге выигрывает команда, затратив­шая на «переправу» наименьшее время.

Игра «Фигуры»

Цель: Развитие творческого воображения. Совершенствова­ние точности движений в пространстве и вестибулярной устой­чивости.

Описание: На противоположных сторонах зала (площадки) располагаются две команды, численный состав которых одинаков. В центральном круге находится спортивный инвентарь Ни, кегли, гимнастические палки, скакалки, обручи, кубы, заки и т. д.), который может быть использован участниками состязания для выполнения игрового задания. Убедившись в готовности команд, учитель называет определенный вид спорта (допустим, волейбол). После этого игроки должны оперативно, применяя, в том числе, и вспомогательные средства, образовать фигуры (гимнастические, акробатические и др.), являющиеся характерным признаком обозначенной спортивной деятельности. По истечении определенного времени (60 с, 90 с и т. д.) педагог оценивает (по 5-балльной системе) качество фигурных комбинаций.

Одной из важных задач при обучении физическим упраж­нением, кроме передачи знаний, является привитие умений (действий, совершаемых под контролем сознания) и навыков (действий, доведенных до автоматизма, совершаемых без конт­роля сознания). Отличие заключается в том, что умение для своего осуществления требует пристального внимания, т. е. вы­сокого сознательного контроля.

В целях улучшения концентрации вниманий важно снизить нервную возбудимость. Этому, например, способствует: выпол­нение школьниками режима дня, использование физических упражнений, вовлечение учащихся в трудовую деятельность, частое пребывание детей на свежем воздухе и т. д. Необходи­мо также избегать по возможности конфликтных ситуаций с подростками, так как может накопиться отрицательный опыт. Учитывая повышенную внушаемость и импульсивность детей-логопатов, следует избегать приказного тона, действо­вать через коллектив.

Слово, показ, вспомогательные способы воздействия на вос­приятие окружающей среды с целью улучшения внимания детей являются основными средствами информации на заня­тиях физкультуры.

Речь — коммуникативная психическая деятельность — должна быть у педагога:

1) краткой, с использованием спортивной терминологии;

2) спокойной, доброжелательной, требовательной; 3)ясной, точной;

4) разнообразной по содержанию и интонации.

Показ должен быть таким, чтобы все ученики видели, а учи­тель держал в поле зрения учащихся. Целесообразен, безуслов­но, и показ с помощью иллюстрирующих пособий (видеозапи­си, фотографии, рисунки, контурные схемы движений).

Широко используются вспомогательные средства и методы информации, например, ориентиры. Успешно применяются на занятиях зрительные ориентиры: «светофор», флажки, таб­лички с цифрами и т. д. Ориентирами могут быть отдельные предметы (мяч, флажок, веревка), а также линии, нанесенные на полу для контроля правильности угла во время разбега. Кро­ме того, ориентирами считаются участки помещения (зала) или площадки, части тела, сами ученики и учителя и т. д.

Большое влияние на слуховой анализатор оказывает фонограмма (на построение, бег, игру и т. п.), а также речитатив, команды, хлопки, бубен, свисток и др. Часто применяются в целях улучшения внимания упражнения на ориентировку в пространстве и во времени.

Значительную пользу приносит использование технических средств. Это в первую очередь метроном, магнитофон, мишень электрическая, электротабло, электрочасы, клавишный музы­кальный инструмент, видеомагнитофон, компьютер и др.

Универсальным средством развития внимания школьников на уроках физической культуры являются подвижные и спор­тивные игры, бег с низкого и высокого старта (под команду стартера), упражнения на координацию движений, строевые команды и т. д. Все это позволяет в ходе урока избирательно воздействовать на концентрацию, распределение и пере­ключение внимания учащихся.

В задания на воспитание внимания, используемые на заня­тиях, можно включать, к примеру, такие упражнения.

1. По зрительному или слуховому сигналу бег с низкого стар­та; по команде «Марш!» ученики возвращаются на места.

2. В колонне по одному поочередные прыжки в высоту с пря­мого разбега. Учитель, стоящий сзади сектора, напротив ли­нии разбега, произвольно поднимает сначала правую, потом левую, затем обе руки. Данные сигналы указывают каждому очередному ученику способ прыжка: согнув ноги, толчком двух ног и т. д.

3. То же, но подача сигнала происходит уже непосредствен­но в процессе разбега. В этом случае учащийся должен прыг­нуть в одну из трех зон в зависимости от сигнала.

4. Изменение способа бега по командам учителя: «Обычный бег», «Бег спиной вперед» и т. д.

У учащихся, особенно 10—11 классов, развитие внимания происходит на фоне активизации мыслительной деятельности, связанной с оценкой выполнения упражнений, при поиске ошибочных или правильных действий, судействе игр, объяснении своих действий.                                                            

Для развитии внимания используются и тесты, в частности: для оценки способности к кинестезическому дифференцированию (броски мяча в цель, стоя к ней спиной; прыж­ки на разметку);

1) для оценки способности к ориентированию в простран­стве: а) бег к пронумерованным набивным мячам; бросок мяча в качающийся обруч («маятник — бро­сок — цель»);

2) для оценки способности к ритму (спринт в заданном ритме).

А)Бег к пронумерованным набивным мячам(тест 2а)

Далее предлагается описание некоторых из предложенных тестов.

Оборудование: 5 набивных мячей по 3 кг каждый, набивной мяч — 4 кг, секундомер, измерительная лента (рулетка), мел.

Описание: Ученик стоит перед набивным мячом (4 кг). По­зади него на расстоянии 3 м и в 1,5 м друг от друга лежат в кружках 5 набивных мячей (3 кг) с цифрами от 1 до 5 (распо­ложение произвольное). Учитель называет цифру, учащийся поворачивается на 180', бежит к соответствующему набивно­му мячу, касается его и возвращается назад к исходной пози­ции. Как только он дотронется мяча (4 кг), педагог называет другую цифру и т. д. Упражнение заканчивается после того, как испытуемый 3 раза его выполнит и после этого коснется набивного мяча весом 4 кг.

Оценка определяется по времени, показанному учеником, выполнившим задание в целом. Причем, перед каждым новым исполнителем расположение мячей необходимо менять.

Ниже приведены рекомендации для оценки учащихся мас­совой школы (см. табл. 6). Что же касается логопатов, то их временные нормы потенциально несколько выше.

 

Таблица 6

Рекомендации для оценки

 

 

Оценки

1 класс, с.

с.

3 класс, с.

8 класс

маль­чики девоч­ки
«Отлично» 11,0 10,8 10,8 7,8 8,0
«Хорошо» 11,9 11,6 11,5 8,6 9,1
«Удовлетворительно» 13,3 12,8 12,4 9,5 10,3
«Достаточно» 14,3 14,2 13,7 10,8 11,2

«Маятникбросокцель» (тест 26) Оборудование: Один гимнастический обруч (диаметр 80 см), > мячей для бросков, измерительная лента (рулетка), скакалка.

Описание: На стене (шведской стенке) крепится маятник из скакалки (длина 60 см) и гимнастического обруча (диаметр 80 см). Испытуемые становятся на исходную позицию в 3 м от стены (шведской стенки). Учитель поднимает маятник до го­ризонтали и отпускает его, давая возможность выполнить дви­жение в одну сторону и обратно. Ученик при движении маят­ника в обратную сторону бросает мяч в обруч.

Оценка результата: Попадание в край обруча — 1 очко; попадание в середину обруча — 2 очка. Подсчитывается ко­личество очков из пяти зачетных попыток.

Ориентировочные оценки, к примеру, для учащихся 3 клас­са: «отлично» — 9 очков; «хорошо» — 7; «удовлетворительно» — 4; «достаточно» — 2 очка.

Разумеется, что для воспитанников речевой школы такого | же возраста обозначенные параметры на порядок ниже.         

Спринт в заданном, ритме (тест 3)

Оборудование: 11 гимнастических обручей (диаметр 60 см), секундомер, измерительная лента (рулетка).

Описание: Вначале испытуемый выполняет бег с макси­мальной скоростью 30 м на время (с точностью до 0,1 с). Затем он пробегает снова с максимальной скоростью вторую дистан­цию 30 м с расположенными 11 гимнастическими обручами. Это обязывает спринтера подбирать (вырабатывать) определен­ный ритм бега или как можно быстрее изменять свой бег, что­бы приспособиться к новому ритму. После чего определяется разница между временем бега на первой и второй дистанциях. Рекомендации для оценки (3 класс): «отлично» — 1,0с; «хо­рошо» — 1,2 с; «удовлетворительно» — 1,6 с; «достаточно» — 1,8 с (у логопатов данной возрастной категории временная раз­ница между спринтерскими забегами несколько больше). Специально подобранные игры типа «Группа, смирно!»» Л «Сигнал», «Тонкий слух», «Канон», «Пишущая машинка» и др. мобилизуют внимание, способствуют быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, помогают  ориентироваться в пространстве и во времени. Большинство предлагаемых игр можно использовать как в первые минуты урока с целью переключения общего эмоционального возбуж­дения на психологический настрой к двигательной деятельно­сти, так и в конце урока для усиления процесса восстановле­ния и снятия двигательного возбуждения. Наконец, данные

игровые моменты полезны с точки зрения поддержания дис­циплины и повышения психической активности школьников младшего и среднего возраста.

Игра «Группа, смирно! » Педагог подает любые строевые команды, которые выполняются учащимися в том случае, ес­ли произнесенная команда не предварялась словом «группа».

Игра «Сигнал». Учитель подает звуковые сигналы одним из двух ранее обусловленных способов: хлопками или свист­ком. В зависимости от способа подачи сигнала, числа повторе­ний занимающиеся выполняют то или иное достаточно про­стое задание: бегут, идут в полуприседе, останавливаются, идут с различным положением рук и т. п.

Игра «Тонкий слух». Ученики движутся в колонне по од­ному и слушают сигналы, подаваемые педагогом при помощи свистков разной тональности. По сигналу каждого свистка иг­роки совершают различные движения. Например, по сигналу первого свистка делают шаг в сторону и останавливаются, по сигналу второго — продолжают движение и т. д. Тот, кто пу­тает сигналы, становится в конец колонны. Побеждают ребя­та, допустившие меньше ошибок.

Вариант: Играющие строятся в шеренгу и рассчитываются на первый—второй, образуя две команды. Учитель стоит за спина­ми игроков так, что они его не видят. Каждая команда выполняет установленные движения только по «своему» свистку. Сигналы подаются не по очереди, а вразнобой. Выигрывает команда, ко­торая ошибалась реже (при равном количестве повторений).

Игра «Канон»

Цель: Развитие волевого (произвольного) внимания.

Описание: Звучит музыка с хорошо акцентированными так­тами (например, музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада»). Не­обходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставят­ся на первый ударный звук такта.

Учащиеся стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ученик. На второй — следующий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они также по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все участники игры, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

Игра «Пишущая машинка»

Цель: Развитие волевого (произвольного) внимания, закре­пление навыков чтения.

Описание: Каждому ученику присваивается буква алфавита. Учитель произносит слово и пишет его на доске мелом. За­тем учащиеся, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их бук­вы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Примерные слова: еж, дому ты, папа, мама, цирк и др. Вариант: Игроки вместо хлопков выполняют удар мяча об пол или бросок мяча в стену.

Одним из средств повышения внимания, применяемых, как правило, в заключительной части урока, надо назвать и ауто­генную тренировку, состоящую из расслабления (релаксации) в сочетании с самовнушением. Аутотренинг — эффективный метод для переключения с активной работы на пассивный от­дых, с одного вида деятельности на другой.

Специфической формой лечебно-педагогического воздейст­вия на учащихся с речевой патологией является логопедиче­ская ритмика. Характерной особенностью логопедической ритмики является сочетание двигательных и речевых упраж­нений на основе заданного ритма или на фоне музыкального сопровождения. Различные упражнения, используемые на этих занятиях, также способствуют развитию внимания.

Таким образом, в целях улучшения внимания следует учитывать ряд обстоятельств, а именно:

1. Способность сосредоточивать внимание на одной деятель­ности различна в зависимости от возраста (как указывалось, 20 и 25 мин соответственно для категории учащихся 7- 10 лет и 1O—12 лет; у логопатов эти временные показатели еще ни­же). Данные факты наводят на мысль о том, что педагог на за­нятиях обязан чаще менять объекты внимания учеников.

2. У младших школьников первая сигнальная система пре­обладает над второй сигнальной системой; поэтому более сильноевоздействие оказывает непосредственное влияние внешней среды, чем слова. Некоторые условные связи первой сиг­нальной системы не находят адекватного отражения во второй сигнальной системе. Многие свои впечатления, ощущения ученик не может выразить словами, а некоторые из них вовсе

не отражаются или не осознаются. Особенно это касается ощу­щений процессов времени и пространства.

3. В первую очередь в поведении подростков, особенно ло­гопатов, отмечается явное преобладание процессов возбужде­ния. Ответные реакции по силе и характеру часто являются неадекватными раздражителями. Появляется довольно широ­кая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются массой дополнительных движений ног, рук, туловища (особенно у мальчиков). Одно­временно речь подростков отчетливо замедляется. Ответы на вопросы становятся стереотипными, лаконичными; словарный запас как бы обедняется. И для того, чтобы получить исчер­пывающий ответ, приходится задавать много дополнительных вопросов. Причина же происходящего заключается в ослабле­нии на этот период функционального уровня корковой деятель­ности.

Вывод очевиденнеобходимо снижать нервную возбуди­мость учащихся.

4. При обучении физическим упражнениям, как и в другой деятельности, следует применять дифференцированный спо­соб в зависимости от индивидуальных особенностей занимаю­щихся (анатомо-физиологические компоненты организма, уро­вень психического развития, тип ВНД, интеллект, вид речевой патологии и др.).

5. Целесообразно развивать внимание в комплексе, с пер­спективой на зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития — это совокупность тех качеств и свойств психики, которая по законам развития с большой степенью вероятно­сти должна появиться у ребенка в ближайшем будущем.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

ПОСРЕДСТВОМ ДВИЖЕНИЙ

Эффективными средствами и методами развития речи, при­меняемыми на занятиях по физическому воспитанию детей- логопатов, являются следующие:

1. Общеразвивающие упражнения, плавание, игры, массаж и т. д., способствующие общему стимулированию ЦНС.

2. Дыхательная гимнастика, плавание, туризм, общеразви­вающие упражнения, коньки и т. д., что оказывает тро­фическое воздействие.

3. Использование методических приемов:                             

а) звуколидирование (подсчет, хлопки, метроном, бубен; (игры и др.);                                                                   б) звукоподражание (театр зверей и птиц, в мире пред­метов, звуки машин и т. д.);

в) звуковые акценты в движениях (например, подача звукового сигнала в момент отталкивания после раз­бега при обучении прыжкам в высоту или длину).

4. Звуковая окраска движений* или музыкотерапия.

5. Ролевые двигательные действия (игры) со звуковым вы­ражением.

6. Работа над дыханием как составной частью звукообразования.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.