Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-05-27 | 426 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: Развитие внимания и памяти,
Описание: Учащиеся класса (группы) находятся в шеренге по стойке «Вольно!», т. е. ноги врозь, руки за спиной. Выбирается или назначается один водящий. Ему предоставляется 30 с для того, чтобы он изучил следующее: кто за кем стоит; положение головы, рук, ног; расстояние между учениками и т. д. После этого водящий на короткое время (20—30 с) покидает место проведения занятия. Сразу же после его ухода Дети с помощью педагога совершают ряд изменений в строю, например: меняются местами, увеличивают интервал в шерен-1 опускают руки вдоль туловища и т. д.
Возвратившись обратно в спортзал (на площадку), водящий обязан точно определить перемены в строю.
После подведения итогов выбирается или назначается другой водящий, и игра возобновляется.
В целях обеспечения условий для полноценной мыслительной деятельности логопатов важно создать (смоделировать) проблемные ситуации. С этой точки зрения весьма эффективны задания на межпредметные связи. Так, в данном случае предлагаются игры с элементами математики, способствующие развитию логики мышления учащихся младшего звена.
Игра «Мишень» (1 класс)
Цель: Сравнение чисел. Получение нового числа прибавлением еще одного (двух, трех) к предыдущему. Совершенствование навыка передачи и ловли мяча.
Описание: На площадке (в зале) размечают несколько концентрических кругов радиусом 2, 3, 4 м. Играющие встают на линию самого большого круга. Водящий с мячом занимает место в центре. По сигналу водящий начинает поочередно бросать мяч стоящим на линии круга игрокам, называя при этом ' любое число от 1 до 10. Поймавший мяч должен к названному числу прибавить единицу, полученную сумму произнести вслух и послать мяч назад водящему. Тот, поймав мяч, передает его следующему играющему с новым заданием и т. д. Игрок, поймавший мяч, правильно выполнивший сложение и возвративший мяч водящему, делает шаг к центру, переходя во второй круг. Находясь на этом круге, он теперь должен прибавлять к числу, названному водящим, число 2, а на следующем, еще более близком к центру круге — число 3. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из учащихся не дойдет до центра. После чего данный ученик становится водящим. Итак, не поймавший мяч или неверно выполнивший сложение, остается на своем круге. Для учащихся 3—4 классов можно использовать задания с умножением на 2 и 3.
|
Игра «Найди меньшее число» (2 — 4 классы)
Цель: Сравнение чисел. Получение нового числа прибавление еще одного к предыдущему. Совершенствование навыков ведения и передачи мяча.
Описание: Класс делится на две команды, каждая строится колонну по одному на линии старта. У первых номеров — по мячу. Перед командами на расстоянии 10—12 м в обручах лежат картонные карточки с числами от 1 до 10. Количество карточек должно превышать число играющих на 5—6. Числа на карточках могут повторяться. С правой стороны от обруча обозначается линия финиша. По сигналу первые номера бегут с мячом к обручу, находят карточку с наименьшим числом и кладут ее на линию финиша. Затем, взяв мяч, производят им удары о пол, количество которых соответствует числу, указанному в карточке. Возвратившись к своей команде, первые номера передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. После этого задание выполняют вторые номера и т. д.
Игра «Вызов номеров» (1 — 4 классы)
Цель: Закрепление навыков быстрого выполнения математических действий. Развитие быстроты. Совершенствование навыков ведения и передачи мяча.
Описание: Две равные по числу участников команды располагаются в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 15—20 м. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку. На площадке (в зале) на равном расстоянии от соперников лежат два мяча. Учитель предлагает учащимся решить какой-либо пример на сложение или вычитание (2 + 4 =?). Ученики оперативно находят ответ — 6. Это значит, что играющим под данными номерами следует устремиться к центру площадки (зала), овладеть мячом и после дриблинга доставить его своей команде указанным способом. Причем, количество ударов о пол при ведении мяча должно соответствовать номеру участника состязания. В итоге соперникам присуждают поощрительные баллы в зависимости от правильности выполнения математических действий и скорости совершения технических приемов, а именно — 2 и 1, в случае же ошибок — 0 баллов. После этого оба мяча возвращают на исходные позиции, игра возобновляется, педагог предлагает для решения другой пример. Подбирают такие варианты, чтобы в результате математических действий число в ответе не превышало количество участников каждой команды. Побеждает коллектив, набравший наибольшую сумму баллов (очков). Играя с учащимися 3—4 классов, можно использовать примеры с двузначными числами, а также задания на умножение и деление.
|
В плане формирования психологической базы речи детей-логопатов особенно стоит отметить творческое воображение,
развитие которого возможно за счет создания проблемных ситуаций частого изменения обстановки, а также применения наглядного материала и нестандартного оборудования. С этой целью полезно использовать игры типа «Переправа», «Фигуры» и т. п.
Игра «Переправа»
Цель: Развитие творческого воображения. Совершенствование равновесия и зрительно-пространственной ориентировки.
Описание: За лицевой линией спортзала (площадки) параллельно друг другу на расстоянии 3—5 м располагаются две равные по числу участников команды. В распоряжение игроков предоставляются вспомогательные средства для «переправы» (гимнастический мат, скамейка, две веревки), а также груз (например, туристическая палатка). По сигналу участники игры обязаны максимально быстро перебраться с грузом за противоположную лицевую линию и вернуться обратно. При этом запрещается вставать ногами на покрытие зала или площадки, условно обозначенное как «вводное препятствие». В случае каждой персональной ошибки предполагается начисление 5 штрафных секунд. В итоге выигрывает команда, затратившая на «переправу» наименьшее время.
|
Игра «Фигуры»
Цель: Развитие творческого воображения. Совершенствование точности движений в пространстве и вестибулярной устойчивости.
Описание: На противоположных сторонах зала (площадки) располагаются две команды, численный состав которых одинаков. В центральном круге находится спортивный инвентарь Ни, кегли, гимнастические палки, скакалки, обручи, кубы, заки и т. д.), который может быть использован участниками состязания для выполнения игрового задания. Убедившись в готовности команд, учитель называет определенный вид спорта (допустим, волейбол). После этого игроки должны оперативно, применяя, в том числе, и вспомогательные средства, образовать фигуры (гимнастические, акробатические и др.), являющиеся характерным признаком обозначенной спортивной деятельности. По истечении определенного времени (60 с, 90 с и т. д.) педагог оценивает (по 5-балльной системе) качество фигурных комбинаций.
Одной из важных задач при обучении физическим упражнением, кроме передачи знаний, является привитие умений (действий, совершаемых под контролем сознания) и навыков (действий, доведенных до автоматизма, совершаемых без контроля сознания). Отличие заключается в том, что умение для своего осуществления требует пристального внимания, т. е. высокого сознательного контроля.
В целях улучшения концентрации вниманий важно снизить нервную возбудимость. Этому, например, способствует: выполнение школьниками режима дня, использование физических упражнений, вовлечение учащихся в трудовую деятельность, частое пребывание детей на свежем воздухе и т. д. Необходимо также избегать по возможности конфликтных ситуаций с подростками, так как может накопиться отрицательный опыт. Учитывая повышенную внушаемость и импульсивность детей-логопатов, следует избегать приказного тона, действовать через коллектив.
Слово, показ, вспомогательные способы воздействия на восприятие окружающей среды с целью улучшения внимания детей являются основными средствами информации на занятиях физкультуры.
|
Речь — коммуникативная психическая деятельность — должна быть у педагога:
1) краткой, с использованием спортивной терминологии;
2) спокойной, доброжелательной, требовательной; 3)ясной, точной;
4) разнообразной по содержанию и интонации.
Показ должен быть таким, чтобы все ученики видели, а учитель держал в поле зрения учащихся. Целесообразен, безусловно, и показ с помощью иллюстрирующих пособий (видеозаписи, фотографии, рисунки, контурные схемы движений).
Широко используются вспомогательные средства и методы информации, например, ориентиры. Успешно применяются на занятиях зрительные ориентиры: «светофор», флажки, таблички с цифрами и т. д. Ориентирами могут быть отдельные предметы (мяч, флажок, веревка), а также линии, нанесенные на полу для контроля правильности угла во время разбега. Кроме того, ориентирами считаются участки помещения (зала) или площадки, части тела, сами ученики и учителя и т. д.
Большое влияние на слуховой анализатор оказывает фонограмма (на построение, бег, игру и т. п.), а также речитатив, команды, хлопки, бубен, свисток и др. Часто применяются в целях улучшения внимания упражнения на ориентировку в пространстве и во времени.
Значительную пользу приносит использование технических средств. Это в первую очередь метроном, магнитофон, мишень электрическая, электротабло, электрочасы, клавишный музыкальный инструмент, видеомагнитофон, компьютер и др.
Универсальным средством развития внимания школьников на уроках физической культуры являются подвижные и спортивные игры, бег с низкого и высокого старта (под команду стартера), упражнения на координацию движений, строевые команды и т. д. Все это позволяет в ходе урока избирательно воздействовать на концентрацию, распределение и переключение внимания учащихся.
В задания на воспитание внимания, используемые на занятиях, можно включать, к примеру, такие упражнения.
1. По зрительному или слуховому сигналу бег с низкого старта; по команде «Марш!» ученики возвращаются на места.
2. В колонне по одному поочередные прыжки в высоту с прямого разбега. Учитель, стоящий сзади сектора, напротив линии разбега, произвольно поднимает сначала правую, потом левую, затем обе руки. Данные сигналы указывают каждому очередному ученику способ прыжка: согнув ноги, толчком двух ног и т. д.
3. То же, но подача сигнала происходит уже непосредственно в процессе разбега. В этом случае учащийся должен прыгнуть в одну из трех зон в зависимости от сигнала.
4. Изменение способа бега по командам учителя: «Обычный бег», «Бег спиной вперед» и т. д.
У учащихся, особенно 10—11 классов, развитие внимания происходит на фоне активизации мыслительной деятельности, связанной с оценкой выполнения упражнений, при поиске ошибочных или правильных действий, судействе игр, объяснении своих действий.
|
Для развитии внимания используются и тесты, в частности: для оценки способности к кинестезическому дифференцированию (броски мяча в цель, стоя к ней спиной; прыжки на разметку);
1) для оценки способности к ориентированию в пространстве: а) бег к пронумерованным набивным мячам; бросок мяча в качающийся обруч («маятник — бросок — цель»);
2) для оценки способности к ритму (спринт в заданном ритме).
А)Бег к пронумерованным набивным мячам(тест 2а)
Далее предлагается описание некоторых из предложенных тестов.
Оборудование: 5 набивных мячей по 3 кг каждый, набивной мяч — 4 кг, секундомер, измерительная лента (рулетка), мел.
Описание: Ученик стоит перед набивным мячом (4 кг). Позади него на расстоянии 3 м и в 1,5 м друг от друга лежат в кружках 5 набивных мячей (3 кг) с цифрами от 1 до 5 (расположение произвольное). Учитель называет цифру, учащийся поворачивается на 180', бежит к соответствующему набивному мячу, касается его и возвращается назад к исходной позиции. Как только он дотронется мяча (4 кг), педагог называет другую цифру и т. д. Упражнение заканчивается после того, как испытуемый 3 раза его выполнит и после этого коснется набивного мяча весом 4 кг.
Оценка определяется по времени, показанному учеником, выполнившим задание в целом. Причем, перед каждым новым исполнителем расположение мячей необходимо менять.
Ниже приведены рекомендации для оценки учащихся массовой школы (см. табл. 6). Что же касается логопатов, то их временные нормы потенциально несколько выше.
Таблица 6
Рекомендации для оценки
Оценки | 1 класс, с. | с. | 3 класс, с. | 8 класс | |
мальчики | девочки | ||||
«Отлично» | 11,0 | 10,8 | 10,8 | 7,8 | 8,0 |
«Хорошо» | 11,9 | 11,6 | 11,5 | 8,6 | 9,1 |
«Удовлетворительно» | 13,3 | 12,8 | 12,4 | 9,5 | 10,3 |
«Достаточно» | 14,3 | 14,2 | 13,7 | 10,8 | 11,2 |
«Маятник — бросок — цель» (тест 26) Оборудование: Один гимнастический обруч (диаметр 80 см), > мячей для бросков, измерительная лента (рулетка), скакалка.
Описание: На стене (шведской стенке) крепится маятник из скакалки (длина 60 см) и гимнастического обруча (диаметр 80 см). Испытуемые становятся на исходную позицию в 3 м от стены (шведской стенки). Учитель поднимает маятник до горизонтали и отпускает его, давая возможность выполнить движение в одну сторону и обратно. Ученик при движении маятника в обратную сторону бросает мяч в обруч.
Оценка результата: Попадание в край обруча — 1 очко; попадание в середину обруча — 2 очка. Подсчитывается количество очков из пяти зачетных попыток.
Ориентировочные оценки, к примеру, для учащихся 3 класса: «отлично» — 9 очков; «хорошо» — 7; «удовлетворительно» — 4; «достаточно» — 2 очка.
Разумеется, что для воспитанников речевой школы такого | же возраста обозначенные параметры на порядок ниже.
Спринт в заданном, ритме (тест 3)
Оборудование: 11 гимнастических обручей (диаметр 60 см), секундомер, измерительная лента (рулетка).
Описание: Вначале испытуемый выполняет бег с максимальной скоростью 30 м на время (с точностью до 0,1 с). Затем он пробегает снова с максимальной скоростью вторую дистанцию 30 м с расположенными 11 гимнастическими обручами. Это обязывает спринтера подбирать (вырабатывать) определенный ритм бега или как можно быстрее изменять свой бег, чтобы приспособиться к новому ритму. После чего определяется разница между временем бега на первой и второй дистанциях. Рекомендации для оценки (3 класс): «отлично» — 1,0с; «хорошо» — 1,2 с; «удовлетворительно» — 1,6 с; «достаточно» — 1,8 с (у логопатов данной возрастной категории временная разница между спринтерскими забегами несколько больше). Специально подобранные игры типа «Группа, смирно!»» Л «Сигнал», «Тонкий слух», «Канон», «Пишущая машинка» и др. мобилизуют внимание, способствуют быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, помогают ориентироваться в пространстве и во времени. Большинство предлагаемых игр можно использовать как в первые минуты урока с целью переключения общего эмоционального возбуждения на психологический настрой к двигательной деятельности, так и в конце урока для усиления процесса восстановления и снятия двигательного возбуждения. Наконец, данные
игровые моменты полезны с точки зрения поддержания дисциплины и повышения психической активности школьников младшего и среднего возраста.
Игра «Группа, смирно! » Педагог подает любые строевые команды, которые выполняются учащимися в том случае, если произнесенная команда не предварялась словом «группа».
Игра «Сигнал». Учитель подает звуковые сигналы одним из двух ранее обусловленных способов: хлопками или свистком. В зависимости от способа подачи сигнала, числа повторений занимающиеся выполняют то или иное достаточно простое задание: бегут, идут в полуприседе, останавливаются, идут с различным положением рук и т. п.
Игра «Тонкий слух». Ученики движутся в колонне по одному и слушают сигналы, подаваемые педагогом при помощи свистков разной тональности. По сигналу каждого свистка игроки совершают различные движения. Например, по сигналу первого свистка делают шаг в сторону и останавливаются, по сигналу второго — продолжают движение и т. д. Тот, кто путает сигналы, становится в конец колонны. Побеждают ребята, допустившие меньше ошибок.
Вариант: Играющие строятся в шеренгу и рассчитываются на первый—второй, образуя две команды. Учитель стоит за спинами игроков так, что они его не видят. Каждая команда выполняет установленные движения только по «своему» свистку. Сигналы подаются не по очереди, а вразнобой. Выигрывает команда, которая ошибалась реже (при равном количестве повторений).
Игра «Канон»
Цель: Развитие волевого (произвольного) внимания.
Описание: Звучит музыка с хорошо акцентированными тактами (например, музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада»). Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта.
Учащиеся стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ученик. На второй — следующий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они также по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все участники игры, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.
Игра «Пишущая машинка»
Цель: Развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения.
Описание: Каждому ученику присваивается буква алфавита. Учитель произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем учащиеся, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.
Примерные слова: еж, дому ты, папа, мама, цирк и др. Вариант: Игроки вместо хлопков выполняют удар мяча об пол или бросок мяча в стену.
Одним из средств повышения внимания, применяемых, как правило, в заключительной части урока, надо назвать и аутогенную тренировку, состоящую из расслабления (релаксации) в сочетании с самовнушением. Аутотренинг — эффективный метод для переключения с активной работы на пассивный отдых, с одного вида деятельности на другой.
Специфической формой лечебно-педагогического воздействия на учащихся с речевой патологией является логопедическая ритмика. Характерной особенностью логопедической ритмики является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе заданного ритма или на фоне музыкального сопровождения. Различные упражнения, используемые на этих занятиях, также способствуют развитию внимания.
Таким образом, в целях улучшения внимания следует учитывать ряд обстоятельств, а именно:
1. Способность сосредоточивать внимание на одной деятельности различна в зависимости от возраста (как указывалось, 20 и 25 мин соответственно для категории учащихся 7- 10 лет и 1O—12 лет; у логопатов эти временные показатели еще ниже). Данные факты наводят на мысль о том, что педагог на занятиях обязан чаще менять объекты внимания учеников.
2. У младших школьников первая сигнальная система преобладает над второй сигнальной системой; поэтому более сильноевоздействие оказывает непосредственное влияние внешней среды, чем слова. Некоторые условные связи первой сигнальной системы не находят адекватного отражения во второй сигнальной системе. Многие свои впечатления, ощущения ученик не может выразить словами, а некоторые из них вовсе
не отражаются или не осознаются. Особенно это касается ощущений процессов времени и пространства.
3. В первую очередь в поведении подростков, особенно логопатов, отмечается явное преобладание процессов возбуждения. Ответные реакции по силе и характеру часто являются неадекватными раздражителями. Появляется довольно широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются массой дополнительных движений ног, рук, туловища (особенно у мальчиков). Одновременно речь подростков отчетливо замедляется. Ответы на вопросы становятся стереотипными, лаконичными; словарный запас как бы обедняется. И для того, чтобы получить исчерпывающий ответ, приходится задавать много дополнительных вопросов. Причина же происходящего заключается в ослаблении на этот период функционального уровня корковой деятельности.
Вывод очевиден — необходимо снижать нервную возбудимость учащихся.
4. При обучении физическим упражнениям, как и в другой деятельности, следует применять дифференцированный способ в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся (анатомо-физиологические компоненты организма, уровень психического развития, тип ВНД, интеллект, вид речевой патологии и др.).
5. Целесообразно развивать внимание в комплексе, с перспективой на зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития — это совокупность тех качеств и свойств психики, которая по законам развития с большой степенью вероятности должна появиться у ребенка в ближайшем будущем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ
ПОСРЕДСТВОМ ДВИЖЕНИЙ
Эффективными средствами и методами развития речи, применяемыми на занятиях по физическому воспитанию детей- логопатов, являются следующие:
1. Общеразвивающие упражнения, плавание, игры, массаж и т. д., способствующие общему стимулированию ЦНС.
2. Дыхательная гимнастика, плавание, туризм, общеразвивающие упражнения, коньки и т. д., что оказывает трофическое воздействие.
3. Использование методических приемов:
а) звуколидирование (подсчет, хлопки, метроном, бубен; (игры и др.); б) звукоподражание (театр зверей и птиц, в мире предметов, звуки машин и т. д.);
в) звуковые акценты в движениях (например, подача звукового сигнала в момент отталкивания после разбега при обучении прыжкам в высоту или длину).
4. Звуковая окраска движений* или музыкотерапия.
5. Ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением.
6. Работа над дыханием как составной частью звукообразования.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!