Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Новгородская феодальная республика в XII—XIII вв.

2017-10-16 508
Новгородская феодальная республика в XII—XIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Псков первона­чально входил в состав Новгородской земли и только потом до­бился независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.

Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского По­морья. Здесь славяне встретились с местным угро-финским и балтским населением. Как полагают В. Л. Янин и М. X. Алеш-ковский, Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков: славянского, мерянского и чудского (меря и чудь — угро-финские племена).

Постепенно под властью Новгорода оказалась обширнейшая территория Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Меты, Ловати, Шелони, Мологи. Вместе с тем Новгороду принадле-


жали земли, населенные карелами и другими народами — Вот­ская, Ижорская, Карельская, Кольский полуостров, Прионежье, Двина. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.

Более суровый, чем в Приднепровье и в Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях страны, хотя и оставалось основным занятием населения. Уро­жаи были неустойчивыми. В обычные годы своего хлеба хватало, а в неблагоприятные приходилось ввозить зерно из других кня­жеств Руси. Это обстоятельство не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новго­род. Вместе с тем здешние природные условия благоприятство­вали развитию животноводства. Скотоводством занимались не только жители сельской местности, но и горожане. Распростра­нены были огородничество и садоводство.

Особенности социально-политического строя Новгорода Вели­кого начали складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде всегда был вторичен по отношению к городу. Кня­жеской династии здесь не было. Резиденция князя не случайно находилась не в детинце (городской крепости), как в остальных землях, а вне крепости. Первоначально она располагалась на Торговой стороне Новгорода, в то время как центр города и его городские укрепления находились на противоположной стороне Волхова — Софийской. Впоследствии в связи с дальнейшим рос­том Новгорода, когда территория так называемого Ярославова дворища вошла уже в состав города, князь оказался на новом месте — на Городище, за пределами города.

С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол. Не говоря уже о полулегендарном призвании Рюрика, можно отметить сообщение 970 г., когда новгородцы прислали к Святославу, «просяща князя собе». Они угрожали, что, если Святослав не даст им одного из своих сыновей, «нале­зем (т. е. найдем) князя собе». Подобные же сообщения можно встретить и под другими датами.

Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с небольшим лет, с 1095 по 1304 г., на новгородском пре­столе побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей — суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья за­нимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз.

Функции князя в Новгороде были многообразны и со време­нем менялись. Прежде всего князь был главчй боевой дружины, которую он приводил с собой. Однако было бы неверно считать его в первую очередь военачальником. Не говоря о том, что дру­жина была лишь меньшей частью новгородского войска, а основ­ную массу составляли ополченцы, на княжеском престоле не­редко оказывались и малолетние. Князь был владетелем домена,


он был звеном, связующим Новгород с Русью и порядками в остальных ее землях. Он также был адресатом той дани, кото­рая поступала Новгороду Великому; был высшей судебной ин­станцией. Наконец, не менее существенно, что князь играл роль звена цепи, связывающей отдельные части Новгорода, был сим­волом единства Новгородской земли и Новгорода.

Вместе с тем отношения Новгорода с князьями были далеки от идиллии. С одной стороны, новгородцы в лице веча могли прогнать неугодного князя, «указать путь» ему. Но с другой сто­роны, князья нередко пытались нарушать новгородские вольно­сти. Отсюда постепенное ограничение роли князя в Новгороде. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Мстисла-вича, пытавшегося бороться за свои собственные интересы при помощи новгородских войск, новгородцы сами приглашают к себе князя на определенных условиях. Среди них — запрет под­вергать новгородских «мужей» репрессиям без вины, вмешивать­ся во внутренние дела городского управления, сменять должно­стных лиц, приобретать собственность в новгородских «волос­тях», т. е. на окраинах Новгородской земли. Все эти условия со­держались в специальном договоре — «ряде», который заключал­ся с князем при его вступлении на престол.

Высшим органом власти в Новгороде было вече — народное собрание. Как показали последние исследования, вече отнюдь не было собранием всего новгородского мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не бо­лее 400—500 человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.

Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отли­чие от боярства других земель Руси, было кастовым. Новгород­ским боярином нельзя было стать, им можно было только родить­ся. Новгородские бояре были, вероятно, потомками местной родоплеменной знати. Боярские семьи прочно держали в своих руках руководство политической жизнью Новгорода. Богатства новгородского боярства возникали из участия в дележе государ­ственных доходов. Кроме того, бояре эксплуатировали ремеслен­ников, живших на их городских усадьбах, занимались они и ростовщичеством. За счет этих неземледельческих доходов, со­брав в своих руках обширные богатства, бояре начинают с кон­ца XI в. приобретать земли у крестьянских общин. Некоторые вотчины они получают как пожалования у «Господина Великого Новгорода». Так в течение второй половины XI—XIII вв. складывается крупное боярское землевладение в Новгородской земле.

Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») сущест­вовал обширный слой менее привилегированных землевладель­цев. В XII—XIII вв. их называли меньшими людьми, с XIV в. они же именуются «житьи люди». Это феодалы небоярского про-


исхождения, но входящие тем не менее в состав господствующего класса.

Новгород всегда был крупным центром торговли, как внутри-русской, так и внешней. Отсюда особую роль играли в Новгороде купцы, многие из которых также имели земельную собствен­ность.

Низший слой населения составляли черные люди. В городе — это ремесленники. Новгородские ремесленники жили, как пра­вило, на территории боярских усадеб, зависели от отдельных бояр, но вместе с тем сохраняли свою личную свободу. Черные люди новгородской деревни — это крестьяне-общинники, не по­павшие еще в зависимость от конкретного феодала. Особую ка­тегорию сельского населения составляли смерды, жившие в осо­бых поселениях и находившиеся в полурабском положении.

Сам Новгород делился на две стороны — Софийскую и Торго­вую. Каждая сторона в свою очередь делилась на концы. Концы были определенными административно-политическими организа­циями, они избирали кончанского старосту, в них проходили свои кончанские веча. Первоначально были известны — Славен-ский (на Торговой стороне), Неревский и Людин (на Софий­ской). Полагают, что названия двух последних концов происхо­дят от названия угро-финских племен и первоначально звучали Меревский и Чудин. В XIII в. упоминается уже Загородский конец (Софийская сторона), а с XIV в.— Плотницкий (Торговая сторона). Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглав­лявшиеся уличанскими старостами.

На вече избирались и основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (или архиепископ) и архимандрит новгород­ский. Посадником первоначально именовался княжеский намест­ник. Однако с начала XII в. посадника уже начинают выбирать. Посадник был фактически самой главной фигурой в новгород­ском управлении Он вместе с князем руководил военными похо­дами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал со­глашения с князем. Избирали посадников из довольно узкого круга боярских семей.

Должность тысяцкого была связана с особой налоговой со­тенной организацией. Для сбора податей весь город делился на 10 сотен во главе с сотскими, которые в свою очередь подчиня­лись тысяцкому. Тысяцкие, как и посадники, первоначально на­значались князьями. С конца XII в. они стали выборными. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, в первую очередь меньших людей и купцов. Он осуществлял контроль за налого­вой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностран­цами. В более позднее время, во второй половине XIV в., тысяц­кие тоже стали боярами.

Глава новгородской церкви — владыка, т. е. епископ, а в по­следующее время архиепископ, также избирался на вече и толь-


ко потом утверждался митрополитом. Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины «святой Софии» — владением новгородского архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эта­лонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреп­лял своей печатью международные соглашения. Должность вла­дыки, в отличие от остальных, в принципе была пожизненной. Изредка бывали случаи смещения владык. Так, например, архиепископа Арсения в 1228 г. «акы злодея пхающе за ворот, выгнаша. Мало ублюде бог от смерти».

Власть владыки была тоже ограниченной: с рубежа XII— XIII вв. на вече избирали особого новгородского архимандрита с постоянным пребыванием в Юрьеве монастыре. Он возглавлял все черное духовенство (т. е. монахов) и на деле был независим от владыки.

Итак, Новгородская феодальная республика была государст­вом, где власть фактически принадлежала феодалам (боя­рам и меньшим) и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.

Именно поэтому для Новгорода была всегда характерна ост­рая социальная борьба, для которой республиканский строй от­крывал большие возможности. Речь идет как о борьбе между собою боярских группировок, сторонников разных князей, кото­рая принимала подчас исключительно жесткие формы, в том числе и восстаний, так и о народных движениях. Зачастую труд­но провести грань между народным выступлением против грабе­жа и насилия со стороны власть имущих и участием рядовых новгородцев, «черных» людей во внутрифеодальной борьбе. Так, несомненно, элементы народного движения присутствовали в восстании 1136 г. против князя Всеволода Мстиславича: неда­ром в числе обвинений, предъявленных ему, было то, что он «не блюдет смерд». Восстание 1207 г. было направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не толь­ко черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. В результате восстания были конфискованы и затем распроданы села Мирошкиничей, а их денежные богат­ства разделили «по всему граду». Мощные народные движения происходили в Новгороде в 1228—1230 гг. Народное недоволь­ство усугублялось серией неурожайных лет. За эти годы было сменено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архи­епископ. Одним из «мужей» при архиепископе стал простой ре­месленник Микифор Щитник. Восставшие горожане были под­держаны смердами из новгородских волостей. Однако в период, когда феодализм находился еще на восходящей стадии своего развития, выступления масс были направлены не против фео­дального строя как такового, а только против отдельных, наи-


более ненавистных народу представителей класса феодалов. Эти выступления противоборствующие группировки умело использо­вали во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими политическими противниками. Поэтому результатом таких выступлений зачастую бывало некоторое улучшение положе­ния народных масс, а в целом — лишь смена группировки у власти.

Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических и политических отношени­ях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой: с немецкими купцами с принадлежавшего Швеции острова Готланд, с Данией, с немецким торговым городом Любе­ком. В Новгороде существовали торговые дворы и церкви ино­странных купцов, в свою очередь в зарубежных городах сущест­вовали аналогичные дворы новгородских купцов. В Новгород ввозили янтарь, сукна, украшения и другие предметы роскоши. В XIII в. ввозилось очень много соли, поскольку тогда еще не были разведаны ее запасы в самой Новгородской земле. Много товаров Новгород вывозил. Особенно большой размер приобрел экспорт пушнины и воска.

Сам Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы, а возможно и мира. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления детинца, а не позднее XII в. деревянными стенами на земляном валу был окружен весь город. Постоянно обновлявшиеся деревянные мостовые, сложная систе­ма дренажа, отводившего почвенные воды, характеризовали вы­сокий уровень городской культуры.

Новгородское ремесло достигло небывалого расцвета. Чрезвы­чайно разветвленной была специализация ремесленников. Мы знаем серебреников и котельников, щитников и гвоздочников, кузнецов и плотников, гончаров и ювелиров, стеклоделов и са­пожников...

Высокой для средневековья была степень грамотности нов­городцев. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты (их найдено уже около 800), особенно группа грамот, связанных со школьным обучением: рисунки мальчика Онфима вместе с тек­стом азбуки, шуточная запись школяра. Но еще важнее надписи на предметах быта, нумерация буквенной цифирью бревен сруба, применявшаяся плотниками, и т. д.

Новгород был одним из самых красивых городов тогдашней Европы. Софийский собор, собор Антонвева и Юрьева (Георгиев­ского) монастырей, церковь в монастыре Аркаж, церковь Спаса на Нередице с замечательными фресками и многие другие — памятники строгой, суровой и величественной новгородской архитектуры.

Не случайно именно Новгород оказался передовым форпостом Руси в борьбе с агрессией немецких и шведских феодалов.


§ 5. СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ В X— НАЧАЛЕ ХШ в.

В Закавказье и в Средней Азии в X — начале XIII в, не­смотря на отдельные попытки политического объединения, гос­подствовала феодальная раздробленность На ряд феодальных владений распадалась Армения В Грузии в 975 i на сьезде аз-наурской знати Картли, Кахетии и Гао-Кларджети (юго-запад­ная Грузия) царем всей Грузии бы/i избран Баграт III, прово­дивший политику объединения страны Но после его смерти сно­ва начались феодальные смуты, и страна разделилась на не­сколько княжеств По-прежнему оставался раздробленным Азербайджан

Раздробленностью прежде всего воспользовалась Византия, которой удалось подчинить себе Армению В 1045 г после герои­ческой обороны пал Ани, столица Анийского царства, последний оплот армянской независимости В присоединенных армянских землях появились византийские наместники, была установлена жесткая налоговая система, часть феодалов переселили в Дунай­скую Болгарию Грузия смогла сохранить под властью Визан­тии автономию

В середине XI в появилась новая опасность — турки-сель­джуки, одна из кочевых орд турок-огузов, названная по своему предводителю Сельджуки исповедовали ислам В конце X в они откочевали от основной орды и начали движение на соседние народы В 1048 г сельджуки совершили свой первый поход в За кавказье, обрушившись на Армению Сельджукское завоевание Закавказья продолжалось несколько десятков лет Походы сельджуков по своей жестокости и опустошениям превосходили все бедствия, ранее обрушивавшиеся на народы Закавказья Завоеватели сжигали города и деревни, вырезали и уводили в рабство мирных жителей, оставляя после себя пустую, выж­женную землю

В 1071 г в битве при Маназкерте сельджуки разгромили ви­зантийские войска Армения полностью перешла под их власть Настала очередь Грузии Первый поход сельджуков сюда со­стоялся в 1064 г, в 1080 г сельджуки заставили грузинского царя Георгия II заключить с ними мирный договор и признать свой вассалитет Грузия должна была платить большую дань, но оставалась автономной

В Армении же и Азербайджане сельджуки установили свою полную власть Только кое-где в неприступных горах сохрани­лись небольшие армянские княжества, население которых вело героическую борьбу против захватчиков Все земли Армении и Азербайджана были розданы сельджукской кочевой знати, превратившейся в оседлых феодалов Крестьяне должны были платить поземельный и подушный налоги и отбывать феодальные повинности Национальные и классовые противоречия тесно переплетались феодалы были иноземцами В Азербайджане 80


сельджукам удалось ассимилировать местное население, и тюрк­ский язык стал языком азербайджанцев. Ислам, который начал проникать в Азербайджан еще во времена Халифата, стал теперь господствующей религией Но Азербайджан тоже не покорился: здесь шла борьба против сельджукских властителей. Центром ее было оставшееся независимым княжество Ширван (в районе Баку и Шемахи) во главе с ширваншахами

Первой от сельджукского нашествия стала оправляться Гру­зия Наиболее успешную борьбу против иноземного ига вел царь Давид IV Строитель (1089—1125). Он объединил Грузию, с 1097 г. перестал платить дань сельджукам. Это был мудрый и дальновидный государственный деятель. Ему удалось провести важные реформы: было создано постоянное войско, города стали независимыми от феодалов, что способствовало развитию там ре­месел и торговли. Прозвание Строителя он получил за то, что при нем было построено много городов, дорог, мостов, храмов и монастырей. В городе Гелати он создал свой царский монас­тырь, где действовала академия. В Гелатской академии исследо­вали и изучали математику, философию, астрономию, право. Давид Строитель возглавил освободительную борьбу грузинского и армянского народов против сельджукских захватчиков. В 1122 г. его войска отвоевали у сельджуков Тбилиси; туда Да­вид перенес свою столицу Установив союз с армянской знатью, прежде всего с родом Захаридов, Давид в 1124 г взял столицу Армении Ани. В результате Грузия и Армения оказались свобод­ны от сельджуков и фактически объединились в одно госу­дарство.

Давиду Строителю и его наследникам пришлось вести борьбу с крупной феодальной знатью, недовольной централизацией, настроенной сепаратистски Из преемников Давида IV наиболее известна его правнучка царица Тамара (1184—1213). Умная и решительная правительница, Тамара подавляла сопротивление крупных феодалов и значительно укрепила царскую власть. При ней в состав Грузии, кроме Армении, входили часть Азербайджа­на, а также значительные территории в Малой Азии В период царствования Тамары развивались и русско-грузинские связи. Мужем царицы стал сын Андрея Боголюбского Юрий (Георгий), изгнанный из Руси своим дядей Всеволодом Большое Гнездо Со своей русской дружиной он вместе с грузинскими воинами участвовал в борьбе против сельджуков. Однако впоследствии Юрия пыталась использовать феодальная знать, Тамара разве­лась с ним и выслала его из пределов Грузии.

Рубеж XII—XIII вв. был временем быстрого социально-эко­номического развития, окончательного установления развитых феодальных отношений в Закавказье и мощного культурного подъема. В Грузии развивается историческая литература, а на рубеже XII—XIII вв. Шота Руставели создает одно из величай­ших произведений мировой литературы — поэму «Витязь в тигро-


вой шкуре». В Азербайджане в это же время работает великий поэт Низами Гянджеви (родом из города Гянджи). Энциклопе­дически образованный человек, Низами написал знаменитые поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие, лири­ческие стихотворения и т. д.

Средняя Азия в рассматриваемый период, как и Закавказье, продолжала испытывать постоянные давление и набеги кочев­ников. Государство Саманидов, несмотря на свою высокую централизацию, держалось главным образом на военной силе, и поэтому сравнительно легко пало под ударами кочевых племен карлуков во главе с Караханидами (конец X в.). Не подчини­лось караханидам лишь Газневидское государство с центром в г. Газне в Северном Афганистане.

В XI в. на территории Средней Азии появляются сельджуки, и в конце XI в. они делают своими вассалами ханов Карахани-дов. Освободиться от сельджуков во второй половине XII в. уда­лось Хорезму во главе с Хорезмшахами. Им принадлежали весь Хорасан (район Мерва, Южной Туркмении и Северного Афга­нистана), а также Иран. Хорезмшахи стали фактическими вла­детелями всей Средней Азии.

Хотя власть в Средней Азии находилась в руках ханов из ко­чевнических династий, эти властители быстро ассимилировались жителями оазисов, где в основном шло культурное развитие. Часть населения смешалась с завоевателями и перешла на тюркский язык, но осталась земледельческим (узбеки и др.).

В оазисах Средней Азии в XI — начале XII в. бурно разви­ваются города, растет торговля, в первую очередь международ­ная. Возникли даже кредитные операции и безналичный расчет. Ремесленники работали, не столько выполняя индивидуальные заказы, сколько изготовляя массовую стандартную продукцию на рынок.

Огромного расцвета достигла культура. В XI в. творил уро­женец Хорезма великий ученый Аль-Бируни. Он был полиглотом, математиком, астрономом, географом, историком, минералогом, филологом... Бируни занимался тригонометрией, вычислил с уди­вительной точностью радиус земного шара и размер одного гра­дуса по меридиану. Еще до Коперника он высказал предположе­ние, что Земля вращается вокруг Солнца.

Современником Аль-Бируни был Ибн-Сина, известный в сред­невековой Европе как Авиценна, он работал в Бухаре и Ургенче. Ибн-Сина прославился прежде всего как медик. Его труды были основным пособием по медицине во всем мире, включая Запад­ную Европу, в течение всего средневековья. Он предугадал су­ществование микробов как переносчиков болезни, называя их «мельчайшими животными». Философ, близкий к материализму, Ибн-Сина выступал за социальную справедливость, против реакционного духовенства, а часто и государственной власти. Учение Ибн-Сины оказало большое влияние на взгляды западно-


европейских еретиков-вольнодумцев XIII в. На таджикском язы­ке писал великий поэт Фирдоуси, создавший на основе народных сказаний ирано-таджикский национальный эпос «Шах-Намэ» («Книга царей»).

Поступательное политическое, экономическое и культурное развитие Средней Азии и Закавказья было прервано в начале XIII в. нашествием полчищ Чингисхана.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.