Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Хозяйство и общественный строй первобытных племен на территории СССР

2017-10-16 454
Хозяйство и общественный строй первобытных племен на территории СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу и, сле­довательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты «Этот первобытный тип кооперативного или коллек­тивного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производст­ва»1. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от хозяйства потребляющего к хозяйству производя­щему привели в конечном счете к тому, что первобытнообщин­ный строй «был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы»2

Первобытнообщинный строй делят на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: каменный век, энеолит (меднокаменный век) — переход­ный от каменных орудий к металлическим, бронзовый век и ран­ний железный век6. Эта периодизация, естественно, не означает, что в каменном веке не изготавливали орудия из дерева и кости, а в эпоху бронзы — из камня. Речь идет о преобладании того или иного материала.

Каменный век, наиболее длительный в истории людей, при­нято делить на палеолит — древний каменный век, мезолит — средний каменный век и неолит — новый каменный век. В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верх­ний) Иногда выделяют и период среднего палеолита.

Ранний палеолит — время становления человека. Из живот­ного мира человек выделился благодаря труду. Именно занятие

Маркс К, Энгельс Ф Соч - Т 19 — С 404

2 Там же —Т 21 — С 169

3 Следует иметь в виду, что в некоторых регионах земного шара уже в эпо­
ху бронзы возникает классовое общество


трудом называют основоположники марксизма-ленинизма глав­ной чертой, отличающей человека от животных. Разумеется, и некоторые из высших животных могут охотиться, используя готовые орудия — камни, палки и т. п. Но только человек систе­матически изготавливает орудия труда.

Процесс становления человека — антропогенез — длительный и сложный, он изучен еще далеко не до конца, у науки по этой проблеме накопилось больше вопросов, чем ответов. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были обезьяны-австралопитеки, ходившие уже на задних конечностях, что высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности.

Древнейшими людьми (архантропами) традиционно считали питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, обнаруженная в Китае), появившихся около млн. лет тому назад. Однако в последние десятилетия в Африке были обнаружены останки существ, живших 2—2,5 млн. лет назад, ходивших на двух ногах, но с весьма примитивным строе­нием руки и с черепом, который по своим размерам и форме стоял ближе к черепам человекообразных обезьян, а не людей. Тем не менее эти существа уже изготавливали орудия труда из галек (они найдены на их стоянках). В науке этот предок чело­века получил название Homo habilis (гомо габилис) —человек умелый. Был ли он древнейшим представителем архантропов (и тогда история человечества насчитывает более 2 млн. лет) или наиболее прогрессивным видом австралопитека — предмет продолжающихся дискуссий

В конце раннего палеолита (по другой классификации — в среднем), в так называемую эпоху мустье (по одной из стоянок во Франции), около 100 тыс. лет тому назад возник неандер­тальский человек, или неандерталец, названный так по первой находке в местности Неандерталь в Германии Впоследствии останки неандертальцев были обнаружены во многих частях земного шара, в том числе и на территории СССР. Неандерталь­цев причисляют уже к следующей ступени становления чело­века— к палеантропам. Они стоят значительно ближе к совре­менным людям, чем архантропы, но тем не менее у них еще со­хранилось немало примитивных черт в строении черепа; недо­статочно гибкой и изощренной была еще и рука.

Ранний палеолит — время первобытного человеческого стада. Ф. Энгельс так характеризовал эту эпоху: «Какими люди перво­начально выделились из животного (в более узком смысле сло­ва) царства, такими они и вступили в историю: еще как полу­животные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей произво­дительности»'.

1 Маркс К, Энгельс Ф Соч — Т 20 — С 183


На территории нашей страны сохранились некоторые стоянки первобытного человека эпохи раннего палеолита на Украине на реке Тисса (Королево), в Южной Осетии (Кударо I и III и др), пещера Азых в Азербайджане, в Южном Таджикистане (Кульдара) и т д Севернее люди до появления неандертальца не продвигались на время раннего палеолита приходится не­сколько крупных наступлений ледника — оледенений, сопровож­давшихся резким похолоданием Для архантропов же было воз можно существование лишь в теплом климате, не требовавшем ни одежды, ни жилищ Древнейшие из стоянок этой эпохи на территории СССР относятся ко времени не ранее 1 млн лет тому назад

Неандертальцы же распространились значительно шире Их стоянки обнаружены не только на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, но и в Казахстане, в низовьях Днепра и Дона и даже воз­ле Волгограда На эпоху мустье — время существования неан­дертальцев—приходится новое крупное оледенение Многие животные, привыкшие к теплому климату, вымирали или уходили на юг Но в жизни людей наряду с биологическими факторами уже действовали социальные В конце раннего палеолита появля ются примитивные жилища и, возможно, одежда из шкур

Палеолитическое хозяйство было потребляющим Основу его составляла охота на крупных животных Вероятно, на зверя устраивали облаву, что требовало коллективных усилий всех членов первобытного стада Загнанного зверя добивали дубина­ми, камнями и копьями Растительную пищу добывали, собирая съедобные растения и выкапывая из земли корешки Каменные орудия использовали как для охоты (добивание животных, раз­делка туш), так и для собирательства

Уже архантропы использовали в готовом виде огонь (от лес ных пожаров, ударов молнии, извержений вулканов и т п) и поддерживали костры Неандертальцы, вероятно, уже научи­лись добывать огонь Это было огромное завоевание человечест ва, важный шаг на пуги выделения человека из природы Огонь дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их за­висимость от климата Появился очаг — символ человеческого жилища Люди получили возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом Еще большими были отдаленные последствия овладения огнем без него невоз можны ни керамика, ни металлургия

У неандертальцев, очевидно, появились уже первые зачатки идеологических представлений, религии Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане вокруг покойника сделано окружение из рогов горного козла Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток — запад Многие исследователи трактуют эти факты как свидетельство существо­вания примитивных погребальных обрядов, зарождения пред ставлений о противоположности жизни и смерти


Переход от раннего палеолита к позднему (40 —35 тыс. лет тому назад) ознаменовался появлением человека современного вида — Homo sapiens (гомо сапиенс) — человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека, это был второй крупный скачок в антропогенезе: от «предлюдей», архантропов и палеантропов к людям.

В позднем палеолите возникает родовой строй. Основной ячейкой человеческого общества стала родовая община с общей собственностью на основные средства производства. Продукты охоты, рыболовства и собирательства распределялись поровну между всеми членами рода. Авторитет старейшин рода основы­вался не на принуждении, а на традиции, уважении к опыту и умениям.

Люди позднего палеолита значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они стали более разно­образными, иногда миниатюрными. Появились метательное копье и предшественник лука — копьеметалка, что намного повысило эффективность охоты. Появляется рыболовство: на стоянках этой эпохи неоднократно находили гарпуны и остатки рыбы. Распространяются изделия из кости, в том числе иглы, что сви­детельствует о появлении шитой одежды. Если в конце раннего палеолита появились первые примитивные жилища, то теперь люди уже строили землянки, а иногда и целые поселки из не­скольких жилищ. Человек научился приспосабливаться к при­роде не биологически, а социально, защищаться от холода при помощи жилища и одежды. Эти достижения позволили людям значительно расширить пределы обитаемой части земного шара. Этому способствовало и потепление, вызванное отступлением ледника. Стоянки людей позднего палеолита находят уже повсе­местно на территории СССР, в том числе в Сибири и на Даль­нем Востоке. В это время выделяются отдельные этнокультурные области: для тех или иных групп стоянок оказываются харак­терными некоторые общие черты, отличающие их от других.

Поздний палеолит — время возникновения искусства. На мно­гих стоянках находят женские статуэтки с подчеркнутыми при­знаками пола. Они свидетельствуют о культе женщины-матери, прародительницы рода. В большинстве общин, видимо, господ­ствовал материнский род со счетом родства по женской линии.

Палеолитическое искусство было связано с первобытными религиозно-магическими представлениями, с попытками умило­стивить силы природы. Человек отождествлял тогда сам предмет и его изображение. Вероятно, магическим целям служила и на­скальная живопись, обнаруженная в нескольких пещерах, в том числе и в нашей стране — в Каповой пещере в Башкирии. В Ка­повой пещере смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. Рисунки палеолити­ческого человека поражают своим реализмом и динамикой. Часто встречаются изображения копий, пронзающих животных:


человек, вероятно, надеялся таким путем добиться успеха на охоте. В палеолите возникла также резьба по кости, появились первые украшения.

В позднем палеолите уже, несомненно, существует религия, прослеживается отчетливый погребальный обряд. В могилу порой клали некоторые вещи, которыми покойник пользовался при жизни. В этом — свидетельство возникновения представления о загробной жизни.

Таким образом, к концу палеолита человек научился не толь­ко добывать огонь и есть несырую пищу, изготавливать слож­ные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с об­щественным сознанием и его важными формами — искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни ме­талла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства.

Переход к следующей стадии каменного века — мезолиту — в разных регионах проходил в разное время. На террито­рии СССР он начался в XIIX тысячелетиях до н. э. Закончил­ся он также не одновременно: в VIIV тысячелетиях до н. э. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась воз­можность создавать запасы пищи.

В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направле­нии скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомаш­нивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, пер­вые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы.

Изменяется и техника изготовления каменных орудий. Широ­кое распространение получают сложные миниатюрные каменные изделия — микролиты. Часть микролитов служила наконечника­ми для стрел, часть — сменными лезвиями-вкладышами, встав­лявшимися в оправы. Развитие микролитической вкладышевой техники позволило сделать орудия труда более специализи­рованными.

Появившиеся в эпоху позднего палеолита этнокультурные области в мезолите выделяются более отчетливо, хотя в силу примитивности общественной и хозяйственной жизни общее в быте людей еще преобладало над особенным. Только в следую­щую эпоху — в неолите — появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры.

Археологическими культурами принято называть совокуп­ности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе (или, по крайней мере, синхронно изменяются) и имеют общие особенности — в формах общественой жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно (хотя

и


и не всегда) археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности — группе родственных племен или позднее — народу.

Переход к неолиту на территории нашей страны раньше всего начался в Средней Азии в VIIVI тысячелетиях до н. э. Если в южных районах неолит продолжался примерно до IV тысяче­летия до н. э., то в лесной зоне европейской части СССР — еще около двух тысяч лет, до II тысячелетия до н. э. В этом сказа­лась неравномерность развития разных регионов, связанная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и пло­дородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.

В эпоху неолита начался переход к производящему хозяй­ству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источни­ками существования в большинстве неолитических общин. Воз­никновение производящего хозяйства — одно из оснований для того, чтобы говорить о неолитической революции. Древнейшая земледельческая культура нашей страны — джейтунская на юге Туркмении — относится к VII—VI тысячелетиям до н. э. Ското­водческие племена в эпоху неолита еще не выделились, хотя использование домашнего скота характерно для многих культур той эпохи.

В неолите происходит еще ряд важнейших изменений, харак­терных для неолитической революции. Меняется ассортимент каменных орудий. Так, топор, появившийся еще в мезолите, становится теперь основным орудием труда. Он позволил осваи­вать лесные пространства, строить шалаши и хижины. Наряду с прежней техникой изготовления орудий появляются во многих местах пиление (оно давало возможность использовать те поро­ды камня, которые не дают отщепов), шлифование, уменьшаю­щее силу трения и увеличивающее производительность орудия, сверление, благодаря которому орудия можно было не только привязывать к рукояти, но и насаживать на нее. Появились принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Обож­женная глина — первый искусственный материал, не получен­ный в готовом виде, а созданный человеком. Глиняная посуда дала человеку возможность готовить жидкую пищу и хранить за­пасы. Керамика — главное достижение материальной культуры неолита, но наряду с нею появился еще один искусственный ма-^~ териал — ткань. Человек освоил в неолите ткачество, давшее ему одежду не только из звериных шкур. В неолите же была изобре­тена лодка и тем самым было положено начало судоходству. Первобытный челн — первое транспортное средство человечества.

Для неолита характерен развитый родоплеменной строй, со­здаются крупные объединения родов — племена, нередко начина­ет выделяться племенная верхушка, встречаются погребения


вождей, отличающиеся богатством инвентаря При одном из вождей, погребенном в Мариупольском могильнике (возле г Мариуполя, конец IV—III тысячелетие до н э), лежит знак его власти — булава из порфирита, ценного камня, не встречаю щегося в этой местности

Из образовавшихся племен постоянно выделяются новые Причина этого явления — быстрый рост и подвижность неолити ческого населения Хозяйство было экстенсивным, требовало больших просторов, а потому часто возникало относительное перенаселение Это разделение племен ведет к дальнейшей дифференциации этнических общностей

Существенная черта неолита — появление межплеменных связей и обмена Экзотические раковины, изделия из нефрита и других самоцветов можно встретить подчас далеко от их место рождений

Подлинным переворотом в истории человечества было освое­ние металла Переход к нему был долгим, сложным и не одно временным как в разных частях земного шара, так и в разных регионах территории СССР Освоение металла стало возможным только на основе уже возникшего производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовле нию металлических изделий Именно поэтому древние кузнечное дело и металлургия зародились в первую очередь в южных об ластях, где благодаря хорошим природным условиям раньше развилось земледелие

Первым металлом, использованным человеком, была медь Сначала из нее изготовляли орудия труда и украшения методом холодной ковки, которой этот сравнительно мягкий металл легко поддается Разумеется, эта медь не была химически чистой в природных месторождениях медь, как правило, содержит определенные примеси — мышьяк, сурьму и т д Но это еще не искусственные сплавы, освоение которых было делом будущего Эпоху, когда уже применяются металлические орудия, но еще не появилась металлургия сплавов, принято называть энеолитом, медно-каменным веком В названии его подчеркнут тот факт, что в этот период изделия из металлов не только не вытеснили каменных орудий, но даже были редки по сравнению с ними

Появление медных орудий активизировало обмен между пле­менами, ибо месторождения меди весьма неравномерно распре­делены по земному шару Многие племена, использовавшие ме талл, жили далеко от его источников Постоянный обмен при­водил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах Замкнутость древней неолитической общины в энео­лите значительно уменьшается Из металлургических центров двигались разносчики металла Племена, которые жили вблизи от месторождений, получили источники обогащения

Древнейшей областью распространения меди на территории


СССР стали оазисы Средней Азии. Здесь в первой половине IV тысячелетия до н. э. существовала культура древних земле­дельцев Анау. Анаусцы изготовляли из меди ножи, шила, топо­ры, наконечники для дротиков, украшения. Найденные здесь гли­няные модели повозок с колесами свидетельствуют о применении колеса.

Важным центром древней металлургии был Кавказ (III тыся­челетие до н. э.). Отсюда металл распространялся по большей части европейской территории СССР.

В лесостепной зоне на территории нынешних Украины и Мол­давии в III тысячелетии до н. э. господствовала так называемая трипольская культура, возникшая еще в конце IV тысячелетия до н. э. Система земледелия здесь была экстенсивной, земля быстро истощалась, поэтому каждый поселок существовал всего несколько десятков лет. На позднем этапе развития трипольцы перешли к пастушескому скотоводству (конец III — начало II тысячелетия до н. э.). В погребениях поздней трипольской эпохи уже находят следы имущественного неравенства. Металл трипольцы получали в основном из прикарпатских месторож­дений.

В степной зоне в энеолите жили пастушеские племена, кото­рые по их погребальному обряду принято относить к древнеям-ной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена на усиленные передвижения. Как и многие другие пастушеские наро­ды, они были воинственными. Главными их противниками были соседи-трипольцы, которых им в конечном счете удалось вы­теснить.

Развитие общественных отношений в период энеолита стало предпосылкой для перехода к бронзовому веку. Орудия из брон­зы— сплава меди с оловом или другими добавками — значитель­но тверже и острее, чем медные. Бронзовый век на Древнем Вос­токе привел к образованию первых классовых обществ и госу­дарств. В Европе же и на территории СССР продолжал господ­ствовать первобытнообщинный строй. Появление бронзовых ору­дий способствовало разложению этого строя, но еще не означало немедленного перехода к классовым отношениям во всех районах.

Если в Средней Азии в бронзовом веке продолжались тради­ции предшествующих энеолитических культур, то на Кавказе переход к бронзе привел к серьезным изменениям в обществен­ных отношениях. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э.). Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, осо­бенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплемен-ной верхушки. Об этом свидетельствует раскопанный под Май­копом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута


высотой кургана — более 10 м На вождя надето облачение, украшенное десятками золотых бляшек с изображениями, оже­релья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней, проис­ходящих из Средней Азии, Ирана и Малой Азии На голове у по­гребенного была золотая корона также переднеазиатского про­исхождения Серебряные трубки поддерживали погребальный балдахин, украшенный статуэтками из золота и серебра

В эпоху бронзы степную зону европейской части территории СССР занимали земледельческо-скотоводческие племена ката-комбной и срубной культур В лесной зоне были более распро странены охота и рыболовство, однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы фатьяновцы, а восточнее них, в Поволжье — племена абашевцев, знавшие и скотоводство и земледелие

В бронзовом веке большинство племен занималось одновре­менно скотоводством и земледелием, однако зачастую тот или другой тип хозяйства был преобладающим Именно тогда, как отмечал Ф Энгельс, «пастушеские племена выделились из остальной массы варваров — это было первое крупное общест­венное разделение труда»1

В бронзовом веке на всей территории СССР началось форми рование племенных союзов, а в наиболее развитых регионах возникла и высшая форма организации первобытнообщинного строя, последняя перед его падением — военная демократия

В I тысячелетии до н э на территории нашей страны, в За­кавказье, появляются первые железные орудия Fleptxofl к же­лезному веку означал создание решающих предпосылок для раз ложения родоплеменного строя, хотя далеко не всюду сразу воз­никло классовое общество «Железо,— писал Ф Энгельс,— сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из других известных тог­да металлов»2 Это резкое повышение производительности труда приводило к росту прибавочного продукта и, соответственно, к возможности эксплуатации человека человеком и к появлению первых ее форм

Поскольку железо оставалось основным материалом для из­готовления орудий труда и в классовом обществе (да, по сути, остается и до сих пор), то время,когда уже существовали желез­ные орудия, но еще не сложилось классовое общество, принято называть ранним железным веком

Наиболее развитые культуры раннего железного века из­вестны на территории СССР уже в I тысячелетии до н э в при­черноморских степях они оставлены киммерийцами, скифами,

' МарксК.ЭнгельсФ Соч — Т 21 — С 160 2 Там же — С 163


сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н. э. и до начала— середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и зем­леделие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье жили близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII--I вв. до н. э.— ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя и переход к классовому обществу, то у племен лесной зоны появление железных орудий не при­вело к столь быстрым переменам в социальных отношениях; они оставались на стадии родового строя.

В лесостепной зоне в середине — второй половине I тысяче­летия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. существо­вал ряд племен, оставивших археологические культуры, в кото­рых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встре­чаются и трупоположения. Их нередко объединяли под общим названием культур полей погребения (сейчас это название при­меняется реже). Среди них можно назвать зарубинецкую и чер-няховскую культуры. Черняховцы, жившие в нижнем Придне­провье в первой половине I тысячелетия н. э., применяли уже плужное земледелие, у них были широко развиты кузнечное и бронзолитейное дело. Керамику черняховцы изготовляли на гончарном круге, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия — втором общественном разделении труда, о начале разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Эти племена поддерживали широкие обменные связи со многими народами. В их поселениях и погребениях находят много рим­ских вещей, что свидетельствует о широких связях племен черня-ховской культуры.

Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность разви­тия разных обществ. На территории нашей страны сосуществуют как народы, уже перешедшие к классовому обществу, так и пле­мена, у которых еще не началось разложение родоплеменного строя. Тем не менее эпоха железа — последний период существо­вания первобытнообщинного строя, непосредственно предшест­вующий образованию классовых обществ. В это время начали складываться и основные этнические общности на территории нашей страны.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.