Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-10-16 | 886 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность. Для России первой половины XIX в. было характерно широкое распространение мелкой, преимущественно крестьянской, промышленности. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Так, в 50-х гг. XIX в. вся обрабатывающая промышленность давала продукции на 550 млн. руб., при этом до 4/5 этой продукции приходилось на долю мелкой промышленности — крестьянских промыслов. Многие традиционные крестьянские промыслы, имевшие многовековую историю (ткачество, обработка кож, изготовление посуды, домашней утвари, несложных орудий крестьянского труда, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие), более интенсивно стали развиваться в конце XVIII — первой половине XIX в., что обусловливалось ростом общественного разделения труда, углублением хозяйственной специализации отдельных регионов страны и усилением обмена между ними. Крестьянское хозяйство более, чем раньше, утрачивало свой натуральный характер и укрепляло связи с рынком: если раньше многие предметы домашнего обихода крестьянин изготавливал в своем хозяйстве, то теперь он их все больше стал приобретать на рынке. Возникали и новые виды промыслов: шелкоткачество, изготовление галунов, позументов, орденских лент, кружевное дело во многих селениях Подмосковья, ювелирное дело в Костромской губернии, литографирование лубочных картин в известном владимирском центре иконо-писания — слободе Мстёре.
Наиболее широкое распространение мелкая крестьянская промышленность получила в центрально-промышленных губерниях России — Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской, Тверской и Нижегородской. Здесь практически в каждом селении крестьяне соединяли земледелие с какими-нибудь промысловыми занятиями, как местными, так и отхожими.
|
Было немало деревень и целых промысловых округов, в которых эти занятия играли главную роль в крестьянском хозяйстве, а в крупных торгово-промышленных селах земледелие вообще отсутствовало.
В данный период сложилась и промышленная географин центрального peiHOHJ России Такие известные промысловые селения, как Иваново и Теиково Владимирской губернии, Павлово, Ворс-ма, Богородское, Мурашкино и Городец Нижегородской, Вичу-га, Середа, Сидоровское и Красное Костромской, Великое Ярославской, Кимры Тверской, превращались в центры текстильной, кожевенной, ювелирной, металлообрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности
В сферу мелких крестьянских промыслов властно вторгался скупщик, к которому попадали в зависимость мелкие товаропроизводители Скупщик сначала отрезал их от рынка сбыта, а затем и от рынка сырья, превращая в конечном счете в своих рабочих-надомников, а сам становился предпринимателем-мануфактуристом Таким образом, мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в форме мануфактуры накапливались капиталы в результате скупки-перепродажи изделий крестьянских промыслов, готовились кадры обученных рабочих для крупной промышленности В процессе углубления имущественного неравенства среди мелких товаропроизводителей-кустарей выделялись представители будущей промышленной буржуазии Династии известных фабрикантов —Морозовых, Гучковых, Гарелиных, Гандури-ных, Ямановских — вышли из крепостных крестьян-кустарей
Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликт между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально-промышленном регионе В земледельческих районах и в «глухих», слабо развитых окраинах роль неземледельческих промыслов была невелика, и натуральный характер крестьянского хозяисгва был преобладающим.
|
Показателем роста неземледельческих занятий крестьянства было расширение отхода И здесь ведущее место занимал центрально-промышленный регион, где промысловый отход принял массовый характер уже во второй половине XVIII в, когда на заработки направлялось (от 10 до 20% мужского населения, а в 50-х гг XIX в — уже 30—40% Промысловый отход служил важным фактором в складывании рынка рабочей силы для промышленности
Крупная капиталистическая промышленность росла за счет распространения капиталистической мануфактуры Количество предприятий в обрабатывающей промышленности России увеличилось лл 1799 1825 ir с 2094 до 5261, а к 1860 г — до 15 338 Численность рабочих на них возросла за 1799—1825 гг с 82 1ыс до 211 тыс., а к 1860 г.— до 565 тыс. человек. Удельный вес
наемных рабочих возрос: за 1799—1825 гг. с 41 до 54%, а к I860 г.—до 82%.
Как видно из этих данных, наиболее интенсивный рост численности промышленных предприятий и рабочих происходил во второй трети XIX в. Особенно показателен рост применения наемного труда, который накануне отмены крепостного права получил в обрабатывающей промышленности уже полное преобладание над крепостным. Промышленность, основанная на крепостном труде, переживала глубокий кризис. Падение производительности принудительного труда, давление конкуренции со стороны более производительных капиталистических мануфактур, наконец, угрожающий рост волнений посессионных рабочих заставили самих владельцев просить правительство об отмене посессионного права. Закон 1840 г. разрешал фабрикантам увольнять посессионных рабочих, которые переводились либо в городские сословия, либо в разряд государственных крестьян.
Вместе с тем в первой половине XIX в. наблюдался и некоторый абсолютный прирост численности рабочих вотчинных мануфактур за счет заведения помещиками в своих имениях фабрик и перевода части крестьян с барской запашки на заводскую барщину, особенно ненавистную крестьянам. Заведение вотчинных мануфактур рассматривалось помещиками как средство повышения доходности своих имений. Имела значение и система покровительственных мер правительства, стремившегося поддержать помещичье предпринимательство: предоставление дешевого кредита и выгодных заказов казны, передача дворянам казенных предприятий и т. д. Однако кризис в конечном счете поразил и помещичьи промышленные предприятия.
|
Горнодобывающая промышленность базировалась преимущественно на принудительном труде как вотчинных, так и посессионных рабочих. В этой сфере промышленности накануне отмены крепостного права было занято более 540 тыс. д. м п., из них 2/3 собственно на заводских работах («мастеровые») и 1/3 — так называемые «приписные к заводам крестьяне», выполнявшие вспомогательные работы.
Первая треть XIX в. характеризуется дальнейшим ростом капиталистической мануфактуры, а вторая треть — началом перехода от мануфактуры к фабрике. Этот переход связан с промышленным переворотом. Он имеет две стороны: 1) техническую— систематическое применение машин и 2) социальную — формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Обе эти стороны находятся в процессе постоянного взаимодействия. Начальная фаза промышленного переворота характеризуется созданием необходимой материально-технической базы, а завершающая— глубокими изменениями в социальных отношениях.
Большинство советских историков и экономистов относит начало промышленного переворота в России примерно к рубежу 30—40-х гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текс-
тильной (в первую очередь хлопчатобумажной) промышленности, позднее — в горнодобывающей. Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду, ибо только рабочий, свободно продающий свою рабочую силу, более заинтересованный в результатах своего труда и к тому же обладающий и более высокой профессиональной подготовкой, был в состоянии освоить сложные машины. Поэтому применение машин — важнейший фактор увеличения доли наемного труда в промышленности России. В связи с переходом к машинной технике производительность труда к середине 50-х гг. XIX в., по сравнению с началом века, выросла в 3 раза, и на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности Но крепостной строй задерживал темпы технической и социаль ной перестройки промышленности. Фабричное производство заняло господствующее положение лишь после 1861 г.
|
Важным показателем развития капиталистических отношений являлось формирование новых социальных групп — наемных рабочих и буржуазии. Однако наемные рабочие начала XIX в. существенно отличались от пролетариата конца века. Они были представлены преимущественно помещичьими и государственными крестьянами, ушедшими на оброк, но находившимися в феодальной зависимости и связанными с сельским хозяйством, с деревней. Такие рабочие испытывали двойную эксплуатацию — феодальную (со стороны своего помещика) и капиталистическую (со стороны нанявшего его предпринимателя). Помещик в любой момент мог вернуть отпущенного на фабрику крестьянина в деревню, посадить его на барщину, перевести в дворовые. Не мог свободно распоряжаться собой и государственный крестьянин, прикрепленный к своему наделу и связанный с общиной. Буржуазия тогда также отличалась от буржуазии эпохи капитализма: в ее составе преобладала торговая буржуазия, представленная гильдейским купечеством и «торгующими крестьянами»— богатыми крестьянами, получившими специальные свидетельства («билеты») на право торговли. Численность купечества трех гильдий в первой половине XIX в. возросла со 125 тыс. до 180 тыс. д. м. п. Точных данных о числе «торгующих крестьян» не имеется, известно лишь, что число выданных им свидетельств на право торговли составляло примерно 3/5 числа купеческих гильдейских свидетельств.
Русское гильдейское купечество имело ряд феодальных привилегий: оно освобождалось от податей, телесных наказаний (а купцы первых двух гильдий —и от рекрутской повинности). Царизм поощрял купеческое предпринимательство, защищал его высокими покровительственными пошлинами от конкуренции иностранного капитала. Отсюда зависимость русской нарождающейся буржуазии от царизма, ее политическая косность и консерватизм. Формирование промышленной буржуазии в России шло двумя путями: либо купец становился мануфактуристом
и фабрикантом, вкладывавшим свой капитал в промышленное предпринимательство, либо мануфактурист и фабрикант вырастали из среды мелких товаропроизводителей, главным образом из среды разбогатевшего промыслового крестьянства. Характерно было соединение торгового капитала с промышленным: купец, став мануфактуристом и фабрикантом, не прекращал своей торговой деятельности (а иногда даже и расширял ее), а вышедший из кустарей крупный промышленник обычно соединял промышленное предпринимательство с торговым делом. Нередко предприниматель являлся по своему положению крепостным крестьянином, и на него так же давила крепостная зависимость, как и на работавших у него по найму помещичьих крестьян. Крепостная зависимость и сословная неравноправность разбогатевших крестьян-фабрикантов сильно сковывали их торгово-промышленную деятельность. Поэтому они, как и в XVIII в., продолжали идти на большие материальные жертвы, чтобы выкупиться на волю, приписаться либо в категорию мещан, либо к купеческому сословию. Так, известный фабрикант Савва Морозов выкупился у своего помещика Рюмина в 20-х гг. на волю за 17 тыс. руб. Помещики далеко не всегда соглашались отпускать на волю своих крепостных-фабрикантов даже за большой выкуп, ибо они платили им высокие оброки.
|
В связи с ростом промышленности и углублением разделения труда развивался внутренний рынок. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственная продукция и изделия крестьянских промыслов. Постепенно все больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной. Повысилась роль ярмарок, ежегодно собиравшихся в определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких месяцев. В 40-х гг. XIX в. в России насчитывалось до 4 тыс. ярмарок, преимущественно сельских.
Всероссийское значение имели ярмарки с крупными суммами торгового оборота. В стране насчитывалось 64 ярмарки с оборотом свыше 1 млн. руб. каждая. Среди них особенно выделялись: Нижегородская с оборотом до 70 млн. руб. (середина XIX в.), Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Сибири, Контрактовая в Киеве и Коренная близ Курска. Ярмарки не были единственной формой внутренней торговли. Уже в конце XVIII в. в наиболее крупных городах и промышленных центрах стала быстро расти постоянная (магазинная) торговля; в Москве, Петербурге и во многих губернских городах возводились богатые гостиные дворы. Рост постоянной торговли стал особенно заметным в первой половине XIX в. В связи с этим в Центральной России падала роль ярмарок, сокращались их обороты. Например, обороты Ростовской ярмарки упали втрое. Вместе с тем на периферии наблюдалось противоположное явление — рост ярмарочной торговли. Значительно возросли торговые обороты
украинских и сибирских ярмарок В 20 -40 х г г XIX в были учреждены ярмарки в Кишиневе, Аккермсше, Тифлисе, Тюмени Росг ярмарок на окраинах страны свидетельствовал о включении национальных окраин в общероссийские торговые связи Широкое развитие получила торговля вразнос Предприимчивые офени и коробейники закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и разъезжали с этими товарами по всей стране, проникая в самые отдаленные, глухие углы
Расширялись внешнеторговые связи Страны Европы покупали в России хлеб и сырье, развивающаяся российская промышленность нуждалась в машинах, инструментах, хлопке, красках и пр Среднеюдовой вывоз товаров из России за 1801 —1860 гг возрос с 59 млн до 226 млн руб, а ввоз — с 42 млн до 206 млн руб Для внешней торговли был характерен активный торговый баланс — превышение вывоза над ввозом, который в значительной степени обусловливался и протекционистской таможенной политикой правительства
На долю Европы приходилось свыше 9/10 объема внешнеторгового оборота России Главным ее торговым партнером была Ашлия, на долю которой приходилось свыше одной трети экспорта и импорта, тогда как на долю Германии — 11%, Франции— 10% Если для европейских стран Россия выступала преимущественно в качестве поставщика сырья и полуфабрикатов и покупателя промышленных товаров, то для Ирана, Средней Азии, Турции, Китая и других азиатских стран, наоборот, она являлась поставщиком изделий промышленности, главным образом тканей и металлических изделий Из этих стран в Россию ввозились чай, шелк, хлопок, шерсть, кожи Торговля России с европейскими странами велась в основном через Балтийское море
К середине XIX в в связи с усилением вывоза помещичьего хлеба на заграничные рынки через порты Черного моря значительно возросла роль черноморской торговли Втягивание России в мировой капиталистический рынок было одним из факторов, разлагавших феодально-крепостнические основы ее хозяйства
Основными видами транспорта были водный и гужевой Главной транспортной артерией страны являлась Волга В составе грузопотоков, идущих по волжской водной системе, преобладающее место занимал хлеб, который направлялся из поволжских и центрально-черноземных губерний преимущественно в центрально промышленные губернии и в Петербург Волга играла крупную роль и в торговых связях России со Средней Азией и Ираном Большое транспортное значение имели Северная Двина, Западная Двина, Неман, Днепр, Днестр, Дон, по которым в северные, западные и черноморские порты перевозились хлеб, лен, лес, погаш, железо и другие виды сельскохозяйственной и про-402
мышлепной продукции В обслуживании внутренних водных путей была занята огромная армия бурлаков, коноводов, ipyuin-ков, которых в 30—40 х гг XIX в насчитывалось до 450 1ыс человек
В начале XIX в были проведены новые каналы, соединившие различные водные системы страны Наряду с Вышневолоцкой водной системой в 1808—1811 п были созданы Мариинская и 1ихвинская системы, соединившие Верхнюю Вол1у с Балтии ским морем В 1803—1805 гг каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр с Вислой, Западной Двиной и Неманом Однако пропускная способность этих каналов была невелика Во втором десятилетии XIX в было положено начало пароходному сообщению Первый пароход появился на Неве в 1815 г, с 1817 г стали ходить пароходы по Волге и Каме, до 1825 г по внутренним водным путям ходило всего 11 небольших пароходов Пароходство в России заметно возросло в 50 х гг XIX в, чему немало способствовало основание в 1849 г Сормовского судостроительного завода под Нижним Новгородом К 1860 г на внутренних водных путях России насчитывалось 339 пароходов
Гужевой транспорт действовал главный образом зимой, в свободное от полевых занятии время Когда устанавливался санный путь, к Петербургу, Москве, к другим крупным промышленным центрам, портовым городам и речным пристаням тянулись огромные обозы преимущественно с продукцией сельского хозяйства
В первой половине XIX в началось строительство шоссейных и железных дорог Шоссейные дороги соединили Петербург с Москвой и Варшавой, Москву с Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике Однако протяженность шоссейных дорог (к 1860 i их насчитывалось ок 9 тыс верст) для огромных пространств России была ничтожно мала Первая железная дорога протяженностью в 25 верст была построена в 1837 [ между Петербургом и Царским Селом В 1839 г в стратегических целях было начато строительство Варшавско-Венской железной дороги (была окончена в 1848 г), а в течение 1843—1851 п при огромной трате сил и средств была построена Петербургско-Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение В 1859 г была пущена в эксплуатацию железная доро га, соединившая Петербург с Варшавой Начато строительство железных дорог, соединявших Волгу с Доном, Москву с Нижним Новгородом и Ярославлем, Ригу с Динабургом Всего к 1861 г в России насчитывалось 1,5 тыс верст железнодорожных линий, в то время как сравнительно небольшие по своей территории западноевропейские страны — Англия, Германия, Франция — уже были покрыты густой сетью железных дорог Слабое развитие транспорта в дореформенной России существенно тормозило развитие торговли и промышленности
Существенным показателем социально-экономического разви-
тия страны является рост городского населения. За первую половину XIX в. численность городского населения России возросла с 2,8 млн. до 5,7 млн. человек, т. е. более чем вдвое, в то время как общая численность населения страны возросла с 38 млн. до 69 млн. человек (на 75%). Следовательно, темпы роста городского населения превышали общий рост населения страны. В связи с этим удельный вес горожан за указанный период возрос с 6,5 до 8%. Число самих городов увеличилось с 630 до 1032. Однако среди них преобладали небольшие города: в начале XIX в. из 630 городов 500 насчитывали менее 5 тыс. и только 19 — свыше 20 тыс. жителей. Наиболее крупными городами были Петербург и Москва: численность населения Петербурга за первую половину XIX в. возросла с 336 тыс. до 540 тыс., а Москвы — с 275 тыс. до 462 тыс. человек. Особенно быстрыми темпами росло население крупных торгово-промышленных центров, морских и речных портов. Так, число жителей Риги увеличилось за указанный период в 2,5 раза, Ростова-на-Дону — в 7, Самары — в 8, Одессы — в 11, Николаева — в 15 раз. Рост городского населения происходил за счет притока крестьян, приходивших на заработки.
В феодально-крепостническую эпоху официальное разделение населенных пунктов на города и села основывалось исключительно по административному признаку. Многие уездные и заштатные города представляли собой большие села, жители которых занимались преимущественно земледелием и отчасти торговлей. Вместе с тем было немало крупных торгово-промышленных селений, которые и по характеру занятий своих жителей и даже по своему внешнему облику были настоящими городами. Однако они продолжали оставаться на положении сел, причем в большинстве своем принадлежавших помещикам. Право помещиков на владение этими селами охранялось государством и тормозило процесс городообразования.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!