Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Профориентация и профконсультирование в России

2017-06-13 367
Профориентация и профконсультирование в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направ­лением отечественных психотехников и педологов 20—30-х гг. XX в. По инициативе и при поддержке В.М.Бехтерева была организова­на сеть профконсультационных бюро при биржах труда. К 1930 г. в нашей стране насчитывалась 141 такая служба (Кларк А.Ф. и др., 1930). Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, иссле­довали их способности, склонности, интересы, совместно с ме­диками составляли профконсультационные заключения, в кото­рых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания. Педологи ра­ботали в тесном контакте со школьными учителями, работника­ми профессиональных учебных заведений, представителями биржи труда (Болтунов А. П., 1932). Для оценки способностей приме­нялись психологические тесты. Психологическое тестирование интеллекта, понимаемого как способность к обучению, широко использовалось при наборе слушателей рабочих факультетов вузов, при комплектовании профессиональных училищ. Психо­техники и педологи использовали методы оценки индивидуаль­но-психологических различий и концепции дифференциальной психологии А.Ф. Лазурского, В.Штерна (Руководство по..., 1929). Широко применялись тесты, разработанные Н.Д.Левитовым, М. Ю. Сыркиным, А. М. Мандрыкой, С. Я. Рубинштейн и др. Пси­хотехники исследовали профессиональные интересы молодежи (Малис Г.Ю., 1928).

В годы первых пятилеток с развертыванием социалистического строительства биржи труда были преобразованы в управления по трудовым ресурсам, безработица уступила место острой нехватке квалифицированных рабочих кадров. В условиях дефицита рабочих рук исчезли резервы кандидатов, из которых можно было бы от­бирать пригодных к данной профессии, поэтому психологи пере­стали разрабатывать проблемы профессионального отбора. В по­становлении ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в сис­теме наркомпросов» (1936) педология была объявлена лженау­кой, запрещалась практика использования каких-либо тестов в оценке способностей. Таким образом, социальная практика, свя­занная с оценкой профессиональных способностей и склонно­стей, прогнозированием профессиональной успешности в инте­ресах организаций или клиентов, прекратилась. Во второй поло­вине 30-х гг. задачи выбора профессии с учетом интересов и склон­ностей личности выбирающего (оптанта) стали трактовать как «буржуазные пережитки», ибо личные интересы следовало без остатка подчинить интересам государства.

Проблематика психологии профориентации начала восстанав­ливаться в 40 —50-е гг. (Архангельский С. Н., 1958; Благонадежина Л. В., 1955; Лукин Н.С., 1955; Эсаулов А.Ф., 1955 и др.). Ис­следуются профессиональные способности и возможности их раз­вития: музыкальные способности и практический интеллект (Теп-лов Б.М., 1945, 1947) математические способности (Степа­нов А. В., 1952); психология изобразительного творчества (Киреенко В.И., 1946 и др.). Развертываются исследования в области дифференциальной психофизиологии и психологии (Б.Г.Анань­ев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлин и др.).

В 60-е гг. формируется направление, связанное с психологией профориентации и профконсультации. Научным центром в обла­сти профессиональной ориентации молодежи, помощи в ее про­фессиональном самоопределении стал отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е. А. Климов. Сотрудниками ВНИИ профтехобразования была проведена работа как в области психологического профессиоведения (см. гл. 2), так и в направлении разработки технологий профори­ентации и индивидуального консультирования оптантов.

В России 90-х гг., в условиях перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни, в ситуации конвер­сии военных предприятий и тяжелого экономического кризиса, породившего безработицу, психологическая помощь населению в области профориентации стала снова особенно актуальной.

Министерство труда и социального развития РФ приняло по­становление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Россий­ской Федерации» (от 27 сентября 1996 г. № 1), которое было ут­верждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г. № 1186 (Постановление..., 1996).

Профессиональная ориентация определяется в данном документе как «компонент общечеловеческой культуры, в котором проявля­ется забота общества о профессиональном становлении подраста­ющего поколения, о поддержке развития природных дарований, а также о проведении комплекса специальных мер содействия чело­веку в профессиональном самоопределении и выборе оптимально­го вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, со­циально-экономической ситуации на рынке труда».

Важнейшими направлениями профориентации являются:

профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квали­фицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требова­ниями профессий к работнику, с возможностями профессиональ­ного роста и развития;

профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осо­знанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также по­требностей общества;

профессиональный подбор — предоставление рекомендаций че­ловеку о возможных направлениях профессиональной деятельно­сти, наиболее соответствующих его психологическим, физиоло­гическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор — определение степени профессиональ­ной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма. Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных от­ношений, содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом.

Методы осуществления профориентации информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опо­средованно через СМИ; психологическое и медицинское консуль­тирование; использование методов психологической и медицин­ской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка — система социально-психологи­ческих способов и методов, способствующих социально-профес­сиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психоло­гическая поддержка направлена на повышение конкурентоспо­собности личности на рынке труда, на помощь в процессе реали­зации профессиональной карьеры, на предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения.

Пути осуществления психологической поддержки оптимиза­ция психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профес­сиональной самореализации личности.

Основные направления психологической под­держки:

психологическая профилактика — содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;

психологическое консультирование — оказание помощи личнос­ти в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизнен­ных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консульти­рование руководителей по вопросам работы с персоналок и се­мейные консультации);

психологическая коррекция — активное психолого-педагогичес­кое воздействие, направленное на устранение отклонений в пси­хическом и личностном развитии, гармонизацию личности и меж­личностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется с помощью мето­дов психологического просвещения, психологического и психо­терапевтического консультирования, психологической диагнос­тики, психологического тренинга и психологической коррекции.

Для координации обозначенных мероприятий образована го­сударственная система районных, городских центров профессио­нальной ориентации и психологической поддержки населения, которая курируется Всероссийским научно-практическим цент­ром профессиональной ориентации и психологической поддерж­ки населения при Министерстве труда и социального развития РФ. Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации обязаны осуществлять бесплатно профориентационные мероприятия и оказывать психологическую по­мощь, в первую очередь незащищенным группам населения (без­работным гражданам, воспитанникам детских домов и интерна­тов, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам).

Положение о профессиональной ориентации предусматри­вает проведение работы психологами по профориентации и пси­хологической помощи с нуждающимися лицам в рамках общеоб­разовательных и профессиональных учебных заведений, в систе­ме здравоохранения. Наряду с бесплатными формами работы пре­дусмотрены дополнительные платные услуги, исследования в об­ласти профотбора, консультирования для учреждений, организа­ций на договорной основе.

Таким образом, через 60 лет (после ликвидации педологиче­ской и психотехнической практики) в нашей стране, наконец, официально признана необходимость в организации психологичес­ких служб в интересах не только государства, но и частных лиц.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.