Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования

2017-06-13 712
Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическое консультирование по выбору профессии стро­ится на основе некоторой теоретической модели профессиональ­ного развития личности. В табл. 24 представлены основные кон­цептуальные подходы в данной области.

Традиционный подход

Данный подход профконсультировании сформировался в на­чале XX в. в работах Фрэнка Парсонса (1908, 1909). Схема работы профконсультанта, по Парсонсу, содержит три компонента:

исследование клиента, особенностей его личности, способнос­тей, склонностей, здоровья, уровня образования и пр.;

изучение профессий, их требований к работнику;

сопоставление этих двух компонентов.

Консультант при таком подходе опирался на данные диффе­ренциальной психологии личности и типологии профессий, поэтому традиционный подход

 

Таблица 2 4. Теории профессионализации личности в целях

Карьерного консультирования

 

Название концептуального подхода Авторы
Традиционный подход Дифференциально-типологиче­ские теории Parsons F., 1908, 1909; Holland J., 1966, 1976; Климов Е.А., 1976, 1984
Структурные концепции типы карьер, образцы поведения; картины профессиональной продуктивности Miller C.H, 1964; Lehman H. С, 1953
Мотивационные (психодина­мические) теории Reynolds L. G., 1949; Roe A., 1956, 1964 и др.
Теории развития Возрастные стадии професио­нальной жизни Стадии цикла профессионали­зации Социально-когнитивные теории (принятия решений) Теории единства профессио­нального и личностного развития GinzbergE. etal., 1951; Super D., 1957; КлимовЕ. A., 1988, 1998; Tiedeman D. V., О'Нага R. R., 1963; Super D., 1976, 1990; Абульханова-Славская К. А., 1991; Дружинин В. Н., 2000;.ГоловахаЕ.И., 1988; Климов Е.А., 1996; Пряжников Н.С., 1996; Поваренков Ю.П., 1999; Зеер Э.Ф., 2003 и др.

 

называют дифференциально-типоло­гическим. Опорой данного подхода служила функциональная пси­хология начала XX в., обусловившая как положительные его сто­роны, так и недостатки. К недостаткам можно отнести следую­щее: профессии рассматривались как устойчивые образования, как суммы компонентов, каждый из которых для своего выполнения требует от работника определенных психических способностей-функций; личность работника понималась как обладающая набо­ром биологически детерминированных способностей, мало под­дающихся развитию. Таким образом, каждый человек изначально оказывался уже предопределенным к отдельным видам профессио­нального труда. Успех профессионального выбора зависел от воз­можной «встречи» личностной структуры и структуры профессио­нальных требований, а задача профконсультации заключалась в составлении прогноза того, какая профессия несет для клиента большую удовлетворенность и успешность.

Концепция Дж. Голланда. Традиционный подход в профконсультировании существует и в настоящее время, но в его реализации используется современное понимание природы личности, инди­видуальности, отражается роль эмоционально-личностной регуляции профессиональной деятельности, мотивов, а также соци­альной среды, в которой протекает трудовая деятельность. Во вто­рой половине XX в. в рамках данной теоретической ориентации американский психолог Джон Голланд разработал типологию лич­ностей, соотнесенную с типологией карьер, соответствующих им форм профессиональной деятельности и профессионального ок­ружения — среды (Holland J.L., 1966, 1976; Воробьев А.Н. и др., 1994). Главная идея Голланда заключается в том, что удовлетво­ренность человека своей профессиональной жизнью не исчерпывается узкопонимаемым перечнем выполняемых им в труде про­фессиональных задач и действий, а включает и профессиональ­ное общение с людьми близкого, понятного душевного склада, которые образуют своеобразную духовную среду. В отличие от пси­хологов начала XX в., соотносивших требования профессии и не­обходимые для успеха формальные психические функции, спо­собности, Дж. Голланд рассматривает соотношение «карьера — личность»; его интересуют не только способности, но и ценно­сти, аффективные регуляторы деятельности, эмоциональные пред­почтения к выполнению разных ее видов. На рис. 12 представлен гексагон Голланда, отображающий соотношение шести типов лич­ности: реалистический-прагматичный (моторный) (Р); исследо­вательский (интеллектуальный) (И); артистический-художествен­ный (А); социальный (С); предпринимательский-инициативный (с выраженным стремлением к власти) (П); конвенциональный

Рис. 12. Гексагон Дж. Голланда Примечание, крестиками (х) обозначены суммарные оценки ис­пытуемого по результатам теста, от­ражающие его предпочтения к профессиональным занятиям, видам ка­рьер и окружению каждого типа. Максимальная оценка по каждому типу личностных предпочтений рав­на 33 баллам.

(адаптационный) (К). В приложе­нии 11 приведены типичные чер­ты личности человека каждого типа, варианты соответствующих карьер и примеры предпочитаемых видов занятий. Заслуженную популярность получила методика Гол­ланда по самоанализу способнос­тей, профессиональных предпоч­тений к видам деятельности и ка­рьерам. Методика позволяет узнать суммарную оценку выраженности у клиента черт каждого из типов личности, по трем типологическим ориентациям, набравшим макси­мальные баллы, составляется «код личности» обследуемого. Напри­мер, код «АИС» означает, что у ис­пытуемого преобладают черты личности «артистичной», «исследова­теля» и представителя «социально­го» типа. В беседе с клиентом можно выяснить особенности профессиональной среды, выполняе­мые им виды трудовой деятельности, что позволит установить степень соответствия (конгруэнтности) личности клиента и его профессионального окружения. В случае выявленных явных несо­ответствий могут быть намечены адекватные пути карьерного развития, в том числе возможна и смена профессии.

Модель личности и ее развития в профессиональной жизни, по Дж. Голланду, предполагает существование некоего относитель­но устойчивого во времени эмоционально-ценностного ядра, свя­занного с развитием определенных способностей и склонностей личности. В этом отношении теория Голланда близка концепции Е. А. Климова, который (согласно отечественной психологической теории деятельности) разделил профессии на пять типов по пред­метному содержанию (см. гл. 2) и предположил, что при освоении разных видов деятельности у людей формируются определенные интересы и эмоциональные склонности, соответствующие при­родным данным, облегчающим вхождение в профессию. Эти пред­почитаемые виды деятельности при их выполнении обычно со­провождаются положительными аффективными переживаниями. На этой основе построен широко известный в российской прак­тике профконсультации «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Климов Е.А., 1984). Модель развития личнос­ти профессионала в работах Е.А.Климова опирается на концеп­цию интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, и профессио­нальное развитие может быть сопоставлено с разными уровнями индивидуальности.

Таким образом, дифференциально-типологический подход со­храняет свою актуальность в исследованиях по профориентации и профконсультации и в наше время. Но следует иметь в виду эво­люцию в понимании природы личности и деятельности, исполь­зование идей развития психики и личности в деятельности; изме­нение критериев типологии личности и индивидуальности в кон­цепциях современных психологов по сравнению с работами нача­ла XX в.

Структурные концепции

Представители данного подхода выделяют типы карьер, образ­цы (паттерны) профессионального поведения в разной мере ус­пешные в труде, варианты жизни, включая и трудовую деятель­ность, «картины» максимальной продуктивности и ее «спадов» в разные возрастные периоды жизни. Так, к примеру, Миллер выде­лил шесть типов карьер по критерию их устойчивости (Miller С. Н., 1964). Американский психолог Гарвел Леман (Lehman H., 1953) обнаружил примечательный факт: оказалось, что для ученых, сделавших выдающийся вклад в науку, характерно отсутствие «спада» творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте по срав­нению с рядовыми исследователями. Так, если у первой группы спад обнаруживается в 21 %, то у второй группы — в 72 % случаев. Отмечено, что есть направления науки, в которых старт и финиш существенно запаздывают (это типично для гуманитариев и геоло­гов). Леман обнаружил, что начало профессиональной жизни не может быть достаточным критерием успешности карьеры, так как в разных областях труда люди достигают вершин мастерства в раз­ном возрасте, например: поэты — в 24 —28 лет, сатирики — в 30 — 34 года, авторы трагедий — в 34 — 38 лет, новелисты — в 40 — 44 года (Lehman Н.С., 1953; цит. по: Бодалев А.А., Рудкевич Л.А., 1997).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.