Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда

2017-06-13 455
Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При определении этих стадий можно следовать двум вариан­там рассуждений: ориентироваться на принятую в возрастной пси­хологии периодизацию по хронологическому возрасту или выде­лить качественные стадии профессионального развития, типич­ные для большинства людей в процессе освоения одной профес­сии. Далее необходимо рассмотреть, в чем состоят психологиче­ские проблемы, типичные для каждой стадии и возрастного этапа жизни человека как субъекта труда.

Согласно Международной классификации выделяются следу­ющие возрастные периоды:

· младенчество (от рождения до 2 лет);

· раннее детство (от 2 до 6 лет);

· среднее детство (от 6 до 12 лет);

· подростковый возраст (от 12 до 15 лет);

· юность (от 15 до 19 лет);

· ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

· средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

· поздняя взрослость и старость (от 60 лет и далее) (Акмеология, 2002, с. 261).

Е. А. Климов (1998) рассматривает профессиональное развитие человека, выделяя три хронологических периода:

1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 — 12 лет, здесь выделяются стадии: раннего детства, или предыгры; стадия дошкольного детства; стадия младшего школьного возраста (от 7 —8 до 11 —12 лет). В целом это время формирования произ­вольной регуляции своего поведения, овладения речью, формиро­вания общетрудовых умений — умений самоорганизации и само­контроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче. В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;

2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период боль­шинство школьников принимают решение о выборе первой про­фессии, профессионального учебного заведения, так как суще­ствуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобра­зовательной школы;

3) период собственно профессионального развития (19— 60 лет).

Маркова А. К. (1996) и Бодров В. А. (1991) выделяют еще один период — послепрофессионализм (период спада после выхода на пенсию). Кроме того, А. К. Маркова выделяет псевдопрофессиона­лизм (непрофессионализм) как уровень профессионального разви­тия субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значитель­ный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак, проявляет безнравственное отношение к делу, коллегам, не вла­деет профессионально успешными способами приспособления к труду. Итак, профессионализмом называется один из периодов про­фессионального развития человека как субъекта труда, в течение которого он, самостоятельно работая, достигает вершин в своей работе, успешно преодолевая периоды спадов, трудностей.

С одной стороны, термином «квалификация» обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходи­мым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалифи­кация — характеристика освоенных человеком специальных зна­ний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его под­готовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготов­ки и получивший документ о его успешном завершении, приоб­ретает определенную квалификацию. Например, в дипломе спе­циалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Пре­подаватель психологии». Итак, квалификация характеризует сово­купность специальных знаний и умений, которые можно приоб­рести в процессе профессионального обучения.

Слово «компетентность» — производное от «компетенции» — области обязанностей, возложенных на данного работника. Пос­ледний в разной мере может быть готов успешно справляться с этими обязанностями. Люди могут в разной мере быть компетент­ными по отношению к определенному кругу обязанностей.

А.К.Маркова выделяет следующие виды компетентно­сти:

специальная {профессиональная) компетентность — умение вы­полнять профессиональные задачи на высоком уровне;

социальная компетентность — владение человеком коммуника­тивными навыками, умениями эффективно работать совместно;

личностная и индивидуальная компетентность — владение при­емами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального ус­пеха (уверенность в себе, оптимизм и пр.) (Маркова А. К., 1996, с. 34-35).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.