Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблема индивидуального стиля в психологии

2017-06-13 302
Проблема индивидуального стиля в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие «стиль» фигурирует в житейском сознании для ото­бражения индивидуального своеобразия процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая исполь­зуется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театраль­ной школы, архитектурный стиль и т.д.) (Моросанова В. И., 2001, с. 14).

В психологии стиль имеет отношение главным образом к проявлениям индивидуальности. Понятие «стиль» впервые введе­но в психологический оборот Альфредом Адлером (1927) для объяснения своеобразия жизненного пути личности. Существова­ние индивидуальных дефектов, физических ограничений в орга­низме, психике, дефекты социальных взаимоотношений в семье создавали почву для угрозы пониженной или отрицательной со­циальной оценки личности. Защищая свое Я от сознания непол­ноценности, личность вырабатывает, согласно Адлеру, систему целей, которые она ставит перед собой, защищая свою социальную полноценность, при этом складывается определенный стиль жиз­ни. Таким образом, жизненный стиль формируется вынужденно, и его возникновение детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни, а не является чем-то случайным, произвольно выбранным.

Традиция рассмотрения стиля жизни как личностно обуслов­ленной формы поведения сохранила свою актуальность и в настоящее время.

Психологи разрабатывают типологии жизненных стилей на основе представлений людей о счастье, благе по принципу смыслообразующих жизненных ценностей. Полезный опыт в этом на­правлении представлен в книге В.Н.Дружинина «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии» (2000).

Гордон Оллпорт (Allport G. W., 1937) использовал понятие стиля для обозначения некоторого единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений — черт личности, тождественных «диспозициям вооруженности» Вилья­ма Штерна (Stern W., 1921). Речь шла при этом о таких чертах личности, которые носили инструментальный характер, с их по­мощью личность добивалась поставленных целей (например, вежливость, постоянство, разговорчивость и т.п.).

В рамках когнитивной экспериментальной психологии второй половины XX в. понятие «стиль» стали применять для обозначе­ния особенностей восприятия стимулов и реагирования, обуслов­ленных индивидуально-личностными качествами человека. В работах американского психолога Виткина (Witkin H.A. et al., 1982) исследуются различные параметры когнитивных стилей. Опыт ис­следования когнитивных стилей в рамках этой школы, собствен­ные исследования глубоко и разносторонне обсуждаются М. А.Холодной в ее книге «Когнитивные стили: о природе индивидуаль­ного ума» (2002). Она понимает когнитивные стили как вариант проявления познавательных способностей, точнее, как метакогнитивные способности, которые в отличие от вербального интеллекта (напрямую связанного с обучаемостью и продуктивностью в решении познавательных задач) отражают особенности управ­ления субъектом процессом переработки информации. Когнитив­ный стиль определяется механизмами, организационными и струк­турными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией, цен­ностными ориентациями субъекта познания.

К характеристикам когнитивных стилей (изучаемым в совре­менной экспериментальной когнитивной психологии) относят­ся: полезависимость-поленезависимость субъекта, широта-узость категорий обобщения опыта, ригидный-гибкий познавательный контроль, фокусирующий-сканирующий контроль, степень от­крытости новому, неожиданному опыту, импульсивность-реф­лективность познавательной деятельности, склонность к конкрет­ной-абстрактной концептуализации, когнитивная простота-слож­ность субъекта познания.

В 1980-е гг. было обнаружено, что когнитивные стили специ­фичны в разных видах профессиональной деятельности. Так, Курочкин Н.И. (1986) установил, что врачи-рентгенологи суще­ственно быстрее, чем рядовые испытуемые, не являющиеся специ­алистами в данной области, обнаруживают простые фигуры в слож­ных (методика «Включенные фигуры»). Среднее время обнаружения фигур у врачей-мужчин — 7,5 секунды, у врачей-женщин — 12,1 секунды, тогда как у неспециалистов соответственно — 15,5 секунды и 23,2 секунды (Холодная М.А., 2002, с. 116). Этот феномен может служить косвенным доказательством того, что ког­нитивные стили по своему генезу сродни способностям, которые развиваются из задатков при их актуализации в деятельности. Ока­залось, что один человек может обладать разными когнитивными стилями, но в отношении разных объектов. Например, человек может проявлять когнитивную сложность в отношении марок ав­томобилей и быть когнитивно простым в восприятии людей, что подтверждает функциональную природу когнитивных стилей, их детерминированность мотивацией субъекта. Как и способности, когнитивные стили, вероятно, выступают проявлением «функ­ционально-подвижных органов» (по А.А.Ухтомскому), которые формируются прижизненно и, однажды сложившись, оказывают­ся в разной степени устойчивыми у разных людей. Сам процесс формирования когнитивных стилей и их функционирование при этом примерно на 50 % детерминированы наследственными фак­торами (Холодная М.А., 2002).

Широкую популярность в 90-е гг. XX в. получили идеи ней-ролингвистического программирования (НЛП), опирающиеся на выделение типов людей, отличающихся преобладанием од­ной из форм кодирования информации (визуальной, аудиальной, кинестетической или словесно-логической). НЛП можно рассматривать как развитие идей о существовании когнитив­ных стилей.

Для практики работы с персоналом, в связи с задачами карь­ерного консультирования важно иметь в виду экспериментально установленные связи между параметрами когнитивных стилей и некоторыми чертами личности. Так, например, установлено, что поленезависимые лица чаще обнаруживают зрелость личности, самодостаточность, устойчивость к внушению, критичность; полезависимые — чаще общительны, жизнерадостны, зависимы от группы, сложнее переносят ситуации неопределенности, так как с трудом могут эти ситуации переосмысливать (Холодная М.А., 2002, с. 208). Наличие такого рода неслучайных связей может быть использовано в психодиагностике личностных особенностей, слабо поддающихся контролю со стороны обследуемых, ибо тестовые задания носят нейтральный (с точки зрения направлений интер­претации результатов их выполнения) характер.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.