Психологические критерии эффективных тренажеров — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психологические критерии эффективных тренажеров

2017-06-13 277
Психологические критерии эффективных тренажеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если профессиональные умения сложны, если не достаточны словесные описания требуемых действий и ошибки могут приве­сти к авариям, травмам, педагоги и психологи вместе с профессионалами моделируют реальную профессиональную задачу на тренажере и разрабатывают специальные системы тренировок. В наше время тренажеры применяют в обучении летчиков, опера-торов энергосистем, атомных электростанций, автоводителей, водителей-механиков танка.

Известный отечественный психолог и врач К. К. Платонов (1906 — 1984) сформулировал четыре принципа эффективных тре­нажеров: 1) учебные задания на тренажере должны быть психологически близки реальной профессиональной ситуации, с кото­рой обязан научиться справляться ученик; 2) учебные задания должны быть разной степени сложности и начинать обучение сле­дует с простых ситуаций, постепенно усложняя их; 3) ученик должен получать объективную оценку правильности своих дей­ствий (обратную связь); 4) тренажер должен обеспечить много­кратное повторение учебных заданий (Платонов К. К., 1962).

Тренажеры, как и любая система тренинга, должны в итоге сформировать у ученика необходимую ориентировочную основу действия, которая складывается из специальных знаний и чув­ственных, образных представлений. Ориентировочная основа дей­ствия обеспечивает понимание, осмысленность учения, позволя­ет ученику получить точную картину требуемого результата и про­цесса его достижения. Если все психолого-педагогические прин­ципы учтены в методе обучения, обеспечен интерес к учению, то степень успешности освоения умений разными учениками может быть показателем прогноза их профессиональной пригодности, С известной долей вероятности можно предположить, что чело­век, который легко и быстро обучается определенным умениям и навыкам, будет успешно использовать эти умения в реальной про­фессиональной деятельности. Правда, это правило не всегда сраба­тывает. Есть виды деятельности, особенно связанные с опасны­ми, экстремальными ситуациями, где различие между учебными задачами и реальностью профессиональной жизни остается не­преодоленным. В этих случаях успешный ученик может оказаться плохим профессионалом.

Пример. В 30-е гг. XX в. при обучении будущих парашютистов было немало трагических случаев. Технически парашютистам нужно выпол­нить простую последовательность действий: совершить прыжок (оторвать­ся от самолета), просчитать про себя «и — и раз, и — и два» (~2 секун­ды); дернуть рывком в сторону кольцо парашюта (усилие не более 2 кг). Эту техническую часть курсанты осваивали, прыгая со скамейки на травку и проделывая последующие действия. Но первый прыжок с самолета ока­зывался для многих смертельным, их находили на земле с рукой, зажа­той на так и невыдернутом кольце. Все дело в том, что учебные упражне­ния существенно отличались от реальной ситуации, когда курсант ока­зывался в необычных условиях — на высоте. У некоторых курсантов это приводило к таким серьезным нарушениям сознательной регуляции по­ведения, что даже отработанные до навыка действия ими не выполня­лись. В 1936 г. под руководством С. Г. Геллерштейна были проведены ис­следования поведения курсантов при трех первых прыжках с парашют­ной вышки. Оказалось, что около 7 человек из 100 не смогли преодолеть страх высоты. Страх усиливался у них с каждым новым прыжком. Эти люди были признаны непригодными для парашютного дела (Геллерштейн С. Г., 1969).

Если обучение организовано плохо, показатели успеваемости нельзя рассматривать как критерии будущей профессиональной пригодности (непригодности) учащихся. Итак, способности мы понимаем как развитые в деятельности природные задатки. Про­цесс развития задатков осуществляется при условии, что человек принимает как важную некоторую задачу и осваивает действия, необходимые для ее осуществления. Освоение действий предпола­гает овладение специальными знаниями и умениями и формиро­вание навыков. Получается, что, действительно, способности не существуют у человека до начала его обучения, до начала разви­тия природных задатков. Освоенные однажды знания, умения и навыки могут выполнять роль трамплина для приобретения опыта в будущем.

Оценка освоенных умений и навыков у данного субъекта труда проводится обычно с помощью функциональных проб — тесто­вых заданий, воспроизводящих профессиональные задачи разно­го уровня сложности. Оцениваются способы выполнения заданий и продукт труда. Здесь мы также имеем дело с критериально-ориентированными тестами, тестами профессиональных достижений (Анастази А., 1982; Анастази А., Урбина С, 2001, с. 88).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.