Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Совместимость членов бригады

2017-06-13 503
Совместимость членов бригады 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Если совместные действия осуществляются непрерывно, особую роль приобретает совместимость участников группы. Оценка резуль­тата совместного действия также требует координации, единства позиций участников группы. Б.Ф.Ломов поставил проблему согла­сования фонда информации, которой должны пользоваться члены группы, и проблему оптимизации форм сотрудничества и соперни­чества людей как членов коллективного субъекта труда — команды.

Совместимость — социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовы­вать свои действия в различных формах сотрудничества; эта ха­рактеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворен­ности от совместной деятельности людей. Сработанность — ха­рактеристика эффективности совместной деятельности, ее опре­деление зависит от деятельности и ее результатов, тогда как со­вместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью. Выделяют также противополож­ные характеристики: несработанность и несовместимость.

К. К. Платонов (1975) выделял четыре уровня рассмотрения совместимости/несовместимости: 1) психофизиологический (свой­ства темперамента); 2) психологический (свойства характера, психических процессов); 3) социально-психологический (соци­альные роли); 4) социально-идеологический, личностный (идеа­лы, убеждения и пр.). Л.С.Нерсесян (1992) предложил различать три вида совместимости: профессиональную, социально-психо­логическую и психофизиологическую.

Профессиональная совместимость предполагает, что у членов бригады могут быть своеобразные дефекты профпригодности, но при условии, что они работают не последовательно, а одновременно, страхуя и дублируя друг друга, как единый коллективный субъект) деятельности, надежность и безошибочность их работы повышается. Социально-психологическая совместимость предполагает совпа­дение интересов, ценностных ориентации, отсутствие рассогла­сований в представлениях об идеальном и реальном образе члена команды — партнере, о своеобразии роли каждого в едином организме. Л. С. Нерсесян считает этот вид совместимости весьма важным для малых экипажей, работающих в замкнутом пространстве (в кабине самолета, тепловоза, в автомашинах дальнего следова­ния и пр.).

Психофизиологической совместимостью Л. С. Нерсесян обозна­чает темпо-ритмическое соответствие двигательных реакций и мыс­лительных операций индивидов. П. А. Малыхиным (2000) была эк­спериментально показана связь между социально-психологической и психофизиологической совместимостью, измеренной соответ­ственно с помощью методики Т.Лири и гомеостатической мето­дики. Ему удалось также экспериментально доказать существование связи между профессиональной и психофизиологической со­вместимостью. Были использованы: методика определения готов­ности к экстренному действию (ГЭД); оценка скорости переклю­чения внимания (ПВ); оценка эмоциональной устойчивости (по­мехоустойчивости, ПУ). Затем на базе главной психологической лаборатории Министерства путей сообщения РФ были обследо­ваны с помощью этих методик 50 машинистов, составивших три группы по стажу работы: 1) до 3 лет; 2) 4—10 лет; 3) свыше 10 лет. Оказалось, что с ростом профессионального стажа и опыта статистически значимо улучшаются показатели ПУ и ГЭД. Было высказано предположение, что по мере профессионализации про­исходит также улучшение и показателя психофизиологической совместимости в паре машинист — помощник машиниста. Для проверки гипотезы использовалась модифицированная гомеостатическая методика Ф.Д.Горбова, адаптированная для выявления меры совместимости в малой группе, состоящей из двух человек. Данная установка позволяет оценить уровень эффективности со­вместной деятельности по выполнению точных синхронных дей­ствий при компенсаторном слежении. Была обследована 41 пара локомотивных бригад (82 человека) на гомеостатической методи­ке, причем бригады нефиксированные, но постоянно меняющи­еся. Испытуемые были разбиты на три группы по стажу работы. В результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: дей­ствительно с ростом стажа и профессионального опыта существен­но улучшаются показатели психофизиологической совместимос­ти машинистов и помощников машинистов.

Совместимость людей можно не только диагностировать и прогнозировать, но и формировать, тренировать. Объектом воспита­ния, формирования может быть не переделка личностных осо­бенностей человека, не подгонка его к напарнику — лидеру, а формирование эталонов профессионального поведения, усвоение профессиональных норм.

Феномен, установленный в работе П. А. Мылыхина, с этой точки зрения можно объяснить так, что в процессе профессиона­лизации машинисты вырабатывают все больше лидерские каче­ства, усваивают лидерские формы, стиль поведения. А помощни­ки машинистов, в свою очередь, все в большей мере привыкают к роли «ведомого». И такая адаптация проявляется в улучшении показателей психофизиологической совместимости в парах работ­ников с большим стажем.

В исследованиях, выполненных под руководством Ю. К. Стрел­кова, в беседах с летчиками гражданской авиации, проходивши­ми переобучение на новые типы самолетов и осваивавшими зару­бежные технологии работы, оказалось, что для летных экипажей самолетов «боингов» разработана такая технология взаимодействий первого и второго пилотов, так распределены их функции, что проблема совместимости (как социально-психологической сим­патии или антипатии) в принципе устраняется за счет того, что в каждом новом полете летчик может получить любую роль. Нет жесткой фиксации за каждым летчиком роли первого или второго пилота и ликвидирована проблема формирования экипажей по совместимости, так как каждый летчик формирует у себя готов­ность профессионально и точно выполнять любую порученную ему роль и считается профессионально неэтичным взаимодейство­вать с членами экипажа с позиции ранее выполнявшейся про­фессиональной роли. Подобная стратегия организации совмест­ной деятельности членов экипажа как группового субъекта пред­ставляется правильной и надежной особенно в условиях экстре­мальной профессиональной деятельности, какой является труд летчиков.

В этой связи меняются стратегические приоритеты исследова­ний психологов: дело оказывается не в том, чтобы найти тонкие методы улавливания психологической совместимости летчиков (например, с помощью цветового теста М.Люшера, опросников или гомеостатической методики), а в оптимизации проектирова­ния содержания и формы организации совместной деятельности людей в групповых формах труда. На первый план выдвигаются задачи формирования, воспитания терпимости, толерантности людей к иным личностным особенностям, культурным традици­ям, взглядам, а не фиксации различий, подбора совместимых, дополняющих друг друга личностей (как якобы мало поддающих­ся развитию и коррекции).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.