Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование и оценка профессиональных знаний

2017-06-13 293
Формирование и оценка профессиональных знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Знания, зафиксированные в речевой форме (устной или пись­менной речи, с помощью языка жестов, рисунков, иероглифов) — это орудия познавательной деятельности, выработанные челове­чеством. Данный вид орудий изменчив, как и все в человеческой культуре, и постоянно совершенствуется. Но владение этим ин­формационным видом орудий трудно переоценить. Сложные ма­шины, робототехнические комплексы и прочее без информации об их назначении и способе применения — просто бесполезная груда металла. Знания, имеющие общественную ценность, сохра­няются в виде текстов (книги и статьи, тексты, написанные на иностранных языках), символических общепринятых обозначений (как, например, логические программы для персонального ком­пьютера, разные виды географических карт, математические фор­мулы) и составляют основу духовной культуры общества.

Одна форма знаний — житейские знания — выражаются с по­мощью слов обыденной речи. Другая форма знаний — знания про­фессиональные. Например, в швейном деле используются терми­ны, характеризующие способы соединения деталей кроя: «настро­чить», «пристрочить», «сострочить» и пр. У парикмахеров имеет­ся более 40 названий качества волос.

Научные знания состоят из научных понятий и терминов. Науч­ные понятия являются главными кирпичиками теории и проверя­ются на основе их соответствия теории и опыту. Названные три кита знания отличаются степенью определенности связи между словом (знаком) и его значением. Самые многозначные — житей­ские слова, самые точные — научные термины. Профессиональ­ные термины также могут быть точными, но они не всегда четко словесно определены. Понять, запомнить и правильно их приме­нять часто возможно лишь с приобретением практического опыта.

В последние годы психологи выделяют еще и «неявные» знания (Стернберг Р., 2001), или «молчаливые» знания, обобщения на ос­нове образных представлений или в виде самих практических дей­ствий. Такие неявные знания составляют основу наглядно-дей­ственного, наглядно-образного практического мышления (Кор­нилов Ю.К., 1999). Знания как культурно зафиксированные зна­чения нельзя непосредственно «пересадить» из головы учителя или из книг в головы учеников. Усвоение учениками необходимых новых знаний (житейских, профессиональных, научных) возмож­но лишь в процессе их собственной познавательной, учебной, трудовой деятельности.

Успешность освоения знаний учеником (и его обучаемость в этом плане) зависит от разных обстоятельств. Многое определя­ется методами и технологиями обучения. Неадекватная методика обучения может состоять, например, в том, что ученикам пред­лагается освоение нового материала без проработки и закрепле­ния предыдущего. Успехи учеников зависят и от их желания (мо­тивации учения) постичь данную премудрость. Наконец, мера освоения знаний определяется общими познавательными спо­собностями ученика (тем, что принято называть общим интел­лектом), а также специальными, познавательными способно­стями.

Так, известно, что А.С.Пушкин был хроническим двоечни­ком по математике и вместе с тем рано проявлял блестящие, способности в гуманитарных науках. Общие познавательные способности могут быть ограничены от природы, например в ре­зультате органических нарушений работы мозга, типичных при олигофрении. При этом заболевании с большим трудом форми­руются обобщенные понятия и в целом использование орудий, средств в произвольной регуляции поведения. У таких больных страдают опосредованные формы психики, т. е. психические функ­ции, опирающиеся на слова-знаки как средства-орудия.

Оценка знаний ученика дается на основе правильности его от­ветов на вопросы, полноты ответов (в рамках учебной програм­мы), осмысленности ответов (умения привести свои примеры, обосновать выводы), логики изложения и общей культуры речи. Важные критерии оценки знаний ученика — глубина, система­тичность, обобщенность понятий. Кроме того, знания оценива­ются по их использованию в решении задач, проблемных ситуа­ций.

Для оценки владения субъектом труда специальными знания­ми психологи, педагоги и профессионалы создают в настоящее время экспертные системы (например, тестовые задания в виде вопросов с вариантами ответов, из которых лишь один правиль­ный).

Этот вид тестов относят к педагогическим тестам, или крите­риально-ориентированным тестам достижений (Анастази А., 1982).

Для объективности оценки знаний тестовые задания помеща­ют на электронные носители, в специально созданные компью­терные программные «оболочки», позволяющие оценить процент правильных ответов обследуемого лица. Процедура экспертной оценки профессиональных знаний задает уровень сложности тес­товых заданий и процент правильных ответов, приемлемый для работников определенных трудовых постов организации. Эта про­цедура может систематически обновляться и повторяться при ат­тестации персонала.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.