Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2024-02-15 | 89 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
УДК 616.21/.28 (075.8)
КЛИНИЧЕСКИЕ ЛЕКЦИИ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
Гюсан А.О., Кошель В.И.
Авторы:
Гюсан Арсентий Оникович – заслуженный врач РФ, народный врач КЧР, заслуженный деятель науки КЧР, доктор медицинских наук, профессор, действительный член РАЕ и член-корреспондент Международной академии оториноларингологии, заведующий кафедрой оториноларингологии–хирургии головы и шеи Медицинского института Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, врач-оториноларинголог высшей категории.
Кошель Владимир Иванович – ректор Ставропольского государтвенного медицинского университета, заведующий кафедрой болезней уха, горла и носа, доктор медицинских наук, профессор, врач-оториноларинголог высшей категории, главный внештатный оториноларинголог Министерства здравоохранения Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа, председатель правления краевой Ассоциации оториноларингологов Ставропольского края, член правления Российской Ассоциации оториноларингологов, отличник здравоохранения РФ.
Рецензенты:
Киселев Алексей Сергеевич – заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры ЛОР-болезней Военно-Медицинской Академии им.С.М.Кирова (попросить)
Тулебаев Райс Кажкенович- Заслуженный деятель Республики Казахстан, доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной академии наук, Академик Международной Академии Оториноларингологии Хирургии Головы и Шеи. (попросить)
Рекомендован к печати: Редакционно-издательским советом Ставропольского государственного медицинского университета.
|
Редакционно-издательским советом Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии
Предлагаемый сборник лекций подготовлен врачами-оториноларингологами с более чем 40 летним стажем практической работы по специальности, которые постарались изложить в доступной форме базовые знания по программе обучения оториноларингологии в медицинском вузе. Объем изложенного материала позволяет ориентироваться в основных вопросах диагностики и лечения патологии ЛОР-органов.
Поскольку невозможно овладеть клиническими знаниями без четкого представления об анатомии и физиологии изучаемых органов, в материале дана краткая информация по этому вопросу, необходимая для диагностики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей и уха.
Принципиальным является вопрос взаимосвязи между различными направлениями оториноларингологии, а также связь ее со смежными медицинскими специальностями. Обращено особое внимание на разделы оториноларингологии, в которых освещены вопросы оказания больным и пострадавшим экстренной и неотложной медицинской помощи, которую должны хорошо знать врачи всех специальностей и уметь квалифицированно ее оказывать. В изложении материала акцентируется внимание на важность развития у врача клинического мышления, в установлении причинно-следственных связей при постановке диагноза заболевания назначении лечения.
Клинические лекции по оториноларингологии
Non scholae, sed vitae discimus.
(Мы учимся не для школы, но для жизни.)
Введение
Понятие «лекция» происходит от латинского слова lectio, что в дословном переводе означает «чтение». В толковом словаре русского языка Владимира Даля лекция – это чтение, учебный час профессора, преподавание, урок.
Лекция имеет многовековую историю. Упоминание о ней находится у истоков высшего образования более 1000 лет назад в средневековых университетах.
Исключительная роль в развитии лекции как одной из ведущих форм обучения принадлежит первому русскому академику, гордости России, гениальному ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он был первым отечественным ученым, который ввел чтение лекций в высших учебных заведениях на русском языке.
|
В настоящее время лекция является основной формой обучения в современной высшей школе. Она особенно важна в подготовке врачей, так как преподносится профессором, имеющим большой клинический опыт с передового края науки и практики.
Любая клиническая лекция базируется на знаниях анатомо-физиологических особенностей читаемого материала. Следовательно, студент для понимания конкретной лекции должен быть подготовлен к ней, и это требует краткого обзора необходимых базовых знаний.
В процессе изложения материала, по какому разделу специальности ни читалась бы лекция, мы считаем главным дать понять студентам целостность организма человека, взаимосвязь всех его органов и систем.
Каждая наша лекция, призвана не только обогатить аудиторию определенной информацией по предмету, но прежде всего, научить ее клинически мыслить, находить причинно-следственные связи, искать обоснованные пути устранения заболевания, а часто – и его предупреждения.
Со времени выхода из печати наших Избранных лекций по оториноларингологии прошло четыре года, которые с одной стороны подтвердили востребованность этого издания, с другой необходимость внесения существенных дополнений, которые бы отражали современный прогресс в специальности. Объединив опыт работы двух кафедр и клиник оториноларингологии, появилась возможность представить более информативный иллюстративный материал, дополнить некоторые лекции новыми данными, расширить разделы специфических заболеваний ЛОРорганов, оказания экстренной и срочной помощи в оториноларингологии. Мы посчитали необходимым ввести в приложение к изданию тестовые задания, работа над которыми закрепит полученные знания.
Таким образом, задачей нашего сборника лекций является не только изложение базовых данных по специальности, необходимых для ежедневной работы врача, но и формирование определенного клинического мышления, без которого невозможно стать профессионалом в любой выбранной медицинской специальности. Авторы надеются, что изданные лекции будут полезны всем, кто изучает основы оториноларингологии, они также приносит извинения за возможно допущенные упущения и неточности и благодарят всех тех, кто способствовал выпуску этого издания.
|
Лекция 1. Введение в оториноларингологию, ее содержание, задачи и место среди других отраслей медицинских знаний. История и пути развития отечественной оториноларингологии.
Лучшее, что мы получаем от истории,
это энтузиазм, который она вызывает в нас.
И. Гете
Цель. Дать представление о предмете оториноларингологии, причинах выделения ее в самостоятельную дисциплину, показать специфические особенности предмета. Осветить историю развития ОРЛ в России, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии.
Тезисы лекции:
- Определение специальности «оториноларингология».
- Место оториноларингологии в системе здравоохранения, ее социальная значимость.
- Причины выделения ОРЛ в самостоятельную дисциплину.
- Специфические особенности оториноларингологии.
- Взаимосвязь заболеваний верхних дыхательных путей и уха между собой и патологией других органов и систем.
- История развития оториноларингологии, ее этапы. Оториноларингология в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.
- Достижения и проблемы дисциплины.
Иллюстративный материал: презентация.
Оториноларингология является специальной клинической дисциплиной, занимающейся изучением строения и функций ЛОР-органов, этиологии, патогенеза, методов диагностики и лечения их заболеваний и поражений во взаимосвязи со всем организмом.
Название происходит от латинских слов otos – «ухо», rhinos – «нос», larynges – «горло». Название специальности не совсем правильное – например, полуобывательский термин «горло» находит в анатомии конкретное отражение лишь в понятии «дыхательное горло».
Нам же следует понимать под ним комплекс, в который входят глотка, гортань и трахея.
Оториноларингология – одна из наиболее сложных медицинских дисциплин, объединяющая разные по строению и функциям органы, требующие для их изучения сведений из различных областей фундаментальных наук, относящихся не только к биологическим дисциплинам, но и к физике, биофизике, электрофизиологии, акустике, химии, психофизиологии и др.
|
В самостоятельную дисциплину оториноларингология выделилась из терапии и хирургии во второй половине XIX века. Она возникла в связи со значительными достижениями в изучении анатомии, физиологии и патологии органов чувств, верхних дыхательных путей и уха, а также в связи с техническим прогрессом, в частности широким распространением искусственного освещения, изобретением приборов и инструментов, позволивших осматривать глубокие отделы ЛОР-органов, т. е. производить эндоскопию. К этому привели также следующие обстоятельства:
1. Тесная анатомическая и функциональная взаимосвязь этих органов: глотка, находясь в центре, объединяет все органы.
2. Слизистая оболочка единым покровом выстилает поверхность всех ЛОР-органов, переходя с одного на другой, что поддерживает их функциональное взаимодействие.
3. Объединение этих органов во многом относится и к их функциям. Этиология и патогенез заболеваний этих органов взаимообусловлены.
4. Локальные очаги инфекции практически всегда участвуют в патогенезе общих заболеваний и нередко становятся причиной этих заболеваний.
5. Все ЛОР-органы объединяет универсальный принцип методик осмотра.
6. Выделению ОРЛ в самостоятельную дисциплину способствовали также специфичность функций ЛОР-органов, особенно звукового, вестибулярного и обонятельного анализаторов, а также функция голосообразования, требовавшие специальных знаний в области физики, нейрофизиологии и др., выходящих за рамки теории и практики хирургии и терапии как общих дисциплин.
7. В середине XIX века были в основном разработаны основные методы эндоскопии ЛОР-органов, что требовало специальной школы для их освоения.
Оториноларингология – хирургическая дисциплина, обладающая рядом специфических особенностей. Среди них можно выделить следующие (М. С. Плужников, 2003):
1. ЛОР-органы представляют собой скрытые от глаза полости сложной конфигурации. Для их осмотра необходима сложная аппаратура, которая позволяет выполнять исследование, определяемое термином «эндоскопия».
2. В области ЛОР-органов располагаются рецепторные аппараты большинства органов чувств (4 из 5), а также болевой, тактильной, баро- и хеморецепции. В связи с этим в зоне ЛОР-органов инициируются многие рефлекторные и поведенческие реакции.
3. В области верхних дыхательных путей имеет место перекрест с пищеварительным трактом, что определяет ряд драматических клинических ситуаций.
4. Гортани и верхним дыхательным путям принадлежит привилегия формирования голоса – основы речевой функции, имеющей непреходящее социальное значение.
|
5. ЛОР-органы топографически тесно связаны с содержимым полости черепа и глазницы, шейным и грудным средостением, что предопределяет возможное развитие летальных осложнений при воспалительных процессах и травмах.
6. Верхние и нижние дыхательные пути – единый дыхательный тракт с взаимообусловленными физиологическими и патологическими реакциями, с единой клинической картиной болезни.
7. В области ЛОР-органов, в частности верхних дыхательных путей, развиваются опухоли, нередко злокачественной природы.
8. Особенно велико значение рака гортани, занимающего 1–3% в общей структуре онкологической заболеваемости населения.
9. В оториноларингологии есть разделы, связанные с необходимостью оказания больным неотложной, экстренной специализированной медицинской помощи (стенозы, инородные тела, травмы, ожоги, абсцессы, кровотечения), которые должны хорошо знать врачи всех специальностей и уметь оказывать врачебную помощь.
10. Оториноларингология как клиническая специальность имеет ярко выраженный профилактический характер.
ЛОР-органы как физиологические системы являются важнейшими представителями ЦНС, ее афферентными «входами» и полифункциональными эффекторами, играющими важную роль во многих процессах жизни человека. Достаточно лишь перечислить такие важнейшие функции ЛОР-органов, как дыхательная и пищепроводная, слуховая и речевая, вестибулярная и иммунобиологическая, чтобы убедиться в том, что эта система органов играет ведущую роль в многообразном взаимодействии организма с окружающей средой. На территории ЛОР-органов располагаются слуховой, вестибулярный, обонятельный и вкусовой анализаторы, а также механо-, баро-, термо- и хеморецепторы.
Оториноларингологическая служба занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12–15% общего числа больных. При этом более 60% обращений по поводу заболеваний ЛОР-органов приходится на детей и взрослых до 30 лет.
Очевидна и социальная значимость оториноларингологии. Потеря слуха, речи, равновесия, мучительный шум в ушах, частые ангины и заложенность носа чрезвычайно отражаются на трудоспособности человека, его моральном состоянии.
Верхние дыхательные пути и ухо тесно взаимосвязаны с другими органами и системами. Ведущая роль в этом принадлежит нервно-рефлекторным механизмам. Верхние дыхательные пути – мощная рефлексогенная зона, обусловливающая широкие и разносторонние взаимоотношения с различными органами и системами организма.
При возникновении тех или иных изменений в верхних дыхательных путях они могут стать источником патологической импульсации, приводящей к различным нарушениям в организме.
Примерами могут служить тонзиллокардиальный, тонзиллоренальный, ринобронхиальный и др. синдромы. В то же время заболевания других органов и систем отражаются на состоянии уха и верхних дыхательных путей: например, диффузные наружные отиты у больных сахарным диабетом и целый ряд других.
Совершенно очевидно, что ЛОР-органы являются частью целостного организма и невозможно изучать и рассматривать болезни этих органов в отрыве от организма в целом.
Аксиомой является также необходимость проведения лечения заболеваний ЛОР-органов исходя из общего состояния организма.
Изучение любого предмета, в том числе оториноларингологии, основывается на знаниях о том, как и когда специальность возникла, какие главные преобразования сформировали ее развитие и в чем состоит ее основное содержание в настоящее время. Кратко мы эти вопросы рассмотрели. Теперь рассмотрим периоды развития оториноларингологии и ее современное состояние.
Прежде чем пускаться в исторический экскурс, нам хотелось бы привести по этому поводу высказывание Марины Цветаевой: «Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра».
Академик Б. С. Преображенский делил историю ОРЛ на два периода: доэндоскопический, когда специализация в этой области медицины не была привязана к определенной группе врачей и лечением при заболеваниях ЛОР-органов занимались врачи широкого профиля, и эндоскопический, когда в практику исследования ЛОР-органов были введены специальные методы, требующие определенных навыков.
Эндоскопический период к настоящему времени претерпел дальнейшее развитие в связи с внедрением электронно-визуальных технологий, что позволяет говорить о третьем периоде в эволюции оториноларингологии – видеоэндоскопическом, позволяющем не только осматривать ранее недоступные области, но и производить при помощи видеотелескопии разнообразные хирургические вмешательства на ЛОР-органах.
Оториноларингология своими корнями уходит в глубокую древность.
В Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае и других странах Востока, как свидетельствуют древние манускрипты, были известны болезни уха, горла и носа, а врачи того времени применяли различные методы их лечения. Однако эти методы носили чисто эмпирический характер и не имели ничего общего с современным подходом.
Гиппократ в своих трудах уделял внимание слуховой функции. Он полагал, что звук проникает через барабанную перепонку и пустоты височной кости в головной мозг. Гален дал детальное описание слухового нерва и сравнивал звук с движением волны. Авиценна в своем труде большой раздел посвятил ЛОР-заболеваниям. Он дал прогрессивные для того времени трактовки глухоты, значения дыхания для голосообразования.
Особое значение для развития оториноларингологии имели труды ученых позднего Средневековья. Так, Везалий разработал и описал секционную технику изучения уха, дал описание слуховых косточек – молоточка и наковальни. Евстахий описал строение слуховой трубы. Фаллопий описал строение и ход лицевого нерва, строение ушного лабиринта. Для осмотра уха применил воронку.
Во второй половине XVII века стали появляться книги по отиатрии. Так, в 1683 г. вышло в свет сочинение основателя французской анатомической школы в Париже Дювернея, в котором рассматривались вопросы истинной отореи, роль барабанной перепонки в звукопроведении, причины ушных шумов и др.
В 1684 г. профессор Йенского университета Шельгаммер издал произведение под названием «Книга о слухе». К этому периоду относится и ряд достижений в области ринологии и ларингологии. Английский ученый Н. Гаймор описал строение и заболевания верхнечелюстных пазух.
XVIII век был ознаменован еще более прогрессивными произведениями по оториноларингологии. Так, Вальсальва в «Трактате об ухе» 1704 г., основанном на исследовании ушей более 1000 умерших, уточнил и расширил знания по анатомии уха. Дж. Морганьи детально изучил механизм глотания и др.
В России практическая медицина достигла значительного развития во второй половине XVIII века. В 1764 г. открывается медицинский факультет при Московском университете, а в 1798 г. – Петербургская медико-хирургическая академия.
Большую роль в развитии оториноларингологии сыграл гениальный ученый и хирург Н. И. Пирогов. Классические анатомические исследования Пирогова уточнили и углубили наши знания по анатомии и топографии уха, носа и горла.
Тысячи распилов в трех взаимно перпендикулярных плоскостях понадобились Пирогову для создания 4-томного атласа, его бессмертного творения – «Топографической анатомии, иллюстрированной разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». В атласе Н. И. Пирогова полость носа изображена на 72 рисунках, что дает полное представление относительно ее анатомических связей. Пирогов дал первое точное топографо-анатомическое описание полости носа и околоносовых пазух (рис.1.).
Рис. 1. Н. И. Пирогов (1810–1881)
За рубежом точное описание анатомии носа и околоносовых пазух было сделано только через 30 лет Э. Цукеркандлем.
Как ученый Н. И. Пирогов опубликовал ряд работ по ринологии: «О пластических операциях вообще, о ринопластике в особенности», «Способ остановки кровотечения из носа», «Полипозные наросты в носовой полости», «Операция рака гайморовой пещеры», которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Основополагающую роль в становлении оториноларингологии как самостоятельной клинической дисциплины сыграл С. П. Боткин, который в 1866 г. выделил в своей терапевтической клинике Петербургской медико-хирургической академии несколько коек для ЛОР-больных и ввел для них амбулаторный прием. Первыми профессорами ларингологии и отиатрии были, соответственно, ученики Боткина Д. И. Кошлаков и А. Ф. Пруссак.
В 1892 г., объединив отиатрию с ларингологией, ученик Кошлакова проф. Симановский создал первую в Европе кафедру оториноларингологии и клинику на 30 коек. Личность Николая Петровича Симановского в достаточной степени отражена в исторической литературе.
Заслуги этого ученого перед оториноларингологией огромны. Однако нужно согласиться с мнением проф. А. Г. Волкова (2004), что основная его заслуга состоит в том, что ему удалось убедить высшие эшелоны власти в необходимости создания нового типа лечебных и научных учреждений, а также введения в учебный процесс высшего медицинского образования новой обязательной для изучения дисциплины, а медицинскую общественность в лице Конференции Военно-медицинской академии – в создании новой кафедры.
В 1893 г. по настоянию Симановского оториноларингология была включена в число обязательных предметов, изучавшихся студентами Военно-медицинской академии. «В этом отношении, – отмечал В. И. Воячек, – академия намного опередила культурнейшие страны Запада».
В соответствии с указанным 1892–1893 гг. – годы открытия первой в России клиники ушных, носовых и горловых болезней, объединения кафедр отиатрии и риноларингологии, включения оториноларингологии в состав предметов, обязательных для студентов (правда, лишь Военно-медицинской академии), – являются весьма знаменательными в истории отечественной оториноларингологии.
Н. П. Симановский – организатор первой в России кафедры и клиники ушных, носовых и горловых болезней, создатель первой русской школы по этой специальности – по праву считается основоположником отечественной оториноларингологии. Движимый чувством горячего патриотизма и любви к своей специальности, Симановский добился получения средств на строительство нового здания для клиники, полностью удовлетворявшего требованиям развивавшейся оториноларингологии. Новая клиника была построена в 1902 г., в дальнейшем она была расширена и реконструирована.
В Военно-медицинской академии существовало несколько профессорских званий: адъюнкт-профессор, экстраординарный профессор, ординарный профессор, заслуженный ординарный профессор. Начиная с 1885 г. Н. П. Симановский утверждается в каждом из них. В 1907 г. он был удостоен высшего ученого звания академика.
Рис. 2. Профессор Симановский Николай Петрович
Среди научных трудов академика Н. П. Симановского работы по физиологии, терапии и оториноларингологии. Его диссертация на степень доктора медицины называлась «К вопросу о влиянии раздражений чувствительных нервов на отправление и питание сердца».
Тема была предложена С. П. Боткиным, выполнялась диссертация в физиологической лаборатории, руководимой И. П. Павловым. В этой работе были впервые представлены экспериментальные данные о рефлекторном происхождении, как изменений сердечной деятельности, так и трофических изменений сердечной мышцы под влиянием хронического раздражения окончаний чувствительных нервов внутренних органов, в частности желудка и желчного пузыря.
В течение всей своей жизни Н. П. Симановский поддерживал тесную связь с И. П. Павловым, был его большим другом. В сборнике, посвященном 75-летию И. П. Павлова, один из его учеников, В. В. Савич, вспоминал: «Одно время Ивану Петровичу приходилось переживать полное безденежье, он был вынужден разлучиться с семьей и жил один в квартире своего приятеля Н. П. Симановского». Сведения о дружбе Н. П. Симановского с И. П. Павловым имеются и в воспоминаниях С. В. Павловой, жены Ивана Петровича.
Творческая связь и дружба Н. П. Симановского с И. П. Павловым способствовали определенной направленности ряда работ, как самого Николая Петровича, так и его учеников, постоянно пробуждали интерес к исследованиям великого русского физиолога. Так, Н. П. Симановский живо интересуется работами отдела физиологии, руководимого И. П. Павловым в организованном в 1890 г. Институте экспериментальной медицины, активно участвует в обслуживании выступлений Ивана Петровича в Обществе русских врачей. Впоследствии и И. П. Павлов часто использовал для своих опытов ухо и верхние дыхательные пути. Объектами особого изучения служили слуховой и обонятельный анализаторы. До последних лет жизни Ивана Петровича интересовали лабиринтные рефлексы.
Н. П. Симановский создал целую школу оториноларингологов, сыгравшую большую роль в развитии этой специальности не только в Петербурге, но и во всей стране. Одним из них является преемник его на кафедре ВМА, крупнейший отечественный ученый, академик Владимир Игнатьевич Воячек.
Рис.3. Профессор Воячек Владимир Игнатьевич
Имя В. И. Воячека, как пишет известный российский оториноларинголог, лично знакомый с проф. Воячеком, профессор Алексей Сергеевич Киселев в своей замечательной монографии «Академик В. И. Воячек. Портрет ученого на фоне эпохи», навсегда останется в скрижалях отечественной науки.
Алексей Сергеевич отмечает: «…научная и клиническая деятельность В. И. Воячека отличалась необыкновенной многогранностью и оригинальностью и охватила практически все направления оториноларингологии. Особой заслугой академика было то, что он создал уникальную научную школу, из которой вышло много выдающихся ученых, врачей, педагогов…» Настоятельно рекомендуем прочитать книги проф. А. С. Киселева, который увлекательно, интересно, с большой любовью к описываемым личностям и России создает перед нами образы Н. И. Пирогова («Н. И. Пирогов. Страницы жизни великого хирурга») и В. И. Воячека («Академик В. И. Воячек. Портрет ученого на фоне эпохи»).
Учениками проф. Н. П. Симановского были такие известные профессора, как Б. В. Верховский (Петербургский женский медицинский институт), Н. М. Асписов (Тифлисский медицинский институт), П. П. Шевелев (Пермский медицинский институт), Н. В. Белоголовов (Самарский мединститут). Особо хотелось отметить проф. М. Ф. Цитовича (Саратовский мединститут), которого проф. Симановский, будучи уроженцем Саратова, лично рекомендовал на кафедру и даже поставил условия его назначения, поскольку первая клиника на 20 коек была построена на его личные деньги. Кафедра открылась в 1914 г. и со временем стала крупнейшим научно-педагогическим центром юго-востока страны. Любимым детищем проф. М. Ф. Цитовича было уникальное научно-медицинско-педагогическое учреждение, аналога которому не было и нет, – Институт физиологии верхних дыхательных путей. Институт был организован в 1926 г. Целью создания института было значительное расширение научной базы, привлечение специалистов других отраслей медицины. М. Ф. Цитович стал основателем крупной научной школы, его учениками были профессора Л. Е. Комендантов, А. В. Савельев, А. А. Аткарская, Н. А. Карпов, И. И. Луков, Б. Н. Луков, В. Т. Трутнев, Н. Н. Лозанов, И. П. Кутепов, А. А. Потапов. Многие из них стали основателями региональных школ оториноларингологов.
В развитии отечественной оториноларингологии большую роль сыграл и Клинический институт для усовершенствования врачей, открытый в Петербурге в 1885 г.
Курс болезней гортани и носа в нем вел проф. В. Н. Никитин. Он опубликовал руководство «Болезни носовой полости», выдержавшее три издания, а затем «Болезни придаточных полостей носа».
Преподавание отиатрии в этом же институте вел другой крупный специалист, проф. В. Н. Окунев, который был автором оригинальной, проведенной на заре возникновения авиации работы на тему «Материалы к выяснению некоторых моментов воздухоплавания на здоровое и больное ухо».
Мировую славу своими исследованиями в области физиологии и патологии вестибулярного аппарата приобрел проф. клиники Московского университета С. Ф. Штерн.
Трудно перечислить всех ученых-оториноларингологов, внесших значительный вклад в развитие отечественной оториноларингологии. Многочисленные научные исследования потребовали организовать периодические журналы по специальности. В 1906–1907 гг. стали выходить «Вестник» и «Ежемесячник ушных, носовых и горловых болезней». В 1911 г. был созван первый в России съезд оториноларингологов, который послужил демонстрацией зрелости отечественной оториноларингологии.
В нашей стране высшей государственной научной организацией, штабом медицинских наук является Российская академия медицинских наук, объединяющая ученых, внесших крупный вклад в медицинскую науку и здравоохранение. О высоком научном авторитете отечественной оториноларингологии свидетельствует избрание ее представителей академиками и членами-корреспондентами Академии медицинских наук.
Это академики В. И. Воячек (с 1944 г.), Б. С. Преображенский (с 1950 г.), Н. А. Преображенский (с 1975 г.), И. Б. Солдатов (с 1978 г.), С. Н. Хечинашвили (с 1980 г.), Ю. М. Овчинников и члены-корреспонденты АМН В. Ф. Ундриц (с 1946 г.), А. Г. Лихачев (с 1963 г.), Ю. Б. Исхаки (с 1978 г.), В. Т. Пальчун, Г. З. Пискунов, Ю. К. Янов. В. Р. Гофман в 1994 г. был избран членом-корреспондентом Академии космонавтики.
В 2016г. Российская медицинская академия вошла в состав Российской Академии Наук и ее действительным членом (академиком) стал доктор медицинских наук, профессор, С-Петербургского НИИ УГН и речи, генерал-лейтенант Янов Юрий Константинович, председатель Национальной ассоциации врачей оториноларингологов РФ, член-корреспондентами РАН, профессора: Пискунов Г.З., Богомильский М.Р. и Дайхес Н.А.
За большой вклад в развитие медицинской науки и подготовку высококвалифицированных специалистов трое оториноларингологов удостоены высшей государственной награды – звания Героя Социалистического Труда: В. И. Воячек в 1961 г., Б. С. Преображенский в 1962 г., И. Б. Солдатов в 1990 г.
Группе оториноларингологов – А. И. Коломийченко, В. Ф. Никитиной, Н. А. Преображенскому, С. Н. Хечинашвили и К. Л. Хилову – за усовершенствование и широкое внедрение в лечебную практику операций по улучшению и восстановлению слуха у больных отосклерозом в 1964 г. присуждена Ленинская премия.
Среди российских оториноларингологов есть лауреаты Государственной премии СССР (А. А. Горлина, Ю. К. Ревской), многим присвоены почетные звания заслуженного деятеля науки и заслуженного врача республики.
Первым медицинским вузом на Юге России был эвакуированный в Ростов-на-Дону в годы Первой мировой войны Варшавский университет, а затем и частный женский медицинский институт, которые в 1920 г. объединились в медицинский факультет Донского, с 1925 г. – Северо-Кавказского университета.
Таким образом, на Юге России был образован крупный медицинский факультет, с момента своего образования имеющий собственную клиническую базу – Николаевскую больницу.
Основателем кафедры оториноларингологии был крупный деятель советской оториноларингологии, проф. Леонид Ефимович Комендантов, окончивший ВМА и приглашенный проф. М. Ф. Цитовичем в ЛОР-клинику в Саратове, где он работал с 1915 по 1921 г. сначала в должности ассистента, а затем приват-доцента и профессора. 18 декабря 1923 г. была официально открыта кафедра оториноларингологии медицинского факультета, куда проф. Л. Е. Комендантов получил приглашение. После организации кафедры преподавание оториноларингологии стало обязательным. Семилетний период работы в Ростове – апогей творческой деятельности Комендантова. Под руководством проф. Комендантова была создана целая научная школа. Этому способствовало то, что он был не только успешным организатором, научным работником и клиницистом, но и талантливым преподавателем.
Заслугой проф. Л. Е. Комендантова была организация в 1928 г. 1-го Краевого съезда оториноларингологов Северного Кавказа (Волков А.Г., Киселев В.В., 2004).
В последующем кафедру оториноларингологии возглавляли видные ученые: проф. Д. И. Зимонт, проф. А. Р. Ханамиров, проф. А. Н. Помухина, в настоящий момент – проф. А. Г. Волков. Все они внесли весомый вклад в развитие нашей специальности.
Приведу несколько фактов об истории создания кафедры оториноларингологии и клиники ЛОР-болезней в Ставропольском государственном медицинском институте (с 2012 г. – университете). Первым заведующим кафедрой был доцент М. С. Лурье (пр. №147 от 31.08.1941 г.). Затем кафедру принял проф. А. И. Гешелин (04.04.1942–02.05.1942).
В последующие годы кафедрой заведовали ассистент Б. А. Дядченко (25.08.1943–05.09.1943), профессора И. Т. Дорошенко (15.09.1943–04.12.1943), Виталий Викторович Громов (13.08.1945–28.02.1947), Иона Моисеевич Соболь (28.02.1947–01.09.72), Фото Людмила Григорьевна Карпова (1972–1988),Фото Борис Михайлович Цецарский (1988–2000).Фото С 2000 г. кафедрой заведует профессор Владимир Иванович Кошель.
23 марта 1947 г. в Ставрополь приехал профессор Иона Моисеевич Соболь.
Рис.4. Профессор Соболь И.М.
В 1945 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Влияние санитарно-гигиенических условий ткацкого производства на верхние дыхательные пути и уши». К моменту приезда в Ставрополь Иона Моисеевич был уже опытным врачом и известным ученым. Он принял заведование не только кафедрой, но и ЛОР-отделением краевой клинической больницы. Он создал на Ставрополье собственную школу отоларингологии, организовал учебный и лечебный процесс, подготовил целую плеяду ученых и высококвалифицированных врачей-отоларингологов.
Иона Моисеевич был автором более 200 научных работ. Под его руководством защищено 24 кандидатские и 6 докторских диссертаций. Многие из нас были учениками Ионы Моисеевича и хорошо помним его колоритную фигуру, манеру чтения лекций. Он был высоко эрудированным ученым, человеком исключительной порядочности, чутким и внимательным. Он вел большую общественную работу, был главным оториноларингологом края, создателем и председателем краевого общества РНОЛО, членом редакционного совета журнала «Вестник оториноларингологии». Ионы Моисеевича не стало в 1987 г.
Вопросами дальнейшего развития и совершенствования оториноларингологической службы Ставропольского края занимались ученики И. М. Соболя, профессора Карпова Л.Г., Цецарский Б.М., Енин И.П.
Рис. 5. Профессора Карпова Л.Г., Цецарский Б.М., Енин И.П.
Заслуженный врач РФ, проф. Иван Петрович Енин в 1977г. организовал кафедру оториноларингологии факультета последипломного образования, в том же году приказом ректора Ставропольской медицинской академии Михайличенко Ю.П. N377 от 31 августа был организован курс детской оториноларингологии. Основной клнической базой курса детской оториноларингологии сразу стало детское ЛОР-отделение 3-й городской больницы. С первых дней организации курса основным помощником и лучшим ассистентом преподавателем стал и до конца своей жизни оставался кандидат медицинских наук Аркадий Давыдович Фаянс.
Большую помощь в научно-исследовательской, организационной и педагогической деятельности И.П.Енину оказывали сотрудники кафедры: профессора Моренко В.М., Карпов В.П., ассистенты Ягода Н.Л., Соболь В.И., Сивоволова Н.А., Енин И.В. и др.
В настоящее время Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор И. П. Енин – один из авторитетных оториноларингологов не только Ставропольского края, но и в целом РФ. Он автор более 200 научных работ, 3 монографий, 5 учебно-методических пособий. Под руководством Ивана Петровича подготовлено 5 кандидатских и 2 докторские диссертации.
В 2000 г. заведующим кафедрой отоларингологии становится профессор Владимир Иванович Кошель. Владимир Иванович прошел путь от ассистента кафедры до заведующего кафедрой и клиникой ЛОР-болезней краевой клинической больницы. С 2003 г. он главный врач этой больницы.
Рис.6. Профессор Кошель Владимир Иванович
В настоящее время Владимир Иванович – ректор Ставропольского государственного медицинского университета. Заведующий кафедрой болезней уха, горла и носа, главный внештатный оториноларинголог Министерства здравоохранения Ставропольского края, член правления Российского научного общества оториноларингологов, член правления Российского общества ринологов, член редакционного совета журналов «Российская оториноларингология», «Российская ринология». Владимир Иванович впервые в крае внедрил современные эндоскопические методы диагностики и лечения заболеваний носа и околоносовых пазух, гортани, среднего уха. Имея большой опыт организационной работы, Владимир Иванович многое делает для улучшения оториноларингологической помощи насе
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!