Переговоры по конвенциям о границе и другим — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Переговоры по конвенциям о границе и другим

2021-06-23 43
Переговоры по конвенциям о границе и другим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Касаясь политических проблем, остающихся открытыми в советско-иранских отношениях, Аалям сказал мне, что он обсуждал со своими отделами эти вопросы и полагает, что следовало бы в ближайшее время составить комиссию для просмотра и утверждения той работы, которая в прошлом уже была сделана в части подготовки конвенций о границе, о режиме в пограничной полосе и об обязанностях погранкомиссаров.

Аалям добавил, что, по сообщению отделов МИД, велись также переговоры о статье 6 договора 1921 года* и что и эту работу нужно сейчас восстановить.

Он полагает сам принять участие в работе этой комиссии, если со стороны полпредства в этой работе буду принимать участие я.

Я ему ответил, что больше всего подготовлены конвенции о режиме в пограничной полосе и об обязанностях погранкомиссаров. Против обсуждения этих конвенций в комиссии с представителями МИД я не имею никаких возражений.

Арестованные в Пехлеви совграждане

Аалям сказал мне, что он отправил на днях начальнику главного полицейского управления письмо, в котором, ссылаясь на инструкцию, полученную от шаха, МИД указывает на целесообразность освобождения всех арестованных в Пехлеви совграждан, если преступления, приписываемые им, не носят слишком тяжелого характера. Он надеется также, что в ближайшие дни будет, наконец, решен вопрос и о фильмах в пехлевийском клубе.

Я заметил, что эти вопросы очень затянулись.

Я выразил Ааляму благодарность за содействие, оказанное им в освобождении шофера нашего генконсульства Романова. Я просил его также поблагодарить от моего имени министра юстиции Дафтари.

И. Карташев

АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 9, д. 89, л. 6 — 7.

* См. т. III, док. 305.

18


ПРОТОКОЛ № 7 РЕШЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП (б) ЗА 4 СЕНТЯБРЯ — 3 ОКТЯБРЯ 1939 г.

Вопросы Западной Украины и Западной Белоруссии

1. Созвать Украинское Народное Собрание из выборных по областям Западной Украины (территория быв. воеводств Станиславского, Львовского, Тарнопольского и Луцкого) и Белорусское Народное Собрание из выборных по областям Западной Белоруссии (территория быв. воеводств Новогрудского, Виленского, Белостокского и Палесского).

Эти Народные Собрания должны: 1) утвердить передачу помещичьих земель крестьянским комитетам; 2) решить вопрос о характере создаваемой власти, т. е. должна ли быть эта власть советская или буржуазная; 3) решить вопрос о вхождении в состав СССР, т. е. о вхождении Украинских областей в состав УССР, о вхождении Белорусских областей в состав БССР; 4) решить вопрос о национализации банков и крупной промышленности.

2. Украинское Народное Собрание созвать в г. Львове, Белорусское Народное Собрание — в г. Белостоке.

3. Днем выборов в Народные Собрания назначить воскресенье 22 октября с. г.

Днем созыва Народных Собраний назначить 26 октября с. г.

4. Выборы в Народные Собрания производить на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Правом выбора в Народные Собрания пользуются все граждане мужского и женского пола, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

5. Установить избирательную норму по выборам в Народные Собрания: 1 депутат от 5 тысяч избирателей.

6. Создать Комитет по организации выборов Народного Собрания Западной Украины и Комитет по организации выборов Народного Собрания Западной Белоруссии.

Инициативу по созыву Народных Собраний и созданию Комитетов берут на себя Временные управления городов Львова и Белостока, которые обращаются к Временным управлениям областных городов с приглашением выделить представителей в Комитеты по организации выборов. В составе Комитетов должны быть Временные управления г. Львова и г. Белостока плюс по одному представителю от каждой области, кроме того, два — от крестьянских комитетов, два — от интеллигенции, два — от рабочих организаций.

Для помощи в организации выборов в Комитеты по организации выборов Народных Собраний должны быть делегированы по три представителя от президиумов Верховных Советов УССР и БССР.

Порядок организации выборов устанавливается Комитетами и публикуется во всеобщее сведение. В отношении организации выборов руководствоваться практикой выборов в Верховные Советы СССР и Союзных Республик, с необходимым упрощением, применительно к сжатым срокам выборов.

Ответственность за проведение выборов в областях (быв. воеводствах) возлагается на Временные управления областей, городов, уездов.

7. Право выставленных кандидатов в депутаты Народных Собра-

2*


ний обеспечивается за крестьянскими комитетами, Временными управлениями, собраниями рабочих по предприятиям, собраниями рабочей гвардии, собраниями интеллигенции.

Эти собрания выбирают также доверенных лиц, которые затем на окружных совещаниях доверенных лиц договариваются об общей кандидатуре по округу.

8. Избирательную кампанию проводить под лозунгами: установления Советской власти на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, вхождения Западной Украины в состав УССР и Западной Белоруссии в состав БССР, одобрения конфискации помещичьих земель, требования национализации банков и крупной промышленности.

9. По вопросам порядка дня Народными Собраниями должны быть приняты декларации, текст которых подготовить ЦК КП(б) Украины (т. Хрущеву) и ЦК КП(б) Белоруссии (т. Пономаренко).

10. Приступить к созданию коммунистических организаций в Западной Украине и Западной Белоруссии, начав прием в кандидаты из числа передовых рабочих, оказавших помощь Красной Армии в борьбе с враждебными элементами и проявивших себя в деле установления нового, революционного порядка, а также из числа передовых крестьян и интеллигенции.

Бывших членов Коммунистической партии Западной Украины и Коммунистической партии Западной Белоруссии принимать в ряды ВКП(б) не огульно, а в индивидуальном порядке после тщательной и неторопливой проверки.

11. Демобилизовать из рядов Красной Армии, действующей на украинском и белорусских фронтах, в распоряжение Украинской партийной организации 1000 коммунистов и 500 комсомольцев и в распоряжение Белорусской партийной организации — 800 коммунистов и 400 комсомольцев для использования на партийной, комсомольской и другой работе на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

12. Обязать ЦК КП(б) Украины мобилизовать для партийной и комсомольской работы в Западной Украине не менее 2000 коммунистов и комсомольцев и ЦК КП(б) Белоруссии для работы в Западной Белоруссии — не менее 1500 коммунистов и комсомольцев, главным образом украинцев и белорусов.

13. Обязать ЦК КП(б) Украины и ЦК КП(б) Белоруссии назначить уполномоченных на каждое воеводство по вопросам организации партийной работы. Предложить ЦК КП(б)У и ЦК КП(б)Б в двухдневный срок представить кандидатуры уполномоченных на утверждение ЦК ВКП(б).

14. Организовать Временные областные управления, действующие на территориях бывших воеводств Западной Украины и Западной Белоруссии, в составе 4-х человек (два представителя от армейских органов, один от НКВД, один от Временного управления областного города).

15. Не ломая пока системы организации профсоюзов по профессионально-цеховому признаку, как она существует в настоящее время, поддерживать инициативу по организации профсоюзов на основе объединения всех рабочих данного предприятия, создавая в этих целях фабрично-заводские комитеты.

16. Поручить т. Швернику выделить группу профсоюзных работников для посылки в Западную Украину и в Западную Белоруссию с целью изучения вопросов об условиях труда, о состоянии заработной платы и для оказания помощи в организации профсоюзной работы, обязав эту группу все свои предложения согласовывать с ЦК КП (б) У и ЦК КП (б) Б.

20


17. Назначить от Временных областных управлений комиссаров во все банки на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, для чего поручить т. Булганину отобрать соответствующее число знающих банковскую работу людей в трехдневный срок, согласовав их кандидатуры с ЦК КП(б)У и ЦК КП(б)Б.

Для руководства деятельностью банков обязать т. Булганина выделить временных уполномоченных Госбанка в г. Львове и г. Белостоке.

18. Комиссары банков обязаны: а) проверить состояние текущих счетов и ценностей банков; б),принять меры к открытию и нормальному функционированию банков; в) обеспечить необходимое текущее кредитование промышленных и хозяйственных предприятий.

Считать необходимым повсеместный переход на советскую валюту.

Установить, что ни одна банковская операция не может быть произведена без разрешения комиссара банка.

В случае, если тот или иной банк не может быть восстановлен для нормального функционирования, передать его операции другим банкам.

19. Операции с иностранными банками пока не производить.

20. Считать целесообразным выдачу денег по вкладам частных лиц не свыше 300 рублей в месяц с разрешения комиссаров банков.

21. Принять меры к немедленному открытию сберегательных касс. Выдачу денег по вкладам в сберегательные кассы установить в размере не более 300 рублей в месяц.

22. Предприятия, владельцы коих сбежали или саботируют их работу, национализируются и Временные управления назначают управляющих для ведения дел этих предприятий.

23. Обязать ЦК КП(б)У и ЦК КП(б)Б представить в декадный срок в ЦК ВКП(б) предложения о порядке национализации крупных предприятий и список предприятий, подлежащих национализации.

24. Обеспечить открытие магазинов, базаров, хлебопекарен и прочих предприятий по бытовому обслуживанию населения и обеспечить их нормальное функционирование.

25. Магазины, оставленные владельцами, передать в распоряжение Временных управлений и открыть в них торговлю силами Временных управлений или рабочих кооперативов.

26. Поручить Наркомторгу СССР совместно с Наркомторгами УССР и БССР развернуть в главных городах Западной Белоруссии и Западной Украины государственные магазины.

27. Установить следующие цены: на соль — 20 коп. за килограмм на территории Западной Украины, 30 коп. за килограмм на территории Западной Белоруссии; на спички — 3 коп. за коробку маленького формата; на керосин — 65 коп. за литр на территории Западной Украины, 66 коп. за литр на территории Западной Белоруссии; на махорку — 50 коп. за пачку в 50 грамм.

28. Поручить Наркомату Связи (т. Пересыпкину) совместно с СНК Украины и СНК Белоруссии отобрать в двухдневный срок работников Наркомсвязи, в первую очередь из украинских и белорусских контор Наркомсвязи, для посылки их в Западную Украину и Западную Белоруссию для организации областных и городских Управлений почтово-телеграфной связи, оформив их назначение через Военные Советы фронтов.

29. Поручить т. Пересыпкину подобрать в однодневный срок и представить на утверждение ЦК ВКП(б) по одному уполномоченному для Западной Белоруссии и Западной Украины по организации почтово-

21


телеграфной связи на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, оформив их назначение через Военные Советы фронтов.

30. Разрешить оплату корреспонденции как польскими, так и советскими марками.

Обязать т. Пересыпкина отправить самолетом в распоряжение уполномоченных советские почтовые марки, обеспечив их распространение по всем почтово-телеграфным отделениям.

31. Для обеспечения нужд Временных управлений в автомашинах, как легковых, так и грузовых, поручить ЦК КП(б) Украины и ЦК КП(б) Белоруссии определить потребное количество машин, а Военным Советам фронтов выделить это количество машин из числа трофейных.

32. Поручить тт. Берия и Мехлису в трехдневный срок представить предложения по вопросам о военнопленных и беженцах.

33. Предложить Наркоминделу ликвидировать иностранные консульства, находящиеся в городах Западной Украины и Западной Белоруссии.

Архив Росийского центра хранения и изучения документов новейшей истории, ф. 17, on. 3, д. 1014, л. 57 — 61.

537. ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР ВО ФРАНЦИИ Я. 3. СУРИЦА В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

4 сентября 1939 г. Вне очереди. Сов. секретно

Только что получил две ноты: в первой извещается, что Франция с 3 сентября находится в состоянии войны с Германией201. К ноте приложена приблизительно следующая мотивировка: Германия вопреки своим прежним обязательствам (напоминается и пакт Келлога91) и авторитетным призывам к мирному разрешению конфликта и посредничеству прибегла первого сентября к агрессии против Польши. Это обязывает Францию выполнить свои обязательства, вытекающие из известного Германии пакта о взаимопомощи. Чрезвычайные усилия, предпринятые французским и британским правительствами для сохранения мира путем прекращения этой агрессии, натолкнулись на отказ германского правительства. Вследствие этого и в результате германской агрессии и устанавливается начиная с 17 часов третьего сентября состояние войны между Францией и Германией. Нотификация делается в соответствии с Гаагской конференцией от 1907 года.

Вторая нота является сопроводиловкой к англо-французской декларации, излагающей принципы и линию поведения, которую они намерены соблюдать в войне, и в частности в войне воздушной. В декларации торжественно заверяется, что будут щадиться гражданское население и памятники цивилизации. В этой связи напоминается обращение Рузвельта и их согласие на это обращение и сообщается, что дано указание командованию вооруженных сил бомбардировать с воздуха, моря и суши исключительно военные объекты. В частности, сухопутная артиллерия не должна обстреливать большие города, расположенные вне поля сражения, и памятники культуры. Что касается использования морских сил, в том числе и подводного флота, то оба правительства будут строго придерживаться протокола 1936 года о подводном флоте. Кроме того, они намерены использовать воздушные силы против кораблей торгового флота в море лишь в соответствии с признанными правилами,

22


применяемыми военным флотом в морских войнах. Наконец, оба союзные правительства подтверждают снова их намерения действовать в соответствии с Женевским протоколом 1925 года, запрещающим использование удушающих и отравляющих газов и бактериологических средств. Германскому правительству будет направлен запрос, сможет ли оно дать аналогичное заверение. В заключение указывается, что в случае, если неприятель не будет снова выполнять эти ограничения, французское и английское правительства оставляют за собой свободу действий.

Суриц

АВП РФ, ф. 059, on. 1, п. 302, д  2091, л. 26 — 27. Опубл. в сб. Год кризиса...Т. 2.С. 362

538. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. Г. ДЕКАНОЗОВА С ПОСЛАННИКОМ БОЛГАРИИ В СССР Н. АНТОНОВЫМ

4 сентября 1939 г. Секретно

Посол пришел выразить удовлетворение болгарского правительства в связи с заключением советско-германского договора о ненападении177 и сказать, что в Болгарии это извещение приняли с большим удовольствием и радостью*.

Он выразил уверенность, что советско-болгарские отношения еще более улучшатся, ибо если раньше было некоторое недоверие между народами Болгарии и СССР, то теперь его уже быть не может.

А [нтонов] осведомился, могли ли бы болгарские коммерческие круги послать своих торговых представителей в СССР для заключения торговых договоров**. Вместе с тем посол заявил, что некоторые виды товаров Болгарии с экспорта сняты, и в связи с этим представители торговых фирм Болгарии, находившиеся в Москве, выехали обратно в Болгарию.

Я ответил Антонову (предварительно советовавшись с т. Микояном), что предложение о развитии торговых отношений между Болгарией и СССР будет принято нами и рассмотрено благожелательно, и у нас нет возражений против приезда болгарских торговых представителей в СССР.

Посол поинтересовался, какие взаимоотношения существуют между СССР и Турцией, на что я ответил, что отношения были и остаются дружественными.

На вопрос А[нтонова] относительно возможного приезда в СССР Сараджоглу я ответил, что этот вопрос у нас не стоит***. Посол сообщил, что он более полутора лет работал в Турции и вообще знает ее хорошо, и, по его мнению, у Турции всегда были и останутся хорошие отношения с Советским Союзом.

В заключение беседы А [нтонов] сказал, что руководящие круги Советского Союза понимают заинтересованность Болгарии в положительном разрешении вопроса о Добрудже89 для Болгарии, но существующая международная обстановка и обострение противоречий между капи-

* См. док. 491.

** См. док. 871.

*** См. док. 654.

23


талистическими странами не позволяют поставить этот вопрос в данное время, но он надеется, что все же эти вопросы будут урегулированы мирным путем.

В. Деканозов

АВП РФ, ф Oil, on. 4, п. 25, д. 40, л. 33 — 34.

539. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В КИТАЕ А. С. ПАНЮШКИНА С НАЧАЛЬНИКОМ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ ВОЕННОГО КОМИТЕТА ГОМИНЬДАНА ГЕНЕРАЛОМ ЧЖАН ЧУНОМ

4 сентября 1939 г. Секретно

Г-н Чжан Чун сказал, что маршал Чан Кайши послал его к полпреду для того, чтобы узнать мнение правительства СССР по следующим вопросам, ранее поставленным Чан Кайши во время беседы с полпредом:

1)   Как смотрит СССР на заключение договора о взаимопомощи?* Одновременный нажим на Японию был бы очень полезен. Мы знаем, что СССР оказывает нам большую помощь, но заключение такого договора имело бы огромное значение183.

2) Как относиться к Англии и Франции? В этом отношении совет тов. Сталина был бы очень ценен. К Японии мы относимся как к врагу, с которым будем вести войну до победы151. (Во время последней беседы маршал Чан Кайши ставил вопрос: «Как относиться к Англии, Франции и Японии?»)**

Кроме того, г-н Чжан Чун сообщил, что имеется телеграфное сообщение «Рейтера» о том, что в Москве ведутся переговоры с Японией о ненападении***. Если бы это сообщение соответствовало действительности, то оно бы явилось очень большим ударом по политическому настроению китайского народа203. Если это сообщение является провокацией, то было бы очень хорошо опровергнуть его через ТАСС.

В дальнейшей беседе г-н Чжан Чун сообщил, что маршал придает особенно большое значение вопросу о привлечении Америки на свою сторону. Он (маршал) хочет, чтобы между СССР и Америкой произошло сближение и эти две страны общими усилиями оказали давление на Японию.

Далее г-н Чжан Чун сказал, что: 1) Имеются надежды на получение займа от Америки****. В настоящее время имеется предложение о займе в сумме 70 000 000 ам. долларов, но оно исходит от частных фирм, поэтому мы от него откажемся, так как условием предоставления этого займа является предварительная продажа тунгового масла. Имеется возможность получить заем в сумме 30 000 000 ам. долларов от правительства США, от которых мы не откажемся.

2) Сун Цзывэнь (Т. В. Сун)***** приехал сюда и будет поддерживать правительство.

* См. док. 497, 567. ** Там же.

*** См. док. 546, 548, 565, 570, **** См. док. 497. ***** Председатель совета управляющих Китайского банка.

24


3) Курс китайского доллара повышается.

4) Пищепродукты будут взяты под контроль правительства.

5) Курс облигаций китайских займов на международном рынке — в Лондоне и других местах — повышается.

6) В прошлом со стороны председателя правительства провинции Хэбэй Лу Чжунлиня наблюдались плохие отношения с местными властями, что вызывало трения, поэтому он отстранен от должности председателя правительства провинции Хэбэй. Вместо него назначен генерал Сунь Ляньчжун, который будет дружен с местными властями.

7) Маршал хочет устроить обед и познакомить полпреда с председателями юаней, министрами и своими ближайшими сотрудниками.

В момент ухода г-на Чжан Чуна последний провожавшему его Сквор-цову сказал: «Наше государство находится в очень серьезном положении. Нужна решительная поддержка».

Записал Скворцов

АВП РФ, ф 06, on. 1, п. 11, д. 107, л. 138 — 139.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.