Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Самоконтроль в процессе занятий физической культурой

2017-11-22 352
Самоконтроль в процессе занятий физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Большое значение в физической культуре лиц пожилого и старшего возраста имеет сознательное отношение самих занимаю­щихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. В этом возрасте он имеет специфические особенности. Сюда входит и учет показате­лей общего состояния организма, настроения, самочувствия, и самооценка переносимости каждого основного упражнения и за­нятия в целом, оценка сна, аппетита, болевых ощущений.

В пожилом и старшем возрасте необходимо продолжать на­блюдения за частотой сердечных сокращений (пульса). Следует вести и контроль за изменениями массы тела. Причем следует учитывать, что резкие колебания веса в пожилом и старшем воз­расте оказывают отрицательное воздействие на состояние дыха­тельной системы. Изучается, как правило, показатель жизненной емкости легких, получаемый с помощью спирометра. В пожилом и старшем возрасте физические упражнения не могут вызвать больших изменений жизненной емкости легких, хотя, например, за период месячного санаторного отдыха с применением террен­кура (оздоровительной ходьбы) и лечебной гимнастики она уве­личивается на 300—400 см3.

Дневник самоконтроля несколько отличается от того, который ведется в предыдущем возрастном периоде. В нем особенно важ­но правильно оценивать состояние отдельных показателей само­чувствия, систематически фиксируя их в дневнике как хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии отмечает­ся характер необычных ощущений. Записываются продолжитель­ность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспо­койный сон, бессонница, недосыпание и др.). Указывается хо­роший, удовлетворительный, пониженный, плохой аппетит. Раз­личные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является резуль­татом переутомления или заболевания.

ЧСС — важный показатель состояния организма людей пожи­лого и старшего возраста. До занятий допустимо 60—80 уд/мин, после упражнений утренней гимнастики, выполненных методиче­ски грамотно, пульс через 3 мин приближается к уровню исход­ного. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100—1200 уд/мин. А отдельные подъемы, вызванные чаще всего игровыми ситуациями на занятиях, не дол­жны превышать 130—150 уд/мин.

Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самим занимающимся и периодически—совместно с инструктором физкультуры и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями на организм зани­мающегося. Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает человека следить за собственным здоровьем, стимули­рует выработку устойчивых навыков личной гигиены.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы задачи направленного использования физической культуры старении организма?

2. Охарактеризуйте методические особенности направленного использован-средств физической культуры.

3. Какова методика проведения общеподготовительной гимнастики в п жилом возрасте?

4. Коковы методические особенности проведения дыхательной гимнастики?
jJj^ftfeK проводится самоконтроль в процессе занятий физической культурой

пожилого и старшего возраста?


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методическая разработка решения общей задачи VIII: обучить учащихся 4-го класса бегу по жесткому, мягкому и скользкому грунту


Частные задачи


Средства и методы их решения


 


Создать представление о технике бега по твердому, мягкому и скользкому грун­ту

Разучить постановку ноги на опору

Разучить отталкивание но­гой

Разучить движения рук во время бега

Проверить технику бега в полном объеме технических требований

Совершенствовать технику бега в сочетании с други­ми действиями в изменя­ющихся условиях

Совершенствовать технику бега в усложненных усло­виях


Беседа, показ, демонстрация изображения

а) бег на месте с постановкой ноги с носка на
всю ступню;

б) бег короткими шагами с постановкой ноги
с носка на всю ступню,

а) бег с подскоками;

б) бег в медленном темпе; по сигналу — прыжок
в «шаге»;

в) бег короткими шагами. Темп задается уда­
рами в бубен.

а) движения руками на месте в быстром темпе;

б) бег по скользкому грунту, акцентируя внима­
ние на работе руками для сохранения равно­
весия.

Бег — 30 м. Оценивается сохранение правильной осанки, постановка ноги на грунт, отталкивание ногами, работа рук.

а) бег в сочетании с ходьбой;

б) бег по разметкам на грунте;

в) бег при изменении направления («зигзагом»,
«змейкой>, «противоходом»);

г) бег огибая препятствия;

д) бег по узкой дорожке;

е) бег по одной линии.

Эстафета: 50 м в гору и 30 м под гору с пре­
одолением канавы. Победитель определяется по
количеству учеников, совершивших меньше тех­
нических ошибок и выполнивших задание быст­
рее^___________________________________


Приложение 2

Методическая разработка решения общей задачи IX:

развить выносливость учащихся 4-го класса в беге на 1000 м

умеренной интенсивности


Частные задачи


Средства и методы их решения


 


Создать у занимающихся представление о кроссовой подготовке


а) рассказ о задачах кроссовой подготовки, • бе­
седа о ее влиянии на организм занимающих­
ся;

б) разъяснение значения правильного глубокого
дыхания, постепенного нарастания скорости
и т. п.



Продолжение' j


Частные задачи


Средства и методы их решения


 


Совершенствовать технику бега и подготовить орга­низм школьников к про­хождению кроссовой дис­танции

Проверить и оценить спо­
собность занимающихся
пробегать кроссовую дис­
танцию


а) бег в равномерном темпе—100 м, ходьба —
100 м, бег в медленном темпе—100 м, быст­
рая ходьба— 100 м;

б) ходьба широким шагом, быстро—150 м, бег
в равномерном темпе—100 м, ходьба в мед­
ленном темпе—150 м;

в) бег в равномерном темпе—150 м, ходьба в
медленном темпе — 50 м (3 повторения);

г) бег в равномерном темпе — 200 м, быстрая
ходьба—100 м, бег в медленном темпе —
100 м, ходьба в равномерном темпе—100 м;

д) бег в медленном темпе — 300 м, медленная
ходьба—100 м (2 повторения);

е) бег в равномерном темпе — 200 м, ходьба
200 м, бег в равномерном темпе — 300 м,
ходьба — 300 м;

ж) бег в медленном темпе — 500 м, ходьба —
200 м, бег в равномерном темпе — 300 м,
ходьба — 200 м;

з) то же, но ходьба быстрая.
Кросс— 1000 м.

Учебные нормативы: девочки — 6.40—7.40—8.20; мальчики — 6.00—6.40—7.40.


Приложение 3 Методическая разработка решения общей воспитательной задачи XII: воспитывать сознательную дисциплинированность у учащихся 4-го класса


 
 


Воспитание выдержки и настойчивости

Воспитание организованно­сти в работе


а) вопросы по ходу работы, позволяющие ак­
центировать внимание учеников с помощью
межпредметных связей на деталях и харак­
теристиках рациональной техники и поддер­
живать его;

б) поощрение упорства, попыток преодолеть
внутренние (лень, пассивность и т. п.) и внеш­
ние (недостаточное количество снарядов, не­
большое количество времени на выполнение
задания и др.) препятствия;

в) постановка увлекательных целей, определение
конкретного объема работы

а) определить наиболее эффективный ритм рабо­
ты, объяснив и продемонстрировав его досто­
инства;

б) проверка по секундомеру темпа работы от­
дельных подгрупп и учеников с сообщением
итогов;

в) проверка темпа и ритма выполнения дейст-л
вий по чувству времени учащихся, сопостав-,
ление их ощущений с показателями секундо­
мера;

г) соревнование между отдельными подгруппами
и учениками по итогам учебной работы Halj
уроке ___________________________________



Приложение 4

График учебно-воспитательной работы в III четверти для 4-го класса

 

 

Общие учебно-воспитательные чобщ. зад.       Уроки        
задачи       36 37 38 1 39   «                      
Сообщить теоретические све­дения I                                        
Обучить строевым упражне­ниям II                                        
Совершенствовать лазанье по канату в 3 приема III                                        
Обучить опорному прыжку — вскок в упор присев — со­скок прогнувшись IV                                        
Разучить подтягивание на пе­рекладине из виса V I   1,2   1,2                           *  
Обучить равновесию на одной ноге на узкой опоре и соско­ку прогнувшись VI                                        
Обучить бегу по жесткому, мягкому и скользкому грунту VII*                     2а, 4а 26, За,б 36, в 4аб ,5 а, 6, в 6г,д бе    
Совершенствовать разученные элементы игры в ручной мяч в условиях противоборства VIII                                 7в 8 7в 8  
Развить выносливость для прохождения кроссовой дис­танции IX*                     2а, д 2а, б 2ж, 3  
Развивать ловкость и быстро­ту X     1,2             1, 2                    

Продолжение

 

 

Общие учебно-воспитательные общ. зад.     Уроки              
задачи   34 1 35     3S                   48-     5,  
Повысить уровень общей фи­зической подготовленности XI           г                          
Воспитывать сознательную дисциплинированность XII                   1а, б     1в, 2а, б, г  
Формировать навыки страхов-                                          
ки и помощи, подготовки и                                          
уборки гимнастических снаря­дов XIII   I 1,2                               '  

* — номера тех учебно-воспитательных задач, примерные методические разработки которых представлены в данном учебнике.


Приложение 5 ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА № 24 ДЛЯ 6-ГО КЛАССА Общие задачи урока:

1. Научить активному толчку руками в момент разведения ног при вы­полнении прыжка ноги врозь через козла (мальчики).

2. Разучить активный мах вперед с поворотом на 90е при соскоке из упора сидя сзади с брусьев разной высоты (девочки).

3. Добиться своевременной постановки рук при выполнении кувырка назад.

4. Развивать силу мышц рук и брюшного пресса для выполнения гимна­стических упражнений комплекса ГТО.

5. Приучать к самооценке и самоконтролю по подготовке и уборке гимна­стических снарядов.


Частные задачи урока


Средства


Дози­ровка


Методические приемы


 


1. Сформировать ' осмысленное и от­ветственное отноше­ние к учебной дея­тельности на уроке

2. Развивать способ­ность сохранять за­данный темп движе­ний

3. Развивать способ­ность точно и быст­ро реагировать на зрительные и звуко­вые сигналы

4. Формировать практический опыт коллективных отно­шений

5. Развивать быст­роту двигательной реакции и движений в беге


I часть

1. Построение, рапорт, сообщение задач уро­ка

2. Ходьба, ходьба на носках, руки за голо­ву

3. Задание на внима­ние: ходьба в присе­де, бег, остановка

 

4. Перестроение из ко­лонны по одному в колонну по два пово­ротом налево в движе­нии

5. И. п. — основная стойка лицом друг к ДРУгу;

1—2 — стойка на пра-


мин

30 с

С

мин

С


Инвентарь: гимнастиче­ские маты, скамейки, мостик, козел, брусья, бревно, стул, секундо­мер, карточки с описа­нием требований к уп­ражнениям

Объявить, что за ка­
чество выполнения
учебных заданий не­
сколько учеников бу­
дут отмечены в конце
урока. Задание осво­
божденным от занятий
(«судьям>) — проана­
лизировать и оценить в
конце урока деятель­
ность групповодов при
уборке снарядов

Выполняется по под­счету

Выполняется по сигна­лу: 1 свисток — ходь­ба в приседе; 2 свист­ка — бег; поднятая ру­ка i— остановиться

Каждая колонна объ­является командой и-получает наименование-«Сокол> и «Орел>

Соревнование: во время;

выполнения упражне­ния подается сигнал — по свистку команды



Частвые задачи урока


Средства


Дози­ровка


Методические приемы


 


6. Создать двига­тельное представле­ние об активном толчке ногами с по­следующим разведе­нием прямых ног

7. Научить сохра­нять прямое положе­ние туловища при повороте из поло­жения упор лежа в упор лежа сзади

8. Развивать способ­ность к перекрест­ной координации движений рук и ног без зрительного контроля

9.'Развивать чувст­
во ритма и созда­
вать двигательное
представление о

фиксированном при­землении в прыж­ках

10. Совершенство­вать четкость пере­строений. Формиро­вать организаторские умения у группово­дов


вой ноге, левая назад,

руки вверх;

3—4 — и. п. то же

с другой ноги;

5 — бег

6. И. п. — основная
стойка;

1 — упор присев;

2 — упор лежа;

3 — толчком ног упор стоя, ноги врозь, дуки в стороны;

4 — прыжком вернуть­
ся в и. п.

7. И. п. — упор при­
сев;

1 — упор лежа;

2 — с поворотом нале­во кругом упор лежа сзади;

З^с поворотом напра­во кругом упор лежа; 4 — и. п.

8. И. п. — лежа на жи­
воте, руки в стороны;

1 — коснуться правой согнутой ногой левой руки с поворотом на­право;

2 — и. п. то же с дру­гой ноги

9. И. п. —; основная
стойка;

1—2 — два прыжка на двух ногах;

3 — прыжок ноги
врозь;

4 — и. п.

10. Ходьба на месте,
перестроение в колон­
ну по одному, построе­
ние в одну шеренгу.
Разделение на под­
группы


6 раз

М

раз

раз

6 раз

8 раз

2 мин


должны добежать ориентира и вернутьи на свои места. Выигры^ вает команда, занявша; первой свое место с соблюдением порядка и равнения

Выполняется по разде-, лениям, по подсчету, Указать, что это под-: водящее упражнение: для прыжка ноги врозь;

Выполняется в медлен­ном темпе. Сообщить, что это подводящее упражнение для жест­кой опоры при выпол­нении упора сидя сза­ди на нижней жерди брусьев

Упражнение выполняет­
ся с закрытыми глаза­
ми. Устно оценить в
баллах выполнение

упражнения 3—4 учени­ками

Выполняется по под­счету. Требование — зафиксировать призем­ление (акцент на счет «4»)

Каждый групповод по-лучает карточку с опи­санием последователь' ности работы на снаряд дах с требованиями К, технике выполнения упражнения на данном;" уроке. По команде уч* теля переход к очеред­ному месту занятий че-:; рез каждые 10 мин. Команды по подготовке] и уборке снарядов по* дают групповоды



Частные задачи урока


Средства


Дози­ровка


Методические приемы


II часть 30 мин


11. Создать двига­тельное представле­ние о разгибании туловища в полете после отталкивания руками

12. Научить конеч­ному положению при приземлении

13. Добиться прямо­го положения ног после отталкивания от мостика

14. Сконцентриро­вать внимание уча­щихся на энергич­ном отталкивании руками от снаряда при опорном прыж­ке

15. Оценить умение активно отталки­ваться руками при опорном прыжке

 

16. Добиться высо­кого маха при со­скоке вперед из упора сзади

17. Закрепить уме­ние выполнять со­скок махом вперед с поворотом

18. Создать условия, способствующие ак­тивному выполнению маха при соскоке после выполнения комбинации упраж­нений на брусьях

19. Дать информа­цию ученикам о ка­честве выполнения маха при соскоке с поворотом после комбинации упраж­нений на брусьях


Опорный прыжок(мальчики)

1. И. п. — упор лежа на прямых руках, толч­ком ног и рук стойка ноги врозь, руки вверх

2. То же на гимнасти­ческой скамейке и со­скок в полуприсед, ру­ки в стороны

3. Прыжки ноги врозь на мостике с опорой на козла

4. Прыжки ноги врозь через козла с разбега

5. Прыжки ноги врозь через козла с разбега

Упражнения на разно­высоких брусьях (де­вочки)

1. Упор, сидя сзади на бревне, соскок махом вперед

2. То же с поворотом на 90°

 

3. И. п. — вис стоя на скамейке; толчком ног перемах, согнув ноги в висе лежа на ниж­ней жерди, поочеред­ный перехват руками, упор сидя сзади и со­скоком махом вперед

4. То же с поворотом на 90°


МИЙ

6 раз

2 раза

2 раза

Зраза

1 раз

10 мин

5 раз

5 раз

4 раза

4 раза 2 раза


Высота снаряда 110 см. Выполняется по коман­де групповода

Выполняется поточно по 3 человека (по хлоп­ку руки вверх), коман­дует групповод

Групповод оценивает положение ног при прыжках

Установка при прыж­
ке —«у снаряда горя­
чая поверхность:». Груп­
повод обеспечивает
страховку

Проверка и оценка учи­телем степени активно­сти толчка руками при прыжке в форме суж­дения

Описание и показ упражнения учителем. Объяснение страховки При махе коснуться ногами ориентира выше уровня бревна

ошибок

Исправление групповодом

Упражнение выполняет­ся поочередно, с на­правляющей помощью и страховкой. При со­скоке махом вперед подбить мяч, подвешен­ный выше уровня жер­ди

Исправление ошибок групповодом Учитель устно оценива­ет по пятибалльной си­стеме качество выпол­нения маха при соско­ке



Частные задачи урока


Средства


Дози­ровка


Методические приемы


 


20. Предупредить возникновение ошиб­ки: преждевремен­ная постановка рук после переката не на ладони

21. Проверить уме­ние ставить руки ла­донями на мат при кувырке назад

22. Выявить оценки учащихся своей ра­боты по уборке сна­рядов и сравнить их с оценками наблю­дателей


Акробатическое упраж­нение

1. Из упора присев перекат назад до по­становки рук и пере­кат вперед

2. Кувырок назад

Уборка снарядов в подгруппах

Построение в одну шеренгу

Физические упражне­ния для развития си­лы мышц рук и брюш­ного пресса


5 мин

3 раза

2 раза

1 раз

2 мин

5 мин


Выполняется поточно на гимнастическом мо­стике покрытом матом. Задание: с помощью групповода задержаться в момент постановки рук, проконтролиро­вать их положение

Исправляет ошибки групповод

Учитель определяет

своевременность поста- i новки рук при кувыр­ке в форме суждения

Опрос освобожденных групповодов Рапорт групповодов об оценке своего руковод­ства уборкой снарядов. Сравнение и анализ оценок

Личное соревнование; победитель определяет­ся по количеству вы­полненных упражнений за определенное время в сумме двух попыток


 


23. Развивать сило­вую выносливость мышц-разгибателей рук

24. Развивать стати­ческую силу мышц брюшного пресса


1. Сгибание и разгиба­ние рук в упоре лежа

2. Сед углом руки в стороны, движение но­гами


С Х2

20 с Х2


Испытание на звание «атлет». Звания удо­стаивается тот, кто в течение 20 с не коснет­ся ногами пола в двух попытках. Отдых меж­ду попытками 20 с, между упражнения­ми — 60—80 с


 


25. Стимулировать интерес к занятиям и поощрить ученика, проявившего наиболь­шую объективность в самооценке своей деятельности


 

III часть 5 мин  
Построение в колонну 3 мин Расчет на 1—3
по кругу   1 номер — «шишки»,
Игра: «Шишки», «Же-   2 — «желуди», 3 —
луди», «Орехи»   «орехи»
Водящий называет од-   Первым водящим на-
но из слов («шишки»,   значить групповода,
«желуди», «орехи»);   самооценка которого
учащиеся должны вы-   совпала с оценкой су-
бежать из своей ко-    


Частные задачи урока Средства Дози­ровка Методические приемы
26. Подвести итоги учебной деятельно­сти учащихся на уроке в целом и со­общить домашнее задание — развивать силу мышц-разгиба­телей рук лонны и занять место в другой колонне. Кто не успевает, становит­ся водящим Построение в одну ше­ренгу Объявление задания на дом: сгибание рук в упоре лежа 3X5 раз с отдыхом между се­риями 10—15 с 2 мин дьи. Судьи выявляют «самых ловких» ребят, которые ни разу не были водящими Оценивается успевае­мость на уроке учени­ков, фамилии которых в журнале записаны под номерами 3, 13, 23 33. Эти ученики назы­вают объявленные им в течение урока устные оценки за выполнение основных задач урока, на основании которых им выставляется общая отметка («поурочный бал»)

Приложение 6

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Подготовленность учителя к уроку.

1. Состояние конспекта урока:

а) степень конкретизации и грамотность формулирования общих и частных
задач урока. Соответствие намеченных задач плану на учебную четверть, их
связь с задачами предыдущих уроков. Доступность данных задач для учащихся
(с учетом их подготовленности, условий работы и ограниченного времени урока);

б) соответствие намеченных средств задачам, возрасту школьников и усло­
виям проведения данного урока. Наличие и оригинальность подготовительных
и подводящих упражнений. Распределение упражнений с учетом требований
к динамике нагрузки. Целесообразность предусмотренных методов и методиче­
ских приемов (словесных, наглядных и практических), правильность их записи.
Способы определения успеваемости занимающихся. Соответствие критериев тре­
буемым результатам при выполнении упражнений;

в) умение записать и проиллюстрировать намечаемое расположение учащих­
ся и оборудования, порядок действий в игре и т. д. Способы сообщения общих
и групповых заданий. План использования групповодов и освобожденных от
занятий школьников;

г) соответствие формы конспекта установленным требованиям. Терминоло­
гическая точность, грамотность и аккуратность всех записей. Соблюдение тео­
ретических и методических рекомендаций по построению школьного урока и раз­
работка последовательности решения учебно-воспитательных задач.

2. Подготовка условий для успешного проведения урока.

Подготовка мест занятий, инвентаря и учебных пособий. Использование нестандартного оборудования, технических средств обучения. Обеспечение чи­стоты мест занятий. Предварительная проверка опрятности учащихся, инструк­тирование помощников, самопроверка внешнего вида и т. д.


II. Проведение урока.

1. Организационное обеспечение урока:

а) своевременность начала и окончания урока;

б) обеспечение занятости всего класса при установке и уборке снарядо]
раздаче и сборе инвентаря. Правильность и четкость команд;

в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной деятельное
учащихся. Способы изложения учебных заданий. Обеспечение работы группо<
водов и занятости освобожденных от активной двигательной деятельности!
учащихся;

г) умение учителя держаться перед учащимися, проявлять такт в общении*
быть требовательным к их работе и поведению.

2. Учебно-воспитательная работа педагога:

а) умение учителя конкретизировать и разъяснять учебные задачи, побуж-5
дать учащихся к проявлению сознательности и творческой активности;

б) соблюдение дидактических принципов, а также принципов развивающего
и воспитывающего обучения. Обеспечение связи при решении задач физического
воспитания с нравственным, эстетическим, умственным и трудовым воспитанием;

в) умение пользоваться методами словесного и наглядного воздействия,
практического упражнения и дозировки нагрузок. Использование межпредмет­
ных связей. Соответствие методических приемов частным учебно-воспитатель­
ным задачам и способности занимающихся выполнять физические упражнения.
Умение управлять вниманием учащихся, обеспечивать необходимую помощь
и страховку, проверять и оценивать выполнение заданий. Объективность оценок
успеваемости и поведения;

г) формирование инструкторских навыков.

3. Деятельность учащихся на уроке:

а) заинтересованность учащихся, уровень их сознательности и ответствен­
ности в работе;

б) отношение учащихся к учителю и друг к другу. Внешний вид и дисцип->
линированность школьников;

в) проявление способности к самостоятельному решению учебных задач.
Умение контролировать свои действия, эмоции, осмысливать и оценивать ре­
зультаты своего учебного труда;

г) взаимоконтроль и взаимопомощь. Характер и эффективность работы по­
мощников учителя и учащихся, временно освобожденных по состоянию здо­
ровья от активной двигательной деятельности на уроке.

III. Заключение по уроку.

1. Степень решения каждой из намеченных задач урока отдельными учени­ками и классом в целом.

2. Наиболее эффективные и оригинальные приемы обучения, воспитания и организации. Главные ошибки, допущенные при обучении и воспитании учащих­ся, совершенствовании их двигательных качеств.

3. Профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическая, меточ дическая, речевая и двигательная подготовленность).

4. Предложения по устранению обнаруженных недостатков.

5. Общая оценка урока.


Приложение 7 Типовые режимы труда и отдыха (по Косилову, Душкову, 1971)


Характеристика работ, при которых рекомен­дуется режим


Характеристика регламентирова­ния перерывов для отдыха


Величина и распреде­ление перерывов


Использование перерывов


 


Работы, связанные с незначительными фи­зическими усилиями или умеренным нерв­ным напряжением

Работы, связанные со средними физически-ми усилиями или средним нервным на­пряжением

Работы, не требую щие значительных фи­зических усилий, но неблагоприятные по монотонности, рабоче­му положению, тем­пу

Работы, связанные с большими физически­ми усилиями (тяже­лые) или повышен­ным нервным напря­жением

Работа с большим зрительным напряже­нием, при высоком темпе и неблагопри­ятных условиях (за­грязненность воздуха, вибрация и тепловые излучения)

Работы с очень боль­шими или со значи­тельными физически­ми усилиями в не­благоприятных усло­виях


Нечастые ко­роткие переры­вы

Нечастые сред­ней длительно­сти перерывы

Частые корот­кие перерывы

Нечастые сред­ней длительно­сти перерывы

Частые корот­кие перерывы

Частые сред­ней длительно­сти перерывы

Средней часто­ты длительные перерывы


Два перерыва по 5 мин в течение ра­бочего дня: перед началом работы и за 1,5 ч до ее окон­чания, через 2 часа после начала рабо­ты и за 1,5 ч до ее окончания

Два перерыва по 10 мин в течение рабочего дня: через 2 ч после начала работы и за 1,5 ч до ее окончания

Частые перерывы по 5 мин в течение ра­бочего дня через каждые 1,5 ч

Три перерыва до 10 мин в течение рабочего дня

Перерывы длитель­ностью 3—5 мин каждый час работы (перерывы 2 раза в день по 10 мин)

Перерывы длитель­ностью 8—10 мин каждый час работы

Три перерыва в те­чение рабочего дня длительностью 15— 20 мин


Производствен­ная гимнастика 2 раза в день

Производствен­ная гимнастика 2 раза в день по 5 мин

Производствен­ная гимнастика 2 раза в день, ос­тальные 2 пере­рыва — отдых в удобном поло­жении с легкой разминкой дли­тельностью до 1 мин

Отдых в спокой­ном состоянии (при работе с по­вышенным нерв­ным напряжени­ем легкие разми-ночные упражне­ния)

Производст­венная гимнасти­ка 2 раза в день

Отдых в спокой­ном состоянии в специально отве­денных помеще­ниях

То же



Характеристика работ, при которых рекомен­дуется режим


Характеристика регламентирова­ния перерывов для отдыха


Величина и распреде­ление перерывов


Использование перерывов


 


 


Работы, выполняемые в неблагоприятных ус­ловиях при высоком темпе и повышенном нервном напряжении

Работа с большими физическими усилия­ми в особо неблаго­приятных условиях

Работы при благо­приятных условиях среды, связанные со значительным напря­жением внимания

Работы со значитель­ным напряжением творческого мышле­ния


Очень частые короткие пере­рывы

Частые дли­тельные пере­рывы

Короткие пере­рывы с актив­ным отдыхом

То же


Перерывы длитель­ностью 4—5 мин каждые полчаса

Перерывы 12—15 мин каждый час

Три перерыва по 5 мин: один в сере­дине первой поло­вины рабочего дня, два других — во вто­рой половине рабо­чего дня

Вводная гимнастика, физкультурные пау­зы по 5 мин в пер­вой и второй поло­вине рабочего дня


Отдых в спокой­ном состоянии в специально отве­денных помеще­ниях

Упражнения, включающие ра­боту всей муску- -| латуры при на­грузке средней и выше средней ин­тенсивности

То же


Приложение 8 • Примерная схема комплекса вводной, гимнастики для станочников

1-е упражнение — различные виды ходьбы. Темп средний. 30—40 с.

2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е

— наклоны в стороны. Темп средний. 8—10 раз.

— наклоны и повороты туловища. Темп средний. 6—8 раз.

— наклоны вперед. Темп средний. 8—10 раз.

— приседания, выпады. Темп средний. 8—10 раз.

— потягивание. Темп медленный. 6—8 раз.

— на координацию движений. Темп быстрый. 8—10 раз.

Приложение 9

Примерная схема комплекса вводной гимнастики для лиц умственного труда

1-е упражнение — ходьба, 20 с.

2-е > — маховые движения с элементами потягивания.

3-е» — прыжки, бег, выпады, ходьба.

4-е > — наклоны вперед, назад.

5-е» — наклоны в стороны.

6-е > — расслабление мышц рук.

7-е» — на координацию и внимание.


Приложение 10

Примерные комплексы физкультминут

Физкультминуты общего воздействия (положение стоя)

1-е упражнение — потягивание с отведением рук назад, в полунаклоне вперед, 3—4 раза.

2-е упражнение — наклоны вперед, 4 раза.

3-е упражнение — маховые движения ногами, выпады, 4 раза.

(положение сидя)

1-е упражнение — потягивание со сведением лопаток и локтей, 3—4 раза.

2-е упражнение — наклоны в стороны, 3—4 раза.

3-е упражнение — напряжение и расслабление мышц живота, бедер, 4—5 раз.

Физкультминута для снятия усталости мышц плеча 1-е упражнение — потягивание, поднимание рук вверх, 4 раза. 2-е упражнение — круговые движения плечами вперед, 16 раз. 3-е упражнение — движение локтей вперед-назад, расслабление рук, 4 раза.

Физкультминута для снятия усталости мышц ног 1-е упражнение — поднимание на носках, расслабление мышц ног, 4 раза. 2-е упражнение—маховые движения ногами, 6 раз. 3-е упражнение — повороты стоп на пятке, 6 раз.

Физкультминута для снятия большого нервного напряжения (изометрического типа)

1-е упражнение — сидя, прогнуться, напрячь все мышцы тела. Расслабление, 4 раза.

2-е упражнение — сидя, удерживать поднятые ноги. Расслабление, 4—6 раз.

3-е упражнение — сидя, держась за стул руками, тянуть его на себя. Рас­слабление, 4—6 раз.

Приложение 11

Нормирование и содержание самостоятельных занятий физическими

упражнениями для трудящихся в недельном цикле

(Л. Н. Нифонтова, Н. А. Мусоелов)

 

Характеристика Женщины Мужчины
двигательного режима до 30 лет свыше 30 лет до 30 лет | свыше 30 дет
Объем двига­тельной актив­ности 6—10 ч 2—6 ч 6—10 ч 2—6 ч <

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.289 с.