Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-22 | 533 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Наиболее полную информацию о продуктивности урока физи
ческой культуры дает непосредственное наблюдение за деятель-;
ностью учителя и занимающихся, а также анализ ее влияния на ]
решение планируемых учебно-воспитательных задач.:
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда кон
тролируются все стороны и результаты преподавания и учения. Оно;
может быть и частичным, когда анализируется какая-либо от-j
дельная сторона деятельности педагога (составление конспекта;
урока, методика предупреждения ошибок и др.) или учащихся ]
(сознательность и самостоятельность, значение теоретических све
дений и т. п.). j
Результаты наблюдений рекомендуется записывать в заранее \ подготовленном протоколе в виде ответов на вопросы, касающиеся ^ проведенного методического анализа школьного урока. При ана-1 лизе действий педагога и занимающихся необходимо не только 1 дать им обоснованную оценку, но и, главное, предложить свои j рекомендации для повышения эффективности педагогического про- \ цесса.
План наблюдений и анализа урока физической культуры см. в Приложении 6.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ШКОЛЫ И ПТУ
Задачи физической культуры в режиме учебного дня
Учащиеся приходят в школу, имея различный фоновой уровень работоспособности, обусловливаемый занятиями в I и II смену, временем утреннего пробуждения и содержанием деятельности от подъема до начала учебных занятий в школе, индивидуальными особенностями динамики пробуждения после ночного сна и др. Для успешного начала учебных занятий требуется примерно одинаковый оптимальный фоновой уровень работоспособности, установки на учебные занятия, состояния внимания и т. п. В связи с этим одной из первоочередных задач, стоящих перед физкуль- ] турно-оздоровительной работой в режиме учебного дня, является ; создание оптимального уровня работоспособности и установки на учебные занятия.
|
Эффективное решение этой задачи достигается средствами фи- ]
зической культуры, используемыми в форме так называемой ввод- •]
ной гимнастики (в школе она получила название «гимнастика ]
до начала учебных занятий»). Вводная гимнастика содействует |
концентрированной настройке учащихся на предстоящие занятия, j
более быстрому врабатыванию" организма, активно организует vj
внимание учащихся, позволяя тем самым более плодотворно на- I
чать учебные занятия, достигая сразу же более высоких показате- |
лей работоспособности. 1
262 1
процессе учебных занятий под влиянием утомления работо-обность учащихся снижается. В результате утомления на-ается равновесие между процессами возбуждения и торможе-в коре головного мозга (в сторону ослабления тормозных про-ов), увеличивается возбудимость детей, отвлечение внимания учебных занятий (разговоры, повышается двигательная актив-ть). Если в этот период не сделать перерыва в учебных за-иях, не дать отдохнуть детям, то утомление может перейти в едующую фазу, сопровождающуюся также ослаблением процес-в возбуждения. При этом наступает состояние, близкое к за-едельному торможению (состояние сонливости, непроизвольное реключение внимания от предмета занятий и др.). В связи этим следующей главной задачей физкультурно-оздоровительной аботы в режиме учебного дня является содействие более полно-енному восстановлению работоспособности учащихся в режиме небных занятий. Решение этой задачи требует правильной орга-изации отдыха учащихся (его содержания, продолжительности, места расположения в распорядке учебного дня). Специальные исследования показывают, что кратковременный пассивный отдых малопродуктивен, переключение на другие виды учебных занятий (например, с математики на русский язык) неприемлемо по дидактическим соображениям (нарушается структура процесса обучения). Наибольший положительный эффект оказывает активный отдых, включающий выполнение специального комплекса физических упражнений в виде физкультминуты на общеобразовательных уроках или физкультпаузы на уроках труда.
|
Кратковременный активный отдых в процессе уроков позволяет.восстановить работоспособность учащихся, но не снимает утомления полностью. От урока к уроку она постепенно нарастает, и, если не организовать более длительный перерыв на отдых после 2—3 ч непрерывных занятий, работоспособность учащихся резко;снижается. Поэтому в распорядок уроков после первой половины учебного дня вводится так называемая большая подвижная перемена. Она выполняет те же функции, что и физкультминута. т. е. содействует повышению работоспособности учащихся по механизму «активного отдыха» (сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению). Подвижная перемена отличается от физкультминуты большей длительностью, более выраженными по нагрузке и разнообразными по содержанию сред-" "вами активного отдыха, местом проведения.
17.7.2. Организационно-методические требования к проведению физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня школы
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня
ламентируе»ся комплексной программой физического воспита-
учащихся 1-^11-х классов общеобразовательной школы (1985 г.)
и Положением о физическом воспитании учащихся общеобразова-я
тельных школ (1983 г.), которые определяют содержание и по-1
рядок проведения этой работы, обязанности всех членов педаго-1
гического коллектива в деле ее осуществления. I
Так, на директора школы возлагается ответственность за обес- 1
печение необходимых условий для проведения и организации 1
внеклассной спортивной работы. Организатор внеклассной и вне- 1
школьной работы с детьми несет ответственность за организацию '
и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы,:
оказывает всемерную помощь в организации физкультурно-оздо
ровительных мероприятий в режиме дня, привлекает к этой ра
боте шефствующие организации, родителей и старшеклассников.
Учитель физической культуры несет ответственность за проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, го
товит общественных инструкторов и судей из числа учащихся и |
максимально привлекает их в доступных формах к проведению i
физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий. '■
|
Классные руководители, учителя участвуют в проведении физ-;
культурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня и т. д. i
Эффективность использования в режиме учебного дня вводной!
гимнастики, физкультминут, физкультпауз, подвижных перемен j
обусловливается обеспечением ряда организационно-методических ]
требований: |
\
1) согласованным взаимодействием и активным участием всех i звеньев педагогического коллектива в физкультурно-оздоровительной работе в режиме учебного дня. Важнейшим условием успешного использования физической культуры в режиме учебного дня является хорошо организованная и слаженная работа всего педагогического коллектива, возглавляемого директором школы или ПТУ. Долг каждого члена школьного трудового коллектива — не только осознать цели и задачи физкультурно-оздоровительной работы, но и действенно участвовать в ее проведении, настойчиво пропагандировать оздоровительное и гигиеническое значение физкультурных мероприятий в режиме учебного дня среди учащихся и их родителей. Особенно важная роль принадлежит здесь общественно-политическим организациям школы: пионерской, комсомольской и коллективу физической культуры;
2) состоянием и действенностью работы, направленной на укрепление материально-спортивной базы школы и ПТУ. Не менее важное значение для полноценной организации физкультурно-оздоровительной работы в распорядке дня имеет состояние физ-культурно-спортивной базы. Сюда относится величина и состояние открытых и закрытых площадок, где проводятся физкультурные мероприятия; количество и качество спортивного инвентаря и оборудования, их размещение, доступность использования и т. п. Поэтому одним из главных критериев состояния работы по физическому воспитанию является количество спортивного инвентаря на одного учащегося. Руководство школы и ПТУ должно постоянно заботиться о расширений и оборудовании открытых спортивных
|
264 '
адок, физкультурно-спортивных городков, стадионов, лыжных катков и закрытых помещений (спортивные залы, коридоры п.), в которых проводятся физкультурно-оздоровительные ме-риятия в режиме учебного дня; постоянно и действенно при-ать к работе, направленной на укрепление материально-спорной базы, шефов, родителей, учителей и учащихся;
3) степенью охвата учащихся физкультурно-оздоровительной
'отой в режиме учебного дня. Следует стремиться охватить
зкультурно-оздоровительной работой в режиме учебного дня
jc учащихся, независимо от их принадлежности к медицинской
уппе. Это условие обязывает предусматривать специальные за-
ния для учащихся специальной медицинской группы, в особенно-
и при проведении подвижных перемен и «спортивного часа» в
уппе продленного дня.
В связи с массовостью занятий очень важно создать равноценные условия для каждого класса и группы при проведении вводной имнастики и подвижной перемены. Недопустимы срывы физкультурных мероприятий в режиме дня отдельных классов! или групп в связи с проведением контрольных работ, очередностью питания, неподготовленностью мест занятий и т. п.;
4) организационной упорядоченностью физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня. Для полноценного осуществления физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе или ПТУ должна действовать система организации различных мероприятий в распорядке дня, предусматривающая: место и время проведения активного отдыха в различных классах и группах; наличие ответственных лиц и коллективов; способы оповещения о содержании и времени проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; порядок контроля их качества и продуктивности; беседы с учащимися и родителями о гигиенической значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
5) уровнем организационно-методической подготовленности лиц, привлекаемых к проведению физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня во многом определяется наличием специальных знаний, умений и навыков у административных работников, классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, которые несут ответственность и непосредственно участвуют в организации активного отдыха унащихся. Поэтому со всеми педагогами должны проводиться систематические занятия, направленные на повышение уровня их организационно-методической подготовленности по физической культуре. Методические занятия по организации, содержанию и методике
|
роведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме ебного дня проводят в школе и ПТУ учителя физической льтуры и руководители физического воспитания; по районам н
: масштабе города — отделы народного образования, привлекая
занятиям в семинарах и на курсах повышения квалификации
естителей директора по учебной и воспитательной работе,
учителей и воспитателей групп продленного дня. Отделы народного!
образования ведут также работу, направленную на популяризацию!
передового опыта работы (школы передового опыта, конкурсы на!
лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы, луч-1
шую спортивную базу и т. п.), 1
17.7.3. Гимнастика до начала учебных занятий i
в школе |
Гимнастика до начала учебных занятий проводится обязательно \
во всех учебных заведениях, независимо от имеющихся условий, ■■
по возможности на открытом воздухе либо в помещении (спортив- ]
ные залы, коридоры, классные комнаты и т. п.). Каждый класс }
занимается гимнастикой отдельно, на "отведенном ему месте. ]
Упражнения выполняются в повседневной школьной форме, жела
тельно с музыкальным сопровождением. Комплексы упражнений
гимнастики до занятий учащиеся разучивают на первых 2—3 уро
ках физической культуры каждой четверти. Поэтому, в частности,
гимнастика до занятий в 1-х классах вводится со второй четверти.
Введению гимнастики предшествует подготовка общественных ин
структоров из числа лучших физкультурников школы, а также
беседа с родителями, на которой рассказывается о значении и
роли этого мероприятия в распорядке учебного дня и необходимо- \
сти прихода детей в школу на 15—20 мин. раньше. >
Очередные комплексы упражнений гимнастики до занятий
должны быть постоянно вывешены в школьном спортивном уголке;
и в классах. Руководство гимнастикой до занятий осуществляет >
учитель физической культуры. Непосредственное проведение
упражнений в младших классах возлагается на учителей этих
классов. В среднем и старшем школьном возрасте гимнастику до
занятий проводят специально выделенные организаторы (по два- ":
три ученика из числа учащихся класса), учителя, ведущие первый -■
урок в классе, пионервожатые.;
Учитель физической культуры инструктирует учителей и отдель-:
но учеников, выделенных для проведения гимнастики. Занятия \
гимнастикой до уроков являются обязательными для всех учащих- j
ся класса (за исключением школьников, перенесших простудное |
заболевание или отнесенных врачом к специальной медицинской 1
группе), поэтому классные руководители ведут систематический \
учет посещаемости. j
Комплексы упражнений гимнастики до занятий для каждой I параллели классов составляет учитель физической культуры. По ] содержанию (трудности и характеру упражнений) они должны ■] соответствовать программному материалу по физической культуре { и состоять из общеразвивающих упражнений без предметов, легко | воспринимаемых с первого показа, а по направленности строиться так, чтобы разносторонне воздействовать на мышечную систему; и умеренно активизировать дыхательную и сердечно-сосудистую. систему, излишне не утомлять и не возбуждать учащихся, соответ-:
J
|вать месту проведения. Особое внимание уделяется дыха-
ышм упражнениям и упражнениям на осанку.
Комплексы упражнений составляются отдельно для 1, 2, 3, 4,
-6, 7—8, 10—11-х классов. Комплексы гимнастики состоят из
-8 упражнений, начинаются и заканчиваются ходьбой на месте
Ьи в движении. Количество повторений упражнений колеблется
4—5 в начальных классах до 6—8 в старших. Темп выполне-
*я большинства упражнений медленный и средний, в подско-
IX — быстрый. Дыхание равномерное, при наклонах туловища вы-
|ох, при выпрямлении — вдох.
Схематически комплексы упражнений гимнастики до занятий должны стро-гься следующим образом:
/. Упражнения группы А
Вводное упражнение, направленное на организацию внимания и подготовку
организма к основным упражнениям комплекса (различные виды ходьбы на
' месте и в движении в различном темпе в сочетании с движениями руками и
', туловищем) i— нагрузка умеренная. >
1. Упражнение общего воздействия (ходьба выпадами, бег, подскоки, игры с бегом и прыжками и т. п.) — нагрузка средняя и большая.
2. Дыхательное упражнение, направленное на активизацию восстановительных процессов в организме (движения руками, ногами, туловищем с разновидностями глубокого дыхания: брюшное, грудное и т. п.) — нагрузка малая.
3. Упражнение на осанку— нагрузка умеренная.
4. Упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание — разгибание, махи, вращения) — нагрузка умеренная.
5. Упражнения для туловища (наклоны, вращения, повороты) — нагрузка средняя.
Заключительное упражнение, направленное на организацию внимания улучшение координации движений и восстановление дыхания (ходьба на месте и в движении с разноименными движениями рук, заданиями на внимание) — нагрузка малая.
I
//. Упражнения группы Б
1. Упражнения для рук и плечевого пояса (резкие, одноименные и разноименные движения, движения с сопротивлением партнера, отжимание и т. п.)—• нагрузка средняя.
2. Упражнения для туловища (глубокие наклоны, широкие вращения, повороты с движениями рук) — нагрузка средняя.
3. Упражнения для ног (приседания на одной ноге, прыжки, бег) — нагруз-
"'ка большая.
Чтобы составить комплексы упражнений гимнастики до занятий, нужно условное упражнение схемы заменить конкретным ^упражнением с указанием количества повторений или длительно-'Сти выполнения упражнений (ходьб_а, бег, игры). Для учащихся ч1 4-х классов комплексы составляются на основе упражнений уппы А, В комплексы упражнений для учащихся 4—8-х классов ' 'ет добавить одно-два из упражнений группы Б, а для 9— классов — два-три упражнения группы Б.
Общая продолжительность гимнастики на открытом воздухе должна составлять в 1—4-х классах 5—6 мин, в 5—6-х классах — 5—7 мин, а в 7—11-х классах — 6—8 мин.
Так как гимнастика до занятий дисциплинирует учащихся, способствует успешной подготовке и более эффективному включению их в напряженную учебную деятельность, ее следует проводить не только перед первой, но и перед второй сменой занятий.
Комплексы вводной гимнастики в ПТУ составляются с учетом профессиональной деятельности учащихся и включают 6—8 упражнений. Проводится вводная гимнастика за 15—20 мин до начала учебных занятий и длится не более 5—7 мин. Комплексы вводной гимнастики строятся по схеме комплекса гимнастики до занятий в школе, упражнения более интенсивные по нагрузке включаются в первую половину комплекса, а в завершающей части проводятся упражнения, близкие по своему характеру (темпу, ритму, физическим усилиям и т. п.) последующим трудовым действиям.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!