Особенности методики и формы построения занятий с общеподготовительной направленностью — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности методики и формы построения занятий с общеподготовительной направленностью

2017-11-22 616
Особенности методики и формы построения занятий с общеподготовительной направленностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной целью занятий с общеподготовительной направлен­ностью является достижение оптимального для данного конкрет­ного возраста и пола уровня физического развития и общей физической подготовленности, а также систематическое их после­дующее поддержание. Во второй половине периода трудовой деятельности, в пожилом и старческом возрасте, это способствует поддержанию на высоком уровне творческой активности и про­тиводействует процессам старения.


Конкретные задачи каждого занятия определяются примени­тельно к специфике пола и возраста занимающихся, уровню их физического развития, мотивам, которыми они руководствуются, включаясь в занятия физическими упражнениями. К ним отно­сятся такие, как формирование изящной (у женщины) или атле­тической (у мужчины) фигуры, снижение веса тела, снятие эмо­ционального или психического напряжения и многие другие.

Содержание занятий с общеподготовительной направленно­стью определяется применительно к нормам и требованиям сту­пеней комплекса ГТО, соответствующих данным возрастным группам, и дополняется различными играми, физическими упраж­нениями исходя из конкретных задач каждого занятия.

Основными группами физических упражнений являются стро­го дозированные, различные виды ходьбы, бега, прыжков, мета­ний (например, набивных мячей), общеразвивающие физические упражнения. При соответствующих условиях они дополняются плаванием, спортивными играми (волейбол, бадминтон, настоль­ный теннис и др.). а также массажем и самомассажем.

Возможности подбора, комплексирования физических упраж­нений в содержании занятий по ОФП практически безграничны. Это создает условия для творческого подхода преподавателю физического воспитания к выбору наиболее целесообразных ■средств при решении как общих, так и конкретных для каждого занятия задач.

Типичными формами организации занятий общеподготови­тельной направленности являются комплексные уроки по обяза­тельным курсам физического воспитания в учебных заведениях и по физической подготовке в Вооруженных Силах, занятия в секциях ОФП и в учебных группах начального обучения по от­дельным видам упражнений по комплексу ГТО (для взрослых), а также индивидуальные самодеятельные занятия.

Комплексные уроки общей физической подготовки про­водятся с людьми любого возраста. Типичными их признаками является сочетание различных по характеру и направленности фи­зических упражнений и подвижных игр, относительно невысокие физические нагрузки, разнообразие воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, в содержание комплексного урока, могут входить элементы гимнастики, одного из видов легкой атлетики (бег, прыжки, метания) и подвижная игра или простейшая эстафету. Это позволяет избегать шаблонов в содержании занятий и в методике их проведения, повышать работоспособность занимающихся. Поскольку психическое и эмо­циональное утомление наступает при однообразии и монотонной работе, комплексные уроки позволяют (за счет смены характера деятельности) на более длительное время сохранять психическую устойчивость.

Исходя из закономерностей развития и переноса физиче­ских качеств (способностей), в комплексных уроках целесообраз­но вначале давать упражнения скоростного характера (например, разучивание стартового разбега, прыжков), затем силового (под-


тягивание, отжимание в упоре и т. п.) и в конце — упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (продол­жительный бег, прыжки со скакалкой и т. п.). При проведении комплексных занятий могут ставиться задачи последовательного развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) и од­новременного (например, одновременное развитие скоростных и си­ловых возможностей, скоростных возможностей и выносливости).

Постановка конкретных задач в каждой части комплексного урока, хорошая его организация обеспечивают разностороннее воздействие на организм занимающихся, оптимальное для каж­дого занятия сочетание объема материала и интенсивности на­грузки, развитие физических, интеллектуальных и морально-воле­вых качеств занимающихся.

Одной из основных форм организации занятий физическими упражнениями взрослого населения являются занятия в секци­ях О Ф П. Как правило, занятия в них проводятся 2—3 раза в не­делю. Их содержанием являются такие физические упражнения, которые способствуют подготовке занимающихся к сдаче норма­тивов комплекса ГТО. Одним из главных требований к методике проведения занятий являются строгая дозировка нагрузки и по­стоянный контроль за ее влиянием на занимающихся. В содер­жании занятий сочетаются задачи общей физической подготовки со специальными, которые ориентированы на использование спе­цифических средств (например, в атлетической гимнастике акцент делается на упражнениях с отягощениями).

При распределении материала в течение года в занятиях сек­ции ОФП используются различные варианты, такие, например, как «параллельно-комплексный» (когда материал из нескольких разделов или подразделов подготовки вводится одновременно) и «поочередно-избирательный» (когда время поочередно уделяют одному из разделов). Например, в первом варианте комплекси-руют гимнастические, легкоатлетические упражнения и игры; во втором — поочередно выделяют больше времени на легкую атле­тику, плавание, лыжную подготовку, в зависимости от наличия и пропускной способности спортивных баз, климатических и се­зонных условий (Л. П. Матвеев, 1976).

При индивидуальной организации занятий каж­дый выполняет свои физические упражнения либо все выполняют одно и то же упражнение, но в приемлемом для себя, индивиду­альном объеме и темпе (например, отжимание лежа в упоре, прыжки со скакалкой, поднимание ног до положения «угол» в висе на гимнастической стенке).

Во всех перечисленных выше формах организации занятий методика их проведения будет зависеть от их цели, задач, кон­кретных условий и места проведения (в помещении или на от­крытых площадках, зимой или летом, в хорошую или плохую погоду и т. п.). Каждое из этих занятий должно проводиться на основе методических принципов. В частности, они должны ак­тивно содействовать формированию устойчивого интереса к за­нятиям физическими упражнениями и осознанию необходимости


этого, воспитывать социальную активность, самостоятельность и творческое отношение к решению задач своей личной физиче­ской культуры, желанию систематически заниматься физически­ми упражнениями, умению дозировать нагрузки и регулировать чередование физических нагрузок и отдыха. Все занятия строят­ся на принципах сознательности и активности, наглядности, до­ступности и индивидуализации нагрузок, систематичности и посте­пенности повышения требований.

!' Л КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

базовым видом в советской системе физического

1. Почему ОФП является воспитания?

2. Чем определяются задачи ОФП? Сформулируйте основные задачи ОФП.

3. Перечислите основные группы средств ОФП.

4. Почему Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО является нормативной и программной основой ОФП?

5. В чем выражается прогрессивный характер норм и требований комплекса ГТО?

6. Каковы типичные формы занятий физическими упражнениями с обще­
подготовительной направленностью?

Глава 12 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Важной частью физического воспитания взрослого населения является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) к трудовой деятельности. Это — специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и поддержание необходимого уровня физической подготовленности применительно к требованиям определенной (конкретной) про­фессии. ППФП содействует успешному профессиональному ста­новлению и развитию, личности.

Социальное значение ППФП в условиях развитого социализ­ма определяется прежде всего общественной потребностью в со­хранении и укреплении здоровья всех трудящихся, в постоянном повышении производительности труда, в продлении творческого долголетия советских людей и в сокращении потерь рабочего вре­мени по болезни.

Основными факторами, определяющими общую направлен­ность, задачи и содержание ППФП, являются: а) характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе труда; б) характер основных рабочих движений; в) особые внешние условия профессиональной деятельности (Б. И. Загорский, 1985).


Эти факторы обусловливают задачи профессионально-при­кладной физической подготовки:

1) развитие ведущих для данной профессии физических ка­честв;

2) формирование и совершенствование вспомогательно-при­кладных двигательных навыков;

3) повышение устойчивости организма к внешним воздейст­виям условий труда;

4) воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

5) повышение функциональной устойчивости и приспособле­ние организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда (вибрация, шум и т. п.);

6) содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики.

Решение этих задач непосредственно связано с повышением производительности труда, с ускорением процесса врабатыва-емости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом про­цессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности рабочих поз).

Для то'го чтобы практически осуществить эту общую направ­ленность ППФП на формирование и совершенствование специ­фических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся прежде всего ха­рактеристики собственно- производственных движений и действий, или профессиограмма. В ее содержание включается также подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип движения (вращательные, удар­ные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные характеристики, силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др *.

После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наибо­лее профессионально важными (например, для буровика — сила, прядильщицы — ручная ловкость, крановщика, водителя — вынос­ливость в положении статической позы). Поскольку профессий и специальностей в настоящее время сотни и тысячи, их объеди­няют по условиям труда и характеру даисательной деятельности в группы (например, группа профессий станочников, представи­телями которой^ являются токари, фрезеровщики, карусельщики и др.). Требования к физическим способностям и двигательным на­выкам в этих группах будут примерно одинаковыми, хотя каждая узкая специальность и будет иметь некоторую специфику.

* Например, совершенно очевидно, что условия труда строителя, токаря, сталевара и оператора будут различными; характер труда ткачихи и доярки отличен от характера труда бухгалтера, врача, педагога.


После того как выяснены профессионально важные физиче­ские способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают средства (физические упражне­ния), которые наиболее эффективно могут содействовать развитию этих качеств. Например, землеустроителям, геологам, картогра­фам, агрономам необходимо прежде всего развивать выносливость, навыки ходьбы по пересеченной местности, передвижения на лы­жах, на лодках, верхом на лошадях и т. п. Для этого целесооб­разно применять и соответствующие физические упражнения, та­кие, как бег, гребля, ходьба на лыжах, прыжки, метание, ла­занье, езда на велосипеде, на лошади и т. п.

При подборе средств важно учитывать, чтобы данное упраж­нение по возможности действовало комплексно, решало несколь­ко задач одновременно: развивало физические способности, фор­мировало двигательный навык, способствовало совершенствова­нию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных условий внешней среды и т. п. Этим требованиям, например, отвечают такие виды физических упраж­нений, как ходьба на лыжах, бег по пересеченной местности, греб­ля, плавание и многие другие. Для буровиков профессионально важным качеством является сила; значит, здесь предпочтение будет отдано упражнениям с тяжестями. Для строителей, монтаж­ников, высотников предпочтительны гимнастические упражнения на ограниченной площади опоры, совершенствующие функции вестибулярного аппарата.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.