Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-22 | 868 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
18.3.1. Физическая культура, направленная на восстановление после работы
В физической культуре трудящихся обязательно должно отводиться место физическим упражнениям, главная задача которых заключается в восстановлении сил после окончания рабочего дня, 1 осуществлении профилактики, направленной против неблагопри- ( ятных и односторонних факторов труда и на этой основе сохранении высокой профессиональной квалификации.
Данные исследования показали, что внедрение физических ражнений и других восстановительных процедур после работы особствует скорейшему восстановлению рабочих органов и пре-упреждению специфических заболеваний-.
Реабилитационные физкультурные мероприятия проводятся непосредственно на рабочем месте; в специально оборудованных на предприятиях реабилитационных центрах; на спортивных сооружениях, находящихся на территории предприятия или рядом с ним; в профилакториях.
При разработке физкультурно-профилактических мероприятий выбор занятий и методики их проведения зависит от технологических особенностей организации производства и условий труда, а также от специфики профессиональной деятельности. Физические упражнения должны быть направлены на снятие последствий работы: монотонности в конвейерном производстве, высокого нервного напряжения (например, операторы, диспетчеры) и т. д.
Используются следующие формы восстановительных занятий:
а) организованные: в восстановительно-профилактических
центрах, в профилированных группах здоровья, в профилактори
ях, в спортивных секциях по профилированным видам спорта.
Группы занимающихся формируются по профессиям.
б) самостоятельные: занятия в зонах здоровья, профилакти
ческая гимнастика, профилированная утренняя гигиеническая
гимнастика, занятия различными видами физической культуры с
профилактической направленностью.
|
Практика показывает, что наиболее благоприятные показатели труда отмечаются у работников, имеющих оптимальный двигательный режим (см. Приложение 11).
18.3.2. Оздоровительно-профилактическая гимнастика
На предприятиях химической, нефтехимической, газовой, топливной, металлургической, горнодобывающей, текстильной, угольной промышленности, и некоторых других наблюдаются особенно неблагоприятные условия работы: загрязненность воздуха, высокая температура, шум, вибрация и т. д. Это вызывает изменения в нормальном функционировании физиологических систем организма. Если не проводить профилактических мероприятий, то с годами развиваются различные болезни. Такой же эффект может проявляться и из-за однообразного труда с вынужденной рабочей позой.
Для предупреждения этих заболеваний необходимо использовать комплексы упражнений оздоровительно-профилактической гимнастики, которая решает следующие основные задачи:
а) повышение приспособляемости к неблагоприятным условиям труда за счет общего укрепления организма, повышение неспецифических защитно-иммунологических свойств и функциональных возможностей организма;
б) профилактика возможных профзаболеваний и функциональ-Я
ных нарушений, связанных с профессиональной деятельностью; щ
в) сокращение времени восстановления наблюдаемых измене-г*
ний со стороны функциональных систем, подвергающихся вредным 1
влияниям. I
В оздоровительно-профилактической гимнастике используют!
различные упражнения. 1
Упражнения на растягивание применяются для восстановления- -1
подвижности в суставах, нарушенной в результате укорочения I
мышц, связок, сухожилий из-за статических напряжений в тру- I
довом процессе. ]
Упражнения на расслабление вызывают в организме улучше- |
ние крово- и лимфообращения, активизацию процессов выделения |
углекислого газа, более быстрого устранения утомления. Упраж- \
нения незаменимы при заболеваниях кровообращения. '
|
Изометрические упражнения позволяют оказывать локальное \
воздействие, предупреждая атрофию мышц. '
Силовые и скоростно-силовые упражнения помимо общеукреп- i
ляющего оказывают и местное действие. Используются для улуч
шения кровообращения, усиления обмена веществ, восстановле
ния утраченной силы и скорости сокращения мышц, оказывают
значительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную ■
системы. \
Корригирующие упражнения используются для исправления ; различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп и др. В этих движениях локального воздействия, выполняемых из определенного исходного положения, сочетаются силовое напряжение с растягиванием. Например, исправление сутулости возможно при выполнении круговых вращений в плечевых суставах, упражнений на растягивание грудных мышц и укрепление мышц спины. При работе с виброинструментом для восстановления координации, быстроты, точности, ритмичности наряду с общеразвивающими упражнениями применяют специальные, направленные на координацию движений пальцев.
Упражнения на координацию движений используются для восстановления трудового ритма и темпа, а также для создания оптимальной настройки на работу.
Упражнения в равновесии способствуют улучшению функций вестибулярного аппарата, воспитанию правильной осанки, активизируют или восстанавливают трофические и вегетативные рефлексы.
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования нарушенных и поврежденных навыков дыхания.
Восстановительно-профилактическая гимнастика после работы проводится групповым методом под руководством инструктора-методиста или индивидуально. Нагрузка в течение занятия повышается, достигая максимума к его середине, и постепенно снижается за счет изменения числа повторений отдельных упражнений, темпа, амплитуды, сложности упражнений, степени на-
■фяжения мышц. Комплекс состоит из 12—14 упражнений, соотношение объема специальных и общеразвивающих упражнений I-должно быть 1:2 или 1: 3.
I В оздоровительно-профилактической гимнастике, проводимой I для работающих в условиях запыленности, загазованности возду-I ха, необходимо применять специальные дыхательные упражнения. Г При этом следует обращать внимание на то, чтобы дыхание было [ полным за счет удлиненного вдоха. В целях предупреждения раз-[ вития вибрационной болезни наряду с физическими упражнения-г ми рекомендуется целый комплекс мероприятий. Перед обеден-; ным перерывом следует принять теплые ванночки или обогреть руки теплым воздухом у специальных установок. Одновременно необходимо выполнять растирание кистей рук, сжимание, разжимание, разведение и сведение пальцев.
|
После окончания работы необходимо принять душ, выполнить специальный комплекс оздоровительно-профилактической гимнастики и самомассаж.
18.3.3. Организация и методика проведения занятий в физкультурно-оздоровительных группах
Организованные занятия физической культурой и спортом трудящихся во внерабочее время проводятся в различных физкультурно-оздоровительных группах и секциях по видам спорта.
Физкультурно-оздоровительные группы организуются по месту работы (на предприятиях, в учреждениях), по месту жительства - (при ДЭЗах, ЖЭКах), при спортивных учреждениях и, наконец, в крупных специализированных школах при комитетах по физической культуре и спорту, при советах ДСО (например, школы закаливания), при физкультурно-оздоровительных комбинатах.
Цель физкультурно-оздоровительных групп — способствовать укреплению здоровья трудящихся, длительному сохранению высокой работоспособности, продлению творческой, активной жизни. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) повышения функциональных возможностей всех систем и органов;
2) профилактики различных заболеваний;
3) восстановления и длительного сохранения высокого уровня развития физических качеств и жизненно необходимых навыков, а также общей работоспособности;
4) организации правильного двигательного режима, активного отдыха и досуга;
5) выполнения норм и требований Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО;
6) стимулирования творческого долголетия советских людей;
|
7) формирования потребности к каждодневным занятиям физическими упражнениями;
8) получения знаний, умений и навыков по самостоятельным зашггиям физической культурой и спортом.
Ш- 317 \
Занятия в физкультурно-оздоровительных группах должн проводиться инструкторами-методистами, имеющими специальн высшее или среднее образование или прошедшими специальны] курс подготовки.
Группы комплектуются в зависимости от пола, уровня физи»|
ческой подготовленности, состояния здоровья, возраста и профес
сий. Целесообразно создавать группы отдельно для мужчин" и
женщин первой, второй и третьей медицинских групп. К Первой
медицинской группе относятся практически здоровые люди, обла- j
дающие значительной физической подготовленностью; ко вто
рой — с небольшими отклонениями в состоянии здоровья; к треть
ей — с постоянными или временными расстройствами здоровья, k
но удовлетворительно выполняющие трудовую деятельность.:
Лиц зрелого возраста рекомендуется комплектовать в группы
следующим образом: мужчины 30—40 лет; 41—50 лет; 51—60
лет; женщины — 25—35 лет; 36—45 лет; 46—55 лет. В старшем
возрасте: мужчины 61—70 лет; 71 года и старше; женщины — |
56—65 лет; 66 лет и старше. \
Выделяются четыре типа физкультурно-оздоровительных групп,:
отличающихся достаточно четкой спецификой. К первому типу \
относятся учебные группы ГТО. Контингент составляют женщины '<
в возрасте до 55 лет и мужчины до 60 лет, относящиеся, как пра- |
вило, к первой медицинской группе. Занятия проводятся 2 раза \
в неделю по 60—90 мин. Оптимальный численный состав груп- \
пы 15—20 человек. -\
Ко второму типу физкультурно-оздоровительных групп ^
относятся группы общефизической подготовки, в том числе:;
а) общие — для мужчин (до 40 лет) и женщин (до 35 лет), |
относящихся к первой медицинской группе; \
б) группы для мужчин старше 40 лет и женщин 30 лет, от-.
носящихся ко второй медицинской группе; ]
в) группы занимающихся разных возрастов, но с примерно J
равной физической подготовкой.
Желательно проводить 2 занятия в неделю по 45—60 мин.
Группы специальной физической подготовки составляют третий тип. К их числу относятся группы атлетической гимнастики, художественной гимнастики, закаливания и зимнего плавания, туризма, бега, плавания, спортивных игр и т. д. В этих группах (за исключением атлетизма) могут заниматься люди любого возраста, относящиеся к первой и второй медицинским группам (по назначению врача). Число занимающихся не должно превышать 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45—90 мин (см. Приложение 12).
Основная направленность четвертого типа физкультурно-оздоровительных групп — реабилитация морфофизиологических функций организма. Сюда входят группы:
|
а) утренней гигиенической гимнастики, которой занимаются лица разного пола и возраста, профессий, медицинских групп.
Нацело занимающихся — до 40 человек. Занятия проводятся еже-^Ьневно по 15—20 мин на свежем воздухе;
ИГ б) реабилитационной (восстановительной) гимнастики для ■занимающихся разного пола, второй и третьей медицинских групп. И Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45—90 мин. Число зани-
■ мающихся не должно превышать 10—15 человек, место проведе-
Ж ния — специально оборудованный зал;
■ в) лечебной гимнастики (общие) для лиц разного пола и воз- Щ раста, относящиеся ко второй и третьей медицинским группам. Щ Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30—45 мин, не более 5— В 15 человек.
■ Существуют также другие разновидности физкультурно-оздо-
■ ровительных групп, не получившие пока широкого распростране-
I ния (например, «семейные», где родители занимаются физически-
I ми упражнениями вместе со своими детьми).
I Содержание занятий физкультурно-оздоровительных групп
| разнопланово. Сюда включаются теоретические знания, обще-
1 развивающие упражнения, гимнастика, подвижные и спортивные
игры, лыжный и велосипедный спорт, плавание, туризм и т. п.
в соответствии с типовыми учебными планами групп здоровья
разной направленности для лиц разного возраста.
На основании учебных планов разрабатываются годовые пла
ны-графики распределения материалов, которые рассчитываются
t на 100 уроков при двухразовых занятиях в неделю и 150 уроков
[ при трехразовых. Кроме того, рекомендуется составлять поуроч-
[ ные планы, конспекты занятий. Ведется также журнал учета ра
боты.
i Опыт работы и научные исследования показывают, что в
■- физкультурно-оздоровительных группах при многолетних занятиях по направленности учебного материала выделяют 4 этапа.
Первый этап (около 2 месяцев)—начальный. Цель занятий — адаптация сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также опорно-двигательного аппарата к физической f нагрузке. Занимающиеся в основном осваивают простейшие физические упражнения.
Второй этап (от 2-го до 8-го месяца занятий) направлен на укрепление здоровья, физическое развитие, на подготовку нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма к постепенному увеличению объема и повышению интенсивности выполнения упражнений.
Третий этап (2—3 года) — этап тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма, повышения физической подготовленности.
Основная задача четвертого этапа — сохранить возможно длительный срок хорошее состояние здоровья, относительно высокий уровень работоспособности, физической подготовленности.
Методика занятий в физкультурно-оздоровительных группах
имеет свои специфические особенности. Преобладают методы
i строго регламентированного упражнения, где можно точно дози-
Г РРЬать нагрузки. При дозировании нагрузок предусматривается
широкая возможность индивидуальных отклонений в измененная
уровня объема и интенсивности выполнения упражнений (числ^В
повторений, темп выполнения, продолжительность). При этомн
занимающиеся должны следить за своим самочувствием: адекватШ
ная состоянию организма нагрузка вызывает небольшую и приятв
ную усталость, свободное учащенное (умеренное) дыхание, не-Я
большое потоотделение, чувство удовлетворения. • щ
Урок в физкультурно-оздоровительной группе может состоять*
из трех или четырех частей: вводной, подготовительной, основнойЯ
и заключительной. Вводная и подготовительная части служа™
для организации занимающихся и функциональной подготовит
организма к основной деятельности на уроке. Содержание этихЯ
частей урока составляют общеразвивающие упражнения умерен-в
ной интенсивности. щ
В основной части урока решаются следующие задачи: улучав
шение функций внутренних органов, функций кровообращения и 1
дыхания; развитие силы, ловкости, выносливости, гибкости, быст- 1
роты; выработка умения реализовывать приобретенные в занятиях I
двигательные навыки в повседневной деятельности. Заключитесь- |
ная часть урока посвящена созданию условий для быстрого вое- 1
становительного процесса, устранению значительного утомления j
и организованному окончанию занятий. В ней используются про- '|
стые по форме упражнения для рук, ног, туловища, ходьба и \
бег в умеренном темпе, спокойная подвижная игра и упражнения -
на расслабление. I
Контроль за состоянием здоровья занимающихся производится < врачом дважды в год или по мере необходимости, особенно после " длительного перерыва в занятиях. Непосредственно на уроках; инструктор-методист следит за реакцией организма на физиче- • скую нагрузку по пульсовому режиму, который зависит от со- J стояния здоровья, физической подготовленности и стажа систематических занятий.
18.3.4. Физическая культура в домах отдыха и профилакториях
Большинство трудящихся проводят свой отдых в различных здравницах: санаториях, домах отдыха, профилакториях, пансионатах и т. п. Основная задача физической культуры в них— '. способствовать полноценному отдыху трудящихся, восстановле- ' нию нормального функционирования отдельных органов и систем .-f организма, подготовке людей к творческому активному труду.
Физкультурные занятия проводятся групповым и индивидуальным методами и включают в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированные прогулки (терренкуры), лечебную гим- : настику, туризм, греблю, плавание, спортивные и подвижные иг- ■ ры. Двигательная активность отдыхающих ограничивается толь- i ко в условиях санаториев и профилакториев, где каждому назна- 4 чается один из двигательных режимов: щадящий, щадяще-трени- I рующий, тренирующий. Первый режим включает в себя утреннюю J
320 1
^Ирмнастику, состоящую из 20—25 упражнений, дозированную ИЕ)Дъбу до 3 км, малоподвижные игры, кратковременное купание. ■Второй режим допускает, кроме того, непродолжительные заня-Иргия спортивными играми, греблей, плаванием, туризмом. Третий В режим предусматривает занятия спортом, главным образом выра-шбатывающим выносливость, сдачу норм комплексов ГТО и уча- щ стие в соревнованиях.
К В течение дня в учреждениях отдыха рекомендуется следую-Г щая последовательность физкультурных занятий. До завтрака: г утренняя гигиеническая гимнастика, пешеходные прогулки (тер-? ренкур), кратковременное купание. Между завтраком и обедом '- проводятся двигательные прогулки, лечебная гимнастика, плавание (в теплый период года). Предвечернее время желательно использовать для занятий различными видами спорта, играми, бегом, специальной и общеподготовительной гимнастикой, а также для проведения соревнований и длительных прогулок.
В домах отдыха, санаториях, профилакториях, пансионатах в последнее время стали практиковать занятия в группах здоровья. Обычно работает несколько групп разного профиля: общеподготовительной гимнастики, спортивных игр, оздоровительного бега, общефизической подготовки, гребли, плавания, лыжных прогулок (зимой). Это дает возможность не только дифференцированно дозировать соответствующий объем физической нагрузки для различных групп отдыхающих, но и позволяет выбрать им соответствующую себе группу здоровья. Учебный план занятий в группах здоровья охватывает от 5 до 12 уроков отдыха. Во время занятий отдыхающие обучаются самоконтролю, самомассажу, правильному выполнению физических упражнений. Получают рекомендации для продолжения занятий по физической культуре дома.
В нашей стране распространена и такая форма отдыха молодежи, как физкультурно-оздоровительные лагеря. В настоящее время сложилось несколько типов лагерей, но основное содержание работы всех типов лагерей связано с физической культурой и спортом. Здесь и утренняя гимнастика, мероприятия по закаливанию, учебно-тренировочные занятия, подвижные и спортивные игры, занятия в группах ОФП, ГТО, здоровья, в секциях по разным видам спорта, участие в соревнованиях, спортивных праздниках, многодневных походах.
18.3.5. Особенности организации и методика проведения самостоятельных занятий физической культурой
Большая часть людей зрелого возраста занимается физически
ми упражнениями самостоятельно. Особенно широкое распрост
ранение в нашей стране получили такие формы самостоятельных
занятий, как утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная
ходьба (прогулки), бег трусцой, атлетическая и ритмическая
пластика, спортивные игры и т. п..
Самостоятельные занятия физическими упражнениями прово) дятся в свободное от работы время, в квартире, во дворе, спортивных сооружениях, во время загородного отдыха. Главны!! вопросом методики самостоятельных занятий является дозир< вание нагрузки с учетом возраста, пола, состояния здоровы и физической подготовленности занимающихся. Поэтому рекоме* дации специалистов строятся на оптимальном подборе объем* и интенсивности упражнений.
В упражнениях с аэробной направленностью дозируются про-1 должительность и темп их выполнения или длина дистанции, а] также динамика роста тренировочных нагрузок на этапах заня-| тий (табл. 22, 23).
Таблица 22. Нормирование нагрузок на начальном этапе занятий дозированной ходьбой
Недели занятий | ||||||||||
Параметры нагрузки | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | - 7-я | 8-я | 9-я | ю-я i |
Дистанция, км | 1,8 | 2,7 | 323 | 3,4 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 4,1 | 4,5 | 4,5; |
Продолжительность, мин | 60.! | |||||||||
Темп, шаг/мин | юо: |
Таблица 23. Нормирование нагрузок на начальном этапе занятий бегом трусцой
Продолжительность непрерывного бега, мин | ||||||||||||
Возраст, лет | 1-й месяц | 2-й месяц | 3-й месяц | 4-й месяц | 5-й месяц | 6-е | месяц | |||||
муж. | жен. | муж. жен. | муж. 1 жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |||
До 20 | ||||||||||||
21—30 | ||||||||||||
31—40 | 22 - | |||||||||||
41—50 | ||||||||||||
51—60 | ||||||||||||
и старше |
Нередко нагрузка в упражнениях аэробного характера нормируется по пульсу (ЧСС). Например, в такой сравнительно новой^ массовой форме физкультурных занятий, как ритмическая (аэроб-* ная) гимнастика, рекомендуется в зависимости от возраста
Ьдготовленности занимающихся выполнять упражнения, руководствуясь определенной частотой пульса (табл. 24).
Таблица 24. Предельная частота пульса в упражнениях, включаемых в аэробную гимнастику, уд/мин
— | Возраст, лет | ||||
Физическая подготовленность | 11-20 | 121—30 | 31—40 | 41—50 | 51-вО |
Хорошо подготовленные Слабо подготовленные | 160 150 | 170 160 | 160 150 | 150 140 | 140 130 |
Темп выполнения упражнений аэробной гимнастики определяется избранной музыкой, а продолжительность каждого упражнения — временем достижения предельной для данного возраста частоты пульса. На этом принципе строятся комплексы аэробной гимнастики с учетом возраста и подготовленности занимающихся. В занятиях атлетической или женской гимнастикой характер упражнений и дозировка нагрузок определяются теми целями, которые ставят перед собой занимающиеся. Там, где преследуется задача увеличения мышечной массы и силы мышц, используются в основном средние (позволяющие выполнить упражнение не более 5—7 раз) или большие (2—3 раза) отягощения. Когда необходимо избавиться от избытков жировых отложений, избираются малые отягощения, позволяющие выполнять упражнения до 10—12 раз в максимальном темпе. Каждое упражнение обычно выполняется в 2—4 подхода. По мере роста тренированности \ величина отягощений постепенно повышается (так, чтобы она не [ выходила за границы рекомендованных повторений). В женской
! |
гимнастике, если преследуются цели.приобретения красивой осанки, пластичности и выразительности движений, грациозности походки, упражнения подбираются по своей внешней форме и ха- \ рактеру воздействия на позную статику и биодинамику движений. Например, движения выполняются в ракурсе «египетского рисунка», из определенных хореографических позиций ног, с предметами на голове и в руках, у балетного станка.
Пешеходные и лыжные прогулки, лодочные и велосипедные по-' ходы являются самой распространенной формой физкультурных; занятий в воскресные дни и отпускное время. Оздоровительный эффект этих занятий определяется прежде всего правильной регламентацией нагрузок (с учетом подготовленности людей). На-; грузки, как правило, дозируются по длине дистанции, массе поклажи, длительности прогулки (табл. 25).
В зависимости от протяженности намеченного маршрута, характера рельефа местности, состояния погоды и средней скоро-■е/.сти движения вырабатывается график движения по маршруту.
Г Ч* 323
Таблица 25. Нормы нагрузок в прогулках и походах для взрослых
Вид прогулки и уровень тренированности | Длина дистанции, км | Длительность прогулки, ч | Масса по-■клажи, кг j |
т * Пешие н * | 25—30 18—20 | 7—8 7—8 | 15—20 1 10—12 | |
т Лыжные Н | 25—35 18—20 | 6—7 6—7 | 12—15 '] 8—10 -^ |
Т Лодочные Н | 25—30 15—20 | 8—9 8—9 | ______________ Л |
Т Велосипедные Н | 40-60 30—40 | 7—8 7—8 | — ^ |
* Т — хорошо тренированные; Н — недостаточно тренированные и пожилый
люди ij
В нем указывается количество и протяженность переходов, про-' должительность отдыха, обеденного перерыва.
Если в поход отправляется семья с детьми разного возраста,: следует нормировать нагрузку индивидуально для всех участии-; ков или ориентировать общие нормы нагрузок на возраст детей1 или слабо подготовленных участников похода.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!