Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-22 | 548 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Одной из важнейших форм работы, способствующей успешному овладению школьниками программой обязательного курса физического воспитания, являются факультативные занятия по теории (практике физической культуры и спорта. Это особая форма ра-оты по физическому воспитанию, организуемая на добровольных ачалах во внеучебное время. Она не может подменяться орга-изацией спортивных секций или групп общей физической подго-№ки,
Основное назначение этих занятий состоит в том, чтобы создать учащимся более благоприятные условия для овладения ма-н териалом школьной программы по физическому воспитанию, подго-; товить и приобщить их к активному участию в организации и про- \ ведении физкультурных и спортивных мероприятий, содействовать профессиональной ориентации учащихся. Факультативные занятия' по теории и практике физической культуры и спорта проводятся; по утвержденной программе, которая состоит из двух разделов—: теоретического и практического *.
Теоретический раздел включает материал, подготавливающий
учащихся к более глубокому и сознательному освоению обя-:
зательного курса физического воспитания. Изложение раздела.
строится на широком использовании межпредметных связей с при-1
влечением сведений из курсов физики, биологии, анатомии и других 1
основных наук, изучаемых в школе. I
Теоретические сведения по общим вопросам физического ] воспитания и спортивной тренировки сочетаются с инструктивно- „ методическими положениями о физической культуре и быте уча- ■ щихся, самоконтроле, самомассаже, проведении физкультурных i мероприятий и предупреждении спортивного травматизма. Заня- ■■ тия проводятся в форме лекций, бесед с последующей системати- ) ческой проверкой усвоения знаний путем опроса, собеседования,: обсуждения выполняемых заданий в группе.
|
Практический раздел включает физические упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности; учащихся, а также организационно-методические умения и навыки, овладение которыми позволяет учащимся более активно и созна- i тельно участвовать в проведении физкультурных мероприятий в; школе, по месту жительства, более продуктивно строить самостоя-тельные занятия по физической культуре. Занятия проводятся по типу тренировочных уроков.
Для определения уровня развития физических качеств приме- ] няются проверочные упражнения (на равновесие, координацию [ движений, силу, гибкость, общую, силовую и скоростную выносли- j вость, быстроту и скоростно-силовые качества).
К факультативным занятиям привлекаются учащиеся 8—11-х ] классов, проявившие склонность и интерес к предмету «Физическая ' культура». Группы для занятий формируются из школьников обоего пола, обучающихся в параллельных классах (по 15—25 человек в каждой). Каких-либо отборочных испытаний при зачисле- \ нии в группы не практикуется.
Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 45 мин каж- i дое или раз в неделю 90 мин, в зависимости от местцых условий < и распорядка учебного дня в школе. Учащимся, прошедшим курс факультативных занятий, вносится соответствующая запись в ат- :< тестат об окончании школы.
Факультативные занятия по теории и практике физической
* Программа факультативных курсов для средней школы. М.: Просвещение, '
1970, с. 131—152. ;
S
!
Е |
пьтуры и спорта могут вести учителя физической культуры, ошедшие специальные семинары в институтах усовершенствования учителей. 17.8.4. «Час физических упражнений» (спортивный час] в режиме продленного дня школы «Час физических упражнений* в школах и группах продленного i как форма занятий физическими упражнениями с целью ак-зного отдыха и повышения общей физической подготовленности 1щихся был введен в 1974 г. В связи с непрерывным развитием)й формы воспитания значение полноценного использования «ча-' са физических упражнений» приобретает особое значение.
|
Для занятий учащиеся 1—4, 5—6, 7—9-х классов формируются
в самостоятельные группы. Занятия проводятся под руководством
воспитателей групп продленного дня сразу после уроков (перед
;, обедом) с учащимися первой смены и с 8.30, перед самоподготов-
У кой,— с учащимися второй смены. Независимо от времени года
■ все занятия следует проводить на открытом воздухе. Только в ненастную погоду занятия переносятся в помещение (гимнастические залы, коридоры или рекреации). Продолжительность «часа физических упражнений» 45—60 мин. В связи с отсутствием официальных программ особенно остро стоит вопрос содержания занятий. Рекомендуется ориентироваться на программу по физическому воспитанию, дополняя ее разнообразными физическими упражне-
■ ниями и играми, шире привлекать такие популярные виды физических упражнений, как доризованная ходьба и бег, атлетическая гимнастика, спортивные игры и т. п.
При подборе содержания занятий следует учитывать время года. Так, осенью и весной использовать в занятиях упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, со скакалкой и другими предметами, упражнения в лазанье, перелезании, подвижные игры (в последние включаются все вышеперечисленные элементы упражнений). В зимний период в занятия включаются передвижения по ^ местности и спуски с гор на лыжах, катание на коньках, санках, | игры на снегу и на льду.
| Особенностью «часа физических упражнений» является то, что
* он проводится в свободной, непринужденной обстановке и носит
к игровой характер. Дети во время занятий активно отдыхают. Одна-
[ ко, несмотря на непринужденный характер, занятия четко органи-
| зуются. Строится «спортивный час» по типу урока физической
[ культуры и состоит из трех частей (подготовительной, основной
f и заключительной), но в отличие от него около 35—50% времени
. занятий в начальных классах и до 70% в среднем и старшем воз-
' расте отводится на самостоятельные упражнения, игры и развле-
1 чения учащихся. При этом руководящая и контролирующая роль
J учителя (воспитателя) остается обязательной.
|
| В подготовительную часть занятий включаются разнообразные
Ш построения в шеренгу, колонну или круг, пробежки, чередуемые
Кр Дрдьбой, выполнение общеразвивающих упражнений и т. п. По-
еле этого дети переходят к основной части занятий — к упражне- 1 ниям в беге, к прыжкам, метаниям и подвижным играм. Основная 1 часть занятий включает не более 4—5 видов физических упражне- \ ний, подвижных игр и эстафет, причем подвижные игры проводят- ' ся, как правило, в середине или в конце занятий. Содержание игр и эстафет зависит от характера основных видов физических упражнений, выполняемых на занятии. Если, например, дети выполняли упражнения, связанные с бегом и прыжками, и получили большую нагрузку, то подвижные игры должны быть более спокойными. И наоборот. У детей есть свои любимые игры. Поэтому при подборе тех или иных игр воспитатель учитывает желание учащихся. Большое внимание уделяется упражнениям на формирование правильной осанки, и они, как правило, включаются в каждое занятие.
Примерное содержание «Спортивного часа» для учащихся 5—6-х классов. Первая часть. 1. Дети строятся у дорожки для бега. Учитель (воспитатель) рассказывает, чем ребята будут заниматься во время «часа».
2. Медленный бег (трусцой) 4—6 мин.
3. Ходьба, упражнения для дыхания, общеразвивающие упражнения — 7—10 мин.
Вторая часть. 4. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, самокатов, гантелей, эспандеров и т. п., игры: футбол, пионербол и др. — 40 мин.
Третья часть. 5. Медленный бег (трусцой) 2—3 мин, ходьба до восстановления дыхания, упражнения на осанку (2 мин).
6. Построение, объявление лучших игроков команд (2 мин).
17.8.5. Массовые физкультурные и спортивные мероприятия
К массовым внутришкольным физкультурным и спортивным мероприятиям относят «дни здоровья и спорта», физкультурные праздники, туристские слеты и разнообразные спортивные соревнования. Особое место во внеклассной работе по физической культуре занимают детские спортивные соревнования. В общеобразовательной школе различают соревнования внутри класса или секции (по видам спорта, общей физической подготовке, подвижным играм), между классами и различные отборочные соревнования. Во внутришкольных соревнованиях основная роль принадлежит ежегодной круглогодичной спартакиаде, которая состоит из целой системы соревнований по ряду видов спорта, а также из соревнований между классами по программе детских спортивных игр «Старты надежд». Кроме того, в школе, как правило, проводятся первенства по отдельным видам спорта: гимнастике, баскетболу, футболу, хоккею, плаванию, шахматам, конькам («Лед надежды нашей»), лыжам («Лыжня румяных»), а также по летнему и зимнему многоборью ГТО. Проводятся такие спортивные мероприятия, как «Веселые старты», «День бегуна», «День прыгуна» и т. п. По характеру зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные и классификационные.
|
Каждое внутришкольное соревнование является итогом учеб-
■но-тренировочной работы и входит в план внеклассных мероприя-
■ тий школы (внеплановые соревнования недопустимы, так как ве-
■ дут к участию в них неподготовленных школьников.) В процессе
■ спортивных соревнований должны решаться основные задачи:
I 1) повышение общей физической и спортивной подготовленно-
I сти школьников;
I 2) обеспечение возможности выполнения норм комплекса ГТО
I и ЕВСК;
I 3) проверка и объективная оценка качества работы по физи-
I ческому воспитанию в школе и в классах;
l 4) выявление сильнейших спортсменов и лучших спортивных
I команд школы;
Г 5) содействие пропаганде физической культуры и спорта.
| Программа соревнований заранее доводится до сведения участников, а сами соревнования проводятся по единым для всех правилам. Во время соревнований должно быть обеспечено квалифицированное судейство и медико-санитарное обслуживание. К участию в массовых соревнованиях следует привлекать школьников, начиная с младших классов, по соответствующим программам, приближенным к изучаемому на уроках учебному материалу.
В ПТУ, так же как и в общеобразовательной школе, проводятся внутренние (на первенство учебных групп, курсов, общежитий и т. п., зачетные учебные соревнования, кроссы, спартикиады) и внешние соревнования (матчевые встречи, товарищеские соревнования, районные, городские, областные, зональные, республиканские и всесоюзные соревнования). По степени прикладности различают спортивные и спортивно-прикладные соревнования. Спортивно-прикладные соревнования отличаются от спортивных тем, что в их содержание входят физические упражнения, специфические для той или иной профессии (для водителей транспорта — соревнования по автомотоспорту, для водников — по водным видам спорта, гребле и т. п.).
Таким образом, проведение соревнований в определенной последовательности позволяет на разных этапах физического воспитания контролировать качество и результаты учебно-воспитательного процесса. В то же время соревнования являются мощным
|
г- средством вовлечения учащихся в систематические занятия физи-
. ческой культурой и спортом.
Физкультурные праздники (вечера) являются действенным
; средством пропаганды физической культуры и спорта среди уча-
; Щихся. Поэтому каждый праздник должен демонстрировать достижения школьного КФК и подводить итоги его работы за опре-
[ Деленный период времени (четверть, полугодие, учебный год).
\ Школа обязана провести в учебном году не менее двух физкуль-
г турных праздников. Это мероприятие готовится и проводится учи-
I телем физической культуры с помощью комсомольской, пионер-
V ской организаций и педагогического коллектива школы.
I Физкультурный праздник посвящается всегда какой-либо теме,
L которая определяет его содержание и направленность. Обычно
К программу праздника составляют следующие мероприятия;
Ш 281
1) открытие праздника (парад участников, торжественная часть);
2) показательные физкультурные и спортивные выступления;
3) массовые спортивные соревнования;
4) массовые игры, спортивные развлечения, аттракционы;
5) завершение праздника (награждение участников, победителей, торжественное закрытие).
«"Дмы здоровья и спорта» в школах должны проводиться в виде общешкольных массовых физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских мероприятий и решать следующие основные задачи:
1) укрепление здоровья и улучшение физического развития учащихся;
2) подготовка школьников к сдаче норм комплекса ГТО;
3) повышение интереса детей к занятиям физической культурой;
4) активный отдых учащихся.
Главным критерием «дней здоровья и спорта» является их массовость. Поэтому в них активно участвуют все школьники, а учащиеся, временно освобожденные от занятий физической культурой, оказывают посильную помощь. «Дни здоровья и спорта» можно организовать одновременно для всех школьников или отдельно для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. По продолжительности они не должны превышать 3 ч для 1—4-х классов, 4 ч для учащихся 5—7-х классов и 5 ч для учащихся 9—11-х классов. Туристские походы и праздники, которые организуются с выездом за город, могут быть более продолжительными.
Содержание «дней здоровья и спорта» должно быть тесно связано с учебной работой по физическому воспитанию и может включать: игры (подвижные, на местности); экскурсии, туристские походы (пешие, лыжные и др.); массовые соревнования, не требующие повышенной напряженности, значительной нагрузки и большой продолжительности (по облегченной программе), позволяющие привлечь к участию всех школьников, имеющих разрешение врача; катание с гор (на санках, лыжах, коньках); аттракционы (бег в мешках, ходьба с завязанными глазами и др.); конкурсы (на самого сильного, ловкого и др.).
Успешное проведение «дней здоровья и спорта» во многом зависит от их четкой организации, участия в них всех работников школы, членов совета школьного КФК, комитета комсомола, совета пионерской дружины, ученического комитета и умелого взаимодействия ответственных лиц. Поэтому, готовясь к ним, учитель физической культуры совместно с советом КФК составляет план подготовки и положение о проведении «дня здоровья и спорта», своевременно информируют всех учеников, учителей и родителей о времени его проведения, их обязанностях в процессе подготовки и непосредственного проведения «дня здоровья и спорта».
В средних специальных учебных заведениях «дни здоровья и спорта» проводятся раз в месяц. Организация и проведение «дней
■деревья» осуществляются под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе и руководителей физиче-Щкого воспитания. Они проводятся обязательно на открытом воз-feyxe и по возможности с выездом за город. «Дни здоровья и спор-К-а» включают соревнования, спартакиады, кроссы, туристские Рпоходы, игры на местности и другие массовые физкультурные и ■спортивные мероприятия.
I Туристский слет в школе проводится в соответствии с «Поло-[ жением о слете». В «Положении» определяются: [ 1) цели и задачи слета; f 2) время и место проведения; L 3) руководство и участники;
4) программа и условия проведения;
5) церемония награждения;
6) порядок и сроки подачи заявок;
7) время и место проведения совещаний классных руководителей, командиров групп.
«Положение» не позже чем за месяц до проведения слета вывешивается на видном месте в школе. Здесь же оборудуется и методический уголок: образцы походной документации, заявки, схемы маршрутов и др.
Подготовка учителей и учащихся к участию в слете осуществляется в течение учебного года. Руководит подготовкой и проведением слета его оргкомитет или штаб. Слет проводится в мае. В субботу после занятий на праздничной линейке в школе туристские отряды получают пакеты и отправляются в походы. По прибытии на поляну каждая группа сдает рапорт. Вечером может быть проведен «Костер дружбы». На следующее утро после завтрака начинаются соревнования: туристская полоса препятствий, конкурс санитаров, поваров, туристская викторина и др.
В заключение проводятся подведение итогов и награждение победителей, прощальная линейка и закрытие слета, после чего учащиеся поотрядно возвращаются домой.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!