Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-22 | 718 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Построение конкретного занятия обусловливается рядом факторов: педагогическими задачами, закономерностями процесса обучения и изменениями работоспособности во время занятия, физиологическими и психологическими следовыми явлениями упражнений, состоянием и подготовленностью занимающихся, внешними условиями.
Особенностью большинства занятий физическими упражнениями является разнообразие задач, которые преподавателю приходится решать в рамках одного занятия. Это обучение движениям, формирование осанки, развитие тех или иных физических качеств, формирование черт личности и др. Значение и удельный вес таких задач различны, решение их требует разной затраты времени и сил. Каждой задаче должно быть найдено оптимальное место в занятии. В прямой зависимости и от задач находятся подбор, продолжительность и последовательность выполнения физических упражнений. Таким образом, педагогические задачи, определяющие содержание занятия, являются исходным фактором его построения. При их постановке важно придерживаться следующих правил: исходить из принятого плана, учитывая достигнутую степень его выполнения; учитывать трудоемкость деятельности и время, необходимое занимающимся для решения задач; намечать последовательность решения задач и место соответствующих упражнений с учетом других факторов.
Существенным фактором, обусловливающим построение занятий физическими упражнениями, является закономерное изменение работоспособности занимающихся в процессе двигательной деятельности. Оно отражает динамику функционального состоя-
ш
ния и возможностей систем организма (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и др.). а также психики занимающихся (внимания, восприимчивости, мышления, памяти, эмоционально-волевых проявлений и др.). Общая тенденция изменения работоспособности заключается в том, что в начале деятельности функциональные возможности и работоспособность (как физическая, так и психическая) постепенно нарастают, увеличиваются, затем, достигнув оптимального для данной деятельности уровня, на некоторое время стабилизируются, приобретают относительную устойчивость и, наконец, под влиянием нарастающего утомления снижаются.
Исходя из этой закономерности в настоящее время в занятиях физическими упражнениями принято выделять три характерные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Однако деление на три части является лишь первым, наиболее общим уровнем построения занятий физическими упражнениями.
|
Важным фактором, определяющим построение занятий, является закономерное влияние физических упражнений на занимающихся. Это прежде всего взаимообусловленность эффектов отдельных упражнений или их сочетаний, вызываемая следовым действием («последействием»). Выполнение любого упражнения связано с определенными функциональными сдвигами в организме и психике, не исчезающими с окончанием действия, а сохраняющимися еще некоторое время. Эти следовые состояния могут способствовать более эффективному выполнению последующих упражнений либо затруднять их. Например, после упражнений со значительной физической нагрузкой затруднительными и малоэффективными будут упражнения, связанные с разучиванием координационно сложных, новых двигательных действий. После упражнений на выносливость неэффективными будут упражнения на развитие быстроты, А предварительное выполнение некоторых упражнений на гибкость облегчает изучение техники двигательных действий, характеризующихся большими амплитудами.
В связи с этим всегда необходимо упорядочивать последовательность упражнений, обеспечивая наиболее оптимальные связи между ними. Когда такие связи не могут быть обеспечены, прибегают к вспомогательным действиям (или отдыху), способствующим ослаблению или снятию неблагоприятных последствий. Распределение упражнений в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий составляет второй уровень построения занятий.
Однако даже правильная последовательность упражнений не обеспечивает полной структурной организации занятия. Требуется целесообразное распределение методических действий преподавателя, связанных с передачей знаний, формированием или совершенствованием умений, навыков, с обеспечением необходимых воздействий на функции организма, развитием двигательных качеств и др. При этом должны быть учтены характер и оптимальная последовательность ответных действий занимающихся.
|
Так, совсем небезразлично, покажет ли педагог сначала изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого подробно опишет особенности его техники или же начнет с последнего (описания техники), выяснения практического назначения изучаемого и определения учебного задания, после чего, дав занимающимся выполнить движение, опираясь на их результат самостоятельных действий, прибегнет к словесным уточнениям, образцовому показу и новому заданию. Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результат значительнее, поскольку с самого начала были исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить задаваемое движение по слову, занимающиеся вынуждены специально концентрировать на этом внимание, осмысливать различные стороны и элементы техники, силою воображения самостоятельно создавать целостный образ движения и творчески выполнять его. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая собственное выполнение с показанным и дополнительными объяснениями, они извлекут больше полезной информации, а осмыслив ее, сумеют лучше совершенствовать изучаемое. Особую ценность в этом случае представляет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности в решении двигательных задач.
Второй методический подход к организации совместных действий преподавателя и занимающихся не следует понимать как ' единственный и всегда обязательный. Он более ценен именно в начале изучения новых двигательных действий. Преподаватель постоянно должен находиться в творческом поиске наилучших сочетаний своих действий с действиями занимающихся. Этот поиск обеспечивает третий уровень построения занятий.
В связи с реализацией всех уровней построения занятий важно учесть такой фактор, как особенности и состояние занимающихся: возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья, работоспособность, интересы и потребности, межличностные отношения и др. Этим существенно обусловливается постановка задач, выбор и распределение по частям занятия средств, определение состава, взаимосвязи и размещения во времени методов обучения и воспитания, организация занимающихся, расчет нагрузок, определение характера и места отдыха, педагогический контроль и др. С учетом данного фактора достигается более точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности преподавателя и занимающихся.
Так, в работе с детьми, отличающимися высокой психической возбудимостью и реактивностью на физические нагрузки, повышенной утомляемостью, перепадами интересов, необходимо больше разнообразить деятельность, менять направленность и характер упражнений, чаще приходится прибегать к вспомогательным упражнениям на внимание, успокаивающим и др. Все это ведет к значительным видоизменениям структуры каждой части
|
занятия, особенно основной. В зависимости от предрабочих состояний занимающихся, вызванных наличием или же отсутствием предшествующей двигательной деятельности, а также в связи с настроением, самочувствием, эмоциональным и другими состояниями приходится по-разному подбирать и расставлять упражнения вводной части занятий, регулировать их напряженность и длительность. Физическое состояние, настроение и другие психические факторы в конце основной части диктуют особенности построения заключительной части.
Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости и от внешних факторов. Оно различно при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования, количества инвентаря и т. п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. По-разному приходится организовывать занимающихся, варьировать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения..
ly^ 9.3. ЗАНЯТИЯ УРОЧНОГО ТИПА
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!