Пути осуществления профессионально- 1 — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Пути осуществления профессионально- 1

2017-11-22 329
Пути осуществления профессионально- 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

прикладной физической подготовки на уроках 1

физического воспитания в ПТУ и в старших классах общеобразовательной школы

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна осуществляться на уроках в единстве и взаимодействии с решением общих задач физического воспитания учащейся молодежи. ■ Обеспечить эту взаимосвязь можно, моделируя характеристики и условия определенной профессиональной деятельности при разу­чивании и совершенствовании двигательных действий, представ­ленных во всех практических разделах обязательной программы по физическому воспитанию.

В связи с этим педагог должен проанализировать характер и условия будущей профессиональной деятельности учащихся, а так­же осмыслить факторы, от которых зависит решение общей задачи ППФП, и на этой основе определить частные задачи своей деятельности. Например, при подготовке шоферов, совершенствуя точность и скорость ответных действий учащихся на цветовые, предметные и звуковые раздражители,, необходимо последователь­но решить ряд частных задач: совершенствовать быстроту двига­тельной реакции на различные сигналы; сформировать умение точно различать пространство и ощущать мелкие отрезки времени; научить различать сигналы и препятствия, а также оценивать на­правление и скорость передвижения объекта; научить точно сораз­мерять усилия и скорость ответных действий или их компонентов • на обусловленный сигнал; сформировать умение быстро выби- ' рать вид ответных действий из ряда возможных в соответствии с изменением окружающей обстановки и действиями объекта или партнера; совершенствовать скорость и точность действий при вы­полнении их с прямолинейными и угловыми ускорениями в усло­виях, затрудняющих сохранение равновесия и при сбивающих сенсорно-эмоциональных факторах.

Эти и подобные им частные задачи ППФП могут с успехом решаться при обучении двигательным действиям из всех разделов ОФП. Для этого преподаватель анализирует разработанные им планы решения задач ОФП; выбирает из них те учебные задания, которые наиболее пригодны для попутного решения той или иной частной задачи ППФП; вносит целенаправленные дополнения в запланированную методику.

Наряду с комплексными уроками, в которых одновременно решаются задачи ОФП и ППФП, в училище могут проводиться специализированные уроки, имеющие избирательную направлен- |



 


I

locTb — обучение прикладным двигательным действиям и целевое
■овершенствование профессионально важных качеств.
[ 17.4. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

! ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Планирование учебной работы по физической культуре значи­тельно отличается по своему содержанию от планирования по дру­гим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процес­са обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспита­тельных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Задачи на каждый учебный год формируются учителем самостоятельно в зависимости от содержания программы для _ каждого класса и с учетом подготовленности учащихся, климати­ческих условий и оснащенности материальной базы школы.

Основными документами планирования являются план-графи к... очередности прохождения программного материала в учебном году и планирование учебно-воспитательн ого про цесса на уроках. котороеможет осуществляться в разных формах; поурочный чет-вертной план, конспекты или планы отдельных уроков.

17.4.1. Годовой план-график

Го довой план-график очередности прохождения программного материала сост авляется для каждой параллели кла ссов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следую-[ щую подготовительную работу.

Вначале следует проанализировать возможности учеников и условия занятий, сопоставить их с программными требованиями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году изучению материала каждого раздела программы, [ то есть составить «сетку часов» (табл. 12). Предусмотренное про­граммой распределение учебного времени на прохождение разде-

■ лов программы является примерным. В зависимости от конкретных
\ условий учитель физической культуры по согласованию с руковод-
: ством школы может варьировать выделенный объем времени на

■ различные разделы программы. Например, в школе, где в силу
; местных условий не может быть пройден раздел «Лыжная подго­
товка» и имеются условия для занятий плаванием, футболом и

; борьбой, годовая сетка часов для 9-го класса (юноши) может быть

• такой: гимнастика — 12, легкая атлетика— 14, футбол— 10, крос-

: совая подготовка — 10, плавание — 14, элементы единоборства и

' борьбы — 8 ч.

г. После этого следует пронумеровать в каждом разделе програм-

t мы рекомендуемые к изучению теоретические сведения и физиче-

\ ские упражнения. Например: 9-й класс, юноши. Раздел «Футбол»:

■: Удар по летящему мячу—1, обманные движения — 2, остановка
^пускающегося мяча — 3, удар по мячу головой — 4, выбрасывание


Таблица 12. Примерное распределение учебного времени на различные видь! программного материала (сетка часов)


Разделы программы


I 2 I


Классы


I 8



 


Теоретические сведения

Гимнастика

Легкая атлетика

Подвижные игры

Спортивные игры

Лыжная, или крос­совая, или конько­бежная подготовка

Плавание*

Борьба**


28 24


В процессе уроков

 

                 
                 
                 
                 
                 

20 16


* В 4-м классе для плавания выделяется 26 часов, а в последующих клас­сах по 14 часов за счет сокращения времени на другие виды упражнений.

** В 8—9-х классах школ, имеющих соответствующие условия для обучения приемам борьбы, на нее отводятся 10 часов, выделяемых за счет сокращения времени на другие виды упражнений.

мяча из-за боковой линии — 5, двусторонние игры — 6 и т. п. Далее нужно распределить часы и учебный материал (номера упражнений из соответствующих разделов программы) по учеб­ным четвертям, то есть составить годовой план-график (табл. 13).

Таблица 13. Примерный годовой план-график очередности прохождения программного материала для 9-го класса

 

Разделы программы Число часов, отведенное на разделы по четвертям Распределение упражнений по четвертям
  I! 11 III | IV I | II ш IV
Теоретические сведения         1,3 1,2 1, 4 1,3
Гимнастика         1, 2 1, 3—10   1,10
Элементы единоборств           1,2, 3" 1,2, 3  
Легкая атлетика         1, 3, '4, 7     2, 3, 5, 6,
Футбол         1, 2, 4, 6     2, 3, 5, 6
Кроссовая подготовка         1, 2     1,2
Плавание             1,2  

Планирование учебно-воспитательного процесса на учебную четверть

Поурочный четвертной план представляет собой последователь* ное изложение содер жания каждого урока учебной четверт и. Он госгаиляе1СЯ на иснивашш годового графика прохождения про­граммного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях и должен включать в себя следующие обязательные элементы: конкретные учебно-воспитательные задачи уроков; учебные задания для их решения (теоретические сведения и физические упражнения, основные способы их применения, до­зировку и т. п.).

Разработка плана на четверть начинается с определения и чет­кого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала опре­деляются общие, стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Для этого необходимо выделить основ­ной (с точки зрения сложности освоения или значимости для физи­ческого развития) учебный материал. Затем следует ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью устано­вить, например, какие двигательные действия, имеющие общее с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие. Далее следует установить уровень знаний, умений, навыков, необходимых двигательных или волевых качеств, определяющих возможности занимающихся, овладеть учебным материалом программы, наметить технику физического упражнения, которую планируется разучить, или уточнить виды двигательных способностей, подлежащие развитию. Все это позво­лит выяснить, следует ли планировать весь процесс обучения двига­тельному действию или только какие-то его этапы или развивать определенные двигательные способности, воспитывать необходи­мые черты характера и поведения ученика. Кроме того;, это даст возможность конкретизировать в дальнейшем задачи для отдель­ных уроков.

Только после этого следует переходить к формированию общих задач учебно-воспитательного процесса на четверть. Общие задачи записываются в четвертном плане вместе с количественными показателями, которых должны достичь занимающиеся в резуль­тате обучения или развития двигательных качеств. Например: «Обучить подъему переворотом из виса (три подъема подряд)» или «Развить силовую выносливость мышц плечевого пояса для лазанья по канату (вис на канате на согнутых руках в течение 7 с)».

При формулировании задач в документах планирования необхо­димо соблюдать ряд правил.

Задачи обучения (образовательные) должны отражать деятель­ность преподавателя, быть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обучения двигательному действию, Доступными для решения в рамках ограниченного времени урока. Информацию об этом можно заложить в формулировку задачи, >а£№ вначале наименование соответствующего этапа процесса


обучения. Если на уроке решается задача первого или второгЛ
этапа обучения, то формулировка такой задачи чаще всего должнгй
давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического*
упражнения конкретно должен разучить с учащимися учитель?»Я
Например: «Разучить исходное положение для верхней прямом
подачи мяча» (первый этап), «Разучить направляющее движение 1
кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап). а

При определении задач урока, относящихся к третьему этапуа процесса обучения двигательному действию, их формулировки а также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях это уп­ражнение совершенствуется на данном уроке?» Например: «Со­вершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке».

Информацию о том, какой этап процесса обучения имеется! в виду, можно заложить в формулировку задачи урока и без: употребления его наименования. Это можно сделать, используя в формулировках термины, которые отражают цель данного этапа. Например: «Проверить умение выполнять прыжок в высоту в полном объеме изученных технических требований» — задача, от­носящаяся ко второму этапу. Если заменить слово «умение» на «навык», то она станет задачей третьего этапа — совершенно иного содержания: в первом случае предусмотрено выявление и оцени­вание только качественных показателей, а во втором — и качест­венных, и количественных во взаимосвязи.

Каждая общая задача конкретизируется в четвертном плане в виде системы частных задач, определяющих этапы овладения двигательными умениями и навыками или расстановку акцентов; в развитии тех или иных двигательных способностей. Например, общая задача обучить учащихся 9-го класса подъему переворотом ] из виса может быть конкретизирована в следующей системе част­ных задач:

1) проверить умение выполнять подъем переворотом махом одной, толчком другой на низкой перекладине; 2) научить из виса, подтягиваясь и сгибаясь в тазобедренных суставах, касанию сна­ряда бедрами; 3) добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема из виса в упор переворотом; 4) научить не сги­бать руки в упоре после подъема переворотом из виса; 5) добиться выполнения подъема из виса в упор переворотом с прямыми и со­единенными ногами; 6) совершенствовать при подъеме из виса в упор переворотом выход в упор без опускания ног под перекла­дину; 7) проверить и оценить выполнение подъема в полном объеме изученных технических требований; 8) закрепить подъем из виса в упор переворотом в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить выполнение подъема переворотов в объеме требований I ступени комплекса ГТО «Сила и мужество».

На основе анализа требований программы и соответствующей ступени комплекса ГТО, данных о подготовленности учащихся <


!

итель определяет общие задачи направленного развития физи-ских качеств школьников. Планируя работу в учебной четверти по целевому совершенст-ванию физических качеств, следует действовать в такой после-вательности: 1) определить частные задачи; 2) подобрать сред-ва и методы их решения; 3) определить измерители (тесты) и казатели успешности достижений занимающихся; 4) наметить личины нагрузок на каждый урок. При этом важно соблюдать ряд требований. Формулировки щих задач должны отвечать на вопрос: «Какое конкретно физи-ское качество развивается и с какой целью?» В частных задачах. сражаются конкретные формы или виды проявления совершенст­вуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы должно быть оказано воздействие.

Избираемые средства должны отвечать требованию наиболь­шей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нор­мативного физического упражнения.

Выбирая метод развития физического качества и систему по­вышения нагрузки из урока в урок, важно также руководствовать­ся правилом прикладности. Опираться при этом следует на зако­номерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексные формы их проявления при выполнении изучаемого двигательного дейст­вия.

Намечаемые тесты должны отвечать конкретной педагогической задаче. Наиболее частой ошибкой является выбор для измерения физического качества нормативного упражнения из комплекса ГТО, при выполнении которого количественные показатели испы­туемых зависят во многом либо от уровня развития другого ка­чества, либо от технической подготовленности занимающихся.

Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения за время занятий, а также отвечающие данной задаче нормативные требования, установленные школьной программой по предмету «Физическая культура».

Запись методической разработки решения задачи совершенствования физи­ческих качеств может выглядеть так:

Общая задача: развить силу мышц плечевого пояса для выполнения норм I ступени комплекса ГТО в подтягивании в висе.

Частные задачи и средства их решения:

1) развить силовую выносливость сгибателей рук в сочетании со статиче­ской силой сгибателей пальцев кистей. Упр. 1. Подтягивание в висе лежа. Упр. 2. Подтягивание в висе хватом снизу;

2) развить статическую силу мышц плечевого пояса. Упр. 3. Вис, согнув руки на перекладине;

3) развить взрывную силу сгибателей рук в комплексе с динамической си­лой сгибателей пальцев кистей. Упр. 4. Лазание по гимнастической стенке на

Клуках.

f -


 

           
с н r  
  ■g. £  
  cn  
  X <N  
С (N CO + <N П+1 <N
      £  
  IN  
со X О  
МПХ + <N МП+1 <N
со со о  
X X    
      +  
L)   H   п  
S IN IN s  
CN    
X CO о  
    X    
МП+2 IN   IN МП+ <N
см + С (N X н 1 ™ оо +
S   ?r «г
IM +   (N X +
С   F-   г.  
S   S   £  
  <N IN
С   X    
S <N H   г;  
  S   £  
г:   H   Г!  
:> <N &: <N £ OJ
с H   С
S S- СЧ £
     
CO тр
о. a,  
в с  
>.   > ь  

К к

Я а» я

га а, с >>

S

Ч о с 3

I

о

S S о м га Е

Га,

С

>>

■К S

S

о

с

О ч

о

S

л ч га £ я

 

Я

Я

s

S

а,


Методы: метод крз говой тренировки и ме тод максимальных ycuij лий. Тест: подтягивани! в висе лежа. Критерши успеваемости: факт улуч*| шения результата подтя* гивания на перекладине.'

Величины нагрузкв| на каждый урок записы-Т ваются в виде таблицы.!

На следующему
этапе поурочного}
планирования требу­
ется правильно рас­
пределить конкрет­
ные задачи и учеб­
ные задания для их
решения по урокам
четверти. Эффектив­
ность этой операции
будет зависеть отг
умения учителя точ­
но соразмерить
сложность изучаемо­
го двигательного
действия с возмож­
ностями учащихся и
условиями, в кото­
рых будет протекать
учебный процесс.
При распределении
учебного материала
в графике по урокам
необходимо руковод­
ствоваться следую­
щими положениями:
1) при разучивании
двигательного дейст­
вия нецелесообразно
делать большие пе­
рерывы между уро­
ками; 2) следует ис­
пользовать положи­
тельную взаимосвязь
упражнений из раз­
личных разделов
программы и избе­
гать разучивания в
одном уроке отрица-


^Кльно взаимодействующих двигательных действий; 3) если на ^Вроке решается несколько задач, то они должны требовать от ^Вчащихся разного характера познавательной деятельности, а сред-Нргва, используемые для их решения, должны оказывать разносто-^Коннее воздействие на физическое развитие занимающихся; 4) ко-И5шчество и содержание задач, намеченное для решения на одном ■уроке, должно быть определено с учетом возможностей матери-

■ ального обеспечения урока (оборудование, инвентарь, пособия

■ и др.) и подготовленности учащихся к самостоятельной работе на

■ В практике используются разные варианты оформления по-

■ урочных четвертных планов. Наиболее целесообразны те из них,

■ которые обеспечивают вариативность плана, то есть позволяют I вносить в него изменения в процессе учебной работы,

■ Широкое распространение получил способ планирования, при

■ котором относительно неизменная часть четвертного плана «Ме-

■ тодические разработки основных учебно-воспитательных задач»
I и его изменяемая часть «График учебно-воспитательной работы»
I оформляются порознь.

I Методические разработки (конкретные задачи уроков и учеб­ные задания для и* решения) целесообразно вести в тетради.

:. Каждой общей задаче в ней отводится специальное место и при­сваивается порядковый номер, обозначенный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа записывают и нумеру-

■ ют арабскими цифрами частные задачи, в правой — средства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть обозначены какими-либо знаками (например, буквами). Для воз-

|

можных изменений и дополнений рекомендуется оставлять сво­бодные места (см. Приложения I—3). Когда готовы все методические разработки, приступают к со- i ставлению графика учебно-воспитательной работы на четверть | (см. Приложение 4). В левой стороне графика записываются в уста-г новленном порядке пронумерованные общие учебно-воспитатель-[ ные задачи; в правой, в графах, обозначающих номера уроков, f помечается, на каких уроках эти задачи будут решаться. Здесь I; проставляются карандашом цифры и буквы, являющиеся кодом г частных задач и конкретных учебных заданий, представленных \ в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменений [ условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашная запись легко удаляется и проставляются но-; мера других учебных заданий.

i,

» 17.4.3. Планирование учебно-воспитательной

F работы на уроке

[ Планируя задачи урока, необходимо тщательно подбирать

i эффективные средства их решения, вполне доступные занимаю-

| щимся и выполнимые в данных условиях.

К -*'- Особенно важным при этом является выбор эффективных мето-

Ш 249


дических приемов обучения и организации, а также определение!

дозировки упражнения. 1

Осмысливать методику решения образовательной задачи на 1

уроке рекомендуется в такой последовательности: 1

1) подобрать подготовительные упражнения, обеспечивающие 1 функциональные предпосылки для решения общей задачи урока..; Предупредить возникновение типичных ошибок;

2) проверить знания и способность выполнить изучаемое уп- i ражнение в объеме требований предыдущего урока;

3) обеспечить выполнение учащимися учебной задачи в уело- \ виях, способствующих конкретизации внимания занимающихся на изучаемых элементах или характеристиках техники физического упражнения;

4) обеспечить выполнение учебной задачи в условиях, типич­ных для выполнения изучаемого двигательного действия;

5) проверить и оценить степень выполнения учебной задачи.
Планируя урок в целом, необходимо разработать средства и

методы решения не только образовательных задач и совершен­
ствования физических качеств. ]
Необходимо также постоянно обеспечивать гармоническое фи- 1
зическое развитие, укрепление здоровья и коммунистическое вое-,;
питание занимающихся. В связи с этим, разрабатывая содержа­
ние урока и его построение, рекомендуется действовать в такой \
очередности: '

1) разработать средства и методические приемы решения i каждой общей задачи обучения двигательным действиям; j

2) определить теоретические сведения, которые следует со­общить учащимся на данном уроке;

 

3) наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач по совершенствованию и закреплению дви­гательных качеств;

4) подобрать дополнительные средства, способствующие все-; стороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Распре-; делить на уроке все учебные задания с учетом динамики работо-: способности занимающихся;

5) проанализировать и дополнить намеченные средства и ме- j тоды решения задач обучения и физического развития, с тем, i чтобы они попутно решали задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания;

6) разработать методы организации учебного процесса на
уроке, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь

и пособия, обеспечивающие оптимальную двигательную плотность • урока и наибольшую учебную активность занимающихся;

7) разработать методику проверки, критерии и комплексные
формы оценивания результатов учебного труда занимающихся на
уроке в целом.

Таким образом, вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже, исходя из особенностей ее содержания, вводная и заключительная. Итоги этой деятельности отражаются в записи конспекта урока.


щ В заглавной части учебного конспекта школьного урока ука­зываются номер занятия по четвертному (годовому) плану, дата ■ его проведения и название группы занимающихся. Далее пере-I числяются общие задачи урока: образовательные, укрепление I здоровья, совершенствование физических качеств, воспитание. I В случае необходимости здесь же указываются место проведения I занятия, необходимый инвентарь, пособия и технические средства I обучения, используемая литература.

I В первой графе перечисляются частные задачи деятельности I преподавателя в той последовательности, в которой они будут [ решаться для достижения общих задач урока. Во второй графе [ записываются средства решения частной задачи (физические уп-| ражнения, игры, эстафета, полосы препятствий, теоретические [ сведения и т. д.). В графе «Дозировка» обозначаются количество [ повторений, интенсивность и продолжительность заданий. Со­держание графы «Методические приемы» заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены конкретные способы решения каждой частной задачи: приемы преподавания и учения, способы совершенствования физических качеств, трудового, нрав­ственного, умственного и эстетического воспитания, а также ор­ганизация деятельности занимающихся на уроке.

Деление плана урока на части может быть обозначено подза­головком в графе «Средства» либо разделительными линиями с указанием продолжительности части в графе «Дозировка». Раз­работка столь подробного конспекта весьма трудоемка, но она необходима для учащихся физкультурных учебных заведений, про­ходящих учебную и педагогическую практику. Часто учитель поль­зуется в работе менее подробными конспектами, в которых отсут­ствует графа «Частные задачи», но содержание графы «Мето­дические приемы» отражает их постановку учителем и дает ин­формацию о цели каждого используемого в уроке упражнения. Обычно опытные педагоги ограничиваются составлением кратких планов уроков, в которых формулируются общие задачи, основные средства и наиболее важные методические приемы их решения.

Примерный конспект урока для 6-го класса приведен в Прило­жении 5.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.