Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Социально-педагогическое значение, направленность и задачи физической культуры в школьном возрасте

2017-11-22 1301
Социально-педагогическое значение, направленность и задачи физической культуры в школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6—7 до 17—18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний и старший. На последнем завершается обучение в общеобразовательной шко­ле или же осуществляется переход в профессионально-технические училища и в средние специальные учебные заведения, где завер­шен также и общее образование.


В нашей стране сложилась научно обоснованная система фи- щ зического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической щ культуре всего подрастающего поколения. Основой этой системы щ является обязательный курс физического воспитания, осуществля- щ емый по государственной программе. Он сочетается с многообраз- щ ными формами использования физической культуры в режиме учеб- щ ного дня и домашнего быта, а также с регулярными занятиями ■ по личному выбору учащихся в коллективе физической культуры щ учебного заведения, в коллективах физической культуры спортив- щ ных обществ, в ДЮСШ и других внешкольных учреждениях. Функ- 1 ционирование этой системы обеспечено материально-техническими ^ средствами, квалифицированными педагогическими кадрами, фи­нансовыми ресурсами и другими условиями. Она непрерывно развивается и совершенствуется с учетом новых потребностей и возможностей советского общества, передового опыта и достижений науки.

Социально-педагогическое значение направленного использо­вания средств физической культуры в школьном возрасте заклю­чается в следующем:

1) создается прочный фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья, всестороннего физического обра­зования и воспитания, накапливаются предпосылки для успешного овладения производственно-трудовыми, воинскими и другими спе­циальностями;

2) обеспечивается высокий уровень физической и умственной работоспособности и как следствие этого — достижение высокой успеваемости в учебных занятиях, а впоследствии — эффективность общественно полезной деятельности;

3) рационально используется досуг, в котором элементы фи­зической культуры все шире внедряются в повседневный быт учащихся, содействуя углублению процесса физического совер­шенствования, формированию привычки к занятиям физическими упражнениями и стойкой потребности в них, широкому приобще­нию к доступным формам физкультурной деятельности;

4) последовательно повышается нравственная, интеллектуаль- ■ ная, эстетическая и трудовая культура подрастающего поколения.

Исключительно важно то обстоятельство, что система исполь­зования средств физической культуры в школьном возрасте обеспе-. чивает длительное (в течение 11—12 лет), планомерное и ре- \ гулярное физическое воспитание всего подрастающего поколения, достижение им базовой профессионально-прикладной и спортив­ной подготовленности. Все это становится фундаментом дальней-; шего физического совершенствования в предстоящей взрослой жизни.

Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности от на­правленного использования средств физической культуры. Дока­зано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) не^ избежно приводит к невосполнимым потерям в физическом раз-


^■итии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нару-^Кениям здоровья. Умелое применение специально подобранных ДГ правильно дозированных физических упражнений в период уси-■ленного естественного морфофункционального развития способ-Вствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответ-

■ ствующих процессов, достижению значительного подъема функ-

■ циональных возможностей всех систем организма. Это тем важнее,

■ что на более поздних возрастных этапах, когда пики естественного щ развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных I результатов трудно и даже невозможно.

щ Физическая культура в школьном возрасте имеет большое К. значение для обучения необходимым в жизни двигательным уме-I ниям и навыкам и для овладения основами их использования I в разнообразных условиях двигательной деятельности. Установ-Р лено, что в этом возрасте способность к обучению двигательным к' действиям имеет благоприятные этапы для быстрого и полноцен-F ного освоения новых и перестройке недостаточно совершенных [' двигательных действий, для всестороннего развития всех дви- I гательных качеств. Приобретенный в школьном возрасте богатый фонд двигательных умений и навыков, а также физических, ин­теллектуальных, волевых и других качеств становится базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми и другими специальными двигательными действиями и дальней­шего физического совершенствования в зрелом возрасте.

Наконец, не меньшее значение имеет вклад школьного физи­ческого образования в развитие личности молодых людей, в фор­мирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального. облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой уст­ремленности и стойкости в формировании образа жизни.

Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена в конечном счете на физическое ' совершенствование подрастающего поколения, подготовку его к высокопроизводительному труду и защите Родины. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового быта и куль­турного отдыха, поддержания высокой работоспособности в учеб­ных занятиях и успешного осуществления других видов текущей деятельности.

Система физического воспитания в школьном возрасте харак­теризуется большим разнообразием задач направленного воздей­ствия на организм и психику занимающихся. Принципиальной основой постановки этих задач являются постановления Комму­нистической партии и Советского правительства по общим вопро­сам образования и воспитания в школе, по развитию физической: культуры и спорта в стране, совершенствованию идеологической i работы и др. Основой же их детализации и конкретизации при- * менительно к разнообразным условиям физического воспитания | служит научно обоснованный опыт физкультурной работы с детьми, £ данные специальных педагогических, психологических, физиоло-fek гических и других научных исследований. НЕ В теории и практике физического воспитания все многообразие

Bt. 221


задач приведено в стройную систему. Ее основу составляют об- ЛИ
щие задачи, решаемые на всех возрастных ступенях физиче-И
ского воспитания детей школьного всзраста: Я

1) обучение основам техники движений; формирование и со-И
вершенствование необходимых в разнообразной двигательной Я
деятельности знаний, умений и навыков; обучение сознательному, Я
творческому применению их в изменяющихся условиях двигатель-Я
ной практики; формирование культуры двигательных действий, я
воспитание стремления к обеспечению их целесообразности, эко- Я
номичности, практической эффективности и эстетической вырази- Я
тельности; Я

2) содействие нормальному формированию, гармоническому щ
развитию растущего организма; укрепление здоровья, повышение '■
сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внеш- Щ
ней среды; повышение общей работоспособности; Щ

3) всестороннее воспитание двигательных и связанных с дви- ; гательнои деятельностью интеллектуальных, волевых и эмоцио- s нальных качеств; приучение детей и молодежи к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил ; в соответствии с задачами и конкретными условиями соответст- '. вующей деятельности;

4) воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической куль­туры; обучение элементарным организаторским и методическим знаниям и умениям, обеспечивающим использование средств фи-; зической культуры, воспитание личной ответственности за овла­дение физкультурным комплексом ГТО, приобщение к доступной спортивной деятельности и постепенное повышение спортивных достижений;

5) формирование коммунистической сознательности, активной жизненной позиции; воспитание высоких нравственных качеств, приучение к организованности, дисциплинированности, ответствен- i ности за свои действия и поступки, воспитание любознательности,; трудолюбия, активности и самостоятельности в учении и труде; воспитание творческой инициативности; формирование эстетических потребностей и взглядов, воспитание эстетических чувств.

Видоизменяясь в формулировках, общие задачи представлены в программах и других официальных документах, а также в ме­тодических пособиях по физическому воспитанию для общеобра- • зовательных школ, ПТУ, средних специальных учебных заведений, коллективов физической культуры, ДЮСШ и др. Однако они яв- [ ляются лишь самыми общими ориентирами для практической работы, так как недостаточно определяют ее конкретное содержа­ние. Поэтому общие задачи требуют дальнейшей детализации применительно к отдельным учебным заведениям, возрастным группам учащихся, формам использования физической культуры, этапам обучения и воспитания и т. п.

Такая конкретизация задач в значительной части должна быть осуществлена педагогом, который опирается при этом на пред­лагаемый программный материал и нормативные требования к фи-


еской подготовленности учащихся. В результате анализа про-

аммного материала и осмысливания его назначения планируется

етальная система педагогических задач с учетом

нкретных условий (климатических, материально-технических,

дготовленности занимающихся).

Однако на этом конкретизация задач не завершается. Каждая пределенная таким путем образовательная, гигиеническая и вос-итательная задача требует дальнейшей конкретизации о узкометодическим соображениям. Реальный процесс решения адач (например, научить опорному прыжку согнув ноги) не яв-яется мгновенным, а состоит из ряда последовательных, строго ифференцированных актов, содержание которых тоже должно ыть четко определено путем формулировки соответствующих ча­стных, узкометодических задач. Так, при обучении новому дви­гательному действию необходимо предусмотреть создание необ­ходимых представлений, изучение отдельных элементов действий и связей между ними,, совершенствование действия в тех или иных условиях в целом и т. п. Частные методические задачи должны определяться в каждом случае самим педагогом, который руковод­ствуется знанием закономерностей физического развития, обучения и воспитания, влияния упражнений на занимающихся, а также пониманием особенностей и возможностей учеников, роли наличных условий и других факторов.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.