Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Физкультминута и физкультпауза

2017-11-22 528
Физкультминута и физкультпауза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Физкультминуты проводятся систематически с учащимися 1— 8-х классов и эпизодически, по мере необходимости, с учащимися старшего школьного возраста. Различают укороченные и полные физкультминуты. Укороченная физкультминута состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание-разжимание пальцев, потря­хивание кисти и т. п.) и применяется во время письменных работ в 1-х классах. Полная физкультминута состоит из одного упраж­нения типа потягивания и двух-трех упражнений для рук, ног и туловища в 1—4-х классах или трех-четырех упражнений в 5— 8-х классах. Общая продолжительность физкультминуты состав­ляет 5 мин, ее содержание строится по следующей схеме:

1) выпрямление туловища с движениями руками и дыхатель­ными упражнениями;

2) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т. п.);

3) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

4) упражнения для ног (приседания, вставание, поднимание и опускание ног, махи и т. п.);

Физкультминуты в 1—4-х классах проводятся 3—4 раза, а в 5—8-х классах 2—3 раза в течение учебного дня. Каждое упраж­нение повторяется 4—6 раз. Проводится фузкультминута учителем (физоргом) начиная со второго урока, через 20—30 мин после его начала. Упражнения выполняются в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя за партами. Перед физкультмину-той дежурные открывают форточки или окна. Через каждые две-три недели упражнения комплекса физкультминуты заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической куль­туры.

На уроках по труду в школе, которые планируются, как прави­ло, сдвоенными, проводится физкультпауза. В ПТУ она проводит­ся после 2—3 ч теоретических занятий или производственного


^Вучения физоргами (общественными инструкторами) под наблю-^Книем преподавателя или мастера производственного обучения ^Кчителя по труду в школе). В каждом отдельном случае время ^рроведения физкультпаузы предусматривается расписанием заня-В>ий в ПТУ. Продолжительность физкультпаузы составляет 5— Во мин.

щ Содержание и направленность физкультпаузы определяются ■функциональным состоянием организма, учащихся, а также осо-■бенностями учебной или производственной деятельности (темп ра-■боты, степень монотонности труда, физической нагрузкой в работе,

■ характером поз и рабочих операций и т. п.). Для труда, связанно-

■ го с выполнением мелких операций, значительной монотонностью

■ работы, статическими и психическими напряжениями (опера-I. торы, швеи, водители и т. п.), рекомендуется включать в комплек-I сы упражнения типа подтягиваний, упражнения, вовлекающие в I динамическую работу крупные группы мышц, упражнений общего i воздействия, на расслабление, координацию и внимание.

\ Для труда, характеризующегося двигательной активностью,

| разнообразием выполняемых действий и длительными статиче-

; скими усилиями (токари, электрики, плотники, маляры и т. п.),

в комплексы включаются динамические упражнения со специфиче-

, ской структурой, суть которой состоит в том, что первая половина

упражнения выполняется активно, а вторая — пассивно и закан*

чивается расслаблением мышц.

Для тяжелого физического труда (строители, литейщики, шахтеры и т. п.) комплексы строятся главным образом из упраж­нений на расслабление работавших мышц, на дыхание, гибкость. С учащимися, приобретающими эти профессии, рекомендуется проводить две физкультпаузы в течение учебного дня (одну через полтора-два часа после начала занятий, другую за полтора-два часа до окончания работы).

Комплексы физкультпаузы должны строиться с учетом сле­дующих методических условий:

1) режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий (статический — динамический режим; преодо­левающий — уступающий);

2) чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

3) упражнения должны быть так подобраны в комплексе, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудо­вой деятельности;

4) при незначительном утомлении учащихся в комплекс вклю-
, чаются по преимуществу упражнения динамические с элементами
I расслабления; при выраженном утомлении преобладают упражне-
I ния на расслабление работавших мышц;

£/ 5) темп выполнения должен соответствовать привычному темпу

i Движений учащихся;

I" 6) при запыленности, загазованности воздуха в помещениях,

■ <Ир проводится физкультурная пауза, следует снижать физическую


нагрузку; при низкой температуре воздуха физическая нагрузка повышается.

В качестве примера построения комплекса физкультпаузы для девочек сред­него школьного возраста, занимающихся обслуживающим трудом по теме «Ра­бота с тканью», может быть использована следующая последовательность упражнений:

1. Ходьба на месте с движениями рук.

2. Упражнения в потягивании.

3. Подскоки или бег на месте.

4. Наклоны или повороты туловища. ■

5. Приседания, махи ногами или выпады вперед-назад, в стороны.

6. Разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу.

7. Упражнения на расслабление мышц рук и туловища.

8. Ходьба на месте с заданиями на внимание.

Физкультпауза оказывается более эффективной, если прово­дится под музыку. При этом^ улучшается не только четкость вы­полнения упражнений, но и интерес учащихся к занятиям.

Учет эффективности физкультпаузы в ПТУ проводят руково­дители физического воспитания совместно с врачом и мастером производственного обучения. Учет может осуществляться в форме наблюдений за работоспособностью и самочувствием учащихся непосредственно после занятий, а также путем длительных наблю­дений за влиянием фузкультпаузы на работоспособность и произ­водительность труда учащихся в процессе занятий.

В последние годы в ПТУ получили распространение соревно­вания между группами на лучшее проведение физкультпаузы (физ-культминуты, вводной гимнастики), которые включаются в социа­листические обязательства по физической культуре и спорту.

Подвижная перемена

Подвижная перемена занимает особое место в распорядке школьного дня с точки зрения оздоровительного эффекта, улучше­ния физического развития и физической подготовленности, повы­шения работоспособности учащихся. Проведение этого довольно сложного в организационном плане физкультурно-оздоровительного мероприятия требует тщательной подготовки учителей и инструк­торов-общественников, проявления изобретательности и выдумки, наличия в школе достаточного количества простейшего инвентаря, хорошо оборудованных спортивных площадок и помещений, поз­воляющих организовать занятия физическими упражнениями и играми одновременно со всем контингентом учащихся школы.

В организации подвижной перемены принимают участие все учителя, директор и его заместитель, медицинские работники, пионервожатые. Учителя, ответственные за проведение подвижной перемены, совместно с учителем физической культуры заблаговре­менно определяют места для занятий каждого класса на открытых площадках и в здании школы на случай ненастной погоды, Разра­батывают план проведения подвижных перемен для отдельных


■слассов, параллелей классов с учетом возраста учащихся и их ■интересов, распределяют обязанности между работниками школы, ■предусматривают меры безопасности, организацию быстрого выхо-■да и возвращения учащихся в школу, условия для чистки обуви щ и переодевания при входе в школу и т. п.

■ Занятия проводятся в повседневной одежде, по возможности на

■ открытом воздухе и лишь в ненастную погоду, сильный мороз пе-

■ реносятся в здание школы, но ни в коем случае не отменяются.

■ Подвижные перемены организуются после третьего урока в те-
I чение 20—30 мин. Из этого времени на занятия физическими
I упражнениями и играми отводится до 15—25 мин. Оставшееся
I время планируется на пассивный отдых и подготовку к очередному
I уроку. Питание школьников осуществляется на переменах после
г второго и четвертого уроков.

I Материал, предлагаемый учащимся на подвижной перемене, Г должен быть увязан с программой по физической культуре. [ В связи с этим учителя при планировании содержания подвижных [ перемен руководствуются соответствующим материалом комплекс-i ной программы физического воспитания учащихся, а также доку­ментами планирования (как правило, рабочими планами на чет* верть), разработанными учителем физической культуры для соот­ветствующего класса или параллели классов.

Планирование содержания материала подвижной перемены осу­ществляется понедельно. Поэтому в один недельный план привле­кается материал из двух смежных уроков рабочего плана по фи- '' зической культуре на четверть. Содержание материала подвижных! перемен может быть дополнено включением в него широкого круга f сходных с программой по направленности физических упражнений и игр. При этом следует принимать во внимание состав группы или класса, возраст учащихся, их подготовленность, заинтересо­ванность в выполнении тех или иных заданий, время года. Следует [ стараться играми и упражнениями охватить всех детей, дать им • достаточную физическую нагрузку, соблюдая вместе с тем пра-? вильные нормы нарастания и снижения нагрузки во время подвиж-}■ ной перемены.

[; Помимо основного плана проведения подвижной перемены обя-

} зательно составляются один-два запасных варианта на случай
| ненастной погоды. Они должны включить материал, соответствую-
I щий по своему характеру условиям проведения подвижной пере-
[ мены в помещении (спортивный зал, коридор, классная комната).
Р Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, за-

| нимаются отдельно, выполняя разработанные для них учителем I физической культуры комплексы упражнений, игр, дозированные I прогулки и т. п.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.