Особенности многолетней тренировки юных спортсменов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности многолетней тренировки юных спортсменов

2017-11-22 686
Особенности многолетней тренировки юных спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многолетняя подготовка юных спортсменов включает четыре этапа, каждый из которых требует решения определенных задач (М. Я. Набатникова).

Этап предварительной подготовки решает задачи формирова­ния устойчивого интереса к занятиям спортом, укрепления здо­ровья, приобретения разносторонней физической подготовленно­сти. В технической подготовке предпочтение отдается освоению разнообразных упражнений из различных видов спорта для соз­дания необходимого запаса двигательных умений и навыков и развития способности к быстрому освоению новых движений. На этом этапе выбирается какой-либо вид спорта для последую­щих занятий. Этап продолжается не менее 2 лет.

Этап начальной спортивной специализации продолжает разно­стороннюю физическую подготовку, однако начинают использо­ваться и средства специальной физической подготовки. Здесь юный спортсмен должен овладеть основами техники избранного вида спорта. Тактическая подготовка ограничивается освоением про­стейших приемов ведения спортивной борьбы. Начинается приоб­ретение соревновательного опыта. Важными задачами, которые решаются на этом этапе, являются более обоснованное определе­ние спортивных способностей и при необходимости уточнение спортивной специализации. Продолжительность этапа — 2—3 года.

Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта связан с увеличением объемов тренировочных и соревновательных на­грузок. Наряду с разносторонней физической подготовкой боль­шое внимание уделяется специальной физической подготовке. Фор­мируются двигательные умения и навыки, отвечающие требова­ниям высокого уровня технической подготовленности. Тактическая подготовленность должна соответствовать избранному виду спорта и узкой специализации (амплуа) спортсмена. Продолжается при­обретение соревновательного опыта. Этот этап длится 2—3 года.

Этап спортивного совершенствования направлен на повышение специальной подготовленности спортсмена. Заметно увеличива­ются объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Продол­жается совершенствование техники,- причем особое внимание уде­ляется ее индивидуализации и повышению надежности в любых соревновательных ситуациях. В тактической подготовке спортсмен должен освоить все тонкости ведения состязательной борьбы.


^К отличие от других этапов здесь от юного спортсмена требуются Ийостаточно высокие спортивные результаты, позволяющие уверен-■Гио прогнозировать его будущие достижения. Этот этап часто Щ строится по типу четырехлетнего олимпийского цикла подготовки.

f 15.5.3. Основы теории и методики спортивного

| отбора

;-.. Спортивный отборэто основанный на научном прогнозе про­цесс принятия и реализации решения о включении или невклю­чении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея­тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа­листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель­ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле­нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис­ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ­ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор­тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив­ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра­щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля­ется спортивный отбор, может иметь различную величину — от не­скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт­сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра­вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой * отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне­ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа: определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди­датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

В современной теории спортивного отбора наибольшее внима­ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:

спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте-л. пени;


селекция — отбор спортсменов по мере роста их мастерства; i

комплектование команд — формирование коллектива для уча- •
стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование
составом команды по ходу состязаний. •

В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования ' возможно более точно определяются будущие требования к со­ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив­ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так­тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых • ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо­дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова­тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со­ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на-. конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.

Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд­ности безошибочного проведения отбора спортсмена *. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.

Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по­скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож­но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж­ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи­более важных показателей, по которым осуществляется отбор, в ходе многолетней подготовки. Например, в отборе легкоатлетов-спринтеров существенны оптимальное соотношение длины ног и туловища, физическая подготовленность и темпы прироста двига­тельных способностей. В видах спорта со сложной координацией: (гимнастика) особый интерес представляет способность спорт­смена обучаться новым движениям. По мере роста подготовлен­ности спортсмена все большее значение для отбора приобретают спортивные результаты.

Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает; наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала. Необходимо помнить и о гуманном аспекте отбора, позволяющем человеку найти тот вид деятельности, в котором его способности раскроются в наибольшей степени.

* Об этом, в частности, свидетельствуют примеры достижения высших ре­зультатов спортсменами, которые ранее считались «неперспективными».


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие общественные функции выполняет спорт?

2. Какие причины обусловливают различие и взаимосвязь базового спорта 1'н спорта высших достижений?

3. Какие факторы определяют результаты соревновательной деятельности?

4. Каковы главные особенности управления состоянием спортсмена?

5. Каковы цели и задачи в системе подготовки спортсмена?

 

6. В чем заключаются особенности каждой из составных частей системы подготовки спортсмена?

7. Каково содержание каждого из разделов подготовки спортсмена?

8. Какие средства и методы используются в спортивной тренировке?

9. Какими важнейшими принципами должен руководствоваться тренер в спортивной тренировке?

 

10. Какие объективные причины требуют выделения каждого из компонен­тов в структуре спортивной тренировки?

11. В чем заключаются особенности многолетней тренировки юных спорт­сменов?

12. Каковы основные положения теории и методики спортивного отбора?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.