Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-22 | 1991 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной формой организации занятий в физическом воспитании признана урочная, исторически оправдавшая себя в учебно-воспитательной практике. Взаимоотношения между педагогом и занимающимися на уроке основаны на непосредственном контакте, благодаря чему педагог может своевременно контролировать и оптимально направлять познавательную и двигательную деятельность занимающихся. Учебно-воспитательный процесс на занятиях урочного типа характеризуется системой непрерывных взаимодействий преподавателя и занимающихся, решающих очередные педагогические задачи в соответствии с официальной программой и конкретными планами.
Урок является общепризнанной формой систематических занятий как в физическом воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. Главной особенностью занятий урочного типа является наличие квалифицированного педагога, который в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит двигательной деятельностью относительно постоянной и однородной по составу группы занимающихся, учитывая их особенности и индивидуальные возможности. При этом соблюдается строгая регламентация содержания занятий, их частота, длительность и взаимосвязь.
Структура занятий урочного типа. На уроках имеется возможность наиболее всесторонне и полно решать все основные задачи,
а приобретаемые занимающимися знания, умения и двигательный опыт позволяют рационально организовывать неурочные формы занятий, включая самостоятельные.
Трехчастная структура занятий урочного типа характеризуется следующими особенностями.
|
Вводная (подготовительная) часть урока обеспечивает главным образом создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Типичными задачами вводной части являются: начальная организация занимающихся и активизация их внимания, ознакомление с намеченным содержанием, создание соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния, постепенная подготовка организма к предстоящим нагрузкам. В этой части урока решаются и некоторые прямые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб ее специфической функции — введению занимающихся в работу.
Для решения задач вводной части используются разнообразные физические упражнения, однако они должны быть относительно простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются построения и перестроения, общеподготовительные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичных прыжков, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях занимающихся).
Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно здесь решаются все задачи физического воспитания (воспитательно-образовательные, физического развития и др.). К ним относятся: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливание организма, обучение знаниям в области двигательной деятельности, умению управлять движениями, а также совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера, развитие физических, моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
Для решения задач основной части урока применяются любые физические упражнения, но прежде всего предусмотренные соответствующими программами.
Заключительная часть осуществляет функцию завершения урока. Во-первых, двигательная деятельность нередко сопровождается такими повышенными физическими и эмоциональными напряжениями, которые могут привести к неблагополучному для последующей деятельности состоянию занимающихся. Поэтому возникает необходимость в специально организованных упражнениях для приведения организма в оптимальное для предстоящей деятельности состояние и сохранения общей рабочей установки. Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на достигнутом и ориентировать занимающихся в дальнейшей работе.
|
Типичными задачами третьей части урока являются: приведение организма и психики занимающихся в оптимальное состояние, фиксация хорошей осанки, подведение итогов учебной дея-
тельности, ознакомление с содержанием заданий для самостоятельного выполнения и др.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т. п. После заключительной части желательно проводить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.
Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы, так как зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и др. Важно избегать в этом каких-либо шаблонов. Так, совсем необязательно и даже вредно планировать решение всех типичных для каждой части задач. Например, может оказаться, что К началу занятия занимающиеся уже внимательны и находятся в состоянии готовности к предстоящему. В этом случае отпадает необходимость постановки соответствующих задач и применения специальных средств. Продолжительность вводной части чаще всего ограничивается 5—10% времени всего урока. Если же на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить типичные для вводной части средства. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация, «свободный момент» могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.
Общая схема построения урочных занятий конкретизируется с учетом целевой направленности и предметного содержания уроков, этапности учебно-воспитательного процесса и т. п.
|
Типы урочных занятий. По целевой направленности различают уроки общей и специализированной прикладной физической подготовки, а также учебно-тренировочные (спортивно-тренировочные) уроки.
Уроки общей физической подготовки служат целям широкой общефизической подготовки занимающихся к разнообразной двигательной деятельности в жизни. К ним относятся уроки физической культуры (в средней общеобразовательной школе), уроки физического воспитания (в средних специальных и высших учебных заведениях), занятия общей физической подготовкой (в группах ГТО, секциях ОФП) и т. п.
Уроки специализированной прикладной физической подготовки направлены на подготовку к конкретной деятельности (спортивной, профессионально-прикладной и др.)- Уроки профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки включают специфические виды двигательной деятельности в зависимости от особенностей профессии.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содержание, а отчасти и построение
спортивно-тренировочных занятий, в различных видах спортивной специализации характеризуется специфическими особенностями. Но их сближает общность видов подготовки (технической, тактической и др.), а также направленность на повышение тренировочных нагрузок.
По направленности уроков на решение задач оптимизации состояния здоровья занимающихся, повышения общей и спортивной работоспособности организма различают лечебные, профилактические, реабилитационные, компенсаторные уроки и др.
Уроки лечебной физической культуры (ЛФК) содействуют лечению заболевания и восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболевания, травм и других причин.
Профилактические уроки ставят своей целью профилактику имеющихся отрицательных влияний в некоторых видах производства (вибрация, действия большого шума и т. п.). Они проводятся до или после работы и включают средства, способствующие быстрому переключению с «работающих» на «неработающие» нервные центры, ликвидации застойных явлений венозной крови в организме.
|
Реабилитационные уроки направлены на восстановление функциональных или приспособительных возможностей организма в тех случаях, когда они понижаются в результате неблагоприятного воздействия производственных или тренировочных нагрузок. Реабилитационные занятия органически входят в систему научной организации труда на производстве и современную систему подготовки спортсменов.
Компенсаторные (рекреационные) занятия служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной жизни или целям активного отдыха и восстановления работоспособности. Они отличаются относительно умеренными требованиями к нагрузке и ее регламентации (как в рамках отдельного занятия, так и в системе занятий).
В зависимости от того, какой этап учебно-воспитательного процесса находит наибольшее отражение на уроке, различают вводные, базовые, контрольные и комплексные уроки.
Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы. В них предусматривают решение общих задач учебно-воспитательного процесса, выяснение методических или организационных вопросов.
Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случае они обозначаются как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором — как уроки развития или поддержания двигательных способностей:
1) уроки изучения (повторения) учебного материала включают сообщение неизвестных учащимся знаний, формирование дви-
гательных умений и навыков, незнакомых тактических приемов и действий. Полученные знания и умения закрепляются, повторяются и совершенствуются как в стандартных, так и в изменяющихся условиях двигательной деятельности. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы;
2) развивающие (поддерживающие) уроки направлены на развитие двигательных способностей (координационных, силовых, скоростных, выносливости и т. п.), а также интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных качеств или на поддержание степени их развития на уровне, обусловливаемом характером возрастных особенностей занимающихся, этапом процесса физического воспитания или спортивной тренировки, целевой направленностью занятий. В физкультурной практике уроки такого вида нередко называют тренировочными.
|
Контрольные (учетные, зачетные) уроки направлены на выявление успеваемости или подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений, навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состояния тренированности и т. п.
Комплексные (смешанные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. В таком уроке могут совместно решаться задачи обучения, развития физических способностей, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в физкультурной практике.
По предмету занятий, составляющему основное содержание урока, различают уроки с однопредметным содержанием (гимнастики, бокса и т. п.) и комбинированные уроки, характеризующиеся разнопредметным сочетанием средств (например, основной гимнастики и спортивных игр или легкой атлетики и борьбы).
В практике учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах учителей и преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям подготовки будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих. Отличительной особенностью методических уроков является направленность не на физическое воспитание этих лиц, а на их профессионально-педагогическую подготовку.
Подготовка преподавателя к занятию
Успех проведения урока зависит от основательной подготовки, обеспечивающей целенаправленную деятельность педагога и занимающихся, благоприятную рабочую атмосферу и дисциплину. Для этого необходимо прежде всего учесть исходный уровень подготовленности занимающихся, определить, какие знания, умения, навыки и качества потребуются в работе над новым
материалом и имеются ли они в наличии. Если исходный уровень подготовленности не соответствует требованиям, преподаватель должен предусмотреть его повышение или же начать обучение с более простого материала.
Определение задач является решающим для подготовки занятия. Сначала определяются главные образовательные, воспитательные и гигиенические задачи, а исходя из них — частные и дополнительные. Обучение знаниям, умениям и навыкам не должно являться единственной целью занятия. Предусматриваются также требования к физическому развитию занимающихся, воспитанию определенных качеств и способностей. Формулировки задач должны быть предельно конкретными и ясными. Правильно сформулированные задачи способствуют убеждению занимающихся к важности изучаемого, возникновению или повышению интереса к нему, преодолению трудностей.
Предметное содержание урока определяется педагогом в соответствии с намеченными задачами. На этой же основе подбираются необходимые методы обучения, воспитания и организации учебной деятельности занимающихся. В процессе разработки содержания занятия важно наметить использование наглядных пособий и технических средств обучения, применение которых не должно быть целью, а лишь средством повышения эффективности обучения.
После выяснения всех сторон содержания урока приступают к разработке его структуры, т. е. к определению последовательности, внутренних связей и согласованности между намеченными физическими упражнениями. Главным является обеспечение полноценной связи между действиями педагога и занимающихся, причем каждое очередное их действие должно создавать благоприятные предпосылки к последующим. Учебные ситуации следует разрабатывать с учетом их влияния на все стороны личности занимающихся. Требования к физическому воспитанию с точки зрения задач всестороннего развития так велики, что в учебных ситуациях должны быть предусмотрены условия также для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Содержание и структура конкретного урока разрабатываются на основе плана учебно-воспитательной работы, с учетом степени его выполнения, конкретного состояния занимающихся и условий проведения очередного занятия. Вначале целесообразно разработать основную часть урока, а затем уже, исходя из особенностей его содержания и намеченных нагрузок, вводную и заключительную. Результаты разработки содержания и структуры урока необходимо оформить письменно в виде плана-конспекта.
Важное место в подготовке к проведению очередного урока занимает речевая и двигательная подготовка самого педагога, поскольку от нее во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. Важно заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися, продумать изложение требований, заданий, правил,
определить содержание и форму ведения предполагаемой беседы, рассказа, игры, спортивного события и т. п. Необходимо обеспечить образность изложения, впечатляемость тона, интонаций голоса. Может оказаться необходимым проверить и потренировать себя в подаче команд, в подсчете темпа движений.
Опробование и совершенствование движений, действий, которые намечено демонстрировать занимающимся, приемов поддержки и страховки обеспечат двигательную подготовку педагога к проведению урока. Неуверенный и тем более неточный показ может сыграть отрицательную роль в обучении и воспитании. Прочувствование и уточнение собственных движений открывает или напоминает педагогу существенно важные в методическом отношении элементы техники движений, что повышает эффективность управления обучением.
Немаловажное значение имеет безукоризненный внешний облик педагога. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе. Необходимо отработать и манеру держаться перед занимающимися, передвигаться, пользоваться жестом и др.
Подготовка помощников (групповодов, судей, раздатчиков учебного инвентаря, дежурных и др.) к предстоящим занятиям направлена на обучение их организационно-методическим знаниям и умениям (например, знание назначения и умение правильно выполнять упражнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять, умение страховать и оказывать физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов). Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется заблаговременно или непосредственно перед занятием.
Подготовка мест занятий, оборудования и учебного инвентаря сберегает время, обеспечивает продуктивность и безопасность учебно-воспитательной работы. Необходимо систематически проверять техническую исправность снарядов, мелкого инвентаря, состояние и укладку матов, разрыхленность места приземления при прыжках на легкоатлетической площадке, отсутствие опасных предметов вблизи границы площадки для игр, выбоин на дорожке для бега. Должны быть определены, а зачастую ограждены места для метаний, обучения плаванию на открытой воде и т. п.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!