История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-22 | 1991 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной формой организации занятий в физическом воспитании признана урочная, исторически оправдавшая себя в учебно-воспитательной практике. Взаимоотношения между педагогом и занимающимися на уроке основаны на непосредственном контакте, благодаря чему педагог может своевременно контролировать и оптимально направлять познавательную и двигательную деятельность занимающихся. Учебно-воспитательный процесс на занятиях урочного типа характеризуется системой непрерывных взаимодействий преподавателя и занимающихся, решающих очередные педагогические задачи в соответствии с официальной программой и конкретными планами.
Урок является общепризнанной формой систематических занятий как в физическом воспитании, так и в спортивной тренировке и прикладной физической подготовке. Главной особенностью занятий урочного типа является наличие квалифицированного педагога, который в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит двигательной деятельностью относительно постоянной и однородной по составу группы занимающихся, учитывая их особенности и индивидуальные возможности. При этом соблюдается строгая регламентация содержания занятий, их частота, длительность и взаимосвязь.
Структура занятий урочного типа. На уроках имеется возможность наиболее всесторонне и полно решать все основные задачи,
а приобретаемые занимающимися знания, умения и двигательный опыт позволяют рационально организовывать неурочные формы занятий, включая самостоятельные.
Трехчастная структура занятий урочного типа характеризуется следующими особенностями.
Вводная (подготовительная) часть урока обеспечивает главным образом создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Типичными задачами вводной части являются: начальная организация занимающихся и активизация их внимания, ознакомление с намеченным содержанием, создание соответствующей психологической установки и положительного эмоционального состояния, постепенная подготовка организма к предстоящим нагрузкам. В этой части урока решаются и некоторые прямые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб ее специфической функции — введению занимающихся в работу.
Для решения задач вводной части используются разнообразные физические упражнения, однако они должны быть относительно простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются построения и перестроения, общеподготовительные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичных прыжков, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях занимающихся).
|
Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно здесь решаются все задачи физического воспитания (воспитательно-образовательные, физического развития и др.). К ним относятся: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливание организма, обучение знаниям в области двигательной деятельности, умению управлять движениями, а также совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера, развитие физических, моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
Для решения задач основной части урока применяются любые физические упражнения, но прежде всего предусмотренные соответствующими программами.
Заключительная часть осуществляет функцию завершения урока. Во-первых, двигательная деятельность нередко сопровождается такими повышенными физическими и эмоциональными напряжениями, которые могут привести к неблагополучному для последующей деятельности состоянию занимающихся. Поэтому возникает необходимость в специально организованных упражнениях для приведения организма в оптимальное для предстоящей деятельности состояние и сохранения общей рабочей установки. Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на достигнутом и ориентировать занимающихся в дальнейшей работе.
Типичными задачами третьей части урока являются: приведение организма и психики занимающихся в оптимальное состояние, фиксация хорошей осанки, подведение итогов учебной дея-
тельности, ознакомление с содержанием заданий для самостоятельного выполнения и др.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т. п. После заключительной части желательно проводить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.
|
Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы, так как зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и др. Важно избегать в этом каких-либо шаблонов. Так, совсем необязательно и даже вредно планировать решение всех типичных для каждой части задач. Например, может оказаться, что К началу занятия занимающиеся уже внимательны и находятся в состоянии готовности к предстоящему. В этом случае отпадает необходимость постановки соответствующих задач и применения специальных средств. Продолжительность вводной части чаще всего ограничивается 5—10% времени всего урока. Если же на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить типичные для вводной части средства. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация, «свободный момент» могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.
Общая схема построения урочных занятий конкретизируется с учетом целевой направленности и предметного содержания уроков, этапности учебно-воспитательного процесса и т. п.
Типы урочных занятий. По целевой направленности различают уроки общей и специализированной прикладной физической подготовки, а также учебно-тренировочные (спортивно-тренировочные) уроки.
Уроки общей физической подготовки служат целям широкой общефизической подготовки занимающихся к разнообразной двигательной деятельности в жизни. К ним относятся уроки физической культуры (в средней общеобразовательной школе), уроки физического воспитания (в средних специальных и высших учебных заведениях), занятия общей физической подготовкой (в группах ГТО, секциях ОФП) и т. п.
Уроки специализированной прикладной физической подготовки направлены на подготовку к конкретной деятельности (спортивной, профессионально-прикладной и др.)- Уроки профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки включают специфические виды двигательной деятельности в зависимости от особенностей профессии.
Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содержание, а отчасти и построение
|
спортивно-тренировочных занятий, в различных видах спортивной специализации характеризуется специфическими особенностями. Но их сближает общность видов подготовки (технической, тактической и др.), а также направленность на повышение тренировочных нагрузок.
По направленности уроков на решение задач оптимизации состояния здоровья занимающихся, повышения общей и спортивной работоспособности организма различают лечебные, профилактические, реабилитационные, компенсаторные уроки и др.
Уроки лечебной физической культуры (ЛФК) содействуют лечению заболевания и восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболевания, травм и других причин.
Профилактические уроки ставят своей целью профилактику имеющихся отрицательных влияний в некоторых видах производства (вибрация, действия большого шума и т. п.). Они проводятся до или после работы и включают средства, способствующие быстрому переключению с «работающих» на «неработающие» нервные центры, ликвидации застойных явлений венозной крови в организме.
Реабилитационные уроки направлены на восстановление функциональных или приспособительных возможностей организма в тех случаях, когда они понижаются в результате неблагоприятного воздействия производственных или тренировочных нагрузок. Реабилитационные занятия органически входят в систему научной организации труда на производстве и современную систему подготовки спортсменов.
Компенсаторные (рекреационные) занятия служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной жизни или целям активного отдыха и восстановления работоспособности. Они отличаются относительно умеренными требованиями к нагрузке и ее регламентации (как в рамках отдельного занятия, так и в системе занятий).
В зависимости от того, какой этап учебно-воспитательного процесса находит наибольшее отражение на уроке, различают вводные, базовые, контрольные и комплексные уроки.
Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы. В них предусматривают решение общих задач учебно-воспитательного процесса, выяснение методических или организационных вопросов.
Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случае они обозначаются как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором — как уроки развития или поддержания двигательных способностей:
1) уроки изучения (повторения) учебного материала включают сообщение неизвестных учащимся знаний, формирование дви-
гательных умений и навыков, незнакомых тактических приемов и действий. Полученные знания и умения закрепляются, повторяются и совершенствуются как в стандартных, так и в изменяющихся условиях двигательной деятельности. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы;
|
2) развивающие (поддерживающие) уроки направлены на развитие двигательных способностей (координационных, силовых, скоростных, выносливости и т. п.), а также интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных качеств или на поддержание степени их развития на уровне, обусловливаемом характером возрастных особенностей занимающихся, этапом процесса физического воспитания или спортивной тренировки, целевой направленностью занятий. В физкультурной практике уроки такого вида нередко называют тренировочными.
Контрольные (учетные, зачетные) уроки направлены на выявление успеваемости или подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений, навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состояния тренированности и т. п.
Комплексные (смешанные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. В таком уроке могут совместно решаться задачи обучения, развития физических способностей, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в физкультурной практике.
По предмету занятий, составляющему основное содержание урока, различают уроки с однопредметным содержанием (гимнастики, бокса и т. п.) и комбинированные уроки, характеризующиеся разнопредметным сочетанием средств (например, основной гимнастики и спортивных игр или легкой атлетики и борьбы).
В практике учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах учителей и преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям подготовки будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих. Отличительной особенностью методических уроков является направленность не на физическое воспитание этих лиц, а на их профессионально-педагогическую подготовку.
Подготовка преподавателя к занятию
Успех проведения урока зависит от основательной подготовки, обеспечивающей целенаправленную деятельность педагога и занимающихся, благоприятную рабочую атмосферу и дисциплину. Для этого необходимо прежде всего учесть исходный уровень подготовленности занимающихся, определить, какие знания, умения, навыки и качества потребуются в работе над новым
материалом и имеются ли они в наличии. Если исходный уровень подготовленности не соответствует требованиям, преподаватель должен предусмотреть его повышение или же начать обучение с более простого материала.
|
Определение задач является решающим для подготовки занятия. Сначала определяются главные образовательные, воспитательные и гигиенические задачи, а исходя из них — частные и дополнительные. Обучение знаниям, умениям и навыкам не должно являться единственной целью занятия. Предусматриваются также требования к физическому развитию занимающихся, воспитанию определенных качеств и способностей. Формулировки задач должны быть предельно конкретными и ясными. Правильно сформулированные задачи способствуют убеждению занимающихся к важности изучаемого, возникновению или повышению интереса к нему, преодолению трудностей.
Предметное содержание урока определяется педагогом в соответствии с намеченными задачами. На этой же основе подбираются необходимые методы обучения, воспитания и организации учебной деятельности занимающихся. В процессе разработки содержания занятия важно наметить использование наглядных пособий и технических средств обучения, применение которых не должно быть целью, а лишь средством повышения эффективности обучения.
После выяснения всех сторон содержания урока приступают к разработке его структуры, т. е. к определению последовательности, внутренних связей и согласованности между намеченными физическими упражнениями. Главным является обеспечение полноценной связи между действиями педагога и занимающихся, причем каждое очередное их действие должно создавать благоприятные предпосылки к последующим. Учебные ситуации следует разрабатывать с учетом их влияния на все стороны личности занимающихся. Требования к физическому воспитанию с точки зрения задач всестороннего развития так велики, что в учебных ситуациях должны быть предусмотрены условия также для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Содержание и структура конкретного урока разрабатываются на основе плана учебно-воспитательной работы, с учетом степени его выполнения, конкретного состояния занимающихся и условий проведения очередного занятия. Вначале целесообразно разработать основную часть урока, а затем уже, исходя из особенностей его содержания и намеченных нагрузок, вводную и заключительную. Результаты разработки содержания и структуры урока необходимо оформить письменно в виде плана-конспекта.
Важное место в подготовке к проведению очередного урока занимает речевая и двигательная подготовка самого педагога, поскольку от нее во многом зависит успешное руководство работой занимающихся. Важно заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занимающимися, продумать изложение требований, заданий, правил,
определить содержание и форму ведения предполагаемой беседы, рассказа, игры, спортивного события и т. п. Необходимо обеспечить образность изложения, впечатляемость тона, интонаций голоса. Может оказаться необходимым проверить и потренировать себя в подаче команд, в подсчете темпа движений.
Опробование и совершенствование движений, действий, которые намечено демонстрировать занимающимся, приемов поддержки и страховки обеспечат двигательную подготовку педагога к проведению урока. Неуверенный и тем более неточный показ может сыграть отрицательную роль в обучении и воспитании. Прочувствование и уточнение собственных движений открывает или напоминает педагогу существенно важные в методическом отношении элементы техники движений, что повышает эффективность управления обучением.
Немаловажное значение имеет безукоризненный внешний облик педагога. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе. Необходимо отработать и манеру держаться перед занимающимися, передвигаться, пользоваться жестом и др.
Подготовка помощников (групповодов, судей, раздатчиков учебного инвентаря, дежурных и др.) к предстоящим занятиям направлена на обучение их организационно-методическим знаниям и умениям (например, знание назначения и умение правильно выполнять упражнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять, умение страховать и оказывать физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов). Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется заблаговременно или непосредственно перед занятием.
Подготовка мест занятий, оборудования и учебного инвентаря сберегает время, обеспечивает продуктивность и безопасность учебно-воспитательной работы. Необходимо систематически проверять техническую исправность снарядов, мелкого инвентаря, состояние и укладку матов, разрыхленность места приземления при прыжках на легкоатлетической площадке, отсутствие опасных предметов вблизи границы площадки для игр, выбоин на дорожке для бега. Должны быть определены, а зачастую ограждены места для метаний, обучения плаванию на открытой воде и т. п.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!