Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Перенос двигательных навыков

2017-11-22 562
Перенос двигательных навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Обучение двигательному действию существенно облегчается, если занимающиеся владеют другими действиями, в технике кото­рых есть сходство с изучаемым. В этих случаях при построении новой системы движений могут быть использованы фазы или части техники ранее освоенных действий. Так, например, разучивание четырехшажного попеременного хода на лыжах значительно об-


легчает навык владения двухшажным попеременным ходом. По­добные явления получили название «перенос навыков».

Явление переноса навыков по сходству структур двигательных действий имеет большое значение для практики обучения двига­тельным действиям со сложной техникой. На этом основано ис­пользование различных упражнений имитационного характера (на­пример, при подготовке лыжников и конькобежцев). Перенос на­выков учитывается при определении последовательности обучения действиям в видах спорта, где имеется обилие различных двига­тельных действий (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и не­которые другие). В этих видах спорта двигательные действия груп­пируются по сходству их структур и разучиваются в последова­тельности от простых к более сложным. Тогда овладение одним действием облегчает освоение следующего. Например, выявлено, что в спортивной гимнастике на каждом снаряде существует 5-— 6 основных («фундаментальных») элементов, составляющих осно­ву для остальных, производных от них.

Перенос навыков владения односторонними (асимметричными) действиями с одной (левой, правой) стороны на другую, как пра­вило, выражен слабо. Чем сложнее техника действий, тем меньше возможность такого переноса. Так, опытные легкоатлеты-метатели при попытках метать снаряд другой рукой напоминают новичков.

Перенос навыков не всегда характеризуется положительным эффектом. Сходство в технике действий может оказывать и отри­цательное влияние на овладение и совершенствование действий. Не единичны случаи, когда перенос навыков дает положительный эффект в начале обучения и существенно мешает совершенствова­нию действия в дальнейшем, при его детализации. Здесь уже играет роль не столько сходство, сколько различие в технике дейст­вия. Вначале обучению помогает сходство в основе техники, в дальнейшем мешает различие в деталях. В результате эффект пере­носа навыков превращается из положительного в отрицательный. Так, например, учитывая возможность отрицательного эффекта пере­носа навыков, конькобежцам не рекомендуется злоупотреблять катанием на роликовых коньках в летний период. Или, например, навык прыжка в высоту может мешать овладению техникой барьерного бега. Отрицательное влияние переноса навыков может быть и в случаях, когда при сходстве в технике двух действий по пространственным характеристикам имеются существенные раз­личия в их ритмах. Так, навык лазанья на канате «в два приема» будет отрицательно влиять на обучение способу лазанья «в три приема», где сгибание рук следует делать не одновременно со сги­банием ног, а после.

Возможность отрицательного переноса навыков следует обяза­тельно предусматривать при обучении. Так, в первую очередь нуж­но формировать тот навык, который нарушается под влиянием другого, но сам отрицательного влияния не оказывает («односто­ронний перенос»). При обоюдном отрицательном влиянии («дву­сторонний перенос») не следует начинать разучивать такие дейст­вия одновременно. Однако в дальнейшем, по мере упрочения на-


г выков, их необходимо «сталкивать», тогда отрицательное влияние переноса сглаживается и постепенно исчезает.

6.1.4. Основные закономерности образования двигательных умений и навыков

Рациональное и эффективное обучение двигательным действиям возможно при условии, если методика формирования двигатель­ных умений и навыков будет строиться в соответствии с основны­ми закономерностями их образования. Рассмотрим кратко эти за­кономерности.

Образование двигательного умения начинается с создания у обучающихся установки на овладение двигательным дейст­вием. Установка сопровождается образованием ориентировоч­ной основы действия, т. е. восприятия и анализа всего того, что необходимо для его осуществления. Ориентировочная основа складывается из получаемых от преподавателя знаний о двига­тельном действии, а также из восприятий и оценки деталей окру­жающей обстановки, имеющих значение для его выполнения. На­пример, при овладении опорным прыжком через гимнастический снаряд обучающийся фиксирует и оценивает место расположения мостика, расстояние до него, расположение снаряда, его высоту, место приземления и т. д. В ориентировочную основу входят так­же извлеченные из двигательной памяти знакомые представления и ощущения ранее освоенных двигательных действий, которые мо­гут быть использованы при построении новой системы движений. Все эти восприятия соединяются в единый комплекс.

Создание ориентировочной основы является ответственным мо­ментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффектив­ных методов словесного и наглядного воздействия для обеспече­ния необходимых знаний и ощущений.

После того как сложилась ориентировочная основа, возникает программа действия. В процессе выполнения действия обу­чающийся контролирует свои движения и их результаты, ориенти­руясь по целому комплексу сигналов. Здесь также очень важно-своевременно использовать методы и приемы обучения, помогаю­щие ориентироваться в управлении движениями.

По завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задачи по со­вершенствованию действия при следующей попытке. Упрощенно-процесс осуществления каждой попытки исполнения двигательно­го действия представлен на следующей схеме.

Образование Выполнение


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.