Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-22 | 405 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Скоростные способности — это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий.
К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не ■ отягощенных внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.
7.3.2. Методика развития быстроты двигательных
реакций
Быстрота простой двигательной реакции характеризуется временем реагирования на какой-либо раздражитель. Если реагирование происходит известным движением на заранее определенный, но внезапно появляющийся сигнал, то такая двигательная реакция называется простой. Примером проявления простой двигательной реакции является реагирование стартующего спортсмена на звуковой или зрительный раздражитель.
Характер раздражителя оказывает существенное влияние на быстроту простой двигательной реакции (табл. 3).
Т а б л и ц а 3. Время простой Латентное время двигатель-
двигательной реакции ной реакции обусловлено быстро-
на различные сигналы той ^р0Х0ЖденУш в ходе реаги.
Контингент | Характер сигнала | Время реакции,с |
Спорт- | Звук | 0,05—0,16 |
смены | Свет | 0,10—0,20 |
Не зани- | Звук | 0,15—0,25 |
мающиеся | и более | |
спортом | Свет | 0,20—0,35 и более |
рования следующих физиологических процессов:
—■ появления возбуждения в рецепторе;
—■ передачи возбуждения в центральную нервную систему;
—■ перехода возбуждения по нервным путям и формирования эффекторного сигнала;
— проведения сигнала от центральной нервной системы к мышце; — возбуждения мышцы и появления в ней механической активности.
Спортсмены, у которых простая двигательная реакция достаточно совершенна, легче осваивают и более сложные двигательные действия.
Способность к реагированию совершенствуется соответствующими упражнениями.
На первом этапе совершенствования наиболее эффективным является повторное реагирование на внезапно появляющийся сигнал: выполнение старта в беге, начало и изменение движения по сигналу, атакующее или защитное действие на условный раздражитель. Особенно эффективными являются соревновательный метод с выбыванием спортсмена, среагировавшего последним, а также игровой, позволяющие создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию. Использование описанной методики дает положительные результаты в течение 4—6 недель занятий. В дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и ее совершенствование становится проблематичным.
|
На втором этапе совершенствования необходимо использовать технические средства — электросекундомер и различные контактные площадки (на стартовых колодках бегуна или стартовой тумбочке пловца и т. п.), для получения информации о двигательной реакции спортсмена в отдельных попытках. Эта информация вырабатывает у спортсмена способность к точному восприятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования. На практике это выглядит следующим образом. Спортсмен максимально быстро реагирует на стартовый сигнал, получая информацию о времени реакции. Затем в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тренер сообщает ему действительное время. Когда большинство его субъективных оценок по показателям быстроты совпадает с объективными, занимающемуся предлагают выполнить задание с заранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге спортсмен овладевает произвольным управлением скоростью двигательной реакции, что способствует ее улучшению.
j
На третьем этапе совершенствование двигательной реакции осуществляется за счет психорегул и рующей и идеомоторной тренировки. Так, известно, что при направленности внимания на предстоящее движение (моторный тип реакции) быстрота реагирования выше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). В дальнейшем необходимо идти по пути поиска и создания индивидуального мысленного образа, связанного с ощущением легкости, быстроты и мощности в процессе реагирования.
Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реакций проявляется в так называемых ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др. В этих случаях, как правило, перед спортсменом ставится задача реагировать на движущийся объект (мяч, соперник, оружие) и выбрать из нескольких возможных действий единственное, адекватное создавшейся ситуации. Например, вратарю при ударе по воротам необходимо решить четыре задачи: увидеть мяч, оценить направление и скорость полета, выбрать план действий, приступить к его осуществлению. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0, 25 до 1 с. Известно, что большая часть затраченного времени уходит на фиксацию движущегося предмета глазами. Способность видеть перемещающийся с большой скоростью предмет тренируема, с этой целью применяются специальные упражнения. Рекомендуется постепенное усложнение упражнения за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, использования технических устройств и тренажеров.
|
Значительные трудности при
сложной двигательной реакции
создаются в связи с необходимо
стью выбора нужного ответа из
ряда возможных с учетом поведе
ния соперника или партнера, а
также создавшейся игровой об
становкой. Известна зависимость
времени реагирования от количе
ства возможных вариантов атак i 2 4 б в
В еДИНОбОрСТВаХ (рИС. 3). ОчеВИД- Число вариантов
НО, ЧТО с увеличением разно- Рис 3. Зависимость времени слож-образия атакующих вариантов Ной двигательной реакции от числа защищающийся должен преодо- вариантов раздражителей (на при-леть все большую неопределен- меРе атакующих действий соперника) ность, что ведет к снижению быстроты сложной двигательной реакции (например, от 0,3 с при 2 вариантах атаки до 0,6 с^при 8 вариантах). Поэтому в методике развития сложной реакции с выбором необходимо постепенно увеличивать число возможных ситуаций. Например, спортсмена
обучают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех, четырех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства. Необходимым условием эффективности данной методики является одновременное совершенствование спортивно-технических навыков, воспитание координационных способностей и тактического мышления. Кроме того, совершенствование сложной реакции стимулируется использованием тренажерных устройств, снабженных программными и измерительно-регистрирующими блоками, позволяющими задавать различные ситуации и получать объективную информацию о реагировании спортсмена. v Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного I движения и частота движений обусловлены подвижностью нерв-; ных процессов, соотношением быстрых и медленных мышечных во-< локон, владением техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!