Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие о скоростных способностях

2017-11-22 405
Понятие о скоростных способностях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Скоростные способностиэто совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигатель­ных действий.

К числу основных скоростных способностей относятся: быст­рота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдель­ных движений, не ■ отягощенных внешним сопротивлением; быст­рота, проявляемая в темпе (частоте) движений.

7.3.2. Методика развития быстроты двигательных
реакций

Быстрота простой двигательной реакции характеризуется вре­менем реагирования на какой-либо раздражитель. Если реагиро­вание происходит известным движением на заранее определенный, но внезапно появляющийся сигнал, то такая двигательная реак­ция называется простой. Примером проявления простой дви­гательной реакции является реагирование стартующего спортсме­на на звуковой или зрительный раздражитель.

Характер раздражителя оказывает существенное влияние на быстроту простой двигательной реакции (табл. 3).


Т а б л и ц а 3. Время простой Латентное время двигатель-

двигательной реакции ной реакции обусловлено быстро-

на различные сигналы той ^р0Х0ЖденУш в ходе реаги.

Контингент Характер сигнала Время реакции,с
Спорт- Звук 0,05—0,16
смены Свет 0,10—0,20
Не зани- Звук 0,15—0,25
мающиеся   и более
спортом Свет 0,20—0,35 и более

рования следующих физиологиче­ских процессов:

—■ появления возбуждения в рецепторе;

—■ передачи возбуждения в центральную нервную систему;

—■ перехода возбуждения по нервным путям и формирования эффекторного сигнала;

— проведения сигнала от цент­ральной нервной системы к мышце; — возбуждения мышцы и появления в ней механической ак­тивности.

Спортсмены, у которых простая двигательная реакция доста­точно совершенна, легче осваивают и более сложные двигатель­ные действия.

Способность к реагированию совершенствуется соответствую­щими упражнениями.

На первом этапе совершенствования наиболее эффективным является повторное реагирование на внезапно появляющийся сигнал: выполнение старта в беге, начало и изменение движения по сигналу, атакующее или защитное действие на условный раз­дражитель. Особенно эффективными являются соревновательный метод с выбыванием спортсмена, среагировавшего последним, а также игровой, позволяющие создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию. Использование описанной методики дает положительные результаты в течение 4—6 недель занятий. В дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и ее совершенствование становится проблематичным.

На втором этапе совершенствования необходимо использовать технические средства — электросекундомер и различные контакт­ные площадки (на стартовых колодках бегуна или стартовой тумбочке пловца и т. п.), для получения информации о двига­тельной реакции спортсмена в отдельных попытках. Эта инфор­мация вырабатывает у спортсмена способность к точному воспри­ятию времени, что позволяет улучшать быстроту реагирования. На практике это выглядит следующим образом. Спортсмен мак­симально быстро реагирует на стартовый сигнал, получая инфор­мацию о времени реакции. Затем в следующей серии упражнений он пытается сам оценить скорость реагирования, после чего тре­нер сообщает ему действительное время. Когда большинство его субъективных оценок по показателям быстроты совпадает с объективными, занимающемуся предлагают выполнить задание с заранее обусловленной скоростью реагирования. В итоге спорт­смен овладевает произвольным управлением скоростью двига­тельной реакции, что способствует ее улучшению.



j


На третьем этапе совершенствование двигательной реакции осуществляется за счет психорегул и рующей и идеомоторной тре­нировки. Так, известно, что при направленности внимания на предстоящее движение (моторный тип реакции) быстрота реаги­рования выше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). В дальнейшем необходимо идти по пути поиска и создания индивидуального мысленного образа, связанного с ощущением легкости, быстроты и мощности в процессе реагирования.

Быстрота сложной двигательной реакции характеризуется вре­менем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. Большинство сложных двигательных реак­ций проявляется в так называемых ситуационных видах спорта: спортивных играх, единоборствах и др. В этих случаях, как пра­вило, перед спортсменом ставится задача реагировать на дви­жущийся объект (мяч, соперник, оружие) и выбрать из несколь­ких возможных действий единственное, адекватное создавшейся ситуации. Например, вратарю при ударе по воротам необходимо решить четыре задачи: увидеть мяч, оценить направление и ско­рость полета, выбрать план действий, приступить к его осущест­влению. Быстрота реакции на движущийся объект при внезап­ном его появлении занимает от 0, 25 до 1 с. Известно, что боль­шая часть затраченного времени уходит на фиксацию движуще­гося предмета глазами. Способность видеть перемещающийся с большой скоростью предмет тренируема, с этой целью применяют­ся специальные упражнения. Рекомендуется постепенное услож­нение упражнения за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах, ис­пользования технических устройств и тренажеров.

Значительные трудности при
сложной двигательной реакции
создаются в связи с необходимо­
стью выбора нужного ответа из
ряда возможных с учетом поведе­
ния соперника или партнера, а
также создавшейся игровой об­
становкой. Известна зависимость
времени реагирования от количе­
ства возможных вариантов атак i 2 4 б в

В еДИНОбОрСТВаХ (рИС. 3). ОчеВИД- Число вариантов

НО, ЧТО с увеличением разно- Рис 3. Зависимость времени слож-образия атакующих вариантов Ной двигательной реакции от числа защищающийся должен преодо- вариантов раздражителей (на при-леть все большую неопределен- меРе атакующих действий соперника) ность, что ведет к снижению быст­роты сложной двигательной реакции (например, от 0,3 с при 2 вариантах атаки до 0,6 с^при 8 вариантах). Поэтому в методи­ке развития сложной реакции с выбором необходимо постепенно увеличивать число возможных ситуаций. Например, спортсмена


обучают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех, четырех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обста­новке единоборства. Необходимым условием эффективности дан­ной методики является одновременное совершенствование спор­тивно-технических навыков, воспитание координационных способ­ностей и тактического мышления. Кроме того, совершенствование сложной реакции стимулируется использованием тренажерных устройств, снабженных программными и измерительно-регистриру­ющими блоками, позволяющими задавать различные ситуации и получать объективную информацию о реагировании спортсмена. v Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного I движения и частота движений обусловлены подвижностью нерв-; ных процессов, соотношением быстрых и медленных мышечных во-< локон, владением техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.