Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Принцип сознательности и активности

2017-11-22 476
Принцип сознательности и активности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель этого принципа — обеспечить оптимально благоприятное
соотношение педагогического руководства с сознательной, актив­
ной и творческой деятельностью занимающихся. Невозможно рас­
считывать на успех в обучении и воспитании, если учащиеся овла­
девают знаниями, навыками, способностями только путем подра­
жания педагогу, без глубокого понимания техники выполняемого
действия, применяемых методов, без проникновения в сущность
изучаемых упражнений.

Поэтому одним из необходимых требований принципа созна­тельности и активности является четкая постановка преподавате­лем цели^^адх1я-занят1мй jj. рсознание^^-занимиющамиея. Т^а это указывал еще П. Ф. Лесгафт, который писал: «Каждое упражне­ние должно быть предварительно объяснено; следует сказать, как его производить и для какой цели оно производится»*.

Перед коллективом и отдельными занимающимися могут ста­виться перспективные (отдаленные) и текущие (ближай­шие) цели. Для школьников перспективными целями могут быть: выполнение норм комплекса ГТО, спортивного разряда, включе­ние в сборную команду школы, района и т. п., а текущими — овла­дение техникой какого-либо упражнения, достижение определен­ного уровня развития каких-либо физических качеств.

Важно также раскрыть конкретный смысл предлагаемых зада­ний. Преподаватель должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе. В практике нередко недооценивают это требование. Так, например, учитель физической культуры с целью развития быстроты движения предлагает занимающимся пробежать 4x30 м с максимальной"скоростью, но оставляет их в неведении относи­тельно того, почему им необходимо бежать с максимальной ско­ростью в каждом забеге; почему для развития этого качества вы­брана именно такая длина отрезков, а не больше; почему нужНо выполнять четыре забега, а, скажем, не десять; почему интерва­лы отдыха между повторениями должны быть именно такими.

Реализация принципа сознательности и активности требует по­буждения занимающихся к самоанализу, самооценке, самоконт­ролю действий. Для этого необходимо специально планировать в учебном процессе и всемерно использовать возможности для раз­вития у них способности анализировать удачные и неудачные вы­полнения упражнений; находить ошибки в технике движений, при­чины их возникновения и пути устранения; уметь анализировать изменения в своем организме под влиянием различных нагрузок и тГд"; точно оценивать свои движения в пространстве, во време­ни и по степени мышечных усилий. Для формирования таких спо­собностей занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощу­щения силы, скорости, времени и других параметров движения и

* Лесгафт П. Ф. Собр. пед. соч., т. II, 1952, с. 347.


состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя или от специально созданных для этих целей технических приспособ­лений и устройств. Умения контролировать свои собственные дей­ствия приобретаются в таких заданиях, как проговаривание дви­жений, анализ действия товарищей.

Процесс физического воспитания должен быть не только созна­тельным, но и активным. Важнейшими признаками активности яв­ляются инициатива, самостоятельность и творчество. Существен­ную роль в проявлении развития активности занимающихся игра­ют: пробуждение у них интереса к занятиям; создание положитель­ного эмоционального тонуса, настроя в самом начале занятия, поддержание его в дальнейшем; формирование у воспитуемых опре­деленных зна'ний, связанных с содержанием обучения и воспита­ния; систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов; широкое применение индивидуальных самостоятельных зада­ний; вовлечение занимающихся в общественную работу. В про­цессе физического воспитания важно обеспечивать не только ин­дивидуальную, но и коллективную активность путем организации коллективных видов учебной работы. Нужно стремиться к тому, чтобы активность проявлялась не только на учебных занятиях, но и в ходе разнообразных внеклассных, внешкольных мероприятий, а также во время выполнения домашних заданий, к контролю за которыми необходимо привлекать родителей учащихся.

И наконец, большое стимулирующее влияние на активность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого харак­тере, связанных с элементами поиска новых форм техники движе­ний и тактики, новых средств и методов. Например, необходимо найти новый (неизучавшийся) прием обводки соперника в игре в баскетбол, составить (из числа изученных упражнений) новый комплекс упражнений утренней зарядки, применить хорошо осво­енный навык в новых, необычных условиях и т. д.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

В физическом воспитании понятие «наглядность» обозначает необходимость создания в процессе обучения движениям и воспи­тания физических качеств не только зрительных, но и слуховых, мышечных ощущений и т. д.

Этот принцип предполагает формирование у занимающихся бо­лее полного и точного чувственного образа техники, тактики, про­являемых физических способностей, условий выполнения действий и его результатов. Важную роль в построении образа разучиваемо­го действия, тактической комбинации играют представления (вторичные образы), хранящиеся в памяти занимающихся. Показа­ния различных анализаторов, дополняя друг друга, уточняют кар­тину движения, условия выполнения действия. По мере освоения двигательных действий различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый «комплекс­ный анализатор» (А. Н. Крестовников). У занимающихся появля­ются специализированные восприятия (например, «чувство план-


ки» при выполнении прыжка в высоту, «чувство снега» при пере­движении на лыжах, «чувство воды» при плавании), которые зна­чительно повышают саморегуляцию двигательной деятельности.

Установлено, что чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических, волевых и интеллек­туальных качеств. Иногда, однако, для развития более отчетливых представлений об изучаемом действии, наоборот, есть смысл вре­менно «выключать» или ограничивать работу некоторых анализа­торов. Так, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за устойчивостью навы­ка при помощи «мышечного чувства». Разучивание ведения мяча в баскетболе сначала с закрытыми глаза1шГ_а_затем со зрительным контролем повышает спос обност ь к тонкому восприятию собствен­ных движений на основе мышечно-двигательных ощущении.

В практике ф изического воспитания реализация принципа на­глядности осуществляется" путём "использования разнообразных форм наглядности. Это прежде всего показ изучаемых упражне­ний самим педагогом или кем-либо из числа занимающихся — в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе; образ­ное слово, речь преподавателя; демонстрация различных нагляд­ных пособий (рисунков, схем, контурограмм, фотографий и т. д.); просмотр кинокольцовок, кинофильмов, видеомагнитофонных запи­сей; использование музыкального сопровождения и звуковых сиг­налов, воссоздающих отдельные параметры движений: длитель­ность, частоту, скорость, ритм, силу движений; применение при­емов ориентирования и «прочувствования» движений. Чрезвычай­ную роль в возникновении необходимых ощущений и их осознания играет мысленное проговаривание двигательного действия или про-говаривание вслух с акцентом внимания на трудных моментах или недостаточно закрепленных элементах действия. Например, при разучивании разбега в прыжках в высоту ритм беговых шагов можно регулировать «пропеванием» мысленно или вслух: разбег — та-та-та-та-та, предпоследний шаг — та-а-а, последний шаг — та!

При реализации принципа наглядности нужно учитывать веду­щий для данного человека анализатор. У одних восприятие проис­ходит с опорой на зрительный анализатор, у других — на слуховой, у третьих — на двигательный и т. д. Необходимо принимать во внимание также соотношение между первой и второй сигнальными системами высшей нервной деятельности человека: для одних лю­дей более оптимальным будет предметно-чувственное, для дру­гих— словесно-логическое изучение учебного материала.

Степень и характер применения наглядности различны в зави­симости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности за­нимающихся. Однако в любом случае следует не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути получения наглядной информации и совер­шенствования органов чувств. Педагог всегда должен помнить, что_нахд.адност-ь-дредставляет собой не цель, а средство для успеш­ного обучения движениям и воспитания необходимых качеств.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.