Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-22 | 476 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель этого принципа — обеспечить оптимально благоприятное
соотношение педагогического руководства с сознательной, актив
ной и творческой деятельностью занимающихся. Невозможно рас
считывать на успех в обучении и воспитании, если учащиеся овла
девают знаниями, навыками, способностями только путем подра
жания педагогу, без глубокого понимания техники выполняемого
действия, применяемых методов, без проникновения в сущность
изучаемых упражнений. _»
Поэтому одним из необходимых требований принципа сознательности и активности является четкая постановка преподавателем цели^^адх1я-занят1мй jj. рсознание^^-занимиющамиея. Т^а это указывал еще П. Ф. Лесгафт, который писал: «Каждое упражнение должно быть предварительно объяснено; следует сказать, как его производить и для какой цели оно производится»*.
Перед коллективом и отдельными занимающимися могут ставиться перспективные (отдаленные) и текущие (ближайшие) цели. Для школьников перспективными целями могут быть: выполнение норм комплекса ГТО, спортивного разряда, включение в сборную команду школы, района и т. п., а текущими — овладение техникой какого-либо упражнения, достижение определенного уровня развития каких-либо физических качеств.
Важно также раскрыть конкретный смысл предлагаемых заданий. Преподаватель должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему его следует выполнять так, а не иначе. В практике нередко недооценивают это требование. Так, например, учитель физической культуры с целью развития быстроты движения предлагает занимающимся пробежать 4x30 м с максимальной"скоростью, но оставляет их в неведении относительно того, почему им необходимо бежать с максимальной скоростью в каждом забеге; почему для развития этого качества выбрана именно такая длина отрезков, а не больше; почему нужНо выполнять четыре забега, а, скажем, не десять; почему интервалы отдыха между повторениями должны быть именно такими.
|
Реализация принципа сознательности и активности требует побуждения занимающихся к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий. Для этого необходимо специально планировать в учебном процессе и всемерно использовать возможности для развития у них способности анализировать удачные и неудачные выполнения упражнений; находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения; уметь анализировать изменения в своем организме под влиянием различных нагрузок и тГд"; точно оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. Для формирования таких способностей занимающиеся должны сопоставлять субъективные ощущения силы, скорости, времени и других параметров движения и
* Лесгафт П. Ф. Собр. пед. соч., т. II, 1952, с. 347.
состояния организма с оценкой, получаемой от преподавателя или от специально созданных для этих целей технических приспособлений и устройств. Умения контролировать свои собственные действия приобретаются в таких заданиях, как проговаривание движений, анализ действия товарищей.
Процесс физического воспитания должен быть не только сознательным, но и активным. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество. Существенную роль в проявлении развития активности занимающихся играют: пробуждение у них интереса к занятиям; создание положительного эмоционального тонуса, настроя в самом начале занятия, поддержание его в дальнейшем; формирование у воспитуемых определенных зна'ний, связанных с содержанием обучения и воспитания; систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов; широкое применение индивидуальных самостоятельных заданий; вовлечение занимающихся в общественную работу. В процессе физического воспитания важно обеспечивать не только индивидуальную, но и коллективную активность путем организации коллективных видов учебной работы. Нужно стремиться к тому, чтобы активность проявлялась не только на учебных занятиях, но и в ходе разнообразных внеклассных, внешкольных мероприятий, а также во время выполнения домашних заданий, к контролю за которыми необходимо привлекать родителей учащихся.
|
И наконец, большое стимулирующее влияние на активность занимающихся оказывает выполнение заданий творческого характере, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методов. Например, необходимо найти новый (неизучавшийся) прием обводки соперника в игре в баскетбол, составить (из числа изученных упражнений) новый комплекс упражнений утренней зарядки, применить хорошо освоенный навык в новых, необычных условиях и т. д.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
В физическом воспитании понятие «наглядность» обозначает необходимость создания в процессе обучения движениям и воспитания физических качеств не только зрительных, но и слуховых, мышечных ощущений и т. д.
Этот принцип предполагает формирование у занимающихся более полного и точного чувственного образа техники, тактики, проявляемых физических способностей, условий выполнения действий и его результатов. Важную роль в построении образа разучиваемого действия, тактической комбинации играют представления (вторичные образы), хранящиеся в памяти занимающихся. Показания различных анализаторов, дополняя друг друга, уточняют картину движения, условия выполнения действия. По мере освоения двигательных действий различные органы чувств функционируют во все более тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор» (А. Н. Крестовников). У занимающихся появляются специализированные восприятия (например, «чувство план-
ки» при выполнении прыжка в высоту, «чувство снега» при передвижении на лыжах, «чувство воды» при плавании), которые значительно повышают саморегуляцию двигательной деятельности.
Установлено, что чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических, волевых и интеллектуальных качеств. Иногда, однако, для развития более отчетливых представлений об изучаемом действии, наоборот, есть смысл временно «выключать» или ограничивать работу некоторых анализаторов. Так, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за устойчивостью навыка при помощи «мышечного чувства». Разучивание ведения мяча в баскетболе сначала с закрытыми глаза1шГ_а_затем со зрительным контролем повышает спос обност ь к тонкому восприятию собственных движений на основе мышечно-двигательных ощущении.
|
В практике ф изического воспитания реализация принципа наглядности осуществляется" путём "использования разнообразных форм наглядности. Это прежде всего показ изучаемых упражнений самим педагогом или кем-либо из числа занимающихся — в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе; образное слово, речь преподавателя; демонстрация различных наглядных пособий (рисунков, схем, контурограмм, фотографий и т. д.); просмотр кинокольцовок, кинофильмов, видеомагнитофонных записей; использование музыкального сопровождения и звуковых сигналов, воссоздающих отдельные параметры движений: длительность, частоту, скорость, ритм, силу движений; применение приемов ориентирования и «прочувствования» движений. Чрезвычайную роль в возникновении необходимых ощущений и их осознания играет мысленное проговаривание двигательного действия или про-говаривание вслух с акцентом внимания на трудных моментах или недостаточно закрепленных элементах действия. Например, при разучивании разбега в прыжках в высоту ритм беговых шагов можно регулировать «пропеванием» мысленно или вслух: разбег — та-та-та-та-та, предпоследний шаг — та-а-а, последний шаг — та!
При реализации принципа наглядности нужно учитывать ведущий для данного человека анализатор. У одних восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других — на слуховой, у третьих — на двигательный и т. д. Необходимо принимать во внимание также соотношение между первой и второй сигнальными системами высшей нервной деятельности человека: для одних людей более оптимальным будет предметно-чувственное, для других— словесно-логическое изучение учебного материала.
Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности занимающихся. Однако в любом случае следует не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути получения наглядной информации и совершенствования органов чувств. Педагог всегда должен помнить, что_нахд.адност-ь-дредставляет собой не цель, а средство для успешного обучения движениям и воспитания необходимых качеств.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!