Торговля в системе национальной экономики. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Торговля в системе национальной экономики.

2017-10-11 490
Торговля в системе национальной экономики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Торговля осуществляет процесс обмена производственными товарами (полезным продуктом) с помощью различных способов, имеющих общее название «рынок».

Рынок рассматривается как экономическая категория и как вид хозяйственной деятельности.

Рынок как экономическая категория – это система экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе реализации товаров.

Рынок как вид хозяйственной деятельности – это сфера, в которой совершается процесс товарного обращения и представляет собой систему экономических, организационных, правовых и других действий, связанных с реализацией товаров.

Рынок выполняет следующие функции:

1) обеспечение реализации товаров в соответствии с их стоимостью;

2) стимулирование производства на основе конкуренции;

3) удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения при приоритете интересов потребителя и обеспечение возможности выбора.

Рынок постоянно развивался. Эволюция рынка состоит в развитии форм и методов взаимосвязи потребителей и производителей, в эволюции субъектов производственных отношений. Эта эволюция в современных условиях достигла уровня рыночной экономики.

Рыночная экономика – это особый тип функционирования рыночного обмена, когда механизмы и законы рынка прорываются за пределы товарно-денежного обмена и охватывают все связи. Рынок и рыночная экономика качественно различны.

Рыночная экономика – это исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, элементы которой в отдельности и в совокупности (системе) выстроены соответственно внутренней сущности человека, его потребностям и интересам, связанным с его ролью в качестве производителя и потребителя материальных благ и услуг и реализующихся в свободе предпринимательского выбора, т.е. в самостоятельности и самоответственности.

Рыночная экономика сочетает эффективную систему внешнего принуждения к эффективному труду с внутренней мотивацией и свободой выбора форм и методов деятельности. И в этом ее сила.

Среди основных стадий развития рынка выделяют:

- рынок,

- рыночная экономика,

- экономика рыночного типа с определенной социальной ориентацией.

Основными элементами рынка являются:

- спрос – потребность, представленная на рынке в денежном выражении, либо сумма денег, которую покупатель готов заплатить за приобретение товара;

- предложение – продукты или услуги, которые находятся на рынке, либо могут быть доставлены на него в любой момент времени;

- цена – денежное выражение стоимости товара;

- сбалансированность – соотношение между спросом, предложением и ценой;

- конъюнктура – это условия реализации товаров в каждый конкретный момент времени (основные факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, размеры производства товаров и услуг, запасы товаров, денежные доходы, динамика цен, динамика ссудного процента, организация торговли, профессионализм работников, состояние маркетинга и рекламы).

Рынок – это многосекторное образование. Исходя из этого различают следующие виды рынка:

- потребительский рынок;

- рынок средств производства и капиталов;

- рынок научно-технических разработок (информации и инноваций);

- рынок ценных бумаг;

- рынок труда и др.

Рынки можно классифицировать по следующим признакам:

1) факторам производства:

- рынок капитала,

- рынок труда;

2) по товарным группам:

- рынок энергетических ресурсов,

- рынок металлов,

- топливный рынок и др.,

3) по регионам:

- рынок стран ЕЭС,

- рынок стран Бенелюкса,

- рынок азиатских стран и др.,

4) по степени зрелости рынка:

- сформированные,

- формирующиеся,

- недостаточные (неразвитые).

5) степени монополизации:

- конкурентные,

- монопольные.

Развитие рыночной экономики предполагает соблюдение ряда условий:

1) создание свободы предпринимательства;

2) свобода выбора контрагентов и их множество (конкуренция);

3) формирование рыночной инфраструктуры;

4) формирование всего комплекса рынков;

5) преобладание свободных цен;

6) участие государства в экономической жизни в двух функциях:

- государство как субъект предпринимательской деятельности в рыночной экономике,

- государство через свои законодательные органы определяет «правила игры», эта функция рождает рыночную экономику и поддерживает ее;

7) освоение рыночной идеологии, этики, культуры предпринимательской деятельности, установленных правовых норм;

8) правовое обеспечение рыночных процессов, наличие нормативно-правовых актов.

Инфраструктура – это комплекс учреждений, организаций, предприятий, фирм, различных институтов, обеспечивающих условия для нормального функционирования рынка.

Элементами рыночной инфраструктуры являются: товарные, валютные, фондовые биржи, аукционы и ярмарки, кредитная система и банки, службы занятости населения, страховые компании, рекламные агентства, торговые палаты, таможенная система, аудиторские и консультационные компании, выставочные комплексы и др.

Существующая экономическая ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности, которая связана с тем, что уже не существует административно-командной системы управления экономикой, но еще не сформировалась в полной мере рыночная система хозяйствования, нет развитой рыночной инфраструктуры, высоки темпы инфляции, сохраняется дефицитность отечественной экономики. В этих условиях предприятию важно видеть цели своего развития, уметь их количественно выразить и оценить степень приближения к ним, умело адаптироваться к изменениям внешнего, весьма мобильного, экономического окружения. Следовательно, предприятию необходима новая система планирования его деятельности и неразрывно связанная с ней система показателей планирования.

В этих условиях предприятия в основном ориентированы на выживание и они планируют показатели, которые характеризуют выживание, что ведет к:

- потере перспективы в деятельности предприятии;

- нерациональному использованию производственного потенциала;

- излишней нацеленности только на ценовые факторы;

- изнурительной борьбе, направленной на поддержание производства определенного вила продукции;

- сохранению тенденции монополизма, недостаточном изучении рыночных возможностей.

Достижение устойчивого развития потребительского рынка должно опираться на решение следующих задач:

1) обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения;

2) обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;

3) формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;

4) существенное ограничение возможностей для теневого оборота;

5) достижение оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм обслуживания;

6) обеспечение приоритетов корпоративного управления в развитии торговой сети;

7) укрепление нормативно-правовой базы развития торговли и сферы услуг;

8) создание единой информационной системы внутренней торговли.

Средствами решения данных задач могут быть:

- целенаправленные структурные изменения на потребительском рынке, способные обеспечить приоритетное развитие отдельных звеньев торговой системы при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

- стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

- совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единств а прав и ответственности производителей, поставщиков и продавцов;

- рационализация системы государственного регулирования торговой деятельности;

- стимулирование перехода на механизм корпоративного управления субъектами торговой деятельности.

Для успешной реализации стратегии развития торговли на уровне государства необходимо разработать систему внутренних и внешних индикаторов, на основе которых должна осуществляться оценка динамики развития отрасли.

Индикаторы торговой отрасли

Внутренние индикаторы Внешние индикаторы
Индексы и темпы роста товарооборота Индекс роста цен Товарные ресурсы Товарооборачиваемость товарных запасов Рентабельность продаж и текущих затрат Платежеспособность Ликвидность Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности   Доля продовольственных и непродовольственных товаров   Доля торговой площади в общей площади Доля работников с высшим образованием в общей численности работников   Доля товаров отечественного производства в товарообороте Котировка акций Увеличение балансовой стоимости организации   Торговая маржа Оборачиваемость оборотных средств Инвестиции на одного работника Инвестиции на один рубль товарооборота Соотношение уровня роста производительности труда и заработной платы   Уровень морально и физически изношенного оборудования

 

Целевыми (стратегическими) установками торговых организаций в условиях демонополизации торговли, разгосударствления и приватизации, ориентации на экономический рост и развитие должны стать: рост прибыли; учет спроса и поведения потребителей; обеспечение конкурентоспособности; увеличение доли рынка; возрастание стоимости активов торговой организации.

Стратегия устойчивого развития должна решать следующие задачи:

- максимизацию стоимости предприятия в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом и рыночной конъюнктурой;

- оптимальной пропорциональности между уровнями объема продаж, прибыли и приемлемого риска;

- инновационной активности торговых систем;

- высокого качества обслуживания и культуры торговли;

- заинтересованности собственников;

- достаточного объема финансовых ресурсов;

- постоянного возрастания стоимости предприятия;

- эффективности программ участия персонала в конечных результатах работы предприятия.

Стратегия развития существенно трансформируется в зависимости от стадии жизненного цикла торговой организации. Поскольку каждой стадии соответствуют определенные цели и интересы, это должно отражаться на тактике поведения предприятия на рынке.

Одним из важнейших видов предпринимательской деятельности выступает торговая деятельность. Обособление торговли в самостоятельную отрасль народного хозяйства вызвано общественным разделением труда и характером обращения товаров.

Торговля призвана удовлетворять индивидуальные запросы населения в товарах. Поэтому нужен разветвленный торговый аппарат, способный выполнять эту задачу. Для этого создается специальная материально-техническая база в виде торговых организаций и предприятий, складских сетей, организуется продажа торгово-технологического оборудования, авансируются значительные оборотные средства для закупки товаров у производителей, импортеров и посредников, задействуется значительный объем трудовых ресурсов.

Соответственно торговля выполняет две основные функции:

1) удовлетворение потребностей населения в форме платежеспособного спроса, т.е. через торговлю произведенные продукты (товары) путем обмена реализуются как потребительная стоимость;

2) через торговлю происходит смена форм стоимости, т.е. произведенные продукты (товары) реализуются как стоимость.

Эти две функции вытекают из двойственного характера товара. Товары имеют потребительную стоимость и стоимость.

Выполнение торговлей своих функций по реализации потребительной стоимости и стоимости товаров связано с осуществлением функций производственного и непроизводственного характера. Так, осуществление функции «доведения до потребителей потребительной стоимости» требуют выполнения таких операций как транспортировка, доработка, фасовка, упаковка, хранение товаров. Все эти процессы носят производительный характер и связаны с затратами производительного труда, увеличивающими стоимость товара. Они продолжают и завершают процесс производства в сфере обращения. В меру осуществления этих процессов торговля имеет дело с затратами производительного труда.

Реализация стоимости товара через торговлю связано с осуществлением функций непроизводительного характера, а соответственно с затратами непроизводительного труда. Это процессы по управлению торговой деятельностью, по изучению и формированию спроса, ведение учетно-кассовых и банковских операций, осуществление рекламной деятельности и др., т.е. все, что связано с обслуживанием смены формы стоимости товара. При этом основной функцией торговли является именно функция торгового обслуживания и доля затрат по обслуживанию покупателей в общей их сумме должна постоянно возрастать, способствуя улучшению качества торгового обслуживания.

Торговля является связующим звеном между производством и потреблением. При этом она должна активно влиять на развитие производства (объем, ассортимент, качество) через систему заявок, заказов, участия в ярмарках и выставках, через механизм заключения договоров, путем предъявления санкций за нарушение их условий.

Торговля тесно связана с личным потреблением населения, поскольку более 90% всего личного потребления реализуется через торговлю, поэтому хорошая организация, высокая культура обслуживания, более полное и качественное удовлетворение спроса являются факторами, способствующими сокращению издержек потребления (издержек, связанных с приобретением и потреблением товаров).

Торговля широко взаимодействует с другими отраслями. Через нее осуществляются экономические связи между отраслями народного хозяйства. Торговля способствует укреплению межгосударственных, региональных связей. Развитие экономических связей это объективная необходимость, обусловленная исторически сложившимся развитием производства, общественным разделением труда, различными природно-климатическими условиями, обеспеченностью ресурсами. На основе межрегионального товарного обмена создаются стимулы к развитию и расширению производства, так как оно не ограничивается местными рынками сбыта, что способствует расширению экономического потенциала региона, его росту.

Торговля тесно связана с денежным обращением, с кредитной и финансовой системой. Торговля осуществляется посредством денег, что предполагает наличие определенной массы денежных средств. Работа торговли влияет на состояние денежного обращения, так как около 90% всех поступлений наличных средств в банки составляет торговая выручка, поэтому снижение объема товарооборота влияет на снижение объемов поступления средств в банки, что влияет на сроки и объемы выплаты заработной платы, оплаты поступления товаров, сырья и материалов.

Скорость реализации товаров оказывает непосредственное влияние на темпы расширенного воспроизводства, поскольку скорость оборота общественного продукта равна сумме скорости производства и скорости обращения. Чем меньше время обращения, тем выше скорость общественного воспроизводства. Наряду с этим, сокращение времени реализации товаров высвобождает из оборота значительную сумму оборотных средств.

Таким образом, торговля является составной частью народного хозяйства республики, тесно взаимосвязана со всеми отраслями и ее состояние зависит прежде всего от социально-экономической ситуации, т.е. от развития экономики республики в целом. Торговля оказывает влияние на развитие других отраслей.

Торговля является важной отраслью, обеспечивающей население, предприятия и государство в целом необходимыми товарами. Торговая отрасль Республики Беларусь развивается достаточно высокими темпами, обеспечивая ежегодно прирост розничного товарооборота, а значит, и приток финансовых ресурсов. За 2007 год все параметры, доведенные Программой развития внутренней торговли, выполнены. Торговая сеть увеличивается за счет строительства и реконструкции, стимулируя тем самым рост товарооборота и в наибольшей степени удовлетворяя потребности населения. Тем не менее, по-прежнему проблемами остается наличие в торговой отрасли значительного числа убыточных организаций и недостаток у большей половины торговых организаций собственных оборотных средств.

Современная купля-продажа товаров в обще экономическом смысле имеет две формы: форму прямого обмена и форму опосредованного обмена.

Первая форма торговли базируется на прямом личном контакте покупателя с продавцом или покупателя с продавцом и кассиром.

Вторая форма торговли означает почти полное отсутствие такого прямого контакта и наличие в отдельных случаях посредников.

Первая форма – это традиционная форма торговли, возникшая еще на заре человечества как прямой товарообмен, а позже как обмен товарами через определенный товар – посредник обмена. Традиционная форма торговли применяется и сегодня – в супермаркетах, универмагах и универсамах, специализированных и фирменных магазинах, киосках, кафе, ярмарках и т.д.

Традиционная торговля предполагает следующие операции:

-ознакомление покупателя с товаром;

- выбор покупателем товара;

- денежные платежи за товар;

- оформление (упаковка) и отпуск товара покупателю;

- доставка покупателю на дом крупногабаритных и тяжелых товаров;

- приведение технически сложных товаров в вид, готовый к употреблению (сборка мебели, подключение холодильника и т.д.);

- послепродажное обслуживание покупателя.

Вторая форма торговли – это различные виды безмагазинной торговли. К ним относятся: посылочная торговля, торговля вразнос, торговля с помощью автоматов, телевизионная торговля, электронная торговля, мобильная торговля.

Формами осуществления торговли являются:

- комиссионная торговля;

- торговля на конкурсах;

- торговля на аукционах;

- торговля по образцам;

- торговля с использованием автоматов;

- выездная торговля;

- посылочная торговля;

- биржевая торговля;

- торговля на ярмарке;

- электронная торговля;

- торговля на рынке;

- иные формы, не запрещенные законодательством.

Комиссионная торговля - оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии.

Торговля на конкурсах – оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.

Торговля на аукционах – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену.

Торговля по образцам – оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках.

Торговля с использованием автоматов – розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов.

Выездная торговля – оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта.

Посылочная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников.

Биржевая торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи (регулируется Законом «О товарных биржах»).

Торговля на ярмарке - оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время.

Электронная торговля - оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.

Торговля на рынке - оптовая, розничная торговля сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.

Торговля делится на следующие виды:

- оптовая торговля;

- розничная торговля.

Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (Закон «О торговле»).

Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

Торговые объекты в зависимости от их архитектурно-строительных характеристик подразделяются на стационарные и нестационарные.

Стационарные торговые объекты – торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарные торговые объекты – торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.