Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Журнал «Дело» Г.Е. Благосветлова.

2017-10-07 1164
Журнал «Дело» Г.Е. Благосветлова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

«Дело» — «учёно-литературный» журнал, с 1869 года «литературно-политический» журнал. Ежемесячный журнал революционно-демократического направления, орган разночинного радикализма. Издавался в Санкт-Петербурге с середины 1866 года по январь 1888 года. Журнал «Дело» являлся непосредственным продолжателем журнала «Русское слово», закрытого правительством в 1866 году после выстрела Д. В. Каракозова. Издатель Н. И. Шульгин заключил соглашение с Г. Е. Благосветловым о совместном выпуске журнала «Дело» в качестве продолжения «Русского слова», подписчикам которого он и высылался. На протяжении полутора лет до аренды «Отечественных записок» Н. А. Некрасовым у А. А. Краевского журнал «Дело» был единственным радикальным изданием. Однако издатель был предупреждён о недопустимости сотрудничества журналистов «Русского слова» в новом издании. Преемственность с «Русским словом» была причиной, по которой изданию, разрешённому первоначально к выпуску без предварительной цензуры в августе 1866 г. была вменена обязанность проходить цензуру.

Ни один журнал 70-х и 80-х годов не испытал такого давления цензуры, какое досталось журналу «Дело». В «Деле» запрещались такие статьи, которые беспрепятственно проходили в бесцензурных журналах, и иногда более половины материалов готового номера попадали под запрет. Редактору приходилось иметь солидный запас статей, чтобы обеспечить выход журнала в таких крайне стеснённых условиях, и журнал мог выходить только благодаря неустанной энергии Благосветлова, посвящавшего ему до 16 — 18 часов в сутки. Ведущие публицисты журнала: Д. И. Писарев («Образованная толпа», «Борьба за жизнь»), Н. В. Шелгунов, С. С. Шашков, П. Н. Ткачев, сам Г. Е. Благосветлов, К. М. Станюкович. Благосветлов был искренен в своих убеждениях крайнего западника, радикала без малейшего народнического оттенка, руководившегося формулой: «все для народа, но ничего через народ», последовательного «разумного эгоиста» по примеру своего выдающегося единомышленника Д. И. Писарева. Журнал выступал против пережитков крепостничества, систематически помещал материалы о тяжёлом положении крестьянства, выступал в защиту общины и кустарных промыслов как коллективных форм ведения крестьянского хозяйства, боролся с теорией «чистого искусства» за реализм в произведениях искусства. «Не только статьи были одного направления, но и самая манера трактовать предметы была одна и та же, хлесткая, поверхностная, наездническая, одним словом, благосветловская», считал С. А. Венгеров. Изредка между «Делом» и «Отечественными записками» вспыхивала застарелая полемика, в частности в журнале Благосветлова отрицательно относились к сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.

После смерти Г. Е. Благосветлова в ноябре 1880 года владелицей журнала стала Е. А. Благосветлова. В журнале происходят существенные изменения. Н. В. Шелгунов из ведущих критиков становится редактором и духовным вождём журнала, происходит заметное сближение позиции «Дела» с «Отечественными записками» Салтыкова-Щедрина. В журнале заметное место отводится выступлениям народников.

22. Нелегальная революционная журналистика 70-х гг. XIX века за рубежом (деятельность М. Бакунина, П. Лаврова, П. Ткачева).

К концу 60-х - началу 70-х годов XIX в. нужды русского освободительного движения потребовали организации ряда нелегальных изданий. В это время за границей уже сосредоточились значительные силы профессиональных революционеров-эмигрантов из России, которые искали средств участия в борьбе против самодержавия. Сложились благоприятные предпосылки для создания ряда вольных русских периодических органов по образцу "Колокола" Герцена и Огарева. Народничество никогда не было единым течением, в нем существовали два крыла - революционное и либеральное, причем первое к середине 70-х годов делилось на три главнейшие группы: бакунистов, или анархистов, лавристов, или пропагандистов, и сторонников заговорщической тактики Ткачева.

Михаил Бакунин, один из основателей традиции «социального/мирового анархизма». Он идеолог свободы, для него воля – главная предпосылка к революции. Считает капитализм искусственно насаженным, для него любое государство в принципе – насилие, поэтому необходимо разрушение исторически сложившихся государств (на этой почве поссорился с «государственником» Марксом), а революция рождается тогда, когда захотят массы (воля). Он отрицает политическую борьбу и создание политических партий, для унитожения частной собственности предлагает упразднить право наследования.

В 1868 году в Женеве начинает выпускать журнал «Народное дело» вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским. Первый номер журнала пропогандировал анархизм: проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение — требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства — рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей. После публикации первого номера Бакунин и его единомышленники вышли из редакции, во главе к-рой стал Н. И. Утин и его сторонники: А. Д. Трусов, супруги В. И. и Е. Г. Бартеневы, Е. Л. Дмитриева. Они организовали в Женеве типографию "Народного дела". Со 2-го номера журнал защищал политич. программу Н. Г. Чернышевского, призывал тщательно готовиться к революции, вел борьбу с анархизмом. В 1875 г. в Женеве бакунисты сумели наладить издание газеты под названием "Работник". Это была первая русская популярная революционная газета для читателей из народа. Революционные народники начали в середине 70-х годов вовлекать в свое движение рабочих, стали искать среди них союзников, пробовали готовить из числа городских рабочих пропагандистов крестьянской революции.

 

П. Лавров и его сторонники выпускали с 1873 по 1877 г. в Цюрихе, а затем в Лондоне журнал "Вперед!". В первом номере Лавров выступил со статьей "Вперед. Наша программа". Основная задача социалистов, провозгласил он, состоит в их сближении с народом для подготовки революционного переворота, который приведет к социализму. Ячейкой будущего общества станет русская община. Общинная собственность поглотит частную, и в этом смысле путь России к социализму будет иным, чем в западноевропейских странах. Сходясь с бакунистами в отрицании государственности, Лавров разошелся с ними во взглядах на организацию восстания. Революция должна иметь подготовленных руководителей. Журнал "Вперед!" широко освещал революционную борьбу западноевропейских рабочих. В постоянном отделе "Летопись рабочего движения" излагалась история деятельности I Интернационала в 1872-1874 гг. Вели этот отдел Лавров, Смирнов и Подолинский. Кроме того, были постоянные отделы: "Что делается на Родине?" - его материалы с интересом, по собственному признанию, просматривал Ф. Энгельс - и "Хаос буржуазной цивилизации", где описывались порядки в капиталистических странах + отчеты о политических процессах в России, документы по внутренней политике русского правительства.

Наряду с журналом Лавров издавал с 1875 г. газету "Вперед!". В ней, как и в журнале, Лавров освещал международное рабочее движение, деятельность немецкой социал-демократии, печатал большое количество статей и корреспонденции о рабочем движении в России - от Одессы до Петербурга и от Иркутска до Белостока, о революционных выступлениях крестьян. В марте 1875 г. была напечатана статья, посвященная памяти Парижской коммуны.

В 1873 г. за границу эмигрировал активный революционер-народник, незаурядный публицист и лит критик Петр Ткачев. Он критиковал Лаврова за отказ от решительных действий и намерения вести длительную и систематическую подготовку революции. Ткачев считал, что народ уже созрел для своей роли в революции, ибо русское крестьянство "по инстинкту" настроено социалистически. Русская революционная интеллигенция тем более готова к тому, чтобы стать во главе переворота. Хорошо организованная группа революционеров может захватить государственную власть и, пользуясь ею, осуществить социалистические преобразования общества. Народ примет самое горячее участие в революции, как только увидит, что есть сила, способная выступить против самодержавия; сам же он слишком забит, чтобы подняться на борьбу с правительством.

"Набат" (1875), руководимый Ткачевым, требовал немедленного свержения самодержавия. В программной статье журнала издатель писал: "Бить в набат, призывать к революции - значит указывать на ее необходимость и возможность именно в данный момент, выяснять практические средства ее осуществления, определять ее ближайшие цели". "Государственный заговор" был провозглашен наиболее целесообразным средством низвержения царского самодержавия. Революционная проповедь Ткачева была обращена исключительно к интеллигенции. Информация из России ограничивалась фактами политической борьбы народников, студенчества.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.