Крупнейшие информационные группы стран Западной Европы и США с 1980-ых гг. по настоящее время. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Крупнейшие информационные группы стран Западной Европы и США с 1980-ых гг. по настоящее время.

2017-10-07 1454
Крупнейшие информационные группы стран Западной Европы и США с 1980-ых гг. по настоящее время. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

США

Вся газетная пресса США к началу послевоенного периода являлась собственностью 1,5 тысяч компаний и лиц, из которых 10 собственников, т.е. 0,7% их (Скриппс и Говард, Херст, Ганнетт и др.), контролировали 30% всего газетного тиража.

При этом процесс монополизации и концентрации американских СМИ сопровождался расширением вторжения на американский газетно-журнальный рынок иностранного капитала (к примеру австралийского - Р. Мердок). Помимо Мердока, можно выделить следующих иностранных игроков на американском рынке: англо-канадская компания «Томпсон ньюспейперс инк.» (владела к 1970 году 56 американскими газетами, а к 1980 году их число поднялось до 119); концерн английского газетного магната В.Хармсворта (в 1978 он купил американский журнал «Эсквайр»); немецкая компания «Грунер унд Яр» (журнал «Пэрентс»); французский магнат Д. Филиппачи ( иллюстрированный журнал «Лук – 1978).

Крупнейшие американские концерны:

· Концерн Херста ( создан в конце XIX века). До второй мировой войны имя Херста было символом мощи пропагандистских средств, сконцентрированных в одних руках, впоследствии размеры империи Херста несколько поубавились. В собственности Херста-младшего сейчас находится 11 ежедневных газет, две воскресные газеты и одна еженедельная газета (совместно со Скриппс-Говардом). Общий разовый тираж газет Херста достигает 6 миллионов экземпляров.

· Концерн Скриппс-Говарда в США имеет даже более старинную родословную, чем херстовский. У его истоков стояли Э.Скриппс, основавший в 1878 году "газету-копейку" в Кливленде. После смерти Скриппса в 1983 году руководителем треста стал его партнер Говард. Сыновья обоих миллионеров по-прежнему занимают руководящие посты в этом концерне. В их владении — 18 газет, в том числе "Вашингтон дейли ньюс". Общий разовый тираж газет Скриппс-Говарда превышает 3.5 миллиона экземпляров. Кроме того, концерну принадлежит 3/4 акций одного из крупнейших информационных агентств США — UPI.

· «Тайм – Уорнер, инк» образовалась в 1989 г. в результате слияния крупнейших корпораций масс-медиа «Тайм инкорпорейтед» и «Уорнер коммьюникейшенс», в результате чего образовалась поистине гигантская империя масс-медиа, едва ли не крупнейшая в мире. До слияния в «Тайм инкорпорейтед» входили многие журналы (в том числе, «Тайм», «Лайф», «Спортс иллюстрейтед», «Пипл»), производство программ кабельного телевидения (компании HBO, Синимекс, HBO video), книжное издательство, компании кабельного телевидения. Что же касается корпорации «Уорнер коммьюникейшенз», то к ней относятся: производство фильмов и музыки, компании кабельного телевидения, издательское дело, включая компании Уорнер букс, Уорнер паблишинг сервисиз, Ди-си комикс и др.

Крупными игроками на рынке масс-медиа являются также телевизионные вещательные компании:

· CBS (фирмы грамзаписей Коламбиа рекордз, ряд киностудий, 20 журналов, включая «Вуманс дей»; корпорация также участвует в эксплуатации природных ресурсов океанов, в добыче и переработке нефти и в компьютерной технике).

· ABC (телевизионная сеть, 5 телестанций, ABC radio с 4 сетями обслуживания и 14 радиостанциями, компания видеозаписи с сетью магазинов розничной торговли, киностудия и издательство, специализирующееся на публикации сельскохозяйственных журналов, 266 кинотеатров).

· PBS ( 264 телестанции, связанные с университетами).

· NBC (NBC magazine, NBC radio, NBC entertainment).

 

Франция

После войны в первый период после освобождения ситуация в французской печати происходила своеобразная «чистка» - закрывались газеты запятнавшие себя связью с оккупантами и коллабориционистами, появляется пресса левого толка. Однако с началом «холодной войны» (1946)роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

· Группа АШЕТТ, образованная в 1826 году Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

· Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет ("Франс Суар", "Фигаро") и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции. Концерн начал создаваться Р. Эрсаном, ставшим впоследствии своего рода "символом" процесса концентрации региональной печати. В 1957-59 г. он приобрел в центральной части Франции восемь небольших газет, которые затем объединил в группу "Сантр-пресс". К концу 1970-х годов ему удалось построить целую империю региональных газет. К началу 1990-х годов на территории Франции империя Эрсана уже владела 17 ежедневными региональными изданиями.

· Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого концерна относятся газета "Паризьен", еженедельное приложение к ней и национальный выпуск этой газеты - "Ожурдюи".

· Объединение БАЙЯР-ПРЕСС, основанное в 1873 году, занимается выпуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы являются журналы "Капиталь Сайте", "Эврика", "Максимум".

· ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной.

· ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

 

Великобритания

В конце 40-х и в 50-е годы пресса в Англии была в основном поделена между ведущими пресс-концернами. Происходит концентрация газет и журналов в руках нескольких собственников. Это позволяет им унифицировать линию печатной пропаганды и получать большую прибыль. Если в 1921 г. четыре монополистические группы (Ротермир - Нортклифф, Халтон, Кэмрозы-Кэмсли, Каудрей) контролировали примерно 1/7 часть всех ежедневных английских газет, то к 1955г. они распоряжались изданиями, составлявшими 43% всей ежедневной прессы страны.

Монополистическая группа "Daily Mirror Newspapers" образовалась позднее других газетно-журнальных концернов. Газеты: Daily Mirror, Sunday Pictorial, Sunday record, Sunday Mirror, People. В 1931 г. Ротермир передал управление газетами "Daily Mirror" и "Sunday pictorial" своему родственнику Сесилю Кингу. Последний намного увеличил прибыли от этих газет, их тиражи. Кроме того, Кингу принадлежит значительное количество акций в ряде предприятий бумажной промышленности. Кинг также инвестировал большие средства в коммерческое телевидение в Англии и Австралии. В Африке у него имеется дочернее предприятие, которому подчинена деятельность пяти газетных фирм, издающих газеты и журналы в Нигерии, Гане и Сьерра-Лионе. В 1959 г. Кинг приобрел журнальный концерн "Amalgamated press" с 70-ю периодическими изданиями, общий тираж которых составляет 24 тыс. млн. экз., а также акциями шести дочерних компаний, в том числе третьего по величине английского комбината по выработке газетной бумаги.

" Odams press group " непосредственно или через дочерние компании контролирует издание около 110 различных журналов в Англии, а также значительное число газет и журналов в Южно-Африканском Союзе и Родезии (27 названий) и Австралии. В число изданий, выпускаемых им в Англии, входят самые большие по тиражам журналы для домохозяек, любителей кино и спорта. Семейство Одамсов, в 20-х годах владевшее самыми крупными акциями предприятия, теперь потеряло над ним контроль. Зато явное преобладание в нем получил капитал, инвестированный несколькими банками. В 1959 г. с "Odams press group" слились две журнальные компании - "Джордж Ньюнес" и "Халтон пресс". Непосредственно и через дочерние компании они контролировали издания около 80 журналов, специализирующихся на освещении вопросов, связанных с домашним хозяйством, садоводством, различными ремеслами, техникой.

" Рой Томсон newspapers " - это новое название старой монополии "Camsly Newspapers", в которую входят предприятия по выпуску воскресных газет в Лондоне (Sunday Times и Sunday graphic), а также большого количества утренних и вечерних газет в Манчестере, Кардиффе, Ньюкастле, Шеффилде и в других городах. Его новым хозяином вместо лорда Кэмсли стал Рой Томсон из Канады. Он действовал по принципу «цепочки»: он скупал малоприбыльные газеты и делал их прибыльными – он стандартизировал издания, также существовала ориентация на поточное производство, когда похожие друг на друга фотографиями и статьями печатные издания выходили в десятках городов под другими заголовками. Томсон удачно сочетает приобретение провинциальных газет и развитие коммерческого телевидения в Шотландии. В его руках также и крупнейшая воскресная газета «Sunday Times».

"Associated newspapers" Ротермира контролирует четыре газеты в Лондоне (Daily Mail, Mail on Sunday, Daily sketch, Evening news и Sunday Dispatch), вечерние газеты в Бристоле, Дерби, Гримсби, Гулле и в других городах - всего около 12% всех провинциальных английских вечерних газет. Ей принадлежат также 8 еженедельных газет за пределами Лондона. В конце 1956 г. Ротермир приобрел 40% акций лондонской газеты “News of World”. Структура группы Ротермира отличается организационной сложностью. Он контролирует одну пятую часть акций "Associated newspapers". Этого вполне достаточно для распоряжения компанией, ибо ни один из ее остальных акционеров не имеет акций, превышающих хотя бы на один процент Ротермира. Над "Ассошиэйтед ньюспейперс" возвышается газетно-промышленный трест "Daily Mail and general Trust", учрежденный, чтобы связать газетный бизнес Ротермира с его операциями в сфере промышленности. В тоже время Associated newspapers контролирует большое число дочерних фирм, среди которых есть предприятия по производству газетной бумаги в Канаде. Там же Ротермир эксплуатирует железорудные месторождения. Кроме того, он имеет значительные инвестиции в кинокомпаниях и в фирмах коммерческого телевидения в Англии и Австралии. Наконец, в его руках сосредоточены правительственные облигации на сумму в 1млн ф.ст.

Компания "United Newspapers" контролирует издание 4-х вечерних газет в провинции и 20-ти еженедельных журналов в Лондоне и его пригородах. Контроль осуществляется через дочерние компании " United Newspapers", из которых самая крупная находится у трех банков. Но последние играют роль лишь формальных акционеров, ибо действительные вкладчики капиталов в эту компанию - несколько финансистов и промышленников. Большая доля акций "United Newspapers" сконцентрирована у Гарольда Дрейтона, ее председателя. Однако операции в сфере газетного бизнеса - лишь небольшая часть его деятельности (он владеет каучуковыми плантациями, машиностроительными предприятиями Бирмингема, страховыми компаниями Сити, золотыми приисками в Южной Африке, железными дорогами в Чили и Боливии, киностудиями близ Лондона).

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе (бывший президент Роберт Максвелл). Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Mirror» и «Sporting life», воскресные «Sunday people» и «Sunday Mirror».

Газетный трест «News International» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: «Times newspapered» (издает общенациональные газеты «Times» и «Sunday Times» перекупил у Томпсона в 75-ом) и «News group Newspapers (издает газеты — общенациональную «Sun» и воскресную «News of the world», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая; тиражи). К началу 80-х годов Руперт Мэрдок уже считался одним из известных международных «лордов прессы». Р. Мэрдок успешно занимался газетным бизнесом в Австралии, где приобрел навыки конкурентной борьбы, которые пригодились ему в ходе завоевания рынка прессы за пределами его родной страны. Империя Мэрдока изначально формировалась как транснациональная. В 70-е годы этот магнат прессы активизировался в США, где стал владельцем одной из старейших газет страны — «Нью-Йорк Пост». К этому времени он уже купил две газеты в Техасе, основал ежедневник «Стар», завладел газетой «Виллидж Войс», а также журналами «Нью-Йорк» и «Нью Уэст», что явилось сенсацией и за пределами Америки.

В начале 80-х годов газетно-журнальное производство (по совокупной стоимости выпускаемой продукции) находилось на 3-м месте среди отраслей английского хозяйства. В первой половине 80-х годов шло дальнейшее перераспределение сил на рынке средств массовой информации Великобритании. С Флит-стрит ушел конгломерат «Трафальгар Хаус». Потомки и наследники Бивербрука, Томсона, Кэмроза оказались не так хорошо приспособленными к жесткой конкурентной борьбе, как их предшественники. На первое место в сфере масс-медиа Великобритании выдвинулись Р. Мэрдок и Р. Максвелл.

Германия

1949 год - разделение Германии на ФРГ и ГДР. В течение последующих четы­рех десятилетий журналистика в обеих частях некогда единой страны развивалась в диаметрально противоположных направлениях: демо­кратическом в ФРГ и авторитарном в ГДР. Соответственно в ГДР не было как такового процесса концентрации, так как не было частного капитала, а в ФРГ все развивалось как и в других странах, но со своей спецификой.

Специфика Германии:

ü полное отсутствие столичной национальной прессы

ü преобладающее количество региональных периодических изданий с местными выпусками

ü печать политических партий была слаборазви­той (политика оккупационных властей, они опасались появления крупных политических сил в Германии)

Актив­ный процесс концентрации печати — уменьшение числа периодических изданий за счет их слияния или поглощения сильными газетами слабых — привел к доминированию ведущих медиаконцернов.

Газетно-журнальные империи ФРГ в 1970-1980-е годы:

Крупнейший германский концерн создал Аксель Шпрингер. В декабре 1946 года в Гамбурге он получил от британских оккупацион­ных властей лицензию на издание своей первой газеты Horzu («Херцу»). В 1948 году Шпрингер открыл газету Hamburger Abendblatt («Гамбургский вечерний листок»), в 1952 году — Bild-Zeitung, в 1953 году — Die Welt. Затем, в 1959 году, Шпрингер купил западноберлинскую газету Berliner Morgenpost («Берлинская утренняя почта»). В 1970-е годы кон­церн Шпрингера значительно расширился за счет покупки региональ­ных периодических изданий, а также многочисленных журналов.

Другой влиятельный издательско-полиграфический концерн, Бер­тельсман, основал Карл Бертельсман еще в 1835 году. В 1947 году дея­тельность концерна возобновил Рейнхард Мон (1921—2009), потомок Бертельсмана в пятом колене. Бертельсману принад­лежат газета Die Zeit, журнал Stern, крупнейшее издательство Gruner und Jahr. Кроме того, концерн владеет несколькими десятками газетно-жур­нальных, книжных и музыкальных издательств, фирмами по производ­ству аудио- и видеопродукции и т.п. — в общей сложности более ста различных фирм. Вороненкова считает, что «создание этого кон­гломерата можно назвать апофеозом процесса концентрации СМИ, по­тому что он показал пример слияния капитала различных медиаотрас­лей, который актуален по настоящее время». Другие крупнейшие журнально-издательские концерны ФРГ — Медиагруппа Генриха Бауэра и Хуберт Бурда Медиа.

63. Система средств массовой информации в развитых странах (на примере США, Великобритании, ФРГ, Франции) на современном этапе.

Последнее десятилетие XX века демонстрирует определенную положительную динамику газетной индустрии информационно богатых стран Западной Европы и США. После значительного падения читательского интереса, проявившегося в сокращении тиражей и рекламных доходов газетной индустрии, ежедневная пресса начала постепенно восстанавливать потерянные позиции. В США росли доходы и прибыли газетных компаний, сохранялось высокое число сделок на газетном рынке, а цены на газетную собственность достигли беспрецедентно высокого уровня. Во Франции и Италии последние годы столетия были ознаменованы увеличением уровня распространения, восстановлением позиций прессы, прежде всего местной, на рынке рекламы.

Анализ экономического состояния газетной периодики в любой стране мира выявляет хотя и неявную, но существующую связь между состоянием валового национального продукта и популярностью прессы. Эта связь подчеркивает зависимость положения прессы от состояния рекламного рынка, что характерно для всех СМИ. Более специфическим аспектом взаимоотношений между ВНП и газетной индустрией является доля доходов от реализации в общей структуре прибыли газет. В тех странах, где уровень доходов на душу населения наиболее высок (Скандинавия, Германия, Великобритания, Франция, США, Япония), люди могут позволить себе тратить деньги на покупку прессы. В результате доходы от реализации тиража в этих странах достигают весьма существенных сумм, колеблясь в пределах 25–35% общих доходов.

Национальные газетные рынки развитых стран обладают рядом специфических особенностей, однако на современном этапе возможно выделить и несколько общих характеристик, встречающихся одновременно в пределах регионов. Так, в Западной Европе различие проходит по общей разделительной линии «север – юг», которая разделяет более богатые и более бедные государства внутри развитой части Европы. Соответственно условный «север» Европы (Скандинавия, Великобритания, Германия, Нидерланды) отличается более высоким уровнем потребления газет, развитой культурой печатных СМИ, повышенным вниманием к социальной роли телерадиовещания. В южной части Европы (отчасти Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция) интерес к визуальным СМИ выше, а традиция чтения – несколько слабее, чем на «севере».

Формы проведения досуга в определенной степени объясняют и другие проявления привычки к чтению, на первый взгляд, даже курьезные. Так, в южном регионе Европы существует устойчивая традиция завтрака вне дома. Часто французы, итальянцы, испанцы выпивают кофе, заедая круассаном и джемом, в небольших кафе, где на крошечном столике невозможно даже разместить утреннюю газету. В северном же регионе, где ранние завтраки на домашней кухне предполагают больше времени и даже места на столе, за многие годы сформировалась традиция чтения утренних газет за завтраком. В современном маркетинге такого рода явления формируют важную часть потребительского поведения, называемую стилем жизни. Влияние их на выбор потребителей в условиях увеличения изобилия товаров и повышения их качества с годами только возрастает, поэтому многие СМИ, изучая возможности сохранения своих старых ниш и завоевания новых, с большим вниманием изучают такого рода потребительские мотивации.

Итак, культурные и исторические различия между западноевропейскими нациями наряду с экономическими отличиями оказывают сегодня существенное воздействие на структуру газетных индустрий в Европе.

Во-первых, в развитых странах северного региона Европы значительную часть общенационального тиража аккумулируют столицы с пригородами. Так, в Великобритании на долю лондонских газет приходится 74% тиража ежедневных газет при столичном населении, составляющем только 21% от общего показателя. Аналогичная ситуация характерна для Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Бельгии.

Во-вторых, наличие устойчивой привычки к чтению частично объясняет создание эффективной системы доставки прессы читателям на дом.

Данная статистика подтверждает, что в целом страны, имеющие эффективные системы доставки прессы на дом, характеризуются более высоким уровнем потребления прессы. И хотя таблица не позволяет говорить о прямой зависимости уровня развития газетного рынка от преобладающей формы распространения, очевидно, что популярность прессы в северном регионе Европы частично объясняется иной системой доставки. Однако экономическое обеспечение такой системы существенно дороже, следовательно, цена доставки прессы на дом должна быть компенсирована, что ведет к появлению дополнительных механизмов внутри газетных компаний. В странах Скандинавии и Финляндии государственные субсидии прессе частично компенсируют средства, которые газетные компании тратят на систему доставки.

Вторая половина XX в. поставила перед газетной индустрией развитых стран много экономических проблем, связанных с оттоком рекламы в электронные СМИ, а также снижением читательского интереса к печатной прессе. В этих условиях традиционные представления западных демократий о роли прессы в практической реализации плюрализма и многообразия взглядов и идей оказались в прямой конфронтации с реалиями рыночной экономики.

В 1960-х годах многие страны создали специальные комиссии для изучения структуры и объемов национальных газетных рынков. Выводы оказались неутешительными: XX в. практически везде мог быть охарактеризован массовым закрытием газетных компаний, что заставило медиаэкономистов назвать его вторую половину временем «высокой газетной смертности». Так, в США число ежедневных газет сократилось с 2042 в 1920 г. до 1749, причем главной тенденцией внутри этого явления стало резкое уменьшение числа городов, в которых издавались конкурирующие издания. Во Франции число общенациональных газет сократилось с 60 в 1914 г. до 14 в 1966 г. В этот же период количество региональных изданий уменьшилось на 151 газету (с 242 до 91). В Дании, типичной с точки зрения данной тенденции северной стране, число ежедневных газет в период с конца 1940-х до начала 1960-х годов сократилось с 130 до 48, в Нидерландах в этот же период уменьшилось число газет на 21 издание (со 124 до 103).

Как видим, тенденция носила универсальный характер, что заставило медиаэкспертов и законодателей во многих странах проанализировать негативные изменения и оценить степень необходимости государственного вмешательства. В результате в разных странах были созданы системы прямых и/или непрямых дотаций, которые позволили государственным органам до некоторой степени замедлить процесс газетной смертности. Обобщая опыт США и развитых стран Западной Европы, можно выделить следующие основные формы государственного вмешательства в газетный бизнес.

Важная закономерность, объединяющая различные типы государственных дотаций, связана с тем, что они направляются главным образом на снижение переменных, а не постоянных издержек. Однако именно постоянные издержки в газетном бизнесе представляют ту часть газетного производства, из которой проистекает большая часть экономических проблем.

Последствия государственных дотаций для экономики прессы в тех странах, где они существуют, оцениваются неоднозначно. Специальные комитеты в странах Северной Европы постоянно занимаются мониторингом финансового положения дотируемых газет. Известно, что в условиях сокращения объема газетной рекламы на региональных рынках для многих небольших газет субсидии стали средством выживания. Однако одни только субсидии недостаточны для успешного ведения бизнеса. Медиаэкономисты соглашаются с тем, что предоставление газетным компаниям дополнительных средств или снижение затрат на производство не освобождает их от обязанности действовать эффективно в условиях рынка, производить качественное содержание.

+ ОБЯЗ СМОТРИ КОНКРЕТНО ПО СТРАНАМ ПО ВАРТАНОВОЙ В БЛОКЕ МЕДИАСИСТЕМЫ В ВОПРОСЕ 76. Структура современной национальной медиасистемы.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.