Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие журналистики во время Второй мировой войны.

2017-10-07 1033
Развитие журналистики во время Второй мировой войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Основы национал-социалистической пропаганды начали закладываться в 20-е года вместе со становлением НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии). Изначально целью пропаганды была вербовка. Принципы пропаганды были заложены в «Mein Kampf» («Моя борьба») Гитлера (глава «Военная пропаганда»), в которой было сказано о необходимости создания специального органа.

Вскоре создано Министерство пропаганды и народного просвещения, возглавил Йозеф Геббельс. Декретом 30 июня 1933 года во власть Министерства передавалась общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственный празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества. Полномочия были отвоеваны у специальных ведомств при МВД (пресса, радио, кино), Министерстве экономики (реклама и ярмарки), МИД (хотя он продолжал готовить «белые книги», на основе которых разрабатывались кампании).

Принципы пропаганды: простота, размах, концентрация. Правда допускалась, лишь если она не шла вразрез с интересами режима. Пропаганда не манипулирует общественным мнением, она его создает. Она должна давать эмоциональный подъем и чувство сопричастности к происходящему.

Организовывалось множество пропагандистских кампаний, по принципу действия напоминавших коммерческую рекламу. Одна из первых таких акций - сожжение неугодных режиму книг студентами университетов 10 мая 1933. Девиз - «Пропаганда должна доходить до каждого»: постоянное радиовещание, обязательные видеожурналы (Wochenschau) перед киносеансами, «Mein Kampf» - обязательный подарок молодоженам; в связи с экономией валюты отказ от натурального кофе и сливочного масла.

Идеи нацистской пропаганды (лозунги)

ü Уничтожение марксизма

ü Разрыв Версальского договора 1919 (завершившего I МВ и отнявшего земли у Германии)

ü Завоевание России

ü Гарантия «социальной безопасности» внутри страны

ü Восстановление «национального престижа»

Пресса. «Газетное кладбище»

Оппозиционные издания, а также основанные евреями, запрещены. Чистка кадров: изгонялись журналисты либерально настроенные, еврейского происхождения, состоящие в браке с евреями. Для влияния на мировое мнение оставлена только одна более-менее независимая газета, «Франкфуртер цайтунг», но и её деятельность жестко контролировалась. Каждое утро Геббельс лично принимал редакторов крупнейших газет и объявлял главные новости дня, такие же указания отправлял почтой или телеграфом в провинцию. Он осуществлял жесткий контроль за соответствием деятельности газет политической линии рейха.

Много внимания уделялось иностранным журналистам (вплоть до подкупа), но создать благопристойный образ немецкой власти за рубежом так и не удалось. Ханс Фриче - начальник Германской пресс-службы, «посредник» между Геббельсом и прессой.

ü «Фёлькишер беобахтер» (Розенберг; Мюнхен; ежедневная) - «Народный обозреватель», наиболее значительный орган печати Третьего рейха.

ü «Ангриф» (Атака) (Геббельс, Берлин) - собственная газета Геббельса; паразитировал на репутации немецкой традиционной прессы за рубежом.

ü «Бёрзен цайтунг» (Биржеваыя газета) (Вальтер Функ, советник Гитлера по экономике; Берлин).

ü «Штюрмер» (Штурмовик) (Штрайхер) - полупорнографичекая газета. Против которой боролся Геббельс, которая однако совершала нападки на евреев и за это её любил Гитлер. Удалось закрыть в конце войны из-за перебоев с выходом.

ü «Рейх» - еженедельник Геббельса (писал передовицу), закрылся через 3 номера в 1940.

Радиовещание

Основное орудие нацистской пропаганды, т.к. имело наиболее сильное воздействие на население. Радиовещание принадлежало государству (в марте 1933 взято МП из подчинения Главного почтового управления). Во главе Имперской радиопалаты - Эужен Хадамовский, который 16 августа 1933 заявил, что радио полностью очищено от влияния противников национал-социализма. В 1933 утверждена программа вещания за рубеж: в трансляцию классических музыкальных произведений вплеталась нацистская пропаганда.

Фашистская Италия

В фашистской Италии «работа с прессой» была поставлена, пожалуй, еще более умело, чем у гитлеровцев. И неудивительно - сам дуче выдвинулся на политической арене и стал известен именно как редактор социалистической газеты. В ноябре 1912 г. он возглавил редакцию «Аванти!», основной газеты социалистов. Партия была вполне довольна своим обновленным рупором. Опыт газетной работы немало помог Муссолини при организации печатного дела в новой Италии.

По сравнению с нацистской Германией, итальянским фашистам в большей степени удалось слить партию и государство в единую машину, и основным направлением эволюции издательского дела стала его всесторонняя этатизация.

Газеты издавались по единому образцу. «Обычный, средний итальянец, раскрывавший за чашкой утреннего кофе свежую газету, на первых же полосах узнавал о деяниях «любимого дуче», его новых победах и полных глубочайшего философского и политического смысла изречениях. Перевернув несколько страниц, он снова натыкался на выделенные крупным шрифтом слова “ДУЧЕ” и “МУССОЛИНИ” и привычно узнавал, что успехи страны в области спорта также являются результатом «гениального воздействия» вождя. Муссолини представал автором всех «великих достижений» нации, ее гордостью и символом. Идеологические конструкции, их незыблемость и всеобщий охват чрезвычайно ценились фашистами. А потому был установлен самый жесткий контроль над периодической печатью. Муссолини мог до десяти раз на дню вызывать к себе для инструкций журналистов, давая наставления по заголовкам и содержанию новостей. Активная пропаганда велась также в сфере культуры в Италии (автор концепции – Джованни Джентиле)

Окупированная Франция:

Период нацистской оккупации (1940–1944 гг.) оказал решающее воздействие на процесс развития не только ежедневной региональной печати, но и всей французской прессы в целом. После заключения перемирия между гитлеровской Германией и правительством маршала Петена Франция была разделена на Северную и Южную зоны. Первая находилась под контролем немецких оккупационных властей, а вторая – в юрисдикции коллаборационистского правительства Петена, заседавшего в городе Виши. Между Северной и Южной зонами до ноября 1942 года была проведена демаркационная линия, из-за которой парижские газеты не могли распространяться в южных провинциях страны, что стоило им потери значительной части читателей не только на время оккупации.

Затрагивая вопрос содержания провинциальных газет Северной зоны, сотрудничавших с оккупационным режимом, необходимо отметить, что большинство из них проводили политику «аттантизма», то есть занимали выжидательную позицию, стараясь ни нервировать власти особо смелыми самостоятельными заявлениями, ни раздражать население многочисленными панегириками в адрес нацистов. Редакторы некоторых изданий даже позволяли себе дистанцироваться от политики оккупантов.

Так, в Безансоне ежедневная газета «Пети Контуа» и конкурировавшая с ней «Репюблик де л'Эст», публикуя официальные заявления властей, не сопровождали их ни комментариями, ни редакционными статьями. В качестве возмездия оккупационные власти сократили количество рекламы, направлявшейся в «Пети контуа» и запретили продажу газеты в розницу. В 1942 году при участии немецких властей изданию создали конкурента – газету «Пэи де л'Эст», которая поначалу выходила раз в неделю, однако очень быстро перешла на ежедневный режим выпуска. Органы немецкой пропаганды неоднократно пытались оказывать давление на редакции газет, которые, как им казалось, недостаточно активно поддерживали Рейх.

В Южной зоне, находившейся под контролем правительства Петена, пресса также подвергалась беспощадной цензуре. Существовала целая иерархия цензурных управлений – от центрального, находившегося в Виши, до местных управлений в небольших населенный пунктах. Пропагандистские службы направляли печатным органам инструкции о том, как нужно освещать политику правительства в целом и его сотрудничество с гитлеровской Германией. Они также посылали им предписания относительно освещения текущих событий и запрещали публиковать те или иные сообщения. Иногда редакторам даже могли указывать, какие формулировки им следует использовать в заголовках и текстах статей. Чтобы добиться от руководителей газет более интересных и эмоциональных публикаций, госсекретарь по вопросам информации собирал совещания, на которых редакторам предлагались различные темы и даже схемы написания материалов. Для поощрения наиболее верных защитников режима коллаборационистов использовались денежные субсидии. Только в июле 1942 года Министерство информации израсходовало более 3 млн. франков на поддержку 33 газет, журналов и информационных агентств. Не желая продолжать работу под надзором нацистов, в Южную зону переместились редакции девяти парижских печатных органов. В Лионе стали выходить «Фигаро», «Тан», «Аксьон франсэз», «Журналь», а также «Пари-Суар» Жана Пруво, который также имел издания в Марселе и Тулузе. «Депеш» относилась к тем немногим газетам, которые в период оккупации старались по возможности не присоединяться к политике режима Виши. Такие издания, как «Трибюн репюбликэн» в Сент-Этьенне и «Монтань» в Клермон-Ферране, которая перестала выходить в августе 1943 года, даже поддерживали связь с бойцами Сопротивления. Однако все это были лишь редкие, исключительные примеры независимой политики газет. В целом содержание прессы в Южной зоне Франции не отличалось особым разнообразием, так же, как это было и в Северной зоне.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.