Что такое управление и менеджмент? — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Что такое управление и менеджмент?

2017-07-09 387
Что такое управление и менеджмент? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Менеджмент – это специфическая и определяющая основа всех организаций. До 1930-х годов большинство авторов, начиная с Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1915) на рубеже веков и заканчивая в середине прошлого столетия Честером Барнардом (1886–1961), полагали, что менеджмент бизнеса является одним из подвидов общего менеджмента. Ф. У. Тейлор, родоначальник "научного менеджмента", был первым, кто использовал в этом смысле термины "менеджмент" и "менеджер". Очевидно, что менеджмент не стоит отождествлять только с менеджментом бизнеса, ведь рост развитого общества в XXI веке приходится не только на бизнес. В наше время в любой развитой стране в "бизнесе" участвуют гораздо меньше трудоспособного населения, чем сто лет назад. Тем не менее именно в экономической сфере практическое применение менеджмента, опирающегося на теорию и построенного на прочных принципах, дает, самые лучшие результаты. Использование менеджмента в социально-экономической сфере в управлении обществом и государством в российской традиции также не делает полными синонимами слова "менеджмент" и "управление". Управление понимается гораздо шире, так как может распространяться и на технические, и на биологические процессы.

Нам предстоит выяснить, где менеджмент – это управление, а где управление – менеджмент.

Управление представляет собой целенаправленный непрерывный процесс воздействия управляющей системы на объект управления (непрерывное целенаправленное воздействие).

Схема № 1

Важной составляющей при этом является обратная связь с объектом управления управляющей системы. Не менее важным оказывается контроль обратной связи, или орган сравнения. Управление – процесс целенаправленный, значит, сравнивается цель и реакция объектов управления на это воздействие, его соответствие цели. Можно воздействовать с какой-либо определенной целью, но получать совершенно другой результат. Поэтому важна не только обратная связь, но и контроль обратной связи, или орган сравнения цели и результата воздействия.

Управление – это процесс, а система управления – это механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление не может претендовать на статус точной науки не потому, что оно иллюзорно, а потому что оно протекает в условиях значительной неопределенности, для него характерно множество внешних и внутренних факторов.

Когда мы говорим о менеджменте, речь идет об управлении людьми. Поэтому вначале нам необходимо рассмотреть первые управленческие революции, которые произошли в человеческом обществе задолго до того, как была создана почва для возникновения менеджмента.

Теоретики выделяют 4 управленческих революции:

1) Первая революция произошла приблизительно IV–V тыс. лет тому назад. Ее связывают с первыми государствами на Древнем Востоке: Шумером, Египтом и Аккадом. Основными управляющими была каста жрецов (священников, религиозных функционеров), которая не только создавала некие общественные институты, но и управляла хозяйственными структурами. Возникли такие элементы хозяйственной жизни, как торговля, письменность, учет, приказы и т.д.

2) Вторая революция связана с правлением Вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). В это время создается обширная административная система и первое зафиксированное в истории законодательство, содержащее порядка 280 сводов. Появляется чисто светская, нерелигиозная система управления. Впервые заговаривают о стилях лидерства, что имеет прямое отношение к управлению и мотивации.

3) Третья революция произошла во времена правления царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.). Признаки: появились текстильные мануфактуры, предприятия, элементы хронометража работы – фиксация времени нахождения сырья и продукта на складе, учет продаж и введение всеобщего контроля. Эти системы развиваются в течение 300–400 лет, и можно говорить уже о Древнем Риме, где господствует административная система управления.

4) Четвертую революцию связывают с XVIII–XIX вв. и Великой индустриальной революцией. Именно в период четвертой управленческой революции в заключительной фазе и зарождается менеджмент.

По праву предшественниками менеджмента считаются Николо Макиавелли и Роберт Оуэн.

Николо Макиавелли (1469–1527) был итальянский гуманист, социолог, общественный деятель и владелец текстильных мануфактур, написавший множество трактатов о природе власти, о природе труда и насилия, о природе лидерства. Его труды мало изучаются не столько из-за их архаичности, сколько в силу значительной жестокости и цинизма.

Роберт Оуэн (1771–1856) – известный социалист-утопист, гуманист, управляющий, впоследствии ставший владельцем и фабрикантом, производителем текстиля. Он на практике пытался осуществить более или менее научное управление, ввел контроль, четкую индексацию результатов труда, нормирование результатов труда. Оуэн заботился о качестве рабочей силы и о качестве жизни рабочих, пытался сократить рабочий день хотя бы до 16 часов. К 1816 г. он добился введения закона об ограничении детского труда.

Выходные устанавливались в зависимости от принадлежности рабочих к той или иной церкви: христиане требовали сделать выходным воскресенье, иудеи – еще и субботу.

Заметим, что менеджмента пока еще нет, но уже появились его ростки.

С чем же связывают появление собственно менеджмента? С одной стороны, с отношением управляющего процессом производства к продукту труда.

Если вначале ремесленник сам трудился, сам владел средствами производства, сырьем и продавал свой продукт, то на следующем этапе происходит деление: владелец капитала и производства, он же и управляющий, с одной стороны, и эксплуатируемый работник, с другой стороны.

Менеджмент появился тогда, когда произошло полное разделение: владелец, управляющий или руководитель производства, и работник оказались разными лицами. Руководитель стал вольнонаемным работником. Только у такого вольнонаемного работника могло созреть правильное научное менеджерское сознание. Сознание предпринимателя, владельца капитала и менеджера всегда кардинально различались, т. к. они представляют разные стороны.

Условия для рождения менеджмента возникли к концу XIX в. Произошло это в США. Это было связано с большой эмиграцией населения и созданием крупных производств. Предприятия были настолько крупными, что владельцы не справлялись, к тому же была текучесть кадров на производстве, рабочая сила менялась, перемещалась. В 1880 г. в американской промышленности было занято около 2700000 человек, к 1900 году их количество возросло до 4500000, а к 1920 г. – до 8400000 человек. Большинство рабочих работали на крупных предприятиях, к 1900 году было около 1000 предприятий с численностью рабочих от 500 до 1000 человек и около 450 предприятий с количеством рабочих свыше 1000 человек. В 1900 г. самыми крупными производствами с числом работников от 8000 до 10000 человек были Cambria Steel, Carnegie Steel, Jones & Loughlin Steel.

Размах работ вынуждал руководство использовать новые методы контроля и организации труда. Новые методики были призваны заменить собой вероятностную или эмпирическую системы, основанные на суждениях и оценках работников и контролеров, более надежной системой, позже названной "научным менеджментом".

С другой стороны, появились элементы рынка (свободного обмена продукта труда), причем, хотя продукт труда был недостаточен, а спрос превышал предложение, некоторые элементы конкуренции были уже налицо. И это второе необходимое условие для зарождения менеджмента. Здесь менеджер не только управляет, чтобы упрочнить свое лидерство, но и старается выиграть.

Итак, менеджмент – это управление частным предприятием на основе использования научных достижений по оптимизации труда в условиях рынка. Однако это определение действительно лишь для бизнес-менеджмента.

В связи с этим следует знать пять официальных определений менеджмента, которые даются согласно фундаментальному оксфордскому словарю, ни в коей мере не раскрывая для нас существо менеджмента, но в других учебниках могут подразумевать именно это.

1. Менеджмент – это власть и искусство управления.

2. Менеджмент – особого рода умелость.

3. Менеджмент – способ или манера общения с людьми

4. Менеджмент – орган управления или административная единица.

5. Менеджмент – специфические отношения в группе сотрудничающих для направления общих усилий на достижение единых целей.

Как видно из этих определений, дать понятие менеджмента не так уж просто. Менеджмент часто применяется и используется в словосочетаниях, которые к бизнес-менеджменту в том понимании, в котором мы говорим, отношения не имеют. Здесь слово менеджмент справедливо расценивать как метафору, т.к. в русской традиции все-таки уместнее говорить об управлении, например государственный менеджмент или, тем более, военный менеджмент (но лучше управление).

Менеджмент бизнеса – это прежде всего такие виды менеджмента, как

  • Производственный менеджмент
  • Инновационный менеджмент (особый раздел менеджмента, направленный на то, как вводить изменения на предприятии, чтобы оно не отставало от конкурентов)
  • Торговый менеджмент изучает поведение предприятий, действующих в торговой сфере на основе рыночных отношений в конкуренции с аналогичными.

Согласно определению менеджмента И.Н. Герчиковой, менеджмент (точнее менеджмент бизнеса) – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов экономического механизма менеджмента, что означает:

1) ориентацию фирмы на спрос,

2) постоянное стремление к повышению эффективности,

3) хозяйственную самостоятельность,

4) постоянную корректировку целей,

5) выявление конечного результата на рынке в процессе обмена,

6) необходимость использования современной информационной базы.

Менеджер всегда заинтересован, во-первых, в прогрессе дела, которое он делает, а во-вторых, в тех людях, для которых он является формальным лидером и которыми он управляет, поскольку от этого зависит его возможность управления.

Схема № 2

Чтобы разобраться, что же такое эффективный бизнес, необходимо рассмотреть его краеугольные камни, или его элементы. Что нужно, чтобы был бизнес? В связи с чем он возникает?

1. Товар (продукт). Чем отличается товар от продукта? Почему мы настаиваем именно на термине "товар". Не всякий продукт есть товар. Товар есть тот продукт, который продается, на который есть спрос, который прежде всего может быть продан. В СССР производилось большое количество продукта, который не становился товаром. При создании особых технологии в военной сфере тоже иногда производится некий продукт, который товаром не является. Товар – это особого рода продукт.

2. Клиент – тот, кто этот товар купит.

3. Прибыль(точнее чистый доход владельца товара), однако должен обязательно присутствовать и четвертый элемент:

4. Правильное распределение прибыли вследствие выделения трех обязательных составляющих:

4.1. Экономическая составляющая (издержки, затраты на электроэнергию, на станки, на минимальную зарплату, налоги и т.д.),

4.2. Социальная составляющая (социальный пакет в полном объеме и поддержка, пенсия, обучение, переквалификация сотрудников). Например, работая в любой серьезной немецкой компании, менеджер должен проходить обязательно два раза в год обучение с учетом стратегических планов предприятия. Поэтому большое внимание уделяется не только тому, сколько менеджер принес прибыли, но и насколько он обучаем. Всегда оценивается то, насколько менеджер мобилен, как в оперативном плане, так и в смысле его использования по разным направлениям деятельности компании, а также на что он способен. В зависимости от этого он может быть зачислен в те или иные списки по замещению более высоких должностей,

4.3. Предпринимательская составляющая (развитие предприятия, дополнительное оборудование, создание новых производств, покупка других предприятий).

Последней составляющей системы эффективного бизнеса является

5. Планирование, которое делится на два основных элемента:

5.1.Оперативное планирование и

5.2. Стратегическое планирование, которое необходимо для каждого крупного бизнеса. Трудно говорить о стратегическом планировании владельца небольшого табачного ларька. Серьезные компании постоянно меняют бизнес, они просто вынуждены это делать. Какой-то бизнес умирает, потому что просто проходит его историческое время. Главная задача – вовремя сменить бизнес, чтобы не потерять капитал.

Следует осуществлять планирование минимум на 10 лет.

Начало истории менеджмента связано с именем Фридерика Уинслоу Тейлора (1856–1915). Он является основоположником менеджмента, хотя он был вовсе не ученым-исследователем, а инженером-практиком.

В стенах Stevens Institute Тейлор познакомился с Робертом Г. Ферстоном, основателем Американского общества инженеров-механиков (ASME), стоящего в центре движения по использованию научных знаний в механических цехах, вступил в него и стал активным участником его собраний. Именно в это время он приступил к разработке научных методов управления.

Известны такие его работы, как
1895 г. – "Сдельная система"
1903 г. – "Управление циклом"
1903 г. – "Управление фабрикой"
1911 г. – "Принципы научного управления"
1912 г. – "Показания перед специальной комиссией Конгресса"

Уточняя биографические данные основателя научного менеджмента, укажем, что Тейлор родился в штате Пенсильвания, в городе Джерментаун, окончил технологический институт. Образование получил в Европе и имел диплом инженера-механика. Тейлор начал работать в механическом цеху Мидвельской стальной компании в Бетлехеме, пройдя от самого младшего мастера близкого к рабочим, все инженерные и административные должности. При этом он был сыном весьма влиятельных родителей, увлекающихся правом, литературой, искусством и т.д., презирающих бизнесменов, производство и очень не желающих, чтобы сын пошел по этому пути. Но их друзья были более прогрессивными, современными и увлекли их сына в среду производства и бизнеса.

Ф.У. Тейлор пытался обобщать опыт управления бизнесом (производственным бизнесом в первую очередь) и учить своих единомышленников.

На производстве Тейлор вместе с Г.Л. Ганттом и К. Бартом изобрел логарифмическую линейку, запатентовал еще шесть совместных с Ганттом изобретений и, увлекаясь хронометражем и анализом целесообразности всех производственных операций, многократно попадал в неприятные истории не только с менеджерами, которые его ненавидели, управляя по старинке, но и с рабочими, потому что ввел нормирование. Тейлор занимался легкой атлетикой и другими видами спорта и считал, что в работе нужно всегда "допрыгивать до определенной планки". Поэтому он нормировал труд всех работников, включая менеджеров, и считал, что все, выполняющие 100% норму, которую он предлагал (такие составляли приблизительно 50% от общего состава), должны получать 100% зарплату. Достаточно им перевыполнить эту норму на 0,5% – они должны получать премию. Получаемая премия может колебаться от 30% до 100% к установленной норме. 100% зарплата должна обеспечивать жизнедеятельность этого рабочего и возможность существования его семьи (т.е. неработающей жены и 2–5 детей по обычаям того времени), а также его удовлетворение, иначе норма не будет выполнена.

С одной стороны, кажется, что Тейлор заботился о рабочих, но с другой стороны, существует такое понятие, как "тейлоризм", означающее жестокую потогонную систему.

Необходимо подчеркнуть, что именно Тейлор первым предложил принципы научного менеджмента. Он все время говорил о том, что в менеджменте все должно быть научным:

1. Замещение решений, принимаемых рабочим, осуществляющим данную функцию, научно обоснованными решениями;

2. Научный подбор и подготовка рабочих, требующие изучения их качеств вместо бессистемного подбора и обучения;

3. Тесное сотрудничество руководителей и рабочих, позволяющее им выполнять свою работу в соответствии с установленными научными законами и закономерностями, а не произвольное решение каждой отдельной проблемы отдельным работником (Тaylor, 1911\1972, p. 114–115);

4. Четкое разделение функций управленцев и рабочих предполагает, что первые примут все значимые решения, определяющие методы работы, последние же будут выполнять работу, строго следуя предписаниям.

Итак, первые тейлоровские принципы менеджмента стали его основой.

  • Научный подход к выполнению любого и каждого элемента работы.
  • Научный подход к подбору, обучению, тренировке и расстановке рабочих.
  • Кооперация с рабочими путем договоров, убеждений и разъяснений.
  • Распределение ответственности между менеджерами и исполнителями.

Тейлор создал большую школу последователей. Среди наиболее ярких из них следует назвать Генри Лоуренса Гантта (1861–1919), который внес вопросы производственного планирования, отдельно разрабатывал методику премиальной оплаты и явился фактически первооткрывателем в отношении методов оперативного планирования.

Гантт разработал теорию лидерства, он создал карты-схемы для планов на каждый день. Он выдвинул тезис, что тот работник, который не выполняет норму, переходит на почасовую оплату труда.

С другой стороны, Гантт смягчал позицию Тейлора повышенным вниманием к проблемам человеческой психологии и большим упором на метод, а не на нормирование. Он рассмотрел проблемы взаимосвязи объема и издержек производства в докладе "Связь между производительностью и ценами". ("The Rtlation Between Production and Costs"), представленном им в ASME в 1915 г.

Его работы:
1910 г. – "Труд, заработная плата и доход"
1916 г. – "Промышленное производство"
1919 г. – "Организация труда"

Гантт поставил вопрос о необходимости обучения и рациональном распределении труда всех работников от самых нижних звеньев. Кроме того, он периодически критиковал Тейлора за излишнюю жестокость. Пожалуй, наивысшим его достижением было открытие диаграммного подхода планирования, который зиждется на двух принципах: 1.Любая работа может быть оценена по времени, которое требуется для ее выполнения, 2. На схеме время представляется пространством, соответствующим объему работ, который должен быть произведен в это время.

Супруги Френк Джилбрет (1868–1924) и Лилиан Джилбрет (1878–1958). Она – психолог, он – инженер-строитель. Они изучали все рациональные движения, начиная с укладки кирпича и заканчивая всеми строительными работами. Они выдвинули ряд совершенно четких принципов, используемых как в спорте, так и при создании сложных летательных аппаратов, которые значительно позже легли в основу науки под названием эргономика (приспособленность техники к физиологическим возможностям человека). Работа Фрэнка Банкера Джилбрета велась параллельно с работой Ф.У.Тейлора и дополняла ее. Тогда, как Тейлор делал акцент на хронометрировании, Джилбрет в центр внимания поставил сами трудовые движения, но в итоге они оба добились успеха на пути изучения всего комплекса трудового процесса, его стандартизации и повышения эффективности производства

Джилбреты в отдельных работах частично описали свои принципы рациональных движений, но только их последователи полностью описали эти принципы и систематизировали.

  • Работа должна равномерно распределяться между руками работника, иначе она не будет эффективной.
  • Обе руки во время работы не должны бездействовать, при этом их движения должны быть согласованы и взаимоувязаны.
  • Движения рук должны быть симметричны, но направлены противоположно.
  • Надо использовать наиболее простые движения рук и тела, достаточные для осуществления простых операций.
  • Надо максимально использовать механические моменты тела. Все движения должны быть согласованы. Важно правильно производить движения.
  • Движения рук и тела должны быть ровные и плавные. Они намного эффективнее, чем резкие и отрывистые.
  • Исследователи ставили опыты, меняли инструмент рабочего, все фотографировали, резали пленку, изучая движения. Они впервые применили кинокамеру в научных исследованиях.
  • Баллистические движения легче, быстрее и точнее, чем медленные, зажатые и излишне контролируемые (как удар хлыста, позволяющий расслабляться между движениями).
  • Ритмичность движений должна учитывать естественные ритмы работника. Только при этом они будут достаточно эффективны. Ритмы различаются индивидуально и по половому признаку. Например, на часовом заводе не стоит использовать мужчин как примитивную рабочую силу, они не способны к проведению операций с мелкими деталями.
  • Все инструменты должны быть расположены в пределах естественной досягаемости для работника. Необходимо следить за организацией рабочего места.
  • В рабочем помещении должно быть надлежащее освещение.
  • Слишком яркое освещение ведет к стрессу, утомлению. Оно повышает производительность на некоторый непродолжительный промежуток времени, создает потогонную систему и в дальнейшем приводит к быстрой утомляемости. Еще долгое время работник не будет эффективно работать из-за полученного стресса.
  • Недостаточная освещенность ведет к снижению производительности труда и постепенной сонливости. Кроме того, она портит зрение.
  • Высота рабочего места, сиденья, станка и т.д. должна соответствовать физиологическим потребностям рабочего.
  • Не следует делать руками то, что может сделать любой примитивный механизм (подставки, держатели). В дальнейшем Форд, используя этот принцип, сделал конвейер, на котором требовалось выполнение единичным работником простой (примитивной) операции. Поэтому Форд мог использовать на своем производстве даже труд инвалидов.
  • По возможности надо использовать правильное сочетание нескольких инструментов и механизмов.

Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) – сын бродячего священника, теоретик, публицист, "первосвященник менеджмента", представитель гуманитарного образования, был одним из наиболее интересных и своеобразных представителей научной школы менеджмента. Эмерсон впервые обратил внимание на морально-этическую сторону менеджмента. Он указал на хищнический тип организации в деловом мире США начала ХХ века, для которого было характерным истребление природных богатств, мания количественных показателей, произвол и безответственность в руководстве. По-мнению Эмерсона, это вошло в систему, ориентированную на ложные цели и построенную на неэффективных принципах. Поэтому он предложил двенадцать принципов производительности (эффективности): 1) наличие четких целей и идеалов, 2) присутствие здорового смысла во всякой работе, 3) возможность получения квалифицированного совета, консультации, рекомендации, в том числе за счет специального отдела рационализации, 4) соблюдение строгой дисциплины на основе стандартов и четких письменных инструкций, 5) справедливое отношение к персоналу на основе его тщательного отбора, 6) наличие полного, надежного и постоянного учета, 7) регулирование (диспетчирование) всей деятельности организации, 8) планирование работ, 9) нормирование работ на основе их рационализации, 10) нормализация условий труда, 11) стандартизация всей деятельности, 12) рациональная система оплаты труда, учитывающая уровень его производительности.

Такая пропаганда идей рационализации, противопоставление организаций (военного и функционального типов), рассмотрение дисциплины как осознанного регулятора человеческого поведения и другие новаторские идеи, изложенные в его философской книге, создали в Америке множество сторонников рационализации и научного менеджмента.

Генри Форд (1863–1940) продвинул науку менеджмента и научную организацию труда еще гораздо дальше, удачно воплотив теорию в своем бизнесе.

1) Он установил, что главное не дешево покупать и дорого продавать, а правильно покупать достаточно качественное сырье для того, чтобы произвести достаточно качественную продукцию, такую продукцию, которая требуется для удовлетворения существующих потребностей потенциальных клиентов.

2) Форд сказал: "Прибыль важна, но клиент дороже прибыли". Он начал свою деятельность с того, что в начале взялся производить часы, потому что часы нужны всем, больше всего клиенту. Потом он решил, что всем нужны самодвижущиеся машины, купил мануфактуру для производства легких кабриолетов, сделал первую самодвижущуюся тележку, а потом и первые автомобили. Он сформулировал принцип – делать автомобили максимально дешевыми.

3) Он также говорил, что не надо драться с конкурентами любой ценой (как тогда было принято). Конкурент – это хороший повод улучшить свою продукцию, свое производство и в конечном итоге получить больше прибыли.

4) Не надо отчаиваться из-за неудачи, их надо просто замечать. Это хороший повод, чтобы усовершенствоваться и не делать больше ошибок.

Он практически разработал и подтвердил следующие принципы менеджмента:

  • СТРОГАЯ НАУЧНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА.
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ ПО ХОДУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (ВСЕХ МОЩНОСТЕЙ).
  • РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ РИТМА ПРОИЗВОДСТВА.
  • МЕХАНИЗАЦИЯ ВСЕХ ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВСЕХ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ, ПОТОЧНЫЙ МЕТОД, КОНВЕЙЕРИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

Научная школа, первая из школ менеджмента, не утратила актуальности. Она была популярна и нашла свое развитие и в трудах российских ученых в 1920–40-е годы в СССР.

В начале ХХ века в Европе возникают условия, которые способствовали рождению и утверждению европейского понимания менеджмента.

Анри Файоль (1841–1925) почти всю свою сознательную жизнь отдал горно-металлургическому комбинату – Сomambault в Сент-Этьене. На протяжении 40 лет Файоль управлял предприятием. Он не употреблял слово management, говоря об администрировании, что и послужило основанием, чтобы назвать основанную им классическую школу административной.

Первые его труды, когда Файоль еще работал на рядовых должностях, были связаны с проблемами горного дела, пожарной безопасности и т. д. Когда в 1888 г. комбинат оказался на грани финансового краха, Файоль был назначен его директором-распорядителем и сумел спасти предприятие.

Любое производство, любая сфера деятельности может быть разделена на 6 сфер, 6 управленческих операций, принципиально отличных, а именно:

1. техническая и технологическая (сюда входят производство, изготовление и переработка),

2. финансовая группа (привлечение капиталов и управление ими)

3. охранная (безопасность труда)

4. коммерческая (закупка, продажа, обмен)

5. учетная (учет не только финансов, но и затраты труда и т.д.)

6. административная (она делится, по Анри Файолю, на 5 основных функций)

А. Файоль впервые предложил 5 основных функций менеджмента (1916 г.):

1) предвидение (прогнозирование и планирование) – prévior

Организация – organiser


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.