Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-05-12 | 578 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Обсуждение специфики социальной эпистемологии, начатое еще 7 лет назад в нашем журнале, вызвало оживленную полемику1. Приятно сознавать, что новый взгляд на познание и традиционные эпистемологические понятия многих задел за живое и заставил высказаться. Полемика оказалась полезна и мне лично, поскольку побудила к дальнейшей критической рефлексии о предмете собственных занятий.
Особенно отрадно, что эту полемику продолжает Е.А. Мамчур, известная своими работами не только в области философии науки, но и в сфере анализа проблем социальной природы и социальной обусловленности познания2. Так что для социальных эпистемологов она человек вовсе не посторонний, вопросы поднимает в самом деле философские и животрепещущие и мнение выражает недвусмысленно. Все это делает дискуссию с Еленой Аркадьевной поистине приятной и увлекательной задачей.
Она начинает свое размышление с различения социологии науки, традиционной социологии знания и социальной эпистемологии. Первую Е.А. выносит за скобки, вторую - квалифицирует как нефилософскую дисциплину, а в третьей усматривает уже философские заявки, которые и подвергает критическому анализу. Меня в данном случае тоже будет интересовать предмет собст-
1 См.: Касавин И. Т. Социальная эпистемология: понятие и проблемы // Эпистемология и философия науки. 2006. № I; Знание в социокультурном контексте: как возможна социальная эпистемология? Панельная дискуссия // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4, а также отклики в последующих номерах.
2 См.: Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
Раздел IV. Полемика
венно философского взгляда на познание, но я не могу воздержаться от сомнения по поводу возможности столь жесткого разделения этих трех дисциплин. Более того, даже из характеристики социологии знания Е.А. Мамчур не следует, что это направление чурается эпистемологических вопросов — скорее оно решает их по-своему. В дальнейшем мы процитируем слова Елены Аркадь-' евны о том, что социология знания претендует на решение вопросов, которыми занимается философия науки. Социальная эпистемология аналогичным образом не может быть квалифицирована как исключительно ориентированная на традиционную эпистемологическую проблематику и свободная от натурализма. Вообще разговор об этих направлениях трудно вести без упоминания имен их представителей. В результате изначальное различение автора социологии знания и социальной эпистемологии по их предметам оказывается нечетким. А из-за этого, как нетрудно догадаться, сам предмет дискуссии вообще оказывается подвешенным в воздухе.
|
Что же касается социальной эпистемологии, то нужно согласиться с Е.А. Мамчур в том, что это течение характеризуется значительным разнообразием мнений. Но даже если такого рода разнообразие нередко считают признаком аутентичной философии (Т.И. Ойзерман), то для критиков социальной эпистемологии это символ аморфности и в конечном счете идейной несостоятельности. Е.А. Мамчур хотелось бы, вероятно, чтобы в отличие от социальных эпистемологов все философы науки пели в унисон, но этого тоже не наблюдается. Однако в отношении социальных эпистемологов такая унификация совершенно необходима, поэтому Е.А. Мамчур предлагает им принять следующее определение: «социальная эпистемология - это направление в социологии познания, которое исходит из того, что традиционные эпистемологические проблемы должны решаться социологическими методами и средствами». Более того, «социальная эпистемология начинается тогда, когда исследователи науки исходят из того, что научное познание социально детерминировано».
|
Конечно, предмет философского направления, многие представители которого спорят друг с другом по основным вопросам, не может отличаться безупречной ясностью. Однако и с определением Елены Аркадьевны трудно согласиться. Такое утверждение равнозначно утверждению, что философия физики должна непременно развивать идеи физикализма и решать философские
Глава 24. Об одном ли предмете мы спорим? Спор с Е.А. Мамчур
проблемы с помощью физических формул и экспериментов, а до этого не договаривались даже представители Венского кружка. Помимо всего прочего не очень ясно, что имеется в виду под собственно социологическими методами, а также что такое «социальная детерминация» познания в отличие от его социальной обусловленности, хотя сама Елена Аркадьевна об этом и писала.
Е.А. Мамчур считает, что социальных факторов недостаточно, чтобы объяснить возникновение, развитие и функционирование знания в науке. Есть, де, некоторые «внутренние» факторы, а именно предмет науки, которые более существенны для понимания «объективного» содержания знания. Имеется, вероятно, в виду взгляд на познание как развитие идей безотносительно к их субъектам и их реальному окружению, но как с таким взглядом связана объективность познания? Я уж не хотел бы говорить о том, что весьма нелегко отыскать тот момент познания, который происходит вне человеческой деятельности, коммуникации и контекста культуры. Ведь с самого начала научная картина мира включает образы и аналогии, почерпнутые из культуры (напомним, что и сама наука-то является частью культуры и особым социальным институтом). Даже правила дедуктивного вывода, с помощью которых порой пытаются реконструировать «внутреннее» развитие знания, тоже являются продуктом культуры, а не только с неба упавшей логики. Что бы ни делал человек, какие бы продукты ни создавал (если, конечно, речь идет о высших результатах его деятельности, к которым относится наука), он всегда выступает как социальный и культурный субъект — представитель своего общества, своей системы образования, своего мировоззрения. И это, кстати, может быть установлено - отчасти и по-своему — как методами социально-гуманитарных наук, так и путем философ-ско-методологического, социально-эпистемологического исследования. Таковы известные работы B.C. Степина, в которых научное знание рассматривается в нерасторжимом единстве эксперимента, теорий разного уровня, научных картин мира, идеалов и норм исследования, философско-мировоззренческих принципов.
|
Как быть философу с «объективным» содержанием научного знания, независимым от языка, всей культуры и социума? В каких формах оно дано ему? Какими способами можно его реконструировать? Путем обращения к наблюдению и эксперименту? Или к рефлексии ученого? Но и то и другое — опять-таки культурные фе-
Раздел IV. Полемика
Глава 24. OG одном ли предмете мы спорим? Спор с Е.А. Мамчур
номены, инструментальные или семиотические. А если поверить эволюционным эпистемологам, согласно которым познание — адаптация и ориентирование в среде, то в случае анализа научного знания опять-таки придется изучать социокультурные формы жизни ученых в природе и обществе. Поэтому сколь глубоко ни погружается философ в анализ научного (и всякого другого) знания, ему не найти в нем самих по себе ни Демокритовых «атомов и пустоты», ни «материи» Платона и Аристотеля, ни картезианской протяженности, ни кантовской вещи-в-себе, поскольку это абстракции высокого порядка, не данные нашей чувственности.
Кстати, столь распространенные в современном естествознании методы математической гипотезы и моделирования выражают собой все более основательное «окультуривание» наиболее развитых и сложных разделов физики. Социальные эпистемологи открыто признают это обстоятельство и исследуют реальный и доступный философской рефлексии предмет - деятельность и коммуникацию познающего субъекта — как в текстах, так и используя собственно социологические, психологические и лингвистические подходы и методы. А искатели «объективного содержания», ограничиваясь анализом научных текстов, претендуют на создание «реальной» картины научного знания, которую почему-то считают определяемой «внутренними», «когнитивными» факторами. О чем здесь идет речь? О том, что научное знание порождается в ходе мыслительно-познавательной деятельности человека? Но это же банально. Или, может быть, нужно, как полагают некоторые когнитивисты, расшифровать «мозговые коды», в которых скрыта тайна познания? Или научную объективность удостоверяет некий набор относительно стабильных методологических критериев, благодаря которым осуществляется развитие научных идей? Но ведь и они — не слепки с природы как таковой, а лишь образцы интерсубъективной природы научного дискурса, который, даже если меняются парадигмы, все равно продолжается — и не в безвоздушном пространстве «третьего мира», а в научном сообществе. И этим он вновь обязан социокультурным факторам — искусственным и естественным языкам, принятым каналам коммуникации, методикам эксперимента, библиотекам, университетам и т.п.
|
Как представляется, все это — элементы научной традиции. В ней проявляется природа человека, который познает не какжи-
вотное (у животных нет науки), а как социокультурное существо, подчиняющее свои естественные способности приобретаемым и вырабатываемым культурным ресурсам и навыкам. В человеке когнитивное существует только в форме социокультурного, если не иметь в виду самый примитивный уровень проприоцептиче-ских ощущений и отчасти — феноменальный мир «вторичных качеств», которые когнитивисты называют «квалиа».
И здесь не спасают примирительные процедуры, предлагаемые Е.А. Мамчур: «Верное решение вопроса об отношении социального и когнитивного в развитии науки состоит в провозглашении их взаимной дополнительности: социологический анализ должен дополнять когнитивный, а не подменять его». К сожалению, не совсем ясно, что имеется в виду под «когнитивным» и «социологическим» как противоположностями, но искусственное разграничение социального и когнитивного в эпистемологии подобно известному противопоставлению внешнего и внутреннего, которое успешно преодолела российская психология школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии.
Дуализм социального и когнитивного - пережиток картезианства, который снимается деятельностным и коммуникативно-семиотическим подходами к познанию. Варианты этих подходов развивали М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, М.К. Петров, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин, а в наши дни — В.А. Лекторский, B.C. Степин, М. Коул (США), Р. Харре (Великобритания) и многие другие. Социальные эпистемологи не призывают к редукции всего содержания знания к социальным факторам. Они пытаются показать, что «когнитивное содержание» науки такой же культурный феномен, как и все другие. И его специфика выявляется не в противопоставлении культуре и социуму, а в детальном исследовании специфических механизмов опосредования знания деятельностью, коммуникацией, ментальностью эпохи в процессе его порождения, функционирования и развития. Нет ничего когнитивного, достойного философского рассмотрения, которое бы не существовало в форме знаков и других артефактов, способов деятельности и коммуникации.
|
Конечно, никто не чужд преувеличений и увлечений. Так и социальные эпистемологи, социологи знания, историки науки и прочие, занятые конкретными case studies, порой преувеличивают значение тех или иных конкретных социальных или культурных
Раздел IV. I Толемика
факторов при реконструкции определенных познавательных ситуаций. В самом деле, многообразие контекстов, в которых существует наука (и другие типы познания), столь велико, что приходится выбирать и идти на риск, подставляться под критику тех, кто рассматривает науку как чистую филиацию идей.
Дисциплинарный статус: болезненный вопрос?
Попробуем построить гипотезу о подлинном предмете размышлений Е.А. Мамчур. Она пытается показать, что социальные эпистемологи стоят перед принципиальной дилеммой. Им следует:
О либо признать неразличимость социологии знания и социальной эпистемологии, отказаться от философско-эпистемологических претензий и ограничить себя анализом слабой формы социальной обусловленности знания;
О либо противопоставить социологию знания и социальную эпистемологию, принять натуралистский подход и крайнюю версию социального конструктивизма и настаивать на полной социальной нагруженности знания, его «социальной детерминированности».
И в том и в другом случае социальным эпистемологам надлежит признать, что они согласны с дихотомией когнитивное—социальное, а также не занимаются философией. Только в первом случае они, уйдя из философии, сохраняют академическую состоятельность, во втором же рискуют, что их обвинят в релятивизме и вытекающих из него грехах, а в конечном счете в научной несостоятельности.
Во-первых, вынужден не согласиться с Еленой Аркадьевной в ее попытках уложить социальную эпистемологию, по крайней мере как понимаю ее я и ряд моих коллег, в прокрустово ложе данной дилеммы. На мой взгляд, в общем виде нельзя провести никакой четкой границы между социологией знания и социальной эпистемологией, это можно сделать только применительно к конкретным трудам и авторам. Ведь современная эпистемология и социальная эпистемология в частности находятся в постоянном междисциплинарном диалоге со специальными нефилософскими дисциплинами, изучающими познавательный процесс, в котором идет обмен понятиями и даже методами.
Глава 24. Об одном ли предмете мы спорим? Спор с Е.А. Мамчур
Во-вторых, социальная эпистемология — а я, отвечая на критику Е.А. Мамчур, говорю о себе и своих российских коллегах — целенаправленно занята анализом и переосмыслением классических эпистемологических категорий (знание, познание, истина, заблуждение, рациональность, субъект познания и т.п.), а также введением в эпистемологический оборот новых понятий (традиция, архетип, текст, контекст, дискурс, вненаучное знание, повседневность, миграция). В этом смысле наша социальная эпистемология сохраняет и культивирует собственно философское содержание и вовсе не стремится в плен социологических и иных специально-научных схем контекстуальной реконструкции. И напротив, одним из ее принципов является критическое отношение к самому понятию «контекст», поскольку контексты являются результатом определенного рода конструирования и реконструирования1. Так что философский подход к социальной обусловленности состоит не в том, чтобы просто находить в знании социальные образы, а чтобы дать по возможности полный образ знания с точки зрения реальных условий и факторов его генезиса, форм накопления, средств функционирования и развития. Социальная эпистемология — это такое философское учение, которое базируется на деятельностном, коммуникативно-семиотическом и культурно-историческом подходах к анализу субъекта познания. И это помимо всего — форма эпистемологического холизма и монизма в отличие от дуализма, предлагаемого нашими критиками.
В-третьих, приведу обещанное в начале высказывание Елены Аркадьевны в рамках панельной дискуссии:
«Между философией и социологией науки никогда не было соперничества, поскольку в качестве предмета анализа они подразумевали разные вещи. Но когнитивная социология претендует на исследование того же самого объекта, что и философия науки, а именно на анализ научного знания. Естественно, что в данном случае неизбежно встает вопрос о границах философского и социологического подходов к рассмотрению познания»2.
1 См.: Касавин И. Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии // Вопросы философии. 2004. №11.
2 Знание в социокультурном контексте: как возможна социальная эпистемология?
Раздел IV. Полемика
Озабоченность дисциплинарными границами и чистотой философских помыслов у Е.А. Мамчур основана на старом споре о предмете философии науки — относится ли она к науковедению или же это философская дисциплина. Е.А. Мамчур, как и многие другие, явно не удовлетворена положением дел в философии науки и, в частности, философии физики, популярность которой ' стремительно падает, несмотря на необходимость ее изучения аспирантами. Не имея вкуса к философии и не обладая пониманием ее специфики, такие авторы, как С.А. Лебедев, сводят (почти по О. Конту) философию науки к суммированию некоторых общих сведений о естественных и точных науках и позиционируют ее в рамках науковедения. В современной науке и в самом деле нелегко отыскать и реконструировать собственно эпистемологическую проблематику, поскольку ученые обычно избегают ее открытого обсуждения. Поэтому на словах многие философы науки хоть и признают важность философии, но наделе предпочитают закапываться в частности специальных наук и дискуссий, не выводя рассмотрение на реальное обсуждение эпистемологических проблем. Есть основания полагать, что, дистанцируясь от философии, именно современная философия науки в ее сциентистски-интер-налистском варианте окончательно утрачивает свой предмет. Хотелось бы, чтобы представители философского анализа знания всех типов не забывали, что все эти типы — разные ипостаси философии, предметом которой является человек как познающий, действующий и общающийся субъект.
Чем является социальная эпистемология — специальной научной дисциплиной типа социологии науки или философским анализом знания? Ответ на этот вопрос предлагает столь же точное определение места остальных дисциплин, изучающих познавательный процесс: разным вариантам эпистемологии (трансцендентальной, конструктивистской, эволюционной, компьютерной и др.), философии и истории науки, когнитивным наукам. Сегодня нелегко проводить четкие дисциплинарные границы, поскольку все в большей мере получает кредит междисциплинарный подход. Вытесняется ли философская эпистемология натуралистическим подходом? В чем суть философского подхода к знанию? Об этом мы и дискутируем с Е.А. Мамчур.
Глава 25. Человек или тело? К вопросу о природе носителя сознания1
На одном из заседаний семинара «Проблемы рациональной философии» уважаемый докладчик, рассуждая о проблеме сознания, заявил примерно следующее: «С изобретением электронного томографа проблема сознания переходит из разряда вечных философских проблем в число задач, решаемых научными методами. Короче говоря, проблема сознания в принципе уже решена». Этим докладчиком был И.П. Меркулов, уже ушедший от нас. Его ученики сегодня пытаются развивать и пересматривать взгляды учителя. Так, Е.Н. Князева признается: «Прежние подходы к пониманию мозга и сознания - вычислительный и информационный - оказываются принципиально недостаточными. Динамика функционирования сознания является более сложной, чем исчисление (компьютерная метафора) и переработка информации». Что ж, можно с удовлетворением констатировать существенную эволюцию сознания эволюционных эпистемологов в отношении нашего с ними сознания.
Инкарнированное познание
Конечно, некоторые из нас, которые и раньше почитывали не только классиков типа Р. Декарта, Ж.О. Ламетри и B.C. Тюхтина, но и авторов попроще, скажем, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, Ж.П. Сартра, Л. Выготского, А. Лурию, а то и хорошую художественную литературу, уже догадывались, что с сознанием не все так просто. Оно и в самом деле несводимо к функции мозга, а уж к ее нейрофизиологическому субстрату — и подавно. А то, что оно относительно самостоятельно по отношению к бытию вообще, некоторые философы знали еще раньше. Но бог с ней, с историей. Давайте лучше посмотрим, какую новацию предлагает Е.Н. Князева сегодня. Оказывается, сознание и познание телесно, «детерминировано телесной облеченностью человека, обусловлено мезокос-мически выработанными способностями человеческого тела видеть, слышать, ощущать. То, что познается и как познается, зависит от строения тела и его конкретных функциональных особенностей». Итак, уже не просто мозги под информационным
1 Частично опубликовано в: Эпистемология и философия науки. 2010. № (Панельная дискуссия).
Раздел IV, Полемика
Глава 25. Человек или тело? К вопросу о природе носителя сознания
соусом, но тело целиком — вот что является носителем и даже сильнее — детермшантой наших когнитивных актов. Это значительный шаг вперед по сравнению с А. Тьюрингом, для которого совершенно все равно, каков по своей вещественной природе носитель сознания (информации). И, как мы увидим, это не послед-_ний шаг.
Е.Н. Князева подчеркивает, что тело — только элемент более сложного образования тело—окружающая среда. Казалось бы, это просто детализация известной формулы о том, что сознание — функция мозга в его взаимодействии с окружающей средой (телом, природой, другими людьми). Но здесь вступает в свои права биолог Ф. Варела, согласно которому всякая жизнь вообще есть познание, а различие между человеком и другими живыми существами имеет лишь количественный характер. Отсюда вытекают два вопроса и два ответа на них. Во-первых, что же есть познание, понятое как жизнь? Это адаптация и ориентация в среде, поясняет докладчик. Как следует из данного определения, познание (а если следовать формуле К. Маркса «Сознание существует в форме знания», то и сознание) переносится вне тела и категорически не нуждается ни в какой «субъективной реальности», «душе», «менталитете», «внутреннем опыте». Таким образом, вопрос о том, что происходит в мозге в момент психического акта, перестает наконец интересовать эволюционного эпистемолога, избавившегося от менталистского понимания знания. Во-вторых, что же есть человек как носитель сознания? Это существо, главная задача которого не самореализация, а экологическая проблема отношения со средой. Сам по себе человек «пуст»; кроме тела (физиологических задатков, сложившихся эволюционно в рамках определенной экологической ниши) и среды (не любой, а лишь доступной ему в принципе в силу его структуры), он более ничем не располагает. Он вовсе не «экзистенциальный проект» и даже не «мыслящее Я», а конгломерат двух физических систем - тела и среды, функция их отношения. Отсюда сознание иначе как «стихийный и непостижимый» (нормальное русское обозначение для «эмерджентный») эпифеномен этого отношения пониматься не может, и при этом никакого принципиального различия между человеческим сознанием и психикой животных не существует.
Попробуем проанализировать эту концепцию на примерах. Взять, скажем, высших животных, которые, как и человек, спо-
собны использовать орудия для достижения своих целей. Шимпанзе палкой сбивает висящий банан. Этот навык не присущ приматам сам по себе, являясь продуктом научения, результатом жизни в сообществе, что обеспечивает достаточно ограниченный опыт, ибо шимпанзе в принципе неспособен составить издвухпалок одну, если не хватает длины одной из них. Ему явно недостает того периода продленного детства, которым обеспечен человеческий детеныш. Именно этим дефицитом общения обусловлена психика шимпанзе. Поэтому едва ли можно редуцировать общение детеныша с матерью к адаптации и ориентации в среде. Среда же становится предметом психического переживания лишь при посредстве общения субъектов. Сама по себе она не дает креативных импульсов, а то, что они не появляются спонтанно из глубин мозга или тела, тоже более или менее очевидно. Адругой субъект -не безличная среда, к которой можно приспособиться, не спрашивая, хочет ли она этого. Из фактора общения вытекает необходимость откорректировать изначальное определение сознания и познания даже применительно к стадным животным.
Другой пример дает нам М. Булгаков в своей повести «Собачье сердце». Операция по пересадке органов от человека к собаке превращает последнюю в Шарикова, который органично встраивается в советскую среду «эпохи Москвашвея» (О. Мандельштам) со своими швондерами и прочими типичными персонажами. Сточки зрения телесно ориентированного подхода это нормально и правдоподобно: изменили структуру телесности, изменилось и сознание, собака стала человеком. Писатель, впрочем, сторонится такого вывода, показывая, что собака если и может стать человеком, то тот оказывается хуже хорошей собаки. Каковы следствия из тезиса о том, что структура телесности детерминирует человеческое сознание? В таком случае школьников нужно распределять по классам не столько по формальному возрасту и интеллектуальным склонностям, сколько по росту, весу, цвету волос и, конечно же, полу. Ведь известные небольшие различия между мальчиками и девочками могут оказаться решающими с точки зрения их способностей к математике или истории. Само собой, телесно ориентированный подход дает убедительное объяснение тому, почему знаменитыми философами оказывались, как правило, мужчины, и 3. Фрейд бы немедленно с этим согласился, но, боюсь, что профессора Е.Н. Князеву это едва ли устроит.
Раздел IV. Полемика
Конечно, если вчитаться в другие труды Е.Н. Князевой, то ситуация не будет столь однозначной. Тезис инкарнированности1 (телесной воплощенности и даже детерминированности) познания и сознания совмещается у нее с совсем другим тезисом о том, что когнитивные структуры являются эмерджентными (спонтанными, непредсказуемыми и относительно недетерминированными)2. То, что здесь имеет место неустранимое противоречие, известно достаточно давно, уже из концепции Д. Дэвидсона3, о которой, вероятно, ничего не знают любимые авторы Е.Н. Князевой. Это неудивительно, поскольку концепция «инактивирован-ного познания» вообще не слишком тесно связана с философией4.
Кстати, телесно ориентированный подход в эпистемологии обнаруживает сегодня особое социальное звучание, поскольку оказывается весьма востребованным среди, скажем так, необычных идейных течений. «Черная эпистемология», «женская эпистемология», «квир-эпистемология» (queer epistemology, т.е. теория познания людей нетрадиционной сексуальной ориентации) — все это примеры того, что нам обещает такая «одержимость телом» в анализе познавательного процесса.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!