Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Становление целостной структуры устного дискурса

2017-09-26 470
Становление целостной структуры устного дискурса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. При изучении процесса овладения языковой личностью композиционно-целостной структурой текста мы будем опираться на уже упомянутое выше представление о «норме текстовости», под которой понимаем образец иерархически организованного текстового целого, соответствующий интуитивному представлению воспринимающего о разворачивании замысла в речевое произведение. Такое представление для дискурсов различной жанрово-стилевой принадлежности будет неодинаковым. Чтобы сделать результаты сопоставительного анализа убедительными, мы обратимся к материалу, уже привлекавшемуся нами в главе 3: устным спонтанным рассказам школьников о фильмах все тех же трех возрастных групп (6-7, 10-11 и 15-16 лет). Напомним, что речевые произведения школьников были записаны на магнитофон в условиях непосредственного неофициального общения. Это дискурсы, принадлежащие к информативному (см. подробнее во 2-м параграфе пятой главы настоящего исследования) типу речевого поведения. Здесь в качестве основной цели высказывания выступает передача информации о событиях, полученная на основе аудио-визуального восприятия. В качестве объекта анализа мы выбрали тексты, содержанием которых стал рассказ о фильмах авантюрно-приключенческого характера. Из всего многообразия имеющихся в нашем распоряжении записей рассказов о фильмах (около 60 текстов; по 20 с небольшим – каждого возраста) мы выбрали три дискурса, которые наиболее ярко иллюстрируют разные уровни сформированности внутреннего планирования речи. Каждый из представленных дискурсов к тому же отражает уровень речевого развития, соответствующий тому или иному возрастному срезу. Так, первый тип построения текста встретился в 50% рассказов школьников старшего из привлекаемых возрастных групп (15-16 лет); второй – в 50% дискурсов старшеклассников (15-16 лет), 90% – младших подростков (10-11 лет) и 5% – младшеклассников (6-7 лет); третий – в 10% – подростков (10-11 лет) и 95% речевых произведений детей младшего из рассматриваемых возрастных срезов (6-7 лет).

В своем анализе мы опираемся на методики анализа текстового целого как иерархически организованной структуры, которые мы подробно рассматривали выше [См.: Жинкин 1956; Апухтин 1978; Доблаев 1969, 1982, 1987; Дридзе 1979, 1984; Сахарный 1992, 1994; и др.]. Кроме этого, в качестве предварительного анализа текста мы использовали уже описанную в предшествующем исследовании процедуру членения всего текста на сверхфразовые единства (тематические блоки). Однако, если раньше нас интересовал лишь линейный характер межблочной связи в рамках текстового единства, то теперь мы постарались выявить иерархию смыслов, составляющих каждое из намеченных сверхфразовых единств, которая в свою очередь демонстрирует способность (или неспособность) языковой личности строить дискурс в его целостности.

В качестве минимальной единицы анализа мы используем сверхфразовое единство (тематический блок). Вслед за Л.П. Доблаевым мы рассматриваем его в виде суждения о каком-либо явлении или факте действительности, у которого есть текстовый субъект (С) и текстовый предикат (П). Приведенные ниже распечатки магнитофонной записи рассказов школьников разбиты на сверхфразовые единства, каждое их которых пронумеровано. Иерархическое строение текста показано на схеме, где по вертикали даны уровни предикативной структуры дискурса, а стрелками показано направление смысловых связей между сверхфразовыми единствами. В каждом новом уровне предикации выражается очередной «шаг», ступенька в разворачивании замысла в речевое произведение. Поскольку каждый тематический блок призван передавать некий смысл, содержание которого можно свести к сжатой формуле, мы для удобства восприятия будем на схеме приводить именно эту ядерную формулу.

 

2. Анализ речевого материала мы начнем в направлении от наиболее сложных по своей структуре текстов к простым. Приведем большую часть рассказа, принадлежащего старшему подростку.

Денис У. 15 л. 4 м. (фильм «Большая прогулка»)

 

1. Значит/ полетели летчики/ три английских летчика бомбить Францию// Это значит/ вторая мировая война// Их/ значит/ зениткой сбили/ их самолет// И они/ значит попрыгали на парашютах// Они значит/ прыгнули// Их разнесло в разные места// Значит/ на парашютах// Перед этим значит/ договорились встретиться в турецких банях// Ну вот// Значит эти летчики/ Макинтош/ капитан/ и еще один летчик/ вот они там/ как выбирались/ значит/ из французского тыла к себе а Англию//

2. Макинтош попал на крышу консерватории// Там на коня как раз сел// Он сразу значит/ с крыши/ собрал свой парашют// пошел вниз// Раз/ спустился/ зашел в один.../ значит/ в уборную дирижера как раз//

3. Дирижер был/ маленький человек/ очень хитрый// Но он/ очень был самовлюбленный/ поэтому он значит все хотел/ как бы по его было// Не считался ни с чьим мнением// Только со своим// Вот значит// А как раз у этого дирижера проходит неприятность// Там должна состояться.../ такой концерт/ открытие// На котором будут присутствовать все/ значит/ великие чины/ немецкие/ крупные// Там всякие эсэсовские генералы/ и прочие// А этому дирижеру значит/ не дают репетировать// Вот/ значит/ подходит немецкий капитан/ и оцепляет весь этот театр//

4. Вот/ он так возмущается/ возмущается// И идет к себе в номер// А там/ значит/ находит этого английского летчика// Сначала он/ значит/ немного испугался// Потом посадил его в шкаф// А летчик уговорил его/ пойти в турецкие бани/ и встретиться с капитаном// Он/ значит сказал/ что у него усы//

5. Значит в это время еще один летчик/ приземляется на балкон маляра/ который красит// Как раз над плацем/ где строятся фашисты/ фашистские солдаты/ для приема/ торжественного там какого-то/ генерала эс-эс/ который значит/ очень любит/ чтобы у него был мундир чистый// Все время ходит и пылинки сбивает пальцем/ с своего мундира// Как раз ходит этот..//

6. Ну он приземляется/ и начинает отстегиваться// Конечно/ этот весь балкон ходит ходуном// Вся эта подвесная система// Значит как раз выходит это генерал эс-эс// Сбывает пальцем пылинку с своего мундира// И в это время/ маляр роняет ведро с краской/ которое падает перед этим генералом// И он весь становится белый/ в краске этой//

7. Тут же их начинают ловить// Они бегают по крышам// Спускаются/ значит/ к одной женщине/ в квартиру// Она их пустила// Маляр тут же переоделся в ее мужа// И они устроили скандал// А летчик спрятался/ в скважине для лифта// Ну и тоже/ значит спасся//

8. Остается капитан// Он упал к моржам// Там настроен против немцев был/ сторож/ этого зоопарка// Он его вытащил// Переодел// Взял у него парашют/ чтоб на материал// Одежду шить// Ушел//...Пошел в турецкие бани//

9. Ну значит/ летчик уговорил это/ своего маляра/ с которым он бежал/ в турецкие бани// И всем им/ для сбора у них была мелодия/ насвистывать/ в качестве пароля//

10. И вот значит они ходят// Этот дирижер/ маляр и этот капитан//

11. А капитан/ потому как усы/ это очень по-английски// И он боялся/ что его узнают// Он сбрил эти усы//

10. И вот они ходят// Сначала заходит маляр// Видит мужчину с усами// Ходит вокруг него/ и насвистывает эту мелодию// Смотрит на него// Человек ниче не понимает/ и так подозрительно на него глядит// Тут появляется режиссер/ ой режиссер/ дирижер// И тоже насвистывает мелодию/ и ходит вокруг того же мужчины// Вдвоем ходят/ вокруг усатого толстяка такого// Он ниче не понимает// Так на них подозрительно смотрит// Тут заходит этот капитан// Увидев их/ он их подзывает// Ну/ они сначала не понимают// Отнекиваются от него// Потому что он без усов уже// Но значит/ договорились они// И значит все/ пошли они// Вышли/ и там собрались/ значит/ летчики эти// Начали собираться// Они договорились о встрече//

12. А в это время значит/ летчик/ который сидел в шкафу у дирижера/ и начал ходить по его это...// В это время/ значит/ эсэсовский капитан/ проходя по коридору/ услышал/ как летчик уронил вазу// А потому/ как он видел/ что дирижер ушел// ему показалось это подозрительным// Он открыл дверь// А летчик убежал// В окно выпрыгнул/ на чердак/ и убежал//

13. Ну/ капитан/ сам/ значит сел в шкаф/ и сидит// Приходит/ значит/ дирижер/ стучится в шкаф// Макинтош/ выходи// Он значит/ выходит/ капитан// Дирижер сразу падает/ через скамейку// Такой весь испуганный// Но/ капитан/ не хочет значит/ срывать премьеру концерта// Значит/ его под конвоем ведет/ чтобы он дирижировал//

14. Ну/ независимо значит/ от этого дирижера/ группа сопротивления французского/ закладывает значит/ мину на балконе// В театре// И значит/ там/ такая розочка торчит/ над всеми// Кто-нибудь захочет обязательно ее воткнуть/ чтобы она вровень была// Это и есть детонатор// Расчет на немецкую пунктуальность/ педантичность//

15. Как раз туда приходит/ из этой бани выходит/ маляр и капитан// Они переодеваются в форму немецких генералов// Значит ее украли/ в бане// Им все честь отдают// Поэтому каждому постовому тоже честь отдают// На них значит/ генеральские мундиры// И перед ними там все кланяются/ а они тоже кланяются// Никто значит/ не понимает/ че эт вдруг на них напало// Такая благосклонность// Значит/ они садятся в лоджию/ как раз над лоджией/ где эсэсовский генерал// Внизу сидит/ который мундир все время/ чтобы он у него чистый был// Сидят они значит// Там уже началась премьера/ слушают// И вдруг значит/ перед этим...// Сидит маляр/ у него значит/ розочка торчит// Он/ вместо того/ чтобы впихнуть обратно/ он ее взял/ вынул// И проводки отлетели/ и.../ в разные стороны// Взрыв значит/ не получится// И в это время/ значит/ эти смотрели/ что проводки должны быть соединены// Потому что он ее воткнул опять// Капитан ему/ Неудобно// И воткнул опять эту розочку//

16. А эти подумали/ что сейчас (жест)...// И ток включили/ цепь// Там получился маленький взрыв// Только денотатор взорвался// Вся основная масса не взорвалась/ взрывчатки// И там часть балкона обсыпалась вместе с этой/ со штукатуркой// Как раз на этого генерала эсэс// Он опять весь белый стоит//

17. Ну/ этот маляр вскакивает и кричит/ Эт не я!/ Эт не я!// Капитан тут/ значит/ его за руку хватает/ и вытаскивает в коридор// Молчи!// Все знают/ что это и так не ты//

18. Дирижер вообще испугался/ потому что на него так капитан уже смотрит// Он ему говорит/ Вы думаете это я?// Нет/ это не я// Сам значит/ на коленки/ и ползет так к выходу// Уползает так/ на четвереньках// А часовые на него автоматы// Встает// Пред зеркалом так волосы// Да-с/ антракт// А там/ такой туалет с двумя выходами// Они за ним зашли// Он в другой вышел/ и побежал//

19. Ну/ встречается с этим капитаном и маляром// Они его берут/ как будто/ значит пленник/ и идут// В подвал театра// Там/ канализация/ значит// Водопроводная сеть// И они на какой-то лодочке/ на маленькой/ плывут// Значит/ доплывают они до...// Там выходы конечно/ есть/ на улицу// На улицу они/ значит/ выплывают//

20. А летчик один/ переоделся/ значит/ в девушку// Так они...// Длинная юбка такая какая-то// Капитан выглядывает/ вокруг него там/ ходят женщины в коротких юбках// Он так из люка смотрит/ смотрит/ засмотрелся// Спускается вниз// Отрывает половину юбки/ у этого/ у Макинтоша/ и значит выпихивает его наверх// Люк оставляет открытым// Он значит/ стоит/ там панель// Все значит/ ходят мужчины// Так раз к ней/ хотят подойти// К нему// И падают в этот люк// Они там значит/ отработали систему// Он так падает/ они его раздевают/ сами переодеваются/ потому что они там все в театральных костюмах// Во фраках//

21. Переоделись значит/ и пошли// Ну все собрались/ идут на вокзал// И только/ значит/ на вокзале они должны были встретиться в поезде// И поехать к французской/ английской границе// Ну/ они значит/ на поезд опоздали/ потому что там оцепили вокзал/ и они еле ушли// Сели в какую-то машину/ и значит...// В чужую машину сели/ и поехали/ из города//

Изобразим приведенный выше текст на схеме 12.

 

Схема 12

[предикат 1-го порядка] С1—П1

(Трое английских летчиков выбирались из французского тыла в Англию)

 

[пред.. 2-го пор.] С2—П2 С5—П5 С8—П8

(Макинтош попал к (Второй летчик приземлился (Капитан попал в

дирижеру консерватории) на балкон маляра) зоопарк)

[1-й доп. пред.] С3—П3

(Дирижер и его неприятности)

 
 


[пред. 3-го пор.] С6—П6 С11—П11

(Падение ведра краски (Капитан сбривает усы)

под ноги генералу)

 

С7—П7

(Бегство летчика и маляра)

 
 


[пред.4-го пор.] С4—П4 С9—П9

(Дирижер соглашается (Маляр соглашается

помогать Макинтошу) помогать летчику)

 
 


[пред.5-го пор.] С10—П10

(Встреча дирижера, маляра и капитана в бане)

 

[пред.6-го пор.] С12—П12

(Немецкий капитан занимает

место Макинтоша в шкафу) С13—П13

(Немецкий капитан

разоблачает дирижера)

[2-й доп. пред.] С14—П14

(Партизаны готовят взрыв в театре)

 

[пред. 7-го пор.] С15—П15

(Капитан и маляр в лоджии театра

случайно нарушают планы партизан)

[3-й доп. пред.] С16—П16

(Взрыв в театре)

 

 

[пред. 8-го пор.] С17—П17

(Испуг маляра)

 

[пред. 9-го пор.] С18—П18

(Бегство дирижера)

 

[пред. 10-го пор.] С19—П19

(Два летчика, маляр и дирижер

покидают театр через канализацию)

 

[пред.11-го пор.] С20—П20

(Переодевание героев)

 

[пред.12-го пор.] С21—П21

(Герои добывают машину)

 

Приведенная схема свидетельствует, что по своему строению представленный выше фрагмент рассказа наиболее близок к «психолингвистической норме текстовости». Конечно, речевое произведение, часть которого дана выше, далеко от риторических высот информативной речи. Однако, это целостный текст, в котором формирование поверхностной структуры начинается с экспликации замысла в инициальной фразе (точнее – в инициальном сверхфразовом единстве), реализующей предикацию первого порядка. Все дальнейшее повествование представляет собой поэтапное разворачивание намеченной в начале темы. На уровне предицирования второго порядка рассказ как бы распадается на три сюжетных линии, три фрагмента, которые разворачиваются по принципу контрапункта: в некоторых фазах раскрытия замысла сливаясь, а иногда – расходясь друг с другом. На протяжении всего движения сюжета развитие действия основано на прояснении намеченной в начале темы, которая последовательно превращается во все более мелкие подтемы и субподтемы и т.д. Одновременно с этим в речи возникают не связанные с начальной формулировкой замысла побочные субподтемы, которые, однако, в ходе формирования текстового хронотопа вплетаются в одну из подтем, связанную с реализацией общего замысла.

Движение рассказа во времени происходит путем пульсации, где намеченная тема (подтема) не только ветвится на все более дробные микротемы, но и сворачивается, соединяя несколько субтем в подтему нового фрагмента и т.д.

 

3. Перейдем к рассмотрению рассказа о фильме, наиболее типичного для школьников младшего подросткового возраста. Не очень большой объем рассказа позволяет привести его целиком.

Дима Т. 10 л. 6 м. («Без паники, майор Кардош»)

 

1. Там сначала показывают/ женщина/ из машины стреляет там в дяденьку// Тот ехал на катере// Она в него стреляет/ и убивает его// И вот значит/ это дело попадает к майору Кардошу// И вот майор ведет расследование// Там целая малина была// И вот они хотели/ все сразу разузнать/ что там/ за банда такая// Вот// И значит/ они принялись за это дело//

2. А там был/ один дяденька такой здоровый/ Капелька// Он там самбист// Ну в общем сильный человек// Вот// Он там очень здорово дрался//

3. Он поехал на машине// Он подъехал/ машину поставил// А ему в машину подложили мину// А когда он приехал на машине...// А там/ какой-то дяденька/ ну старик такой/ играл на скрипке// А сам магнитофон за пазухой включает// Включает/ играет/ делает вид/ что играет// А ему платят// Вот// Он подъехал к этому скрипачу// Вы не можете мне починить машину// Капелька ему говорит// Тут прям машина разорвалась// Такой взрыв дж-ч-ч// Сама взорвалась// Там часовая мина была// Вот// И раз/ Капелька...//

4. А там/ одна девчонка// Я уж не помню/ Муравей/ кажется// Она его выручила из плена//

5. Один раз он ехал с одним из бандитов// Капелька// Вот// И он/ эт самое.../ тот дал ему сигареты// Он закурил/ и заснул// Там специальные сигареты/ они делают// Его привезли/ вот в машину/ самое основное место/ где там...// И бросили в такой подвал// Вот//

6. И там значит/ этот Муравей пробрался/ руки развязал ножиком// Развя...// Он когда только хотел идти/ слышит за коробками такой шелест//

7. А там одна тетенька/ там// В годы войны у нее отец погиб// Он был летчиком// И там у него/ была карта/ где спрятаны драгоценности// Вот// А они были спрятаны под рестораном там// Там построили ресторан// А там за рестораном этот...// И значит они ее все допрашивали/ эту карту// Вот// И значит вот/ там и у...// Там выжигали// Они ее какими-то специальными препаратами// Вот// И ее значит/ заложили коробками// Он услышал/ что кто-то там стонет// Он раз/ раздвинул коробки// Она там лежит// Он ей руки развязал// Раз// Муравей сбегал за водой// В общем// Она уже пришла в себя/ все нормально// Раз//

8. А там часовой такой толстый сидит// А там такая дверь здоровая/ железная// Он сидит так на табуретке/ а тут дверь// Капелька/ такой/ снял с петель дверь/ взял на этого толстого дверь так толкнул/ и по голове его// Пистолет вытащил/ поглядел/ положил/ ушел// Ну там/ засмотрелся// Смотрит/ этот толстяк опять чет/ там шевелится// Раз так/ положил опять//

9. И там значит/ они уплыли с тетенькой// Но тетенька нырнула первая/ и уплыла за камыши//

10. А там другая/ которая убила мужчину на катере// Она подъехала на машине// И в Капельку прицелилась// А он такой сто.../ стоит на мосту// Она промахнулась/ а он сделал вид/ что она в него попала// В воду так упал// Она поехала/ радостная// Такая/ говорит/ Я Капельку убила//

9. Они уплыли// Вот//

11. И значит/ а этот Муравей/ она там навредила сильно// За ней погоня такая// А Капелька уплыл с этой женщиной// Уже уехали они/ к Кардошу// Вот// А эт/ Муравей бежит/ девчонка// За ней на машине на гончей/ эт/ бандиты такие//

12. Она раз/ смотрит/ машина такая стоит/ «Жигули»// «Жигули» простая стоит// Она/ раз так/ залетает// Ее шофер спрашивает/ Че такое?// Погоня?// Ага/ догонят/ зарежут!// Эт газ дал// Эта гончая еле-еле за ними// Их раз так// А тут такой сквер/ и лестница вниз// Шофер так раз/ затормозил// Эти проехали// Он раз/ свернул/ по ступенькам/ по лестнице ту-ту/ ту-ту// Раз/ спустился/ едет по всему скверу/ там// Раз/ вылетают такие бандиты// Вот// Начали их там ловить// В общем/ они уехали//

13. Вот/ а потом там//... А Капелька приехал к Кардошу// Она отдала карту Кардошу// Вот// Ну они пока/ ниче не действовали/ потому что надо было сначала всех бандитов взять// А уж потом браться за это// Вот// И значит/...

14. А вот/ мне еще понравился один эпизод// Там в конце фильма// Эта тетенька/ которая стреляла/ она последняя// Всех уже арестовали// Она осталась// Подъезжает// Ну раз...// А там/ одна женщина/ вот эта/ которая карту-то отдала// Она подъехала на желтой машине/ своей// Уже прицелилась/ раз// А Капелька такой/ он/ когда она остановилась/ он подполз/ лежит/ она прицелилась уже// Эт машина стоит поперек// И она целится из окошка// А Кардош берет так ногу/ раз/ дуло согнул// Спокойно/ вы взяты в плен// Ваши ручки// Наручники ей надел//

15. В общем эту всю малину разорили/ потом//

16. Они там все/ эт самое бежали/ и значит/ они пошли/ где это место//... Они все-таки украли эту карту// Они украли эту карту// Да/ и эт самое/ пошли под ресторан// Проделали...// Там водолазы/ там вода была// Там трубы спускали// Вот// И там прорвали эти трубы// Но потом заделали// Они по этим трубам спустились/ там в воду// Не стали больше делать// Вот/ они просверлили/ прошли по этим трубам там// Спустились// А там смотрят/ вода// Водолазы спустились под воду// Там тьма тьмущая// Глубоко очень// Ну/ раз так/ выкачали воду/ там целая система у них была// Вот// И значит пошли под этот ресторан// Смотрят/ там склад// Там ящики такие лежат/ там с золотом//

17. А значит милиционеры/ тоже ведь знали// И они с двух сторон вот так// С одного хода прошли/ пробрались как-то/ под ресторан// И с другого//

15. И значит/ их окружили// И когда они/ только уже/ выгружать/ ящики// Бандиты// И тут такие фонари светят так// Сдавайтесь/ вы окружены//

 

Схематическое изображение этого рассказа (схема 13) вызывает значительно больше затруднений из-за его непоследовательности. При создании схемы мы можем достаточно отчетливо наблюдать распадение целостности в построении речевого произведения на фрагменты, более или менее завершенные.

 

 

Схема 13

 

[предикат 1-го порядка (ложный)] (С1)—П1

(Майор Кардаш расследует преступление)

 

[предикат 1-го порядка ] (С2)—П2

(Представление главного героя – Капельки)

       
   
 


[1-й доп. пред.] С3—П3

(Встреча Капельки со скрипачом,

в ходе которой его машина взрывается)

 

[пред. 2-го пор.] С4—П4

(Девочка Муравей спасает Капельку)

       
   

 


[пред. 3-го пор.] С5—П5 С6—П6

(Пленение Капельки) (Освобождение Капельки)

 
 

 


[пред. 4-го пор.] С7—П7

(Капелька и девочка освобождают от бандитов

женщину, у которой есть карта клада)

       
   


[пред.5-го пор.] С8—П8

(Нейтрализация толстого часового)

 

 

[пред.6-го пор.] С9—П9 С11—П11

(Капелька и его спутница (Бандиты гонятся за девочкой)

уплыли в камыши)

       
   
 

 


[пред.7-го пор.] С12—П12

(Девочка уходит от погони)

 

 

[пред.8-го пор.] С13—П13

(Капелька отдает карту Кардашу)

 

[пред.9-го пор.] С15—П15

(Всю их малину разорили)

       
   

 


[пред.10-го пор.] С16—П16 С17—П17

(Бандиты проникли под ресторан) (Милиционеры проникли под ресторан)

 

 

[пред.11-го пор.] С18—П18

(Арест преступников)

 

 

[пред.12-го пор.] С14—П14

(Финальный эпизод ареста преступницы)

 

Схема, приведенная выше, демонстрирует не столь стройное композиционное строение речевого произведения. Однако и здесь мы можем наблюдать стремление говорящего к созданию предикатно-иерархической структуры развертывания замысла в целостный дискурс. Начальный тематический блок содержит в себе попытку наметить общую для всего будущего рассказа тему. Однако тема эта оказывается ложной: упомянутые в первом сверхфразовом единстве герои оказываются периферийными. Вместо экспликации замысла первый микротекст содержит только описание первого эпизода так, как он вспомнился говорящему. Однако в дальнейшем автор рассказа пытается, если не эксплицировать тему всего рассказа, то хотя бы представить его главного героя. Ядерный смысл можно воспринять как похождение главного героя. Дальнейшее повествование распадается на несколько связанных между собой референциально (действующими лицами) фрагментов, повествующих об относительно законченных эпизодах фильма. В некоторых случаях автор рассказа осознает разорванность (нецельность) своего дискурса и в метатекстовых фразах эксплицирует его фрагментарность (А вот/ мне еще понравился один эпизод// и т.п.). При том, что некоторое представление о целостности и ее формировании в тексте у говорящего есть, ресурсы его внутренней речи не позволяют ему без предварительного обдумывания спонтанно выстроить стройную с точки зрения иерархии предикатов структуру текста.

3. Наконец, рассмотрим с точки зрения построения целостной структуры рассказ младшего школьника. Приведем типичный для этого возраста устный спонтанный дискурс

 

Шурик Б. 6 л. 11 м. («Макар-следопыт»)

 

Там он пошел в сарай/ а там был Тимофей// Он был/ фокусник был// Потом они ушли из этого сарая/ и пришли там/ на берег озера// Макар говорит/ Я пойду наберу картошки/ ну там на поле/ а ты набери хвороста для костра// Набрал картошки пошел/ а там белые уже пришли/ и ведут этого фокусника// Он там смотрит// Потом// Потом эта пришли/ привели его/ и он стал показывать фокусы// А он сразу там/ приве.../ нашел веревку/ привязал к четырем пушкам// Они там заряжали пушки и веревку// И они там/ взорвались// Он убежал// А белые за ним// Он ударил кулаком одного из белогвардейцев// И коня у него отнял// Там он залез/ и Макар тоже залез// Они скачут// А у него пистолет был// Да/ у фокусника// И он перевернулся задом наперед// А Макар скачет// Он говорит фокуснику/ Ты умеешь держать повод?// Он говорит/ Умею// Они скачут/ а он стреляет// И так/ где-то четыре убил этого// Может пять/ убил белогвардейцев// Потом он чет там/ ногу что ль вывернул/ этот фокусник// Они там еле-еле ускакали там// В камышах там на бо.../ на озере/ в камышах там поползли// Это// У него коленка болела// Потом пришли/ там у разваленного/ а там был погреб// Полезли туда// Он уложил там этого на кровать/ фокусника// А там в кувшине какой-то хлеб остался// И они его съели// Потом пришли белогвардейцы// И там один белогвардеец начал рыть погреб// А другой там студент// тоже белогвардеец/ говорит/ Лучше хвороста набери// Там набрали/ разожгли// Уже там ночь/ и там уже это...// То есть не ночь/ а там еще было светло/ и там нашли там какой-то/ веревку// Эта// Вот этот белогвардеец/ который хотел погреб вырыть// Эта// Как раз в этом месте был погреб// Эта// Он перерезал эта/ и к нему сразу стрела прицепилась// Эта// Она не прицепилась прям сюда (жест)// Она приклеилась// Отцепил там// Прочел там че-то// Забыл// Прочел/ и говорит он сту.../ студенту// Спрашивает/ Че/ че эт такое?// А это/ ну как там// Да там/ индейский яд/ а просто какая-нибудь смола// Он говорит/ Может быть/ эта...// Ну в общем они нам эта/ все у костра сидят// Но вдруг там эти/ индейцы/ эта/ его друзья/ Макара были// Еще мальчишки были/ прискакали с факелами// И кричат/ а-а-а-а// Они начали стрельбу// Эти два белогвардейцев// Но это там же ведь темно// Там темно// Стрельбу начали// Привели их там к генералу/ черному// Он говорит/ Одного бить/ пока не скажет// А другого в темницу что ль// Ну/ Они убежали// И поехали они на телеге// Их там/ не пустили/ задержали// Ну эти там// Посты/ там// И звонит телефон// Там/ эта// Говорит генерал Черный// Пропустить// Ну пропустили они// Вдруг зазвонил это// Он говорит/ че-т/ еще какому-то// Звонит// Он говорит/ Нет/ послышалось// Просто Макар-следопыт перерезал там провод/ как раз это прям показали// Около будки// Он разговаривает// Ниче там нету// И потом там эта// Он переоделся опять/ фокусник этот// Фокусник эта...// И послал эта/ его/ Макара/ за этим...// Там у него приятель был// Послал его// Он...// Пришел/ взял какую-то трубу/ а там мальчишка/ выходит и говорит/ Положи// И там завязалась драка/ эта// И он говор...// И там пришел какой-то/ какие-то.../ мать/ и их эта// Мать его пришла/ эта// И отогнала этого/ большого мальчишку// Больше мальчишка был// И говорит/ Не девчонка/ мальчишка переодетый// Девчонки так не дерутся// Ну он там...// А он говорит ей/ если будет они так.../ значит// Подаст своей шапкой/ сигнал// Ну он шапку/ на палку надел/ и повертел ей// Потом снял ее со своей головы// И тут этот/ фокусник// Ну они там зашли к этому дому//

 

Попытки составить схему разворачивания замысла в речевое произведение на основе приведенной выше записи успехом не увенчались. Дискурс такого типа от представления о норме текстовости находится еще дальше.

Рассказ младшеклассника не членится (или членится очень слабо) на сверхфразовые единства. Здесь нет даже попытки экспликации не только темы всего будущего текста, но даже и его фрагментов: дискурс начинается с описания действия поименованного героя, совершенно не известного слушателю. Далее информация подается в соответствии с уже не раз отмечавшимся нами прагмалингвистическим принципом: ребенок строит рассказ таким образом, будто он и его собеседник (адресат речи) одновременно созерцают изображаемые в речи события. Здесь нет никаких попыток иерархической упорядоченности сверхфразовых единств: последовательность событий определяется той последовательностью, в которой они всплывают в памяти рассказчика.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.