Частная перспектива высказываний — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Частная перспектива высказываний

2017-09-26 235
Частная перспектива высказываний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже отмечали выше, что исследование коммуникативного строения текста опирается на теорию актуального членения предложения [См.: Daneš 1970; Синтаксис текста 1979]. Разработка подходов к изучению частной перспективы предложений в текстах различных стилевых принадлежностей привела к использованию теории актуального членения для анализа устно-речевых и диалогических дискурсов [Теплицкая 1975, 1984; Седов 1992]. Исследование конкретного речевого материала заставило ученых расширить и существенно дополнить классификацию Ф. Данеша. В реальных, особенно разговорных, дискурсах встречаются самые неожиданные вариации тема-рематических цепочек. Тексты, созданные детьми, в этом отношении представляют собой весьма не простой объект анализа.

Прежде чем мы обратимся к описанию результатов анализа конкретного материала, остановимся на важных, на наш взгляд, методологических положениях, которые лежат в основе нашего подхода. Речь идет прежде всего о нетождественности широко используемых (часто на правах синонимов) терминов тема – данное и рема – новое. Смысловое разведение этих понятий в работах различных языковедов проводилось неоднократно. В исследовании же устных спонтанных текстов оно приобретает принципиальное значение.

Своеобразие устного общения состоит в том, что говорящий часто вынужден многократно повторять уже известную информацию. В этом случае в нескольких высказываниях текста рематизируется один и тот же смысловой комплекс, при том, что информативное наполнение темы меняется. Можно сказать, что изучение коммуникативной структуры текста в системе категорий данное / новое есть подход с точки зрения слушателя, адресата. Выявление же в речевом произведении тема-рематических цепочек ориентировано на говорящего, на автора. При анализе спонтанных текстов более правомерен второй подход, ибо он дает представление о характере разворачивания замысла в дискурс.

Основным средством выражения актуального членения в устной речи большинство ученых считает интонацию. Рематический компонент здесь всегда маркирован и акцентно выделяется [Сиротинина 1980; Багмут 1978; Николаева 1982; Пыж 1981; Розанова 1983]. Основываясь на представлениях об интонационных особенностях устного дискурса, мы разработали аудиторский эксперимент, позволяющий адекватно выделять в тексте рематические элементы высказываний. В эксперименте приняло участие 10 носителей русского языка (имеющих высшее образование гуманитарного профиля). Аудиторам были предложены письменные распечатки магнитофонных записей устных описаний детей. Одновременно им предъявлялось звуковое воспроизведение дискурсов. Участникам эксперимента давалось задание подчеркнуть в тексте слова, которые, по их мнению, выделены говорящим интонационно. Результаты экспериментов были обобщены и послужили критерием (наряду с учетом семантики высказываний) для составления схем коммуникативного членения сверхфразовых единств.

Приведем схемы коммуникативного строения описаний, наиболее показательных для того или иного возраста, пронумеровав высказывания в тексте.

 

6-7 лет

(1)Здесь елка// (2) И здесь/ выкладывают игрушки/ и сажают на елку// (3) А один мальчик залез на елку/ и здесь/ и вешает звезду// (4) А вот этот залез на лесенку/ и вешает// (5) Гирлянду вешает// (6)А эти берут всякие игрушки/ и вешают// (7)Эти вешают флажки// (8)А эти/ выходят сюда//

 

В приведенных схемах, кроме уже представленных выше обозначений, добавляется пунктирная стрелка – связь между ремами внутри текста.

Схема 4

 

Т1 –———––––––––Р1

 
 

 


Т2 ––––––––Р22 + Р2)

 

 

Т3 ————–––––––Р33 + Р3)

 

Т4 –––––––––Р44 + Р4)

 

 

Р5 ––––––Т5

 

Т6 ––––––––Р6 Т7 ––––––––Р7 Т8 ––––––––Р8

 

Схемы спонтанных дискурсов младшеклассников напоминают разговорные диалоги. Отдельные высказывания или группы предложений здесь просто не связанны друг с другом. Тематическую целостность сверхфразового единства создает не столько тематическая прогрессия, сколько рематическая общность («рематическая доминанта»), т.е. принадлежность рем к единому семантическому целому. Отсутствие же четкого тематического развития приводит к тому, что ремы высказываний могут занимать позицию в середине и даже в начале фразы как в диалогической разговорной речи.

 

10-11 лет

(1) На этой картине изображено/ как ребята/ отряд пионеров пошли в поход// (2) И раскладываются на берегу озера// (3) Мальчик и девочка/ делают место для костра// (4) Мальчик вбивает колья/ чтобы можно было повесить котелок// (5) А сзади них идут ребята/ с рыбалки// (6) У них две палатки// (7) Они расположились на берегу озера//

 

Схема 5

 

Т1 –––––––––––Р1

[Т]

↓ ↓

2)–———Р2 Т3————Р3

↓ ↓

Т6 ————Р6 Т4————Р4

↓ ↓

Т7 ————Р7 Т5————Р5

 

Тексты 10-11-летних подростков наглядно демонстрируют тяготение к гипертематизации. Рема первого высказывания становится общей темой всего микротекста (гипертемой). Гипертема может быть выражена двумя подтемами. Предложения сверхфразового единства объединяются сквозной темой. Как правило, такими сквозными темами становятся обозначения действующих лиц описываемой ситуации. В схемах, отражающих коммуникативное строение устной речи детей этого возраста, можно встретить некоторую неупорядоченность в построении тематической преемственности: иногда высказывание здесь связано не с предшествующим предложением, а с фразой, находящейся в начале текста и т.п.

 

15-16 лет

(1) На картинке изображены дети/ которые пошли гулять в лес// (2) На первом плане/ две девочки/ очевидно подруги// (3) Они держат корзину// (4) В руках грибы// (5) Около ног/ тоже корзина/ уже наполненная грибами// (6) Девочки стоят около старой сосны// (7) Маленький мальчик протянул ветку к муравейнику// (8) И смотрит на него// (9) Рядом с ним стоит ведро/ с грибами// (10) На заднем плане видны/ двое подростков// (11) Ну/ очевидно тоже собирают грибы// (12) Лес сумрачный/ еловый// (13) В центре картины лужайка/ освещенная солнцем//

 

Схема 6

 

Т1 ——————Р111 + Р111)

           
     
 

 


Т2 ——————Р2 Т7 ————Р7

           
   
     
 
 

 


Т3 —————Р3 Р8

 

 

Т4 —————Р4 Т9 ————Р9

 
 

 


Т5 —————Р5

 

Т10 ———Р10

Т6 —————Р6 Т12 —————Р12

 

11)—————Р11

Т13 ——————Р13

 

Бросается в глаза усложнение схемы коммуникативной структуры устных описаний старшеклассников. Здесь мы уже встречаем разные виды тематической прогрессии. Композиционное единство речевого произведения старших подростков базируется не только на описании действий отдельных персонажей картинки, но и на локализации изображенных предметов в пространстве. Само описание дробится на подтемы, стремящиеся к выделению в самостоятельные тематические блоки. Гипертема строится на уровне метатекста; она намечает не реальную ситуацию, а характер расположения объектов на картинке.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.