Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общая перспектива высказываний

2017-09-26 364
Общая перспектива высказываний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В первом параграфе мы рассматривали своеобразие коммуникативного строения спонтанных дискурсов школьников на микроуровне. Макротекстовый анализ с позиций актуального членения носит название общей перспективы высказываний [Серкова 1973]. Анализ внутреннего строения рассказов учащихся с позиций общей перспективы высказываний наглядно подтверждает все отмеченные выше особенности структуры целостных дискурсов.

Как и в исследовании коммуникативной структуры спонтанных описаний, анализ целостных дискурсов опирался на аудиторский анализ, описание которого дано в первом параграфе данной главы. Нас главным образом интересовали своеобразие межблочных отношений в рамках дискурса и реализация текстового обобщения на макроуровне.

Все отмеченные особенности речи 6-7-летних школьников отражаются и в коммуникативном строении макротекстов. Слабая сегментация на тематические блоки, отсутствие лингвистически выраженных связей между сверхфразовыми единствами, неумение строить фигуры текстового обобщения т.п. – все это приводит к тому, что схема коммуникативного строения рассказа детей этого возраста выглядит как набор изолированных фраз. Приведем пример.

(1) Вот/ они там делали// (2) Специально такой аэродром/ около речки// (3) Эт был нерусский фильм// Вот// (4) Сделали такой космодром// Вот// (5) А там ракета// (6) Они сделали ракету// (7) И специально такой заброшенный дом/ был там// (8) И они туда зашли// (9) Вот/ а там все сделали управление// Вот// (10) Сделали ракету// (11) Зайца такое/ взяли// (12) Кролика/ туда посадили// (13) Такое/ закрыли// (14) Все топливо туда заделали// (15) И включает такое//...

 

Схематическое изображение данного отрывка дано на схеме 7.

 

Коммуникативная структура спонтанной речи к подростковому возрасту (10-11 лет) обретает более четкие очертания. Все рассмотренные особенности внутритекстового членения, построения межблочных связей и текстового обобщения делает схемы дискурсов школьников этого возраста достаточно стройными. Покажем на двух примерах особенности межблочных переходов в рамках небольших фрагментов.

 

 

Схема 7

 

Т1 ––––––––Р1 Т3 ––––––––Р3 Т7 ––––––Р7

 

2)––––––Р2 Т5 ––––––––Р5

 

Т8 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––Р8

Т4 –––––––––Р4

 

Т6 ––––––––––––––––––––––––––––––Р6 Т9 –––––Р9

 

10)–––––––Р10

 

Р11 ––––––––Т11

 

13) –––––––––––Р13 Р12 ––––––Т12

 

14) ––––––––––Р1415)––––––––Р15

 

(1) А там был/ один дяденька такой здоровый/ Капелька// (2) Он там самбист// (3) Ну в общем/ в общем сильный человек// (4) Вот/ он там очень здорово дрался// (5) Он поехал на машине// (6) Он подъехал/ машину поставил// (7) А ему в машину подложили мину//...

 

На схеме 8 покажем общую перспективу высказывания этого отрывка.

 

Схема 8

 

Т1 ———————Р1

 

 
 

 


Т2 —————Р2 Т5 —————Р5

       
   
 
 

 


3)—————Р3 Т6 —————Р6

 

 

Т4 —————Р4 Т7 —————Р7

 

(1)Там был один человек// (2) Он/ это самое/ ну жил в одиночестве// (3) И он/ все делал сам// (4) Сам с собой играл в теннис// (5) Сам с собой там/ в карты играл// (6) И вот однажды/ к нему девушка одна постучалась// (7) В дождь// (8) Попросилась/ чтоб переночевать// (9) Она там заблудилась/ ночью//...

 

Общая перспектива высказываний этого отрывка показана на схеме 9.

Характеризуя коммуникативную структуру речевых произведений старшеклассников, мы покажем лишь проявления текстового обобщения, которые несут в себе качественные отличия дискурсов учащихся 15-16 лет, от речи детей среднего школьного возраста.

 

Схема 9

 

Т1 —————Р1

 
 

 


Т2 ————–Р2

 
 

 


Т3 ————–Р3

 
 

 


Т4 ————–Р4

 
 

 


Т5 ————–Р5

 
 

 


Т6 —————Р6

 

 

7)—————Р7

 

 

8)—————Р8

 

 

Т9 —————Р9

 

Приведем отрывок рассказа, содержащий фигуру расширения.

 

(1) Значит/ полетели летчики/ три английских летчика бомбить Францию// (...) (2) Их/ значит/ зениткой сбили/ их самолет// (3) И они/ значит/ попрыгали на парашютах// (...) (4) Значит эти летчики/ Макинтош/ капитан и еще один летчик/ вот они там/ как выбирались/ значит/ из французского тыла к себе в Англию// (5) Макинтош попал/ на крышу консерватории// (6) Там на коня как раз сел// (7)Он сразу значит/ с крыши/ собрал свой парашют// (8) Пошел вниз (...)// (9) Значит/ в это время еще один летчик/ приземляется на балкон/ маляра/ который красит// (...) (10) Остается капитан// (11) Он упал к моржам// (12) В зоопарк//...

 

Вот как выглядит схема этого фрагмента.

 

Схема 10

 

1)--------------Р1

 

 

Т2 -------------Р2

 

 

Т3 -------------Р3

 

 

Т4 -------------Р4

┌ ┐

 

Т5 -------------Р5 Т9 -------------Р9 Т10 ------------Р10

       
   

 


 

Т6 -----------Р6 Т11 -------------Р11

 
 


Т7 -------------Р7

 
 


12) -------------Р12

Т8 -------------Р8

 

Приведем пример на фигуру сужения.

 

(1) Тут показывают пульт управления// (2) Весь такой/ значит/ этой заделанный/ пленкой такой целлофановой/ полиэтиленовой// (3) Весь покрытый// (4) И портрет вот того ученого/ профессора на нем// (5) А это все дело/ где они находятся/ под озером//...

 

Схема 11

Т1 —————Р1

 

 

2)—————Р2

Т5 —————Р5

 

3)—————Р3

 

 

Р4 —————Т4

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.