Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лексико-семантические повторы.

2017-09-26 491
Лексико-семантические повторы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Перейдем к рассмотрению центрального средства реализации текстовой когезии – лексико-семантическому повтору. Сосредоточим внимание на следующих аспектах: а) степени ситуативности высказываний (соотнесенность в тексте дейктических и анафорических замещений), в) своеобразии употребления разноименных повторов, в) уровне кратности повторов в целом.

Одной из общепризнанных характеристик спонтанной речи вообще и речи детей в особенности является ситуативность. В этой связи будет уместно вспомнить концепцию речевого развития в онтогенезе С.Л. Рубинштейна [1940], считавшего, что в основе становления устной связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста лежит переход от ситуативных дискурсов к контекстным [См. также: Леушина 1941].

Мы уже указывали в 1-й главе на то, что в грамматике текста различаются контекстный (анафорический) повтор и ситуативное замещение [Откупщикова 1982: 60]. Контекстный повтор основан на замещении референтов, ранее уже упоминавшихся в тексте. Ситуативная же субституция соотносится не с предшествующим текстом, а с объектами изображаемой в тексте ситуации. Обычно ситуативное замещение реализуется при помощи дейксисов – локальных наречий тут, там, здесь, указательных местоимений этот, это, эта, эти, тот, та, те и т.п., частиц вот, вон. Формальным показателем степени ситуативности текста можно считать частотность использования в речевом произведении дейксисов по отношению к общему количеству слов.

Как и следовало ожидать, наибольшее число ситуативных замещений демонстрируют тексты 6-7-летних младшеклассников (14,0%). Посмотрим на конкретном примере.

Здесь / здесь катаются дети на санках// Тут санки у них / упали// Вотэта / несет санки/ девочка// Это собака / стоит// А мальчик около собаки стоит//

 

В речи 10-11-летних подростков ситуативность резко снижается (2,2%). Ситуативное замещение здесь вытесняется анафорическим повтором и постепенно отходит к периферии средств текстовой организации. Приведем пример.

Здесь нарисована деревня// Возле деревни/ речка// В речке/ лодка стоит// Возле лодки стоят люди// Мальчик ловит рыбу// А вот этот уже поймал// Дома здесь красивые// Дальше видно поле// На реке отражение//

 

В речи старшеклассников дейктических элементов еще меньше (1,3%). Однако отличие от описаний подростков 10-11 лет не столь разительное. У старших подростков (15-16 лет) при возрастании контекстности дискурсов ситуативность по-прежнему продолжает играть в структуре устных высказываний определенную роль. Проиллюстрируем приведенное положение примером.

Тут изображено/ сад/ вероятно/ школьный// Потому что в школьной одежде дети// Пионервожатая и старик/ вероятно садовник/ раздает детям корзинки/ для сбора яблок// Дети вообще маленькие// Лет десять им// Ну/ здесь видно/ что конец лета// Урожай хороший/ большой// Тут много яблок// Ребята помогают взрослым//

 

На основе приведенных фактов можно сделать предварительные выводы о функционировании лексико-семантических повторов в устной речи школьников. Дейктические замещения, связывающие описания младшеклассников с описываемой ситуацией, к подростковому возрасту вытесняются анафорическими контекстными повторами. Ситуативность спонтанной монологической речи к старшему подростковому возрасту уменьшается, но полностью не преодолевается, сохраняясь в качестве важной характеристики устного дискурса.

Обратимся к рассмотрению динамики функционирования в речи школьников анафорических лексико-семантических повторов. Начнем свой анализ с разноименных повторов, основанных на замещении одного референта в разных предложениях текста. Критерием уровня связности в этом случае может выступать степень синонимии повтора («лексическая субституция» [Ионице 1981]), которая традиционно рассматривается различными учеными в качестве показателя речевой компетенции [Жинкин 1956; Львов 1978].

Разноименный повтор в представленных описаниях лучше всего проявляется в обозначении действующих лиц описываемых ситуаций. Количественные характеристики отражают степень синонимии повтора в среднем. Местоименная репрезентация действующего лица рассматривается как один из синонимов.

Как и следовало ожидать, минимальные показатели (2) демонстрируют описания 6-7-летних детей. Повтор здесь главным образом осуществляется в виде местоименной замены референта (дяденька = он). Покажем на примере.

Здесь дяденька спасает мальчиков// Мальчики гуляли/ и провалились// В реку// Зимой// Он им дает доску/ чтобы они за доску зацепились// А еще у него есть веревка// А вот другие дяденьки/ с веревками//

 

В текстах подростков 10-11 лет степень синонимии возрастает (в среднем – 3). Обращает на себя внимание уже отмеченное «злоупотребление» местоименными замещениями, которые часто ведут к затруднению понимания речи. Приведем пример.

Здесь нарисовано/ как полицейские разгоняют демонстрацию рабочих// У одного из них/ которого он бьет кнутом/ в руках красный флаг// Некоторые уже упали на землю// Он врезался в самую гущу толпы/ полицейский// И продолжает их разгонять// А.../ полицейские сидят на конях// Они вооруженные// Рабочие разбегаются в стороны// Полицейских очень много// Некоторые из них уже упали на землю//

 

Количественно степень синонимии разноименных повторов в дискурсах старшеклассников по сравнению с речью младших подростков не возросла. Однако здесь налицо отличия качественные: в описаниях 15-16-летних школьников уже нет «неряшества» в употреблении местоименных замещений. Проиллюстрируем примером.

Значит/ на этой картине изображена сцена из жизни пионерского лагеря// Значит/ здесь крутой берег реки// Пионеры готовятся разжечь костер// У них поставлены палатки// Девочка/ видимо моет посуду/ или готовит// Собирается готовить обед// И вдалеке/ по-моему/ мальчик и девочка несут/ видимо дрова из леса// А еще двое возвращаются с рыбной ловли//

 

Приведенные факты позволяют в первом приближении наметить картину эволюции функционирования лексико-семантических повторов в речи школьников. С приходом в школу ребенок еще не владеет разноименным повтором для связи предложений текста. В лучшем случае он способен заменить упомянутый ранее референт личным местоимением. К подростковому возрасту повтор становится центральным средством построения когезии устного дискурса. Однако младший подросток (10-11 лет) в своей спонтанной речи допускает нарушения текстовых норм употребления повторов (обычно оно проявляется в «злоупотреблении» местоимениями), искажающих смысловое восприятие речи. К старшему подростковому возрасту школьник в целом овладевает нормами использования разноименных повторов для построения межфразовых связей в устных дискурсах.

Степень связности спонтанного монологического дискурса, реализуемой при помощи лексико-семантического повтора, наглядно показывает критерий кратности повторов, т.е. среднестатистический показатель количества анафорических повторов в одном предложении текста. Помимо показателей частотности лексико-семантических повторов (получаемых в результате деления числа повторов, имеющихся в тексте на количество предложений, минус одно, первое предложение сверхфразового единства), представляет интерес и качественный анализ состава анафорических повторов (соотношение в них разноименных и соименных разновидностей).

В описаниях 6-7-летних детей кратность составила 0,6%. Это означает, что далеко не все предложения связаны между собой при помощи лексико-семантических повторов. Вот типичный пример такого дискурса.

Здесь изображено/ на маленьком мосту сидят мальчишки и ловят рыбу// Это консервная банка/ куда они/ у них червяки// А это/ а в ведро они складывают рыбу// А это.../ здесь речка/ а тут идут пионеры/ с цветами/ и с корзинками//

 

Как можно заметить, в текстах младшеклассников используется лишь один тип повтора – разноименный. Для осуществления пространственной локализации дети этого возраста прибегают к дейктическим локальным ситуативным замещениям.

Кратность лексико-семантических повторов в описаниях 10-11-летних подростков увеличивается вдвое – 1,3%. Здесь можно констатировать, что практически все предложения текста связаны с предшествующим контекстом. Приведем пример.

На этой картинке мы видим/ как ребята готовятся к Новому году// Они уже поставили елку/ и украшают ее// Около елки стоят коробки/ в которых лежат флажки/ гирлянды/ игрушки// Мальчишки достают из коробок игрушки/ и вешают их на елке/ на елку// На самой макушке елки/ уже поставлена красная звезда//

 

Основной тип повторов, употребляемых детьми этого возраста – по-прежнему разноименный. Однако, хотя и в незначительном количестве, в текстах появляются и соименные, главным образом топонимические (пространственные) повторы, которые конкурируют с дейктическими локализаторами.

Показатель кратности повтора в речи 15-16-летних старших подростков еще более увеличивается – 1,9%. Он свидетельствует о том, что большинство предложений текста связано с предшествующим дискурсом больше чем одним повтором. Дадим пример такого описания.

На моем рисунке/ это сцена рыбалки// Два мальчика/ один постарше/ другой помладше по возрасту/ значит/ ловят рыбу// Ловят они не с берега/ а вот с таких сходней что ли/ вот/ в речку/ на которых женщины обычно полощут белье// На берегу у них стоит ведро/ в котором/ наверное уже есть улов// Один мальчик/ который постарше/ снимает рыбу с крючка// Он находится на берегу// И собирается опустить ее в ведро// А второй/ напряженно смотрит на поплавок// И наверное/ у него клюет/ потому что он/ такое движение/ значит/ что удочка у него.../ ну он собирается ее /значит выдернуть/ из воды// На другом берегу реки/ лодка/ причаленная к берегу// И около лодки/ значит/ мужчина тоже рыбачит// Рыбачит/ стоя по колено в воде//

 

Приведенное описание наглядно демонстрирует увеличение в спонтанной речи старших подростков роли соименных повторов. Топонимические лексико-семантические повторы (на берегу, на другом берегу, около лодки и т.п.) практически полностью вытеснили дейктические локализаторы. Кроме этого, в описаниях появились гипо- и гиперонимические повторы, свидетельствующие о повышении в дискурсах старшеклассников уровня текстового обобщения (о чем у нас еще пойдет речь отдельно).

Динамика в количественных показателях кратности лексико-семантических повторов наглядно демонстрирует характер эволюции когезии в спонтанной речи детей школьного возраста. Общая тенденция развития связности устных дискурсов определяется увеличением кратности повтора. При этом в речи младшеклассников чуть больше половины предложений текста связана с предшествующим контекстом. К подростковому возрасту намечается качественный скачок в овладении ребенком этим важнейшим средством реализации межфразовых связей (кратность возрастает в два раза). В описаниях 10-11-летних детей уже практически все предложения связаны между собой лексико-семантическими повторами. Однако здесь еще преобладают разноименные повторы, реализация которых не предполагает сложных текстовых обобщений. Из числа соименных повторов наиболее употребительны – топонимические, конкурирующие в структуре дискурса с дейктическими локализаторами. Наконец, к старшему подростковому возрасту показатель кратности повтора возрастает до такой степени, что каждое предложение описания связывается с предшествующим контекстом уже не одним, а двумя субститутами. Отчетливо намечается увеличение в текстовой структуре роли соименных повторов. Дейктические замещения здесь уже практически полностью вытесняются топонимическими повторами. Кроме того, в речи старшеклассников появляются и иные, более сложные по своей психологической природе, соименные повторы – гипо- и гиперонимические (сцена рыбалки – ловят рыбу – улов и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.