Формирование текстового обобщения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование текстового обобщения

2017-09-26 331
Формирование текстового обобщения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Текстовое обобщение – категория, характеризующая сверхфразовое единство с точки зрения его композиционного строения. В создании дискурса текстовое обобщение реализуется как умение разворачивать тему в целостный тематический блок и, наоборот, сворачивать содержание сверхфразового единства или предложения к одной номинации. И в том, и в другом случае в структуре текста необходим элемент, который Н.И.Жинкин называл смыкающим [1956]. Только в одном случае смыкающий элемент реализует риторическую фигуру расширения, в другом – сужения. Фигура расширения осуществляется при помощи инициальных фраз (текстовых зачинов). Напомним, что воплощением фигуры сужения в речи служат предикатные повторы, т.е. лексико-семантические повторы, построенные на замещении не какого-то одного слова или словосочетания, а содержания целого предложения, тематического блока или даже фрагмента текста.

Инициальные фразы призваны обозначать тему будущего микротекста. Они тяготеют к началу сверхфразового единства, но не всегда занимают позицию первого предложения. Предикатные повторы – смыкающий элемент дискурса, предназначенный для обобщения содержания предшествующего предложения или части текста с тем, чтобы завершить некое речевое задание и повернуть повествование в новое русло.

 

Инициальные фразы.

Рассмотрим в динамике функциональные особенности инициальных фраз в спонтанных текстах школьников.

В устных дискурсах 6-7-летних детей текстовые зачины встречаются крайне редко. Вот типичные образцы начал описаний младшеклассников.

Одна девочка/ поливает де.../ деревья// А мальчик носит ведра//...

 

Здесь елка/ и здесь выкладывают игрушки/ и сажают на елку//...

 

Тут вот мальчик// Лесенка// А он на ней сидит//...

 

Только в 23% текстов есть слабые попытки создания инициальных фраз. Приведем примеры.

Здесь дяденьки/ спасают мальчиков// Мальчики гуляли и провалились//

 

Тут нарисовано/ идут пионеры// В лес идут// Со своим вожатым//...

 

Отметим, что в тех случаях, где есть попытка создания текстового зачина, тема будущего высказывания передается расчлененно: инициальная фраза содержит в себе обозначение субъекта действия и предикат.

В описаниях 10-11-летних подростков число текстов, содержащих инициальные фразы возрастает (64%). Посмотрим на примерах.

На этой картине изображено/ как ребята/ отряд пионеров пошли в поход// И раскладываются на берегу озера//...

 

На этой картине изображено/ как мальчики ловят рыбу//...

 

Как и в описаниях младшеклассников, тема будущего текста намечается здесь главным образом при помощи двучленной предикативной единицы. Такого типа инициальные фразы встретились в 46% всех текстов. В 18% появляется иной принцип оформления смыкающего элемента – посредством нерасчлененной номинации события. Например.

На картинке изображен/ изображена/ подготовка к Новому году// Дети наряжают елку//...

 

В дискурсах старших подростков количество текстов с инициальными фразами еще больше увеличивается (95%). Собственно говоря, практически все описания школьников этого возраста имеют текстовый зачин. При этом подавляющее большинство инициальных фраз носит номинативный характер (73%). Покажем на примерах.

Тут изображено спасение утопающих//...

 

На этой картине изображена/ изображена работа детей/ значит/ в поле//...

 

Текстов с инициальными фразами предикативного типа значительно меньше (22%).

На картинке нарисовано/ как дети сажают деревья//...

 

Приведенные факты позволяют сделать предварительные выводы о становлении в спонтанной монологической речи текстового обобщения. В дискурсах 6-7-летних первоклассников можно встретить лишь слабые попытки определения темы будущего описания. К подростковому возрасту более половины текстов начинаются инициальной фразой. Однако 10-11-летние школьники для обобщенного обозначения ситуации используют предикативную конструкцию. К старшему подростковому возрасту практически все дискурсы содержат текстовые зачины. Причем старшеклассники в своих инициальных фразах чаще прибегают к требующему большей степени текстового обобщения номинативному способу определения темы будущего описания.

 

Предикатные повторы.

Обратимся к другому способу реализации текстового обобщения – к предикатным повторам. В спонтанных описаниях школьников они, как правило, представлены указательными местоимениями и делексикализованными словами (это, все это, это дело и т.п.)

Как и следовало ожидать, в дискурсах 6-7-летних младшеклассников частотность употребления такого типа повторов мизерна (0,17%).

К 10-11-летнему возрасту число предикатных повторов в спонтанных описаниях возрастает (0,53%). Нужно отметить, что здесь как правило замещается не целый микротекст, а лишь его часть или одно предшествующее предложение. Посмотрим на примере.

На этой картинке/ изображен отряд пионеров// Он идет вместе с пионервожатой// Они идут через рощу// Это было летом//...

 

В дискурсах старшеклассников предикатные повторы употребляются еще чаще (1,11%). Степень обобщенности здесь также возрастает: повтор замещает теперь уже, как правило, не одно предложение, а все предшествующее сверхфразовое единство. Приведем пример.

На этой картинке изображена/ изображена работа детей/ значит/ в поле// Школьники/ пионеры пропалывают грядки// На заднем плане изображена/ виднеется река// Солнечный день// Они уже работают долгое время/ так как видны результаты их труда// Дело происходит летом//

 

Обобщая приведенный материал, можно отметить следующее. Спонтанная монологическая речь 6-7-летних младшеклассников практически не знает текстового обобщения посредством сужения. К подростковому возрасту дети овладевают предикатными повторами. Однако их использование еще не имеет регулярного характера, а степень обобщения невелика: повтор обычно замещает одно или несколько отдельных предложений микротекста. К старшему подростковому возрасту не только увеличивается количество используемых предикатных повторов, но и изменяется их качество: теперь, как правило, замещается не отдельное предложение, а сверхфразовое единство целиком.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.