Годный номер отличает еще одно качество ( или — признак ), — 5 ильность . — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Годный номер отличает еще одно качество ( или — признак ), — 5 ильность .

2021-03-17 139
Годный номер отличает еще одно качество ( или — признак ), — 5 ильность . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественный руководитель «Ленконцерта» Д. Тимофеев,

эрый был и заведующим кафедрой эстрады ЛГИТМиК, своим удентам не уставал повторять: «Настоящий эстрадник приходит >, концерт с одним чемоданчиком, в котором умещается все, что |S«y надо для номера, — костюм, грим, реквизит, ноты для концерт-|'МеЙстера, фонограмма на разных носителях, — все!»

Пришел — сыграл — ущел! (хотя сами артисты эстрады чаще Цяоворят «отработал», а не «сыграл»).

Может быть, этот образ несколько преувеличен; вероятно, •его не следует понимать слишком уж буквально. Но это — очень

15


Раздел п«р * ый. Общи * (опросы режиссуры ктрвдноге номера

точный образ. Артист, который работал та»;-всегда был востре­бован. Он мог войти в любую программу/и для этого не требо­валось больших накладных расходов на/Транспорт, обслужива­ющего персонала и т.д.

Конечно, сегодня эстрада стала другой. Конечно, изменились условия, требования, вкусы, но...

Но сегодня коммерческие соображения еще более выходят на первый план. Любой администратор, менеджер охотнее берет таких артистов, чем тех, за которыми едет фура с мебелью, рек­визитом, костюмами, звуком, светом, бригада звуковиков, осве­тителей, гример, костюмер и т. д. Утром мы видим артиста на детском утреннике, днем он уже в гостях у ветеранов, а вечером успевает выступить в нескольких ночных клубах и казино. Ар­тист со своим номером мобилен, способен к быстрому передви­жению без чрезмерных расходов.

Артист эстрады со своим чемоданчиком сам по себе — театр. В одно» из эпизодов телефильма «Жил-был я!» Г. Хазанов спе­циально подчеркивает это обстоятельство: «Вот, — говорит он, выходя из автобуса действительно с одним чемоданом, — так я всегда езжу на гастроли... два костюма концертных и кое-какая мелочь... все!».

Может возникнуть вопрос: а как же эстрадные звезды? Ведь, к примеру, Ф. Киркоров для своих турне загружает целый самолет, везет с собой кордебалет, обслуживающий персонал. С Д. Копперфильдом путешествуют вагоны и контейнеры с ап­паратурой для фокусов.

Дело в том, что артисты такого ранга представляют зрителю не отдельные номера, а большие шоу, а это уже другое качество. Мы же постараемся не выходить за рамки темы эстрадного но­мера. Но вопрос относительно эстрадных звезд совсем не входит в противоречие с этой локальной темой. Любое шоу состоит из номеров, и в репертуаре тех же Киркорова и Копперфильда есть номера, которые могут быть исполнены на любой площадке, в лю­бом концерте, что и делается, хотя и не слишком часто.

Если же вновь обратиться к положениям о конкурсах арти­стов эстрады, то мы обязательно найдем там следующее условие: в номере не допускается использование декораций, а разрешены только их элементы, которые можно быстро установить и убрать; не позволяется использовать громоздкую аппаратуру и реквизит,

16


Тлив 1. Эстрадный номер

; как номер должен быть таким, чтобы его можно было пока-§гь на любой концертной площадке.

Аильность эстрадного номера — это не только его формальный знак: способность к неутомительному передвижению и возмож - Ть быть показанным на любой концертной площадке. Термин Зильность» несет в себе еще и важный сущностный смысл.

$f Дело в том, что эстрадный номер, как правило, может не-лько видоизменяться, в определенных пределах трансформи-.аться в зависимости от размера, состояния и типа эстрадной эщадки, состава и численности той публики, перед которой упает артист. Таким образом, речь идет о внутренней, содер-ьной мобильности номера. ff Более всего это касается разговорных жанров, но довольно _> происходит и не только в них. Так артисты оригинальных ров'добавляют или снимают некоторые трюки; вокалист (а ром здесь считается исполнение трех песен) заменяет то или произведение. Артист иногда сокращает свое выступле-в, или по просьбе зрителей увеличивает его. Г; Все это определяется составом и состоянием зрительного л. Одна и та же шутка, реприза может вызвать смех у моло-аудитории и — обратную реакцию у возрастной. Концерт кет затянуться, и публика к моменту выступления артиста уже -ала... Опытные артисты перед началом выступления всегда терёсуются тем, какая публика в зале. И в соответствии с со-пьным, возрастным, профессиональным составом зрителя, 7 o в Соответствии с его настроением (разогрет зал к момен-' выступления или его надо «раскачивать») — артисты вносят ^которые изменения в свое выступление, корректируют мане-• подачи и способ общения с публикой, смещают акценты, ни-пируют одно и педалируют другое... Особенно это касается рйступлений, которые приурочены к памятным датам, праздки-: и юбилеям.

В драматическом театре импровизация в сценическом дей-гвии связана в основном с общением с партнером, с сиюминут-.„остью существования, с откликом на какие-то неожиданнос-ти, — то есть с тем, что происходит на сцене. Конечно, и там ар-ргаст откликается на настроение зала, но ни одному драматичес-•кому артисту не придет в голову вместо монолога Гамлета

17


п * рвый. ОЬцмсвопросы режиссуры эстрадного номере

«Быть или не быть», вдруг прочесть басню Крылова «Ворона и

лисица».

На эстраде импровизационность обусловлена главным образом поведением публики и ее составом. От того, каков зритель, как он себя ведет, как он принимает артиста, в его выступлении многое может поменяться.

Таким образом, сущностная сторона такого признака эстрадного
номера, как мобильность, в первую очередь связана с необходи­
мостью импровизации в соответствии с условиями, в которых иг­
рается номер.                                                                                        ,

Про эстраду иногда говорят, что это искусство малых форм. Но под этим термином чаще всегй подразумевают внешний при­знак, временные рамки номера!

Но можно ли назвать «малой» содержательную часть этой формы? И да, и нет. С одной стороны, «В Греческом зале» М. Жва-нецкого в исполнении А. Райкина — малая форма, вернее — ко­роткая. С другой стороны, за этим блицем виден потрясающей силы образ спившегося народа, встает трагедия нации! Такой силы образ не часто встретишь и в большом литературном про­изведении.

Этот пример дает понять, что речь идет не о «малости», а о сознательном сужении темы, об ограничении ее, то есть — о кон-центрированности, спрессованности, или, как принято говорить в отношении эстрады, ~ о локализации.

Лаконичность — один из определяющих признаков эстрадного но­ мера.

Как будто не общий свет зажигается на сцене, и вы можете рассмотреть массу деталей, а — узконаправленный луч, который суживает мир до подробного разглядывания лишь одной части боль­шого целого. «Общим для всех родов и жанров эстрады свойством является лаконизм, — отмечает С. Клитин. — Это понятие распро­страняется буквально на все стороны эстрадного искусства»8.

Термин «лаконизм» является обобщающим, он объединяет боль­ шинство составляющих его признаков эстрадного номера, которые перечислены выше: краткость, самостоятельность, законченность.


Эстрадный ном tp

I музыке — в сонатной форме — существуют главная и по-й темы. В литературе — основная и побочная сюжетные В драматическом спектакле грамотный режиссер выде-Ш главное и ставит на свое место второстепенное. ЕВ эстрадном номере такое невозможно, он лаконичен по сво-Врироде. И если это условие соблюдается, то тогда в нем воз-: и второй, и третий план, и появляется потрясающей силы гчьйональный образ. ИТоэтому, думается, правильнее было бы называть эстраду Йусством лаконичных форм, ибо такая формулировка точнее Удаляет как формальные,1 так и содержательные признаки. !'9ta лаконичность проявляется и в подаче темы, и в отборе вэнтельных средств. Наверное, поэтому эстрадные артисты ят деталь.

же А. Райкин не надевал ял себя натуральный грязный опустившегося человека, не делал соответствующий пол-I; грим. Он только сдвигал пиджак чуть-чуть за плечя, каким-вмыслимым образом слегка натягивал шляпу йа лоб, немио-.ёщал свой концертный галстук в сторону - и все! Три ла-ннчвых детали — и вы видели перед собой зарвавшегося ёна! Конечно, при этом присутствовало потрясающей силы >енне перевоплощение.

чанная лаконичность в отборе выразительных средств, специ - t сужение темы, концентрация внимания публики на детали - якнди» принципы режиссуры эстрадного номера. _

if Лаконичность проявляется даже в таком формальном при-

рсе, как количество артистов, принимающих участие в номе-рЭбращаясь снова к положениям о конкурсах артистов эстра-

,йможно обратить внимание на такое условие: в номере не дол-$Ь участвовать более 4-х исполнителей. *

Однако бывают зрелища, формально обладающие признака-§ эстрадного номера, но в которых занято гораздо больше че-fpex исполнителей. Эстрада ли это? Да, безусловно. Но это уже fe эстрадный номер в строгом понимании, а аттракцион, интер-

ция, дивертисмент; это — уже концертный номер. Выдающийся режиссер эстрады, педагог, народный артист

ссии И. Шароев чрезвычайно точно назвал одну из своих книг

5ноголикая эстрада».


 


18


19


Раздал ntpiuu. Общи * вопросы режиссуры эстрадного номера

У эстрады, действительно, очень много граней, форм, разно­видностей. Иногда кажется, что в ней нет никаких правил, а лишь одни исключения — настолько различны ее проявления.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.