Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 259 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 6. Работа режиссера с конферансье.......................................................... 112
Глава 7. Эстрадный фельетон.............................................................................. 139
Глава 8. Эстрадный монолог в образе (маске).................................................... 153
Глава 9. Скетч, сценка и эстрадный диалог........................................................ 170
Глава 10. Пародия............................................................................................... 183
Глава 11. Куплет и буриме................................................................................. 197
Глава 12. Режиссерская разработка эстрадной песни......................................... 217
Глава 13. Пантомимический номер.................................................................... 239
Глава 14. Эстрадная клоунада............................................................................ 260
Глава 15. Эстрадно-цирковой номер.................................................................. 286
Заключение.......................................................................................................... 310
Рекомендуемая литература................................................................................. 317
ВВЕДЕНИЕ
В режиссуре эстрады есть две основные специализации:
—режиссура эстрадного номера;
— режиссура эстрадного представления.
Режиссер, ставящий эстрадное представление (концерт, обо-[•рение, шоу), как правило, не работает над номерами, из кото-грых оно состоит. Он объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Часто «...режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность»1.
|
Работа над эстрадным номером требует от режиссера решения целого ряда специфических задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы. Это прежде всего умение раскрыть индивидуальность артиста, выстроить драматургию номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу специфических выразительных средств жанра и многое другое.
Проблемы постановки эстрадного представления достаточно широко и подробно отражены в специальной литературе.
С сожалением надо отметить, что по постановке эстрадного номера практически нет учебной литературы. Как следствие — не сформулированы даже основные аспекты работы режиссера над эстрадным номером.
Важность обращения к теме постановки эстрадного номера опре деляется самой природой эстрадного искусства, основой которого является эстрадный номер.
Раздел второй. Режиссура эетрэдных номеров различных жанра а
наконец это удастся, Бин, прощаясь с гостями, завершает m хулиганской выходкой: ударяет кого-то ногой в живот. После • го, конечно, спешит поскорей удрать»10.
Свои оригинальные маски создали Ч. Чаплин, Л. Енгибар< •-А. Елизаров, В. Полунин и другие известные артисты, как на э<. траде, так и в кино.
В пантомиме существует система условных движений, которые позволяют создать разнообразные иллюзии — предмета, места, времени, обстоятельств, партнеров. Называются такие движения применительно к искусству пантомимы — стилевыми.
Стилевые движения
Стилевые движения представляют собой своего рода пантомими ческие трюки. Их можно назвать пантомимическими приемами создания иллюзии.
Рассмотрим конкретный пример. Многим известен, наверное, самый распространенный прием такого рода — шаг на месте. Физически артист не двигается вперед, но особая техника шага на месте создает иллюзию его перемещения. Артист при помощи специального пластического приема создает у зрителя впечатление перемещения в пространстве.
|
Стилевые движения вырабатывают у артиста пантомимы требовательность к жесту, к отточенности пластики. И если мы образно говорим, что тело мима должно петь, то должны согласиться, что в этом пении не должно быть ни одной фальшивой ноты. Такими чистыми нотами для мима являются его движения, жесты, мимика, позы.
Приведем для примера несколько наиболее распространенных стилевых движений: шаг и бег на месте, стена (мим ладонями упирается в стену), проход вдоль стены (перебирая раскрытыми ладонями, мим продвигается вдоль воображаемой стены), клетка (мим ладонями обхватывает прутья клетки), облокачива-ние, обозначение движениями рук (в основном, ладоней) объема и конфигурации предмета, подъем и спуск по лестнице, шаг против ветра, полет птицы (движения скрещенных кистей рук, напоминающие взмахи крыльев), огонь (трепещущие руки напоминают языки пламени).
250
Введение
Известный исследователь эстрады А. Анастасьев спр; во утверждает, что эстрада отличается от театра 4...по су художественного отражения жизни и по форме существ< если в театре это спектакль, то на эстраде — номер»*.
Режиссура эстрадного номера является базисной час* жиссуры эстрады в целом, так как номер представляет со' новную единицу эстрадного искусства.
Нужно определить и сформулировать основные зако ности режиссуры номера, характерные для всех эстрадны ров, и экстраполировать эти общие закономерности на р ные эстрадные жанры, то есть на специфику постановоч* боты над номерами большинства эстрадных жанров.
С этой целью в учебном пособии выявляются и теоре ки обосновываются принципы режиссерской работы над = ным номером, что заключает в себе и исторический анал! роса, и осмысление современных тенденций развития ре; ры эстрады в части постановки номера.
В книге также рассматриваются специфические при способы создания художественного образа в постановочв жиссерской работе над эстрадным номером.
Современная практика эстрады показывает, что мы, к лению, часто являемся свидетелями деградации многих видностей эстрады.
Заняв лидирующие позиции, эстрадная песня весьма сивио теснит речевые и оригинальные жанры; коренные и: ния происходят и в жанре конферанса. Эти частные факты жяют проблему нивелирования профессии режиссера эст] го номера, которая, хотя и существовала всегда, но нйко проявлялась в таких масштабах,' как сегодня.
|
Развитие одного из самых демократичных а популярна кусств — эстрады — зависит от восстановления и повьп статуса и значения режиссера эстрадного номера. Рост пр сновального и художественно-эстетического качества совр ной эстрады невозможен без того, чтобы режиссура эстрз номера стала такой же важной и ведущей составляющей э< ного искусства, какой является сегодня режиссура в дра ческом театре. Это еще раз подчеркивает актуальность подробное раскрытие которой должно помочь режиссерам-
Введение
На эстраде существует весьма интересный парадокс. Режиссер в качестве творца добивается в эстрадном номере конечной цели любого искусства — создания художественного образа. Это творческая сторона профессии. Но в постановке номера есть то, что правильно было бы назвать «технической» режиссурой. Это обусловлено самой природой некоторых жанров: скажем, большинство оригинальных и эстрадно-цирковых жанров требуют технической работы над спортивными элементами, специальными трюками; работа над вокальным номером невозможна без специалиста-педагога по вокалу.
Иногда эти узкие «технические» специалисты громко называют себя режиссерами номеров, хотя их деятельность, по сути, ограничивается лишь выстраиванием специальной трюковой или технической составляющей номера, неважно — акробатика это или пение. Так ставится номер, где говорить о создании художественного образа можно с большой натяжкой.
Особенности эстрадного искусства накладывают отпечаток буквально на все составляющие режиссуры эстрадного номера — все специфично, все «эстрадно»! Да, многие компоненты профессии режиссера опираются на общие фундаментальные принципы и в драматическом, и в музыкальном театре, и в цирке.
Но дальше на фундаменте строятся совершенно разные конструкции, возведение которых идет по неодинаковым.правилам. Неспроста же отдельными профессиями являются, скажем, режиссура музыкального театра и режиссура драмы, которые отражают специфику двух видов театра. И хотя вопрос об эстраде как виде искусства остается спорным", к такой же отдельной профессии необходимо отнести и режиссуру эстрадного номера. Слишком много в ней того, что, с одной стороны, не присуще другим видам зрелищных искусств, а с другой, — отражает кон-гломеративность разных видов искусств, которые сходятся подчас в одном коротком эстрадном номере.
|
Эстрадное искусство чрезвычайно многожанрово. Песня и акробатика, конферанс и фокусы, музыкальная эксцентрика и психологические опыты, публицистический фельетон и игра с
* Например. С. Клитин в работе «Эстрада как вид искусства» отказывает ей в видовом своеобразии. А не менее известный исследователь эстрады А. Анастасьев в статье «Эстрадное искусство и его специфика» прямо говорит об вст-раде как об отдельном виде искусства.
Введение
хула-хупами... «Множественность номеров, исполняемых мастерами разных искусств, — фактор не количественный, а качественный, определяющий природу эстрады. Исторически сложилась такая коренная особенность эстрадного искусства, как многожанг ровость»-', — писал А. Анастасьев.
Режиссура эстрадного номера в каждом жанре имеет свои особенности, которым и посвящаются главы второго раздела пособия: все разновидности речевых эстрадных жанров, песня на эстраде, оригинальные и эстрадно-цирковые жанры. В связи с возросшей популярностью пантомимы и клоунады на современной эстраде специфике режиссуры в этих жанрах посвящены отдельные главы.
Первая же часть представляет собой анализ общих закономерностей постановки эстрадного номера, характерных для всех жанров без исключения. Здесь признаки эстрадного номера анализируются как основополагающие принципы его режиссуры, дается классификация специфических особенностей эстрадных жанров, исследуются проблемы режиссуры номера, связанные с синтетическим использованием выразительных средств различных жанров. В первом разделе также анализируются вопросы создания режиссером драматургии эстрадного номера. Особое внимание обращается на принципы выявления комического в эстрадном номере, как в наглядно-зрительном компоненте (комическом трюке), так и в вербальном — репризе.
Таким образом, сначала формулируются и анализируются общие закономерности режиссуры эстрадного номера, а затем излагается преломление этих общих законов в каждом конкретном жанре. И, пожалуй, самый важный вопрос, ответ на который содержится во второй части учебного пособия, — как в эстрадном номере создается художественный образ посредством специфических выразительных средств, которые и определяют жанр номера.
|
Постановка эстрадного номера — один из самых сложных видов деятельности режиссера. «Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий»5. Эти слова С. Юткевича
Введение
еще раз подтверждают важность обращения к теме постановки эстрадного номера.
Художественное качество и профессиональный уровень эстрадных номеров определяют общее состояние эстрадного искусства в це лом. Важнейшее значение в этом имеет режиссура эстрадного но мера.
1 Шароев И. Профессия: режиссер! // СЭЦ (Советская эстрада и цирк). 1989. № 10. С. 2.
1 Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // РСЭ (Русская советская эстрада) 1917-1929. М., 1978.'С. 8.
1 Завадская Н. Корень зла // Эстрада без парада. Сборник статей. М., 1991. С. 248.
' Анастясьев А. Указ: соч. С. 9.
1 Юткевич С. Благодарность вдогонку // Миронова М., Менакер Л. «...В своем репертуаре». М., 1984'. С. 303-304.
Раздел первый
Общие вопросы
режиссуры эстрадного номера
Глава 1. Эстрадный номер
ГЛАВА 1
Эстрадный номер
|рр может входить в некий спектакль, как его часть, но он все Цвно отвечает сам за себя»3. Как бы изобретателен и ярок ни был
шссер концерта или эстрадного спектакля, зрелище все рав-|> выйдет блеклым, если в нем отсутствуют хорошие эстрадные
iepa.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!