Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-03-17 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Номер — основа эстрады
Исторически само понятие «номер» означает именно номер: цифру, которая определяет место выступления артиста (группы артистов) в программе. Появилось это слово в том значении, которое мы придаем ему сейчас, сначала в цирке, а:3атем — на эстраде.
За кулисами цирка вывешивалась программа выступлений на сегодняшний вечер. Отсюда и пошли выражения: «Каким номером я выступаю? Каким номером ты идешь?»... и т. п. Пущен-ное в обиход артистами цирка, это слово перешло и в лексикон не только цирка, но и эстрады. В некоторых французских кабаре до сих пор существует и такая традиция: вместо объявления номеров на эстраду выносят таблички с цифрами и названиями номеров.
Любое эстрадное представление (даже сольный концерт) состоит из калейдоскопа номеров. Номер является основной единицей эстрадного искусства, или, по выражению А. Анастасьева, он есть «основная форма бытия»1 эстрады. Ю- Дмитриев дает краткое, но емкое и, пожалуй, самое точное определение эстрадного номера:
«Номер — отдельное, законченное выступление одного или не скольких артистов. Является основой эстрадного искусства» 1.
Есть еще одно, чрезвычайно точное и эмоциональное определение, которое с благоговением произносят деятели эстрады: «Его величество номер!» (впервые введено в обиход Н. Смирновым-Сокольским). Сборный концерт, сольная программа, ревю, обозрение и т. д. — все это состоит из эстрадных номеров. Без эстрадного номера нет эстрадного искусства.
«На эстраде, — писал С. Юткевич, — существует только номер, чаще сольный, иногда парный или более населенный. Но-
«Можно не обладать профессиональным образованием и яв-гься блестящим номером, с другой стороны, можно им обла-гь и номером не быть. Плевицкая с оперной точки зрения пела Грамотно, но она была самобытна, необычна, исключительна:: была номером, я десятки и сотни оперных певиц с отличной колой на эстраде не обратят ничьего внимания. Вертинский — (одной драматический актер, шецелявый, картавый, безгало-в его время стал знаменитостью потому, что он сделал но- у. Танцовщик Александров, который берет пируэт, скосолапив i внутрь выставленную вперед правую ногу, хореографичес-I неграмотен, но он крутит 12 пируэтов, и при взгляде на эту ящуюся волчком фигуру забываешь неграмотность приема. Работник театра является составной частью целого, иногда крайне важной, но все же частью. Эстрадник же есть нечто само-щовлеющее. Его пьеса — он сам»4.
|
Таким образом, эстрадный номер, являясь основной единицей эстрады, представляет собой краткое, законченное и самосто-рггельное произведение зрелищного искусства.
На признаках, определяющих понятие «эстрадный номер», остановиться подробнее.
Признаки эстрадного номера
Любое понятие определяют как признаки внешние — фор-дальные, так и внутренние — сущностные.
Формальные признаки определить довольно просто. Преж-всего, это ограниченные временные рамки выступления арти-а (артистов).
«Продолжительность эстрадного номера редко превышает пятнадцать минут, — отмечает Ю. Дмитриев. — Поэтому эстрадный номер должен сразу завладеть вниманием зрителей. Он не
10
и
Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного
Главе 1. Эстрадный номер
может иметь длинного вступления, иначе не хватит времени на развязку. И на эстраде предпочитают номера яркие, броские, легко воспринимаемые. Остроты, каламбуры, удивительные трюки, игра ума, самые неожиданные, иногда парадоксальные концовки — все это присуще эстрадным номерам. Вещи, наполненные сложным психологическим содержанием, требующие от зрителей особенной сосредоточенности и углубленного внимания, на эстраде реже удаются»3.
|
Если посмотреть условия проведения различных эстрадных конкурсов, то почти в каждом вы Найдете следующее положение: номер не может длиться более 10 минут (эта цифра усредненная: в некоторых Положениях о конкурсах оговаривалось до 20 минут, а последний конкурс, который заявлен Министерством культуры РФ в 2003 году, устанавливает 8 минут).
Во времена существования Советского Союза Всесоюзные и Всероссийские конкурсы артистов эстрады проводились регулярно. Чтобы лопасть в финал такого конкурса, исполнители проходили жесточайший отбор на местах. Эти конкурсы выявляли все самое лучшее, что появлялось на эстраде. Нет нужды перечислять имена звезд, старт блестящим карьерам которых был дан в таких конкурсах.
Но важно отметить и другое. По существу, в положениях об этих конкурсах фиксировался опыт эстрады, эмпирическим путем утверждались закономерности эстрадного искусства. Так и сформировалось правило, что номер должен, как правило, укладываться в десять минут. Хотя исторически закон короткомет-ражности номера появился гораздо раньше, наверное, с самого возникновения эстрадного искусства.
Таким образом, одним из важных признаков эстрадного номера
является его скоротечность, ограниченные временные рамки в пре
делах 10 минут. ______________________________________
Конечно, возможны исключения, скажем, в сторону увеличения хронометража: плюс несколько минут... Но в этом случае режиссер должен понимать, что ставит перед собой сложнейшую задачу. Исполнитель длинного номера должен быть экстраординарно интересен, он должен быть выдающимся артистом, чтобы на протяжении 12—14 минут держать внимание зала. «Эстрада требует особой одаренности, — писал И. Шароев. — Здесь труд-
12
!,рбмануть — ведь артист лишен многих средств театрального рсства, за которые можно спрятать свою неумелость: декора-, музыки, грима, театрального костюма, наконец, партнеров, стоит у микрофона один-одинешенек и надеяться ему не на и не на кого — только на самого себя. Тут-то и происходит |*лная проверка — кто ты? что умеешь? или же не умеешь ниче-I? Личность ты или так — «господин никто»? Жесткие это ус-1&ВИЯ, но справедливые. На эстраде все заметнее»6.
Публика, пришедшая на концерт, изначально настроена на Ьянную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, вы-|ваительных средств, то есть — на постоянную смену номеров.?гати, выдающиеся артисты прекрасно знают этот закон свое-|, ^скусства и почти никогда не идут на затягивание номера, в таких разновидностях речевых жанров, как монолог и гон, которые более других жанров «склонны» к затяжкам, £исты стараются сократить не в меру длинные произведения
|
иных авторов.
Вспомним, к примеру, программы А. Райкина. Это калейдос-масок, характеров, зарисовок. И, несмотря на всю глубину нем, которые поднимал артист, на емкость и выразнтель-гь образов, — редкий номер шел 10 минут, чаще — он был заэдо короче.
Вообще-то, эстрадники говорят, что идеальное время номе-- 6 минут. И цифра эта — результат опыта многих поколений истов эстрады...
: Более того, довольно часто можно видеть очень хорошие но-вра, продолжительность которых — не более 3-х минут. Особен-(,'Йто касается оригинальных и эстрадно-цирковых жанров. Вре-быть и еще меньше. Но, конечно, только выда-артисты могут средствами своего искусства за очень эткое время создать емкий, эмоциональный, сильный образ. fc Одним из самых ярких примеров такого рода является пан-ррыимический номер Марселя Марсо «Юность, Зрелость, Ста-ЭСТь, Смерть», созданный великим французским артистом в 6 году.
«Фабульная линия этой пантомимы раскрыта Марселем Марсо с помощью сценического языка, намеренно упрощенного до примитива. Одна за другой изображены здесь всего лишь различные человеческие походки. Неуклюжие шаги ребенка предваряют
13
Раздел первый. Общи * допросы режиссуры «страдного ном * ра
Юность, когда человек шагает по жизни, преисполненный сил и энергия, когда поступь его легка, непринужденна и красива, хотя в ней ощущается некоторый избыток самонадеянности. Зрелость — это уже экономия сил, но и уверенность, твердость шага, необходимые для преодоления препятствий, встречающихся на пути. В Старости человек бредет медленно, трудно, часто оглядываясь назад. Он обременен не просто усталостью, а — воспоминаниями обо всем, что пережито, содеяно или не сбылась. В каждом из его движений угадываются «прежние», в каждом — он не похож на прежнего себя. Это уже мудрость, обретенная ценой собственной жизни. Внезапно, хотя и вне всякой неожиданности, его настигает скованность движений, полная немощь и — Смерть...
|
Такой формальный обрыв сценического действия не является финалом этой пантомимы. Она выстроена автором с явным расчетом на «послевкусие*.
Ее завершает пауза, за время которой актер застывает в позе, открывшей эту пантомиму, в позе, предварившей рождение человека, чьи Юность, Зрелость, Старость, Смерть только что прошли перед нашими глазами.
Зритель слышит мелодию, открывшую эту пантомиму, уже ставшую для него ассоциацией с темой рождения, мы еще раз мысленно проигрываем все от начала и до конца, с той лишь разницей, что жизнь человека мы выстраиваем теперь в своем воображении не как прямую, уходящую в бесконечность Смерти, а как замкнутый крут, на стезе которого даже Смерть — это рождение новой Жизни»т.
Еще раз подчеркнем: эта миниатюра глубокого философского содержания длилась около 2-х минут.
Как бы ни был привлекателен режиссерский замысел, но если он требует воплощения в достаточно протяженном отрезке сценического времени (больше 10-ти минут), — от такого замысла надо отказаться или трансформировать его так, чтобы не нарушался один из основных законов эстрады — кратковременность номера.
Самостоятельность и законченность являются важными признака
ми эстрадного номера, который всегда представляет собой само
стоятельное и законченное произведение искусства.
Кстати, именно по этим признакам точнее всего определяется — номер это или нет, является, ли он действительно законченным произведением со своей завязкой, развитием, кульмина-
Ы
Глаяа 1. Эстрадный номер
ей, финалом; с рцжрытием темы, с использованием вырази-ьных средств, присущих данному жанру. § Если то, что поставил режиссер, может идти только в каком-конкретном спектакле, в специальной программе, на особой Лошадке; если это понятно зрителю только в общем контексте рограммы или спектакля, то такое произведение, при кажущей-кномерности», не является эстрадным номером. Если вы вы-такой фрагмент зрелища и не можете играть его в дру-программе или показать отдельно, это — та самая лакмусо-бумажка, по которой можно точно определить, является ли юе зрелище номером.
эстоятепьность и законченность обусловливают то обстоятель - | о. что эстрадный номер может играться на любой площадке и в!> ых условиях.
р:.Выходит, к примеру артист Г. Казаков читать монолог. Он • выступать и во дворце спорта, и в небольшом крнцертном, в ресторане и в военной палатке, на правительственном при-и в заводском цехе, на прекрасно озвученной и освещенной щадке, и на грузовике с откинутыми бортами. И это касается: только разговорного жанра.
Именно поэтому в положениях о конкурсах артистов эстра-: всегда присутствовал пункт: на конкурс допускаются законные эстрадные номера, — то есть выступления артистов, коде представляют зрителю самостоятельные и законченные низведения зрелищного искусства определенного >KaHpaj
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!