Кусство эстрады — это искусство номера . — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кусство эстрады — это искусство номера .

2021-03-17 154
Кусство эстрады — это искусство номера . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 


Номер — основа эстрады

Исторически само понятие «номер» означает именно номер: цифру, которая определяет место выступления артиста (группы артистов) в программе. Появилось это слово в том значении, ко­торое мы придаем ему сейчас, сначала в цирке, а:3атем — на эст­раде.

За кулисами цирка вывешивалась программа выступлений на сегодняшний вечер. Отсюда и пошли выражения: «Каким но­мером я выступаю? Каким номером ты идешь?»... и т. п. Пущен-ное в обиход артистами цирка, это слово перешло и в лексикон не только цирка, но и эстрады. В некоторых французских кабаре до сих пор существует и такая традиция: вместо объявления но­меров на эстраду выносят таблички с цифрами и названиями номеров.

Любое эстрадное представление (даже сольный концерт) со­стоит из калейдоскопа номеров. Номер является основной еди­ницей эстрадного искусства, или, по выражению А. Анастасьева, он есть «основная форма бытия»1 эстрады. Ю- Дмитриев дает краткое, но емкое и, пожалуй, самое точное определение эстрад­ного номера:

«Номер — отдельное, законченное выступление одного или не­ скольких артистов. Является основой эстрадного искусства» 1.

Есть еще одно, чрезвычайно точное и эмоциональное опре­деление, которое с благоговением произносят деятели эстрады: «Его величество номер!» (впервые введено в обиход Н. Смирно­вым-Сокольским). Сборный концерт, сольная программа, ревю, обозрение и т. д. — все это состоит из эстрадных номеров. Без эстрадного номера нет эстрадного искусства.

«На эстраде, — писал С. Юткевич, — существует только но­мер, чаще сольный, иногда парный или более населенный. Но-


«Можно не обладать профессиональным образованием и яв-гься блестящим номером, с другой стороны, можно им обла-гь и номером не быть. Плевицкая с оперной точки зрения пела Грамотно, но она была самобытна, необычна, исключительна:: была номером, я десятки и сотни оперных певиц с отличной колой на эстраде не обратят ничьего внимания. Вертинский — (одной драматический актер, шецелявый, картавый, безгало-в его время стал знаменитостью потому, что он сделал но- у. Танцовщик Александров, который берет пируэт, скосолапив i внутрь выставленную вперед правую ногу, хореографичес-I неграмотен, но он крутит 12 пируэтов, и при взгляде на эту ящуюся волчком фигуру забываешь неграмотность приема. Работник театра является составной частью целого, иногда крайне важной, но все же частью. Эстрадник же есть нечто само-щовлеющее. Его пьеса — он сам»4.

Таким образом, эстрадный номер, являясь основной единицей эстрады, представляет собой краткое, законченное и самосто-рггельное произведение зрелищного искусства.

На признаках, определяющих понятие «эстрадный номер», остановиться подробнее.

Признаки эстрадного номера

Любое понятие определяют как признаки внешние — фор-дальные, так и внутренние — сущностные.

Формальные признаки определить довольно просто. Преж-всего, это ограниченные временные рамки выступления арти-а (артистов).

«Продолжительность эстрадного номера редко превышает пятнадцать минут, — отмечает Ю. Дмитриев. — Поэтому эстрад­ный номер должен сразу завладеть вниманием зрителей. Он не


 


10


и


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного


Главе 1. Эстрадный номер


 


может иметь длинного вступления, иначе не хватит времени на развязку. И на эстраде предпочитают номера яркие, броские, лег­ко воспринимаемые. Остроты, каламбуры, удивительные трюки, игра ума, самые неожиданные, иногда парадоксальные концов­ки — все это присуще эстрадным номерам. Вещи, наполненные сложным психологическим содержанием, требующие от зрите­лей особенной сосредоточенности и углубленного внимания, на эстраде реже удаются»3.

Если посмотреть условия проведения различных эстрадных конкурсов, то почти в каждом вы Найдете следующее положение: номер не может длиться более 10 минут (эта цифра усредненная: в некоторых Положениях о конкурсах оговаривалось до 20 ми­нут, а последний конкурс, который заявлен Министерством куль­туры РФ в 2003 году, устанавливает 8 минут).

Во времена существования Советского Союза Всесоюзные и Всероссийские конкурсы артистов эстрады проводились регуляр­но. Чтобы лопасть в финал такого конкурса, исполнители про­ходили жесточайший отбор на местах. Эти конкурсы выявляли все самое лучшее, что появлялось на эстраде. Нет нужды пере­числять имена звезд, старт блестящим карьерам которых был дан в таких конкурсах.

Но важно отметить и другое. По существу, в положениях об этих конкурсах фиксировался опыт эстрады, эмпирическим пу­тем утверждались закономерности эстрадного искусства. Так и сформировалось правило, что номер должен, как правило, укла­дываться в десять минут. Хотя исторически закон короткомет-ражности номера появился гораздо раньше, наверное, с самого возникновения эстрадного искусства.

Таким образом, одним из важных признаков эстрадного номера
является его скоротечность, ограниченные временные рамки в пре­
делах 10 минут. ______________________________________

Конечно, возможны исключения, скажем, в сторону увели­чения хронометража: плюс несколько минут... Но в этом случае режиссер должен понимать, что ставит перед собой сложнейшую задачу. Исполнитель длинного номера должен быть экстраорди­нарно интересен, он должен быть выдающимся артистом, чтобы на протяжении 12—14 минут держать внимание зала. «Эстрада требует особой одаренности, — писал И. Шароев. — Здесь труд-

12


!,рбмануть — ведь артист лишен многих средств театрального рсства, за которые можно спрятать свою неумелость: декора-, музыки, грима, театрального костюма, наконец, партнеров, стоит у микрофона один-одинешенек и надеяться ему не на и не на кого — только на самого себя. Тут-то и происходит |*лная проверка — кто ты? что умеешь? или же не умеешь ниче-I? Личность ты или так — «господин никто»? Жесткие это ус-1&ВИЯ, но справедливые. На эстраде все заметнее»6.

Публика, пришедшая на концерт, изначально настроена на Ьянную смену впечатлений, сюжетов, артистов, ритмов, вы-|ваительных средств, то есть — на постоянную смену номеров.?гати, выдающиеся артисты прекрасно знают этот закон свое-|, ^скусства и почти никогда не идут на затягивание номера, в таких разновидностях речевых жанров, как монолог и гон, которые более других жанров «склонны» к затяжкам, £исты стараются сократить не в меру длинные произведения

иных авторов.

Вспомним, к примеру, программы А. Райкина. Это калейдос-масок, характеров, зарисовок. И, несмотря на всю глубину нем, которые поднимал артист, на емкость и выразнтель-гь образов, — редкий номер шел 10 минут, чаще — он был заэдо короче.

Вообще-то, эстрадники говорят, что идеальное время номе-- 6 минут. И цифра эта — результат опыта многих поколений истов эстрады...

: Более того, довольно часто можно видеть очень хорошие но-вра, продолжительность которых — не более 3-х минут. Особен-(,'Йто касается оригинальных и эстрадно-цирковых жанров. Вре-быть и еще меньше. Но, конечно, только выда-артисты могут средствами своего искусства за очень эткое время создать емкий, эмоциональный, сильный образ. fc Одним из самых ярких примеров такого рода является пан-ррыимический номер Марселя Марсо «Юность, Зрелость, Ста-ЭСТь, Смерть», созданный великим французским артистом в 6 году.

«Фабульная линия этой пантомимы раскрыта Марселем Мар­со с помощью сценического языка, намеренно упрощенного до при­митива. Одна за другой изображены здесь всего лишь различные человеческие походки. Неуклюжие шаги ребенка предваряют

13


Раздел первый. Общи * допросы режиссуры «страдного ном * ра

Юность, когда человек шагает по жизни, преисполненный сил и энергия, когда поступь его легка, непринужденна и красива, хотя в ней ощущается некоторый избыток самонадеянности. Зрелость — это уже экономия сил, но и уверенность, твердость шага, необхо­димые для преодоления препятствий, встречающихся на пути. В Старости человек бредет медленно, трудно, часто оглядываясь назад. Он обременен не просто усталостью, а — воспоминаниями обо всем, что пережито, содеяно или не сбылась. В каждом из его движений угадываются «прежние», в каждом — он не похож на пре­жнего себя. Это уже мудрость, обретенная ценой собственной жиз­ни. Внезапно, хотя и вне всякой неожиданности, его настигает ско­ванность движений, полная немощь и — Смерть...

Такой формальный обрыв сценического действия не являет­ся финалом этой пантомимы. Она выстроена автором с явным рас­четом на «послевкусие*.

Ее завершает пауза, за время которой актер застывает в позе, открывшей эту пантомиму, в позе, предварившей рождение чело­века, чьи Юность, Зрелость, Старость, Смерть только что прошли перед нашими глазами.

Зритель слышит мелодию, открывшую эту пантомиму, уже ставшую для него ассоциацией с темой рождения, мы еще раз мыс­ленно проигрываем все от начала и до конца, с той лишь разницей, что жизнь человека мы выстраиваем теперь в своем воображении не как прямую, уходящую в бесконечность Смерти, а как замкнутый крут, на стезе которого даже Смерть — это рождение новой Жизни»т.

Еще раз подчеркнем: эта миниатюра глубокого философско­го содержания длилась около 2-х минут.

Как бы ни был привлекателен режиссерский замысел, но если он требует воплощения в достаточно протяженном отрезке сценического времени (больше 10-ти минут), — от такого замыс­ла надо отказаться или трансформировать его так, чтобы не на­рушался один из основных законов эстрады — кратковремен­ность номера.

Самостоятельность и законченность являются важными признака­
ми эстрадного номера, который всегда представляет собой само­
стоятельное и законченное произведение искусства.                

Кстати, именно по этим признакам точнее всего определя­ется — номер это или нет, является, ли он действительно закон­ченным произведением со своей завязкой, развитием, кульмина-

Ы


Глаяа 1. Эстрадный номер

ей, финалом; с рцжрытием темы, с использованием вырази-ьных средств, присущих данному жанру. § Если то, что поставил режиссер, может идти только в каком-конкретном спектакле, в специальной программе, на особой Лошадке; если это понятно зрителю только в общем контексте рограммы или спектакля, то такое произведение, при кажущей-кномерности», не является эстрадным номером. Если вы вы-такой фрагмент зрелища и не можете играть его в дру-программе или показать отдельно, это — та самая лакмусо-бумажка, по которой можно точно определить, является ли юе зрелище номером.

эстоятепьность и законченность обусловливают то обстоятель - | о. что эстрадный номер может играться на любой площадке и в!> ых условиях.

р:.Выходит, к примеру артист Г. Казаков читать монолог. Он • выступать и во дворце спорта, и в небольшом крнцертном, в ресторане и в военной палатке, на правительственном при-и в заводском цехе, на прекрасно озвученной и освещенной щадке, и на грузовике с откинутыми бортами. И это касается: только разговорного жанра.

Именно поэтому в положениях о конкурсах артистов эстра-: всегда присутствовал пункт: на конкурс допускаются закон­ные эстрадные номера, — то есть выступления артистов, ко­де представляют зрителю самостоятельные и законченные низведения зрелищного искусства определенного >KaHpaj


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.